Михаил Бейлькин

Медицинские и социальные проблемы однополого влечения

Аннотация
Гомосексуальность – тема, интересующая не только узких специалистов, но и общество в целом. В основу книги сексолога Михаила Бейлькина  положены наблюдения над 230 транс- и гомосексуальными пациентами, обратившимися в Центр сексуального здоровья за 40 лет его работы. Кроме того, в ней сопоставляются научные факты и гипотезы из области сексологии, эндокринологии, психиатрии, психологии, биологии; анализируются произведения художественной литературы и тексты, взятые из газет, журналов и Интернета. В совокупности это позволяет понять сущность гомосексуальности, её медицинские и социальные проблемы. С выходом книги в свет врачи, психологи, педагоги, адвокаты, социологи и студенты разных профилей получили первый отечественный практикум по дифференциальной диагностике форм гомосексуальности и тактике работы с представителями сексуальных меньшинств.
Уникальность публикации – в её обращённости к максимально широкой читательской аудитории. Книга написана простым языком и снабжена словарём терминов, что делает её интересной и доступной людям, далёким от медицины и психологии. Психотерапевтический потенциал книги позволяет рекомендовать её для библиотерапии и профилактики неврозов у представителей сексуальных меньшинств и их родственников.


 

Глава V. Любовь: эволюционно-биологические и философские аспекты



   Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны
 и имею всякое познание, и всю веру, так что могу
и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
Апостол Павел

Психоаналитик, не верующий в любовь



Немецкий психоаналитик Иоганнес Кемпер написал превосходную книгу "Практика сексуальной психотерапии” (1994). У этого отличного врача есть одна странность: к любви он относится очень уж скептически. "Должен сознаться, – пишет он, – что у меня всегда вызывали ужас книги о сексуальности, пронизанные рассуждениями о любви. Я считаю важным разделять понятия любви и сексуальности. Не говоря уж о том, что каждый под любовью понимает что-то своё, она так перегружает собой несчастную сексуальность, что люди заболевают от этого. <…> Существовавшая в течение длительного времени экзистенциальная связь секса и любви (секс без любви рассматривался обществом как грех) оказалась чрезмерным требованием к человеку и неиссякаемым источником конфликтов, вплоть до бесчеловечности (смерть за измену и т. д.). Речь идёт о том, чтобы помочь сексуальности как структуре, не связанной с ценностями, восстановить свои прежние права путём освобождения от связанности высшими системами ценностей, например, любовью”.
Если кто-то поверил Кемперу, назвавшему любовь хоть и мешающей сексуальности, но, тем не менее, "высшей ценностью”, то он заблуждается. Психоаналитик иронизирует; общепризнанные проявления супружеской любви и верности он называет "заблуждениями”. К ним относится, по его мнению, всё то, что привычно считается неотъемлемыми свойствами любви и супружеского взаимопонимания, выражаясь в следующих формулировках: "Мой партнёр должен быть также моим лучшим другом”, "Чем сильнее любовь, тем счастливее брак”, "Измены разрушают любую связь”, "Партнёры не должны иметь тайн друг от друга”, "Я обязан сделать счастливым своего партнёра” и т. д. Надо признать, что, перечисляя дальнейшие "заблуждения”, а их ни много, ни мало, больше дюжины, пришлось бы назвать и явно наивные. Дело, однако, не в частностях. Позволительно ли Кемперу отрицать альтруистические принципы, лежащие в основе любви? Само слово "альтруизм” предложил французский философ Огюст Конт. Он назвал так нравственный принцип, противоположный эгоизму. Термин "эгоизм” происходит от латинского "эго” (я), а "альтруизм” – от "альтер” (другой). О. Конт сформулировал сущность альтруизма фразой: "Жить для других”.
Кемпер же этот принцип отрицает, посвящая альтруизму следующие убийственные фразы: "Альтруистическое представление о любви опасно. Я считаю, что человек сконструирован так, что всё, что он делает для другого, должно быть полезно ему самому. Если мысль о собственной пользе отвергается, то часто она просто выводится из-под контроля и проявляется в различных ожиданиях благодарности и признания, а также разочарования, когда эти ожидания не оправдываются.
Самоотверженной любви не бывает.
Возможность воспользоваться предложением партнёра, быть одаренным и избалованным им, не связывая себя никакими претензиями с его стороны, поначалу кажется заманчивой. Но это иллюзия. Даже если одаривающий партнёр в самом деле ни на что не претендует, то вы таким образом всё же испытываете долг благодарности к нему, ведущий к болезнетворным последствиям в виде обязанности, зависимости и чувства вины”.
Даже чилийскому нейрофизиологу Умберто Матуране (Maturana H., 1978), которого он боготворит и с почтением упоминает чуть ли не на каждой странице своей книги, Кемпер не прощает ни малейших потакательств "идеологии любви”. Так, Матурана заявил однажды: "без любви нет человеческой социализации. <…> Это условие чисто биологической природы было основополагающим в эволюции человеческого вида, определив протекание развития человечества, приведшее к появлению речи, и через сотрудничество, а не конкуренцию, ставшего источником формирования интеллекта”.
Отдавая должное глубине этих рассуждений, Кемпер, тем не менее, отказывает им в правоте: "Насколько бы симпатичным ни казалось это высказывание и как бы обнадёживающе ни звучало соединение биологии, коммуникации и языка, но оно не более чем идеология, гипотеза и словесная конструкция”.
Тот, кто счёл спор Кемпера с Матураной схоластическим, далёким от реальной жизни, ошибается.
Если Кемпер и неправ, то сексологам близки и понятны мотивы, которыми он руководствовался. Нельзя не поразиться смелости, с которой он пошёл против общепринятых истин. Кемпер питает неприязнь к ложной патетике. Он не выносит фальшивых славословий в адрес любви и альтруизма. Что ж, сексологу ли не знать, как лживы морализаторские словоблудия, к которым обычно прибегают фарисеи, говоря на эти темы?!
Тем не менее, вступаясь за сексуальность, ориентированную на удовольствие, он затрагивает слишком противоречивую проблему. "Психоанализ занимается тем, что определяет, как принцип удовольствия может быть внедрён в Я”, – пишет Кемпер. Мудрые слова, с которыми полностью согласится любой сексолог. Но, становясь на позиции гедонизма и защищая примат удовольствия, Кемпер закрывает глаза на то, что этот принцип обладает психогенным потенциалом, причём это проявляется особенно наглядно именно в сексологии.
Женщина, ориентированная на то, чтобы получить максимальное удовольствие – потребительница, подспудно оценивающая своего партнёра. А вдруг она за свои деньги выбрала не того любовника; что если с другим она испытала бы гораздо более яркий оргазм?! В конце концов, в силу своей гедонистической жадности она не испытывает оргазма вовсе. То же относится и к мужчине-потребителю. Коль скоро он ждёт от очередной связи лишь сексуальной разрядки, а не любви, то выбирает женщину-стандарт. Как правило, это неразрывно связано с неуважением к партнёрше, даже со скрытым презрением к ней. Именно таким образом относятся к своим "тёлкам” юнцы с незрелой половой психологией: они боятся ответственности, а потому избегают девушек, заслуживающих уважения. В результате, яркость впечатлений  у юнцов и у мужчин, вполне взрослых, но так и не обретших психологическую зрелость, сводится к минимуму; их сексуальные ощущения обеднены, оргазм смазан. Нередко такие половые акты приводят к сексуальным нарушениям.
Но если потребительский гедонизм болезнетворен, то было бы непросительной ошибкой отвергать и сам принцип удовольствия. Кемпер поднял важную проблему, которая имеет отношение к сексологии, философии и биологии. Чтобы её решить, надо сделать экскурс в каждую из перечисленных наук.

Страницы:
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 72
Вам понравилось? 10

Рекомендуем:

Эксгибиционизм

Памяти Игоря Кона

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх