Бесполезная лирика

Предисловие

Как в свое время заметил Оскар Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно. И с этим не поспоришь: искусство на хлеб не намажешь, от дождя им не укроешься, от холода не спасешься. Хотя,
бывают, конечно, исключения: картиной можно дырку в стене прикрыть, книгами — костер разжечь, музыкой — отвлечься от мрачных мыслей. Мои же поэтические эксперименты не годятся даже на то,
чтобы быть использованными в качестве туалетной бумаги, поскольку ни один здравомыслящий человек не решится печатать плоды моего безумия, и в данном случае это не гипербола — у меня даже справка
от психиатра имеется. Честно говоря, не думал, что когда-либо выложу в сеть сборник стихов, впрочем, эти немногочисленные сохранившиеся обрывки вряд ли тянут на сборник. В них много личного,
много всякой ерунды и соплей с сахаром, и всего того, что я предпочитаю если и читать, то с заклеенным ртом, или просто выкидывать, как порванные носки. Но времена меняются. Я учусь говорить, точнее, выражать свои эмоции, а не только провозглашать псевдофилософские идеи и поставангардистские манифесты. А пока я дописываю следующую повесть, попробуйте не сломать свой мозг о «Бесполезную лирику».
В этот сборник вошли как стихотворения в традиционных размерах, так и то, что я назвал «черным стихом». В черных стихах ритм более произвольный, чем в дактиле, анапесте и прочих, а рифма
выстраивается следующим образом: последний слог одной строки должен совпадать с первым слогом последующей, при этом, если последний слог безударный, то при чтении его можно залиговать, то есть
опустить, связав два слова вместе. А в конце книги я решил добавить пару инструктивных пьес, которые тоже являются своего рода стихами.
Полагаю, уже излишне напоминать читателям — делаю это исключительно из врожденной вежливости — о своей искренней любви к обсценной брани и оскорблениям чувств моральных ценностей.

Марк Эльберг, 2022


Кто-то вычеркнул небо


Кто-то вычеркнул небо бездумно, небрежно,
Как школяр, что скрестил на доске два луча.
Я стоял и смотрел, как сгорает надежда
На лазурном костре палача.

Люди шли, словно нежить, с пустыми очами,
Глядя насквозь, стремясь напролом, кувырком,
Прямиком в никуда. Они не замечали:
Кто-то вычеркнул небо белым мелком.

Тишина стала громче, чем тысячи звуков,
И сквозь стены домов потекла пустота,
И апрель задрожал от декабрьской вьюги:
Кто-то вычеркнул небо мое навсегда.

Только я засмеюсь, даже громче, чем прежде,
И я буду любить постмодерн и абсент,
И безжалостно жить, пьяно, глупо и грешно:
Над моей головой выси ангельской нет.

Комната Джованни


Джованни не выходит из комнаты,
Джованни читает Бродского,
Отстранясь от земного и плотского.
Просто сердце давно поломато,

Просто окна давно занавешены,
Стихло радиоволн бормотание,
Телефон погрузился в молчание,
Да и ну его, клятого, к лешему.

И бумага давно вся исписана,
И угасла последняя лампочка.
Где теперь твои милые мальчики,
За какими ушли антрепризами?

Может, утро к полуночи клонится,
И какая, к черту, нам разница,
Что январь за окном, что пятница,
И о чем возвещает звонница?

Только тинятся ночи тягучие,
Расцветают на стенах литеры,
А он хлещет сухое литрами
И танцует один в беззвучии.

Cogito ergo...

1
Вы не прошли регистрацию,
Значит, вас не существует,
Может быть, вы имитация,
Но точно не человек.

Доступ по авторизации.
Что вы с Кортезием в суе?
Действуйте в рамках формации.
Sorry, you have to check2.

Включите геолокацию.
Привяжите свой гугл-аккаунт,
Пройдите верификацию.
Недопустимый контент.

Пройдите для активации.
Sorry, no matches found3.
Мы защитим информацию.
Error4: вы иноагент.
__________________
1 Мыслю, следовательно... (лат.)
2. Извините, вы должны поставить галочку (англ.).
3. Извините, совпадений не найдено (англ.).
4. Ошибка (англ.)

Как жаль...


Как жаль, что холодны твои уста,
Как жаль, что все мои слова потонут в море,
Как жаль, что я уже устал
Писать «люблю» на каменном заборе.

Как жаль, что я совсем не тот,
С кем ты мечтаешь просыпаться утром,
И в моей жизни все наоборот,
Ведь я не тот, кто «поступает мудро».

Как жаль, что я совсем не тот,
Кто можно жить спокойно и смиренно:
Я ничего не знаю наперед
И действую по прихоти мгновенья.

Как жаль, что ты уже успел
Биенье сердца обуздать рассудком,
А я, увы, остался не у дел
Наивным, с Марса рухнувшим ублюдком.

Как жаль, мой друг, что это не судьба,
Как жаль, что я в судьбу совсем не верю,
И пусть не прозвучит моя мольба,
Но поцелую вновь замок закрытой двери.

Пост-всё


Пост-грозовой Петербург,
Пост-шумовой авангард,
Пост-модерновый круг,
Пост-всё, пост-арт.

А за тучами тысячи звезд,
Я не видел их десять лет.
Но пора заступать на пост,
Даже если ты мусагет.

Понесу на горбу свой гроб,
Не радуйтесь, не на погост.
Это мой сольный флэш-моб.
Можете выложить пост.

А на ужин опять вермишель:
Снова богемный пост.
Из гроба достаю пост-чель
И иду играть на помост

Через Пост-Петергофский проспект,
Через Старо-Калинов мост.
Я и сам уже арт-объект,
Разумеется, пост-.

Джону К.


Курсор в обратную сторону,
Стирая запись трека.
Бесконечности все равно,
Что stop, что record.

Медленно тают данные
С шепотом реверсивным,
Остаются лишь несказанные
«Четыре-тридцать-три».5

Говорить — однозначно — нечего6,
And I'm saying it... as I need7.
Больше Голоса нет человечьего8,
Телефонная трубка молчит.

Выведу master на максимум,
На предел тридцать три канала,
Чтобы чувствовать всеми пальцами,
Как течет пустота из порталов.
___________
5. «4:33» — самое знаменитое произведение композитора Дж. Кейджа, представляющее собой паузу длительностью в 4 минуты 33 секунды.
6. Мне нечего сказать (англ. I have nothing to say) — первые строки поэтического сочинения Дж. Кейджа «Лекция о ничто» (англ. Lecture on Nothing).
7. И я говорю это так... как мне нужно (англ.) — цитата из того же сочинения.
8. «Человеческий голос» (фр. La voix humaine) — моноопера Фр. Пуленка, где в течение всего действия героиня говорит по телефону.

Пустота


Я привык говорить с пустотой,
той, что все принимает.
Мается маятник вечности,
стихают стихи во мраке,
кидаясь камнями в воду,
одушевляясь на миг.
Мигрень не дает ответа,
тайны останутся тайными,
миражи не обрящут плоти,
тишина не коснется кожи,
живые промчатся мимо,
моментально отводя глаза.
За стеклом только тусклые тени,
нитевидные сети пространства,
ватное тело ночи,
очертания лиц людей.
Действительность же пуста.
Там просто нет никого.
Вопрос остаётся вопросом,
сомнение ведет до абсурда,
до победного крика «SOS».

Эволюция 18+


(ко дню шестицветного флага)
Дриопитеку все безразлично:
Было б что кушать и было б где спать,
С девушкой, с парнем — ему не критично.
В мире под деревом тишь-благодать!

А гомофоба касается лично,
Кто, с кем и как собирается спать,
Лезет в трусы он ко всем фанатично
И обожает в вконтакиках срать.

Есть человек пофигистичный:
Вот его дом, его стол и кровать.
Если его не касается лично,
То он никому не мешает спать.

Есть человек философичный:
«Cogito ergo sum», — пишет Декарт,
А человек рассуждает скептично
И сам выбирает, с кем ему спать.

А вот человек альтруистичный:
Его задолбал9 гомофобный «аншлаг».
Судьбы друзей ему не безразличны,
Он поднимает радужный флаг!
______
9. При первой публикации данное слово было использовано в качестве эвфемизма, поскольку политика социальных сетей не позволяет свободному художнику открыто выражать свои мысли обсценной лексикой.

Олбанский стихъ о пахмелье


О, это аццкое пахмелье!
О, этат ужос и аццтой!
Йа выпью йаду и апстену
Убьюсь блянахуй галавой!

Какой сатан сранья мну пишед?
Какой нубас мну мемы шлёд?
Йа не одмен и не айтишнег!
Матчасть учити! Низачот!

Достали, бляхуй, первонахи!
Йа ваши трабблы ниипу!
Откройти Хухль и хуйарьти!
Харибда нахуй и впесду!

Каму шо надо, выбирайти.
Йа мухожук от ффас фо мраг!
Йа жопс увидел! Йа пейсатель!
ЫЫП, Йъыё и Ъ!

Дик-пик


Из монитора прямо в душу
Он поразил меня навек,
И сердце просится наружу,
Как к Зевсу рвется Ганимед!

Так эксцентричен, экспрессивен,
Так полон страсти, нежен, дик,
Но как, увы, бесперспективен,
Его отчаянный дик-пик!

Прости мне мой minette зубастый
И острый, словно штык, язык,
Но убери свой хуй блохастый,
Пока он нахуй не поник.

Кофейная кантата


Нет, товарищ бариста,
Ваш эспрессо – не наш формат!
Настоящие авангардисты
Кофе сухим едят!

Fervent ami

10
Опять пишу,
шурша листом,
томленье спиртом заливая,
ваяя слог,
слагая чушь,
уж сколько брошено на ветер
терзаемых напрасно слов...
Ловлю себя,
ебя свой мозг,
сгибаю волю, чтобы снова
во власти нежного порыва
Вам не звонить.
Нить так тонка,
казалось, легче паутины...
Иные скажут мне:
«не стоит свеч»...
Вечерний шепот, взгляды, руки,
кинжалом на заре –
«Аu revoir!»11
Арктическая злая вьюга
гонит прочь, и ветры
рычат в ушах...
Шах, mon préféré12!
Резвее разливай по чашам
шампанское, мы будем пить
и терпеливо нажираться,
отца небесного гневя,
вязать стихи,
химер плодить,
идти по грани не туда,
до чувства блядского абсурда,
до немоты в оскале бытия...
И ясен хрен,
rien à faire13,
fervent ami,
минутной слабости забава
Вам не сойдёт с губ.
_________
10. Пылкий друг (фр.)
11. До свидания (фр.)
12. Мой любимый (фр.)
13. Ничего не поделаешь (фр.)

Ангел на игле


Когда ты не любишь меня –
наяву ли во сне, –
снег.
Не глядишь мне в глаза,
за ресницами лед голубой
боязливо скрывая.
А я не могу подойти,
тихим шепотом губ коснуться.
Царствует дикая ночь,
очи сомкнуть нельзя:
зябко.
Когда ты не слышишь меня,
яростны, судорожны мысли,
слипаются литеры в горле.
Легче убежать, чем выдержать хоть минуту,
тучей закрыться, сгинуть во мрак,
окропить бы слезами подушку...
Куда мне!
Не ведают слез глаза марсиан.
Ан нет, не жалко.
Когда ты не помнишь меня,
я говорю с тобой.
Бой часов Петропавловки
кидает последний камень,
меняет сегодня на завтра,
транжиря бесценное время,
мятое, сломанное, выброшенное прочь,
очертаний его
во мгле не разглядеть...
Едкий туман заползает под воротник,
никнет зелёная гвоздика.
Дико.

Полуночный фавн


Это мой сон,
он о тебе:
белый тростник,
никнущий свет,
ветреный город,
родной как чужак,
акварелью рисует небо.
Больно дышать
шаткой порой,
рой недосказанных фраз
разбился о камни.
Мнимые приступы лета.
Это мой план,
а не судьба, –
бал без костюмов и масок.
Окна слепы
пылью ночной,
ноет расшатанный мост.
Остановись же, мгновение!
Ни единого шага:
горит
ритм немого там-тама,
там, где зыблется ночь,
очертев от тоски,
кипит он в недвижном танце,
цепляясь за жизнь,
изнемогая,
каясь и вновь кляня
яростный мир,
мираж в темноте —
тень полуночного фавна.

Свидание


Не состоялось свидание,
если по-англицки, – meeting.
Инквизиция ближнего космоса
сомном за нами бежала,
латами в такт звеня.
Я шел средь гудящей толпы,
пытаясь согреться напрасно,
но был чужим средь своих,
и хриплые голоса
сочились по рекам и улицам,
омытые праведным гневом,
о мире и братстве крича.
Часами от площади к площади,
держась середины шествия,
я думал о том, что это
тот идеальный момент –
м#нтaм и толпе назло –
словить, изловчась, твою руку
украдкой и не отпускать.
А тьма над Невой сгущалась,
лоснилась в фонарном огне.
Не состоялось свидание,
если по-англицки, – meeting...

Слышишь?


Слышишь? Я потерял голос.
Остались только пальцы,
цепляющие не те буквы.
Выключи свет —
ветер завоет громче
через каждую рану,
нудно и медленно,
норовя разорвать в клочья.
Не хочу просыпаться
Не хочу просыпаться,
Царапать собой реальность,
Настраивать фальшивые струны,
Нырять без разбега в толпу,
Пульсировать нитевидно,
Натянув треть улыбки на рожу:
Ажур, bonjour... la merde14.
_______
14 Добрый день... дерьмо (фр.)

Автостопом по галактике


Здравствуй, я Форд Префект,
эффект неожиданности,
стиснутый, сдавленный, сжатый в комок.
Мог или не мог? Промок до нитки
кислотными дождями иных планет,
нет ничего за спиной, не помню,
нюхаю кислород, как земляне кокс,
аксиомой стою with green carnation15,
incarnation of nothing16,
иной и лишний:
ни языка, ни нравов местных
nicht noch verstehe ich17,
и холодно на этой Земле,
лечись – не лечись, бесполезно!
Но я, прости, что не вовремя
и мямлю всякую ерунду,
дурак, with madness alit18,
летел через всю галактику,
кубарем падая в черные дыры,
рыдая, рыча от ярости
тихо: в космосе нет звука.
Kam ich und dir zu Füssen fiel19,
filled with tender lust20,
остальное уже решено:
наяву ли, во сне,
не найти мне покоя.
Кто я? Неважно,
no matter21,
мэтр абсурда или просто Schwule22,
улетевший на собственной крыше.
Шепчу на последнем выдохе:
here I am, dein Wanderer23,
ergo cor meum tuum est.24
_____________
15. с зеленой гвоздикой (англ.)
16. воплощенное ничто (англ.)
17. я все еще не понимаю (нем.)
18. озаренный безумием (англ.)
19. Я пришел и упал к ногам твоим (нем.)
20. преисполненный нежной страстью (англ.)
21. не имеет значения (англ.)
22. пидор (нем.)
23. Я здесь (англ.), твой скиталец (нем.)
24. Следовательно, мое сердце принадлежит тебе (лат.)

Снова уходишь в вечер


Снова уходишь в вечер,
чернилами каплющий с крыши.
Шепчу что-то жалкое,
кое-как подбирая слоги.
С логической зрения точки,
очки уж пора бы снять,
смять и выбросить нахуй,
уйти, не прощаясь со всеми,
микрофоны оставив на стойках
(«ах, простите, вернусь»),
устремиться по лестнице вниз,
изловив, утянуть тебя за угол,
голос понизив, выкрутить дерзость
(оступаться, так наверняка!),
камнем разбить свой обет молчания,
ясно высказать очевидное,
но, естественно, быть отвергнутым,
тем не менее, лучше так.

Черта


Сколько людей писали тебе стихи,
хитро слагая оды,
одежды срывая дерзко?
Сколько людей напишут после меня,
меняя свободу на ласку —
кусочек земного блаженства?
Возненавидеть бы всех их разом,
разомкнуть бы порочный круг,
рук твоих вновь коснувшись,
шестеренки часов сломать!
Материя ночи давит,
витками ложась на горло,
лобзая шипами вены.
Ныне, гордость стою растоптав,
таврическим щебнем присыпав,
пав духом, я каюсь, мой друг,
ругать меня бесполезно.
Но я преступил черту,
ту, что запретил преступать.

Летняя ночь


Эта ночь звёзд лишена,
наглые фонари заменили звёзды.
Дышать мокрым воздухом,
ухом ловить моторы,
рычащие вдоль Обводного,
возомнившегося рекой.
Кое-как и шатаясь,
таясь от себя же,
желая закрыться стихом,
с тихим потоком зелёной
ноющей в камне воды,
дым выдыхаю в небо,
больное, сгорающее от жара
Аравийской пустыни.
Пустые глаза
заспанных окон
ансамблями тихо стонут,
нутро свое раскрывая,
ваяя идолов и химер.
Мерно и медленно
ночь запеклась,
асфальт, словно корка крови.
Видишь ли сны,
ныряешь ли в глубь,
убаюканный тишиной?
Ноешь ли, сгорая в огне
немой духоты кошмара?
Мара ещё далеко,
колет льды берегов Антарктиды.
Дыши, просто дыши, —
шелестят обгоревшие листья.
Я хочу, чтобы ты дышал.

Страшное слово #####


Никогда не узнают дети
Страшного слова #####.
Будет самой мирной на свете
Великая наша страна!

Не будет плохих известий,
Светлой будет заря,
И слово ##### исчезнет
Из русского словаря.

Больше не будет арестов,
Иммигрантов, наркотов, блядей,
Пидорасов, агентов, простестов,
Больше не будет несчастных людей!

И наступит новая эра,
И все будут равны как один,
От Андов и Кордильеров
До острова Сахалин.

Никогда не узнают дети
Страшного слова #####,
Нерожденные дети планеты,
Выжженной дочерна...

Черное на черном


(Инструктивная пьеса. Версия для чтеца)
Заклейте рот черным скотчем.
Читайте стихи.

Черное на черном


(Инструктивная пьеса. Версия для чтеца-2)
Заклейте рот черным скотчем.
Оденьтесь в шестицветный флаг.
Читайте стихи.

Сердце


(еще одна инструктивная пьеса)
Набейте или нарисуйте в области сердца розовый треугольник.
Вам понравилось? 5

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх