Михаил Бейлькин

Медицинские и социальные проблемы однополого влечения

Аннотация
Гомосексуальность – тема, интересующая не только узких специалистов, но и общество в целом. В основу книги сексолога Михаила Бейлькина  положены наблюдения над 230 транс- и гомосексуальными пациентами, обратившимися в Центр сексуального здоровья за 40 лет его работы. Кроме того, в ней сопоставляются научные факты и гипотезы из области сексологии, эндокринологии, психиатрии, психологии, биологии; анализируются произведения художественной литературы и тексты, взятые из газет, журналов и Интернета. В совокупности это позволяет понять сущность гомосексуальности, её медицинские и социальные проблемы. С выходом книги в свет врачи, психологи, педагоги, адвокаты, социологи и студенты разных профилей получили первый отечественный практикум по дифференциальной диагностике форм гомосексуальности и тактике работы с представителями сексуальных меньшинств.
Уникальность публикации – в её обращённости к максимально широкой читательской аудитории. Книга написана простым языком и снабжена словарём терминов, что делает её интересной и доступной людям, далёким от медицины и психологии. Психотерапевтический потенциал книги позволяет рекомендовать её для библиотерапии и профилактики неврозов у представителей сексуальных меньшинств и их родственников.



Патопсихология садомазохизма



Если речь идёт не о серьёзных психических заболеваниях и не об органических поражениях головного мозга, сопровождающихся агрессивностью, то садомазохизм может быть проявлением невротического развития личности. В этих случаях в основе неспособности любить лежит всё та же беда: авторитарный характер родительской семьи и недополучение ребёнком материнской, а позже и отцовской любви. Начиная с детства и усиливаясь с возрастом, у такого человека может развиться тяжёлое чувство одиночества, ощущение враждебности и опасности, исходящих из окружающего мира. Болезненным выходом из подобного состояния может стать образование симбиоза, особого союза двух людей, из которых один – садист, а другой – мазохист.
Мазохист, попадая в зависимость от "сильной личности”, чувствует себя более защищённым; немотивированная тревога мучает его не так остро, как обычно; слабеет чувство опасности, исходящей извне; он меньше страдает от одиночества. Способность к жестокому обращению расценивается как доказательство могущества партнёра-садиста. Чем больше мук выносит мазохист, тем больше он к нему привязывается. Садист же, мучая свою жертву, упивается чувством собственной силы и непобедимости. Он как бы приобретает (иллюзорно, разумеется!) способность противостоять враждебности окружающего мира. Часто, однако, всё это не помогает, так что и садист и мазохист обычно ищут спасения в алкоголе, наркотиках, промискуитете.
Скорее всего, тот же механизм (воспитание в авторитарной семье и депривация родительской любви) мы обнаружили бы у сержанта, вступившего в половую связь с Сергеем, автором письма в "СПИД-инфо”. Судя по письму, он вёл себя садистски: наслаждался беспомощностью своей жертвы; болью, причинённой молодому человеку при анальном акте; тем, что заставил его почувствовать себя "шлюхой” (термин  из письма).
Можно возразить, сказав, что ничего подобного бы не произошло, если бы у Сергея были деньги, и он мог откупиться. Это верно, но и в таком случае поведение сержанта оставалось бы садистским. Дело в том, что он испытывает наслаждение от любого проявления своей власти и от любого способа эксплуатации своих ближних, начиная от использования их кошелька и кончая их "очком” (цитата из письма Сергея). Подобным людям свойственны жадность, грубость, нахальство. Психологи называют этот тип садистов "эксплуататорским”. Садисты, подобные сержанту, нередко являются представителями авторитарных структур; их можно встретить в армии, милиции, на таможенной службе. Такого сорта садистом был, кстати, Геринг, один из вождей фашистской Германии. Склонность к промискуитету, иначе говоря, половая жадность, была свойственна ему точно так же, как жадность в питье, еде, в алчном присвоении себе всевозможных ценностей, награбленных в странах, оккупированных немцами. Только вот, в отличие от гомосексуала Рёма, вождя штурмовиков, он был гетеросексуалом. Геринг отправил на муки и смерть миллионы людей.
Любить садисты, конечно же, не могут. Кстати, тот, кто думает, что садист-эксплуататор не ведает затруднений в сексе, глубоко ошибается. Дело в том, что взаимоотношения садистов с их половыми партнёрами строятся на постоянной и изнурительной пробе сил ("кто сильнее”), на вечных ссорах и стычках. Садисты и мазохисты нередко меняются местами, недаром эта девиация получила название "садомазохизм”. Такая сексуальность скоро притупляется и тогда появляется необходимость подхлёстывать её алкоголем и наркотиками (кстати, Геринг был наркоманом). Затем перестаёт помогать и допинг.
В долговременных садомазохистских связях обычно практикуются сравнительно мягкие формы подавления одного партнёра другим. Скажем, характерны объявления в газете: "Голубая семья ищет гомосексуального партнёра для встречи”. Вряд ли оба "супруга” в равной мере заинтересованы в этих поисках. Чаще всего один из них заставляет другого терпеть собственную измену и навязывает ему необходимость тоже стать неверным, вступив в групповой секс. Впрочем, он может ограничиться и тем, что по-садистски принудит наблюдать своего постоянного партнёра за половым актом с пришельцем. "Супругам” надо вывалять друг друга в грязи, что не имеет ничего общего с любовью.
Опаснее, если садомазохизм принимает аддиктивный характер и ритуализируется. Поиски разрядки приводят геев к анонимному сексу, который может закончиться не столь благополучно, как у Сирила Коллара, талантливого писателя, музыканта и кинорежиссёра:
"Чтобы заглушить боль, мне нужно было окунуться в мерзость и порок, только это помогало. Под мостом Гренель есть аллея, где черноту ночи не разгоняет ни одно светлое пятно. Под мостом колышутся человеческие тени.
Бритоголовый парень в холщовых штанах и армейских ботинках прижимает меня к опоре моста и бьёт коленом в пах. Он плюёт мне в лицо, я мочусь ему на руки, а он вытирает их об мои волосы и шею”.
Ещё одно тёмное место в Париже: "метромост, спуск к реке, бетон, запах мочи в конце лета. Чьи-то пальцы расстёгивают мою ширинку, приподнимают майку, щиплют и выкручивают соски. Руки, терзающие меня, принадлежат человеку, боль принадлежит мне, она мне необходима.
Я тяну моего мучителя на свет; с поверхности под мост проникает луч, рисующий на бетоне решётку. Мы достигаем оргазма в клетке, созданной игрой света и тени” (Коллар С., 1994).
Сирил Коллар выбрался из клетки своего парадоксального влечения, умерев от СПИДа очень молодым, но трагическая развязка могла наступить и намного раньше при встрече с садистом-убийцей под тем же мостом Гренель или в любом ином месте, где собираются гомосексуальные "тусовки”. Там же возможна гибельная встреча и с бандой "ремонтников” – "голубых гомофобов”-садистов. Множество геев находят смерть в собственных квартирах от рук опасных незнакомцев, "снятых” на "плешке”.
Важно, что при множестве нюансов поведения садистов всех мастей, есть нечто общее, что их роднит: они абсолютно бесчувственны к чужим страданиям. Вернее, их реакция на сигналы бедствия (Лоренц называет их альтруистическими "стоп-сигналами”), подаваемые другим человеком или другим живым существом, извращена. Вместо того чтобы прерывать агрессивные действия, – эти сигналы, свидетельствующие о боли и взывающие о помощи, лишь усиливают жестокость садистов, которые, по мере их отчаянной подачи, возбуждаются всё сильнее. Чем жалобней мяучит котёнок, тем в больший раж входит его мучитель-подросток. Чем беззащитнее жертва, тем изощрённее пытки, изобретаемые насильником.
Именно так, судя по газетным публикациям, вёл себя печально знаменитый убийца Иртышов, вырвавший через задний проход кишечник у изнасилованного им в лифте ребёнка. Детство садиста было несчастным. Алкоголиками были и мать, и отец. В возрасте 10 лет он получил тяжёлую черепно-мозговую травму, попав под автомобиль. Мать, избавляясь от ненужного ей чада, отдала его в интернат для умственно отсталых. Там более сильные подростки насиловали его, а  слабых насиловал он сам. Окончив ПТУ, Игорь перебрался в Петербург. Здесь его садистские наклонности получили признание со стороны мазохистов. Но связи со взрослыми не устраивали Иртышова, поскольку он не мог истязать свои жертвы по-настоящему. Потому-то он стал насиловать и убивать малолетних. В ходе следствия Иртышов в течение полугода упрямо отрицал свою причастность к изнасилованиям и убийствам (на его счету девять мальчиков). Потом он во всём признался, объясняя содеянное душевным расстройством. Слёзы, однако, ему не помогли, ведь убийца прекрасно знал, что творил, и невменяемым отнюдь не был.
В психологическом портрете Иртышова легко узнаётся особый тип "нарцисса”, личности холодной и ориентированной лишь на собственные ощущения. Он соответствует составленному Р. Бриттеном классическому портрету "серийного убийцы как инвертированного, робкого, тревожного и социально изолированного человека. <…> Он чувствует себя ниже других мужчин, сексуально сдержан и неопытен, <…> обладает богатыми садистическими фантазиями, реализация которых движется низким чувством самоуважения” (Brittain R., Цит. по Ткаченко А., 1999).
Таким же был и Г., знаменитый "Лифтёр” – убийца-душитель из Магнитогорска. По моей просьбе он написал свою исповедь, полностью опубликованную в книге "На исповеди у сексолога” (Бейлькин М. М., 1999). Холодность "нарцисса” проявилась у Г. в том, что, помня малейшие нюансы ощущений, испытанных им во время убийства своих жертв, в разговоре со мной он не мог припомнить их имён и фамилий. Между тем, они были на устах у всех магнитогорцев, терроризированных садистом.
Г. жил в мире собственных фантазий, играя роль супермена, неуловимого для милиции. По всем правилам театральной постановки он купил себе тёмные очки, нож и игрушечный пистолет. Убийца колесил по городу, сбивая со следа своих преследователей, и упивался тем, что держал в страхе целый город. Элементы театральной игры, по мнению А. Ткаченко (1999), – обычный атрибут "перверсной сексуальности. Достаточно вспомнить случай Джека-Потрошителя, отсылавшего перед убийством в Скотланд-Ярд предупреждение с указанием новой жертвы, или, из новейшей истории, – случай Бостонского душителя, оставлявшего рядом с изуродованным трупом открытку с поздравлением по случаю Нового года”. У Г. подобная игра была способом психологической защиты: строя из себя супермена, убийца компенсировал собственный комплекс неполноценности.
Психоаналитик Эрих Фромм (1994) словно именно о Г. писал: "Человек становится садистом оттого, что чувствует себя импотентом, неспособным к жизни. Он пытается компенсировать этот недостаток тем, что приобретает огромную власть над людьми и тем самым превращает в Бога того жалкого червя, каким он себя чувствует”.
Польский судмедэкперт Збигнев Старович (1991) добавляет ещё одну характерную деталь психологии "нарциссов”, подмеченную З. Соколиком и М. Шостаком (Sokolik Z., Szostak M., 1976): "у них нарушена способность различия собственных переживаний и реальных событий; отмечается склонность к такой интерпретации мира, когда желаемое принимается за действительное”.
По мере того, как ухудшалась половая жизнь с женой из-за неполадок в его сексуальной сфере, Г. всё больше чувствовал себя ничтожеством как мужчина. Наконец, нормальный половой акт стал ему и вовсе ненавистен. После первого совершённого им убийства Г. намеревался вступить в половой акт с трупом. Это не удалось ему из-за отсутствия эрекции. После последующих убийств он, правда, уже не делал никаких попыток к осквернению трупов и даже не расстёгивал свои брюки. Страх, беспомощность и агония девочек стали самоцелью, сделав Г. полностью неспособным к нормальной половой жизни с супругой; эрекция стала слабой даже при онанизме.
Фантастическая зловещая игра была выражением основной черты характера Г., его нарциссизма. Этим термином, восходящим к имени самовлюблённого героя греческого мифа, Фрейд подчеркнул отстранённость нарциссических психопатов от остальных людей. Окружающий мир интересует их лишь как продолжение их самих или неинтересен им вовсе. Если для самоутверждения и компенсации комплекса собственной неполноценности "нарцисс” решит кого-то убить (разумеется, более слабого и беззащитного), то сделает это без малейших угрызений совести.
Своей нарциссической холодностью Г. поразил даже много повидавшего в своей практике следователя, участвовавшего в аресте. Когда за ним пришли, Г. сидел за обеденным столом. Не изменившись в лице, он холодно и спокойно попросил: "Можно, я доем апельсин? А то мне в камере его не дадут”. Это была не просто бравада. Таково уж бесчувствие психопата, считающего себя центром мироздания и не способного воспринять масштабы действительного соотношения между его Я и окружающим миром.
Такой тип садистов Фромм не зря назвал некрофильским. Обычный садист нуждается в трепещущей и смертельно напуганной, но живой жертве. Некрофил же получает полное наслаждение от мертвеца. Уж от него-то никакой критики в свой адрес (в том числе по поводу сексуальной несостоятельности) не услышишь наверняка.
Психологический портрет подростка-некрофила, не успевшего, к счастью, совершить убийства, даёт в своём очерке  в "Комсомольской правде” журналист Олег Кармаза:
«С ним можно долго разговаривать о музыке, о внеземных цивилизациях, о чём-то высоком и сентиментальном. Однако разговор может прерваться неожиданным вопросом вроде: "Как ты думаешь, курицу можно трахнуть?” Пока ты обдумываешь, как бы поделикатнее ответить, беседа снова может плавно перетечь в русло оценки творчества "Дип Пёпл” и "Автографа”».
Паша отличался не только своим сексуальным интересом к курам, но ненавистью к кошкам. Эта аномалия появилась у него в 10 лет, когда он поймал маленького, голодного и жалобно пищавшего котёнка. "Его он хотел убить одним ударом. Но так почему-то не получилось. И тут Паша обалдел. От удовольствия. Или от возбуждения. Он даже взмок – это он хорошо помнит. Дальше всё пошло так, как и должно было пойти. В городе, где живёт Паша, он превратился для кошек в Шарикова № 1. Вскоре участь мурок постигла и семью ежей. Почему он их так ненавидит, Паша объясняет достаточно определённо: "Они не вписываются в мою эстетическую программу”. Суть программы, насколько я понял, в следующем: жить должны только те животные, которые красивы и миловидны. В Пашином, естественно, представлении. Всех остальных надо уничтожать.
Потом Паша случайно зашёл на городское кладбище. Там, рассказывает он: "Тихо, спокойно, птицы щебечут. Постоял минут пять, а потом вдруг злость откуда-то взялась на всё, и на покойников тоже. Лежат, думаю, гниют, воздух портят, да и землю тоже...”
В первый раз он сломал несколько крестов и свалил три гранитных памятника. "А потом, – как сообщает очерк,– Паша зачастил на кладбище, круша памятники десятками. А затем переключился на покойников, раскапывая свежие могилы и кромсая трупы. Со слов Паши, его душила постоянная злоба. "Хотелось кого-то резать, бить. А покойники – с ними что хочешь делать можно. А потом интересно было, как они разлагаться начинают – сразу или постепенно”.
Таков особый подвид садизма – некрофилия, влечение к трупам и к смерти.
Дело кончилось тем, что Пашу передали под наблюдение психиатров. Как пишет Олег Кармаза: «Те дают ему медикаменты и уверяют, что с ним будет всё в порядке. По словам матери Паши, таблетки ему действительно помогают. Но стоит только сделать пропуск в их приёме, как у него "появляется странный блеск в глазах, он черствеет, становится жёстким и непробиваемым”».
Впрочем, таблетки таблетками, а злоба у подростка копится и может реализоваться в любой момент. «Кто-то из одноклассников выбил из-под него стул ради потехи. Все, как водится, посмеялись и разошлись. Но кто же знал, что Паша такое вряд ли забудет. "Я хочу его уничтожить, так чтобы тела даже не осталось, – сквозь зубы цедит он”».
Попытки совокупления с курами Паша пока забросил. Теперь появилось влечение к женщинам. "Мне в последнее время женщины стали сниться, я их раздеваю, бью... Попробовать жутко хочется”.
По словам автора очерка, Паша "в смысле заболевания совершенно здоров. И это после длительного обследования подтвердили все без исключения врачи. Он не шизофреник”.
Версия журналиста о психическом здоровье Паши, мягко говоря, неубедительна. Тем более что автор сам же сообщает факты, способные объяснить особенности Пашиного характера. И на свет тот появился с родовой травмой. И с родительской любовью вышла осечка: "Ребёнком он был нежелательным – отсюда отношение к нему в первые два года. Строгий, даже суровый отец, в детстве часто сажал его на цепь, чтобы Паша не убежал гулять со "всякой шпаной”; на этой цепи Паша нередко сидел день, два, три. Мать однажды, было, заступилась за сына, но всё кончилось тем, что больше таких попыток она не делала”. В довершение всего, в возрасте 8 лет Паша перенёс тяжёлое сотрясение головного мозга, по поводу которого он долго пролежал в больнице.
Конечно же, заболевание подростка имеет органический характер: оно вызвано родовой травмой и последующим сотрясением головного мозга. Беспричинная ярость, немотивированная злоба, особая патологическая грубость (психиатры называют её брутальностью), агрессивность, ждущая своего часа жажда убийства – всё это атрибуты психики людей с органическим поражением головного мозга.
Может быть, особо бережное воспитание помогло бы Паше стать достаточно терпимым в жизни, хотя и невероятно трудным, человеком. Увы, садистская "педагогика” в родительской семье окончательно направила интересы подростка в русло садизма и некрофилии.
Хотя это неизвестно автору очерка, любопытство к курам и попытки Паши вступить с ними в половой контакт, вполне объяснимы. Они свидетельствуют о наличии своеобразной аномалии, "микропениса”, когда очень малые размеры члена вызваны генетическими причинами и не зависят от уровня андрогенов. Об этом говорит и то, что попытки спаривания с курами были предприняты Пашей уже после его вступления в возраст полового созревания. Ведь уровень мужских половых гормонов у него стал достаточно высоким, так что наследственно запрограммированные размеры его члена уже вполне определились. Особая же тяга лиц с микропенисом к курам известна сексологам с давних пор. Не оригинален Паша и своём выборе котят, в качестве объекта садистских истязаний: Е. Ревич и Л. Шлесинджер (Revitch E., Schlesinger L. B., 1988) выделили "ненависть и насилие по отношению к кошкам”, свойственную детям и подросткам – будущим насильникам и убийцам. А. Ткаченко (1999) описал садиста, который причинил женщине "тягчайшие повреждения с отрезанием ушей, выбиванием глаз и т. д.”, умертвив жертву. При этом полностью дублировались действия, с детства "отработанные” им на кошках.
По мере своего взросления Паша вместо котят станет истязать людей, но обязательно более слабых, чем он сам. Потому-то, исходя злобой к подшутившему над ним однокласснику, он выберет себе в жертву не его, а кого-нибудь из хрупких девушек. Впрочем, у него может появиться и "ненависть” к детям и к старикам, ведь они тоже слабые!
Страшно, когда садисты получают неограниченную возможность мучить и убивать. Фашисты в этом были не одиноки. Позорным и жутким был, например, "беспредел”, чинимый царём Иваном Грозным (царь был, конечно, не невротиком, а по-настоящему душевнобольным). Он приказывал убивать и грабить население русских городов (Новгорода, например). Что уж тут говорить о зверски замученных жителях населённых пунктов, захваченных в ходе военных действий (таких, как город Полоцк, где он вырезал всех евреев). Он заставил своего любовника Федю зарезать в его присутствии собственного отца – боярина Алексея Басманова. Меньшие доказательства любви к своей персоне царя не устраивали! Кстати, когда Фёдор был ещё в фаворе, он пожаловался своему царственному любовнику на гомофобные замечания в его адрес, сделанные воеводой князем Овчининым. Царь не замедлил с наказанием обидчика своего любимца. Князя пригласили на царский пир и подпоили, а затем по приглашению Грозного он спустился в винный подвал. Там воеводу и задушили царские псари.
Не менее кровавыми "подвигами” прославились и садисты времён эпохи Возрождения, искавшие оправдание в философии гедонизма, утверждавшей, что наслаждением, как единственным благом в жизни, должны пользоваться лишь сильные личности.
Важно заметить, что сочетание органических поражений головного мозга с болезнетворным воспитанием, полученным в условиях авторитарной семьи (подавление личности ребёнка при дефиците родительской любви), формирует чрезвычайно уродливый характер, свойственный так называемым серийным убийцам.
Сопоставления, сделанные в этой главе, свидетельствуют о том, что поведение психопатов, как гомо-, так гетеросексуалов, скроено по одним и тем же шаблонам. "Голубой” убийца Иртышов – психологический близнец садиста-гетеросексула Г. и некрофила Паши. Садисты всегда опасны и отвратительны, убивают ли они девочек или мальчиков, женщин или мужчин, а также и в тех случаях, когда им одинаково по душе убийство и мучительство тех и других (именно таким был бисексуальный убийца Чикатило).
Что же касается невротиков, то их способность любить блокируется сходными механизмами безотносительно типа сексуальной ориентации. Правда, интернализованная гомофобия придаёт невротическому развитию геев особые черты, благодаря которым им труднее, чем гетеросексуалам, реализовать свои мечты о любви и о счастье.

Контрольные вопросы

1.    Можно ли назвать любовью сексуальные авантюры Дмитрия Лычёва, которые сам он расценивает как влюблённости?
2. Чем объясняется промискуитет, практикуемый Лычёвым и Л.?
3. Способны ли тот и другой на избирательное и альтруистическое чувство?
4. Какова сексуальная ориентация того и другого; в чём различие бисексуальной активности обоих?
5. Какова психологическая подоплёка садистского компонента в структуре полового влечения каждого из них?
6. Можно ли счесть зрелым психосексуальное развитие того и другого? Чем объясняется блокада их психосексуальной зрелости и каковы перспективы её преодоления у каждого из них?
7. Каким образом акцентуация характера Димы, последствия перенесенной травмы мозга и психопатия Л. влияют на их половое поведение? Каким образом психопатии Руслана и Владимира сказываются на их взаимоотношениях с половыми партнёрами?
8. В чём причины гомофобии, царящей в подростковых и молодёжных группах?
9. Как гомосексуальному  подростку снизить риск получения психической травмы, если он намерен войти в состав молодёжной группы?
10. Чем плох групповой секс?
11.  Насколько психопатология Иртышова и Паши зависит от перенесенных ими травм головного мозга и насколько – от их воспитания?
12. Варианты садомазохизма на примерах Сирила Коллара, Л., "Лифтёра” Г., Иртышова, Паши и милиционера, принудившего к половому акту Сергея.

Страницы:
1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 72
Вам понравилось? 10

Рекомендуем:

Эксгибиционизм

Памяти Игоря Кона

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх