Почему сетевая гей-проза не пользуется популярностью у геев?
Существует мнение, что сетевая гей-проза – это неотъемлемая часть современной литературы. Но какие оценочные критерии должны быть у данного явления и должна ли быть оценка сетевой литературы данного жанра вообще? Споры о качестве и принадлежности сетевых авторов к когорте писателей, диспуты о профессионализме и дилетантстве сетевой гей-прозы не новы. Но почему-то среди геев гей-проза не пользуется слишком уж большой популярностью.
Я решила обратиться за разъяснениями к одному из читателей нашей библиотеки, который хоть и читает время от времени произведения библиотеки, но тем не менее, поклонником сетевой прозы не является. На форуме и в библиотеке вы знаете его под ником sswez.
Более чем избитый вопрос: почему ты не любишь читать произведения сетевых авторов? И как считаешь: объективно - данный жанр, как таковой, существует, либо это всего лишь графомания?
Я начал читать художественную литературу лет 8 назад, до этого читал в основном техническую, поэтому привык читать вдумчиво и выстраивать в голове модель прочитанного. По старой привычке даже художественную литературу могу по нескольку раз перечитывать, чтобы лучше понять замысел автора. Сетевые произведения чаще всего являются беллетристикой, у которой центральная идея либо очень проста, либо просто отсутствует. Большая их часть написана на скорую руку, соответственно не проработан ни сюжет, ни герои, ни остальные действующие лица. Обычно это короткие рассказы, а я предпочитаю произведения, которые можно переживать, обдумывать, обсуждать. Часто авторы скатываются в банальную эротику или порно-эротику и подобные рассказы становятся неотличимы от "женских романов".
Если взять за основу тезис, что современная гей-проза – это реалистичное отображение взаимоотношений двух (или более) мужчин, а если посмотреть правде в глаза, то не только взаимоотношения и не только между мужчинами, но и с обществом в целом. Как думаешь, это утверждение соответствует истине?
Утверждение, что гей-проза – это реалистичное отображение взаимоотношений мужчин, или общества и геев, лишь отчасти верно. Да, действительно, какая-то часть произведений затрагивает указанный аспект. Чаще всего, такие произведения отражают какие-то внутренние переживания писателя, не то чтобы это было не интересно, но зачастую выглядит очень неправдоподобно, или как достаточно инфантильные фантазии авторов. Разумеется, встречаются действительно глубокие произведения, широко охватывающие, например, проблемы взаимоотношения геев и общества. Но такие встречаются достаточно редко. Впрочем, это касается не только гей-литературы. В общепризнанной литературе дела обстоят примерно так же. Чтобы найти частицу золота приходится перемыть много песка. А так как работа золотоискателя мне не совсем по душе, лично я предпочитаю проверенную классику.
Что именно тебя смущает в данном виде литературы? Неправдоподобные истории, обилие натуралистических сцен, «бытовуха с чернухой», что-то еще?
Недавно я прочитал один из романов, которые относятся к классике по версии гей-библиотеки.рф. В качестве примера можно рассмотреть роман-сценарий Пьера Паоло Пазолини «Теорема». Сразу стоит отметить, что перевод сделан достаточно качественно, не знаю насколько близко к оригиналу, по крайней мере переводчик проработал стилистическую сторону. Первые несколько глав мне действительно понравились, повествование было достаточно интересно, по стилю чем-то похоже на Пастернака. Потом, даже приятно проявилась какая-то сюжетная линия, за которой было увлекательно следить. Но на середине книги сюжет просто обрывается и автор начинает в течение нескольких глав описывать красоты природы, причем становится даже не понятно, какой природы, то ли той, где происходит действие оборванного до этого сюжета, то ли автор хочет показать, как он любит природу вообще. Потом точно также описание природы прерывается и продолжается оборванный перед этим сюжет. Ощущение, что я просто прекратил читать одну книгу и вдруг начал читать записки путешествующего ботаника, потом опять взялся за книгу. Подобная канва произведения может объясняться лишь режиссерскими приёмами, которые затем были перенесены на экран. Впрочем, читать сценарий и смотреть фильм - совершенно разные вещи. Также недавно мне удалось прочитать несколько коротких рассказов-зарисовок о жизни отдельных геев. По прочтении я так и не понял, что хотел донести автор. Обычное повествование. Ни одной попытки как-то это проанализировать, сделать выводы, или натолкнуть читателя на размышления. Проза жизни прекрасна, когда, как минимум, интересна и необычна, а лучше всего, когда побуждает читателей к чему-то, мотивирует их, делает мудрее.
Ты никогда не сравнивал произведения зарубежных сетевых авторов и отечественных. Есть ли между ними разница, если да, то в чем она выражается?
Разница действительно есть. Чаще всего это культурные различия, которые проявляются, например, в описании быта, мелкой морали. Довольно интересны в этом плане гей-произведения японских авторов, хотя они порой трудны для восприятия с повествовательной точки зрения: нелинейность сюжетной линии не всем по душе.
Как тебе кажется, «гей-прозу» стоит ли выделять в отдельный вид литературы, либо согласиться, что это либо литература, либо – нет?
Я не считаю, что выделение гей-литературы в отдельный жанр допустимо. Так как мне кажется, что это независимая от жанра классификация. Гей литература тоже бывает разных жанров, как по форме (рассказ, роман, новелла), так и по содержанию (трагедия, драма, комедия). Кстати, стоит отметить, что драм среди гей-литературы достаточно много, видимо это связано с проблемами гомофобии как общества, так и самих геев. Да и читатели, прежде всего, жаждут драм и трагедий, особенно читатели гей-литературы. Впрочем, тут я могу сильно ошибаться, ибо далеко не литературовед.
Современная сетевая гей-проза. Это дань моде, своеобразный приют для графоманов всех видов и мастей или зарождение какого-то нового направления в мире литературы?
Графомании хватает везде. К сожалению, некоторые считают, что достаточно описать в произведении как двое мужчин или мальчиков целуются или "жадными глазами впиваются в молодое мускулистое тело", и произведение автоматически приобретет свойства маржинальной, смелой и необычной литературы. Это не так. Иногда, это всё щедро разбавлено матом или откровенным порнографическим описанием. Я вовсе не против эротики или порнографии в произведениях, когда это необходимо для полного раскрытия мира персонажей или замысла автора. Вот, к примеру, всем известные "Сто лет одиночества" Гарсия Маркеса содержат определенное количество откровенных сцен, но при этом они не являются квинтэссенцией романа. Или Генри Миллер с его Тропиками, которые изобилуют подобными сценами, но там это необходимо для описания жизни героя и условий его психического развития. Хотя, лично мне Миллер не очень нравится, но претензий к его произведениям с точки зрения их содержания и насыщенности у меня нет, по крайней мере не становится жалко потраченного времени.
Как бы ты охарактеризовал аудиторию сетевых писателей гей-прозы?
На мой дилетантский взгляд аудиторию гей-библиотеки можно разделить, во-первых по возрасту. Это и подростки, литературные потребности которых акцентируются на романтических произведениях о большой и чистой любви. Тут же и люди постарше, которым более интересны "жизненные" романы, которые близки к (авто)биографиям с приправами. Не секрет, что большУю часть аудитории библиотеки составляют девушки и женщины, которым, разумеется, нравится романтика, где по сути один из героев "настоящий мужчина", а второй - молодой мальчик, играющий роль девушки. Есть определенная прослойка, которой нравятся жесткие порнографические произведения со сценами насилия.
Последний вопрос, (самый глупый, пожалуй). Что такое «слэш» и для кого он пишется? Это сугубо женское развлечение или геи тоже иногда это читают?
Слэш и фанфикшн – скорее всего продукты сублимации человеческих комплексов и фантазий. Как вид своеобразного эскапизма и реализации потаенных фантазий на бумаге. Но к серьезной литературе он не имеет ни малейшего отношения.
Таким образом, мы попытались выделить несколько следующих причин непопулярности гей-прозы:
- интернет дает возможность легко и беззатратно опубликовать практически любой текст на любом ресурсе, что влечет за собой отсутствие какой-либо редактуры;
- многих авторов сетевой гей-прозы интересуют лишь собственные комплексы и переживания, а не читатель;
- отсутствие конструктивной критики или же неприятие ее;
- откровенная графомания, сублимация собственных комплексов, отсутствие таланта.
Напоследок хочется напомнить, что современной сетевой гей-прозе не так много лет, как и сетевой литературе в целом. Возможно, ей надо дать время дозреть до самостоятельного жанра, а затем уже сравнивать с классикой, все же наша страна имеет огромный опыт «самиздата», откуда вышло немало сильных, классических авторов.
Я решила обратиться за разъяснениями к одному из читателей нашей библиотеки, который хоть и читает время от времени произведения библиотеки, но тем не менее, поклонником сетевой прозы не является. На форуме и в библиотеке вы знаете его под ником sswez.
Более чем избитый вопрос: почему ты не любишь читать произведения сетевых авторов? И как считаешь: объективно - данный жанр, как таковой, существует, либо это всего лишь графомания?
Я начал читать художественную литературу лет 8 назад, до этого читал в основном техническую, поэтому привык читать вдумчиво и выстраивать в голове модель прочитанного. По старой привычке даже художественную литературу могу по нескольку раз перечитывать, чтобы лучше понять замысел автора. Сетевые произведения чаще всего являются беллетристикой, у которой центральная идея либо очень проста, либо просто отсутствует. Большая их часть написана на скорую руку, соответственно не проработан ни сюжет, ни герои, ни остальные действующие лица. Обычно это короткие рассказы, а я предпочитаю произведения, которые можно переживать, обдумывать, обсуждать. Часто авторы скатываются в банальную эротику или порно-эротику и подобные рассказы становятся неотличимы от "женских романов".
Если взять за основу тезис, что современная гей-проза – это реалистичное отображение взаимоотношений двух (или более) мужчин, а если посмотреть правде в глаза, то не только взаимоотношения и не только между мужчинами, но и с обществом в целом. Как думаешь, это утверждение соответствует истине?
Утверждение, что гей-проза – это реалистичное отображение взаимоотношений мужчин, или общества и геев, лишь отчасти верно. Да, действительно, какая-то часть произведений затрагивает указанный аспект. Чаще всего, такие произведения отражают какие-то внутренние переживания писателя, не то чтобы это было не интересно, но зачастую выглядит очень неправдоподобно, или как достаточно инфантильные фантазии авторов. Разумеется, встречаются действительно глубокие произведения, широко охватывающие, например, проблемы взаимоотношения геев и общества. Но такие встречаются достаточно редко. Впрочем, это касается не только гей-литературы. В общепризнанной литературе дела обстоят примерно так же. Чтобы найти частицу золота приходится перемыть много песка. А так как работа золотоискателя мне не совсем по душе, лично я предпочитаю проверенную классику.
Что именно тебя смущает в данном виде литературы? Неправдоподобные истории, обилие натуралистических сцен, «бытовуха с чернухой», что-то еще?
Недавно я прочитал один из романов, которые относятся к классике по версии гей-библиотеки.рф. В качестве примера можно рассмотреть роман-сценарий Пьера Паоло Пазолини «Теорема». Сразу стоит отметить, что перевод сделан достаточно качественно, не знаю насколько близко к оригиналу, по крайней мере переводчик проработал стилистическую сторону. Первые несколько глав мне действительно понравились, повествование было достаточно интересно, по стилю чем-то похоже на Пастернака. Потом, даже приятно проявилась какая-то сюжетная линия, за которой было увлекательно следить. Но на середине книги сюжет просто обрывается и автор начинает в течение нескольких глав описывать красоты природы, причем становится даже не понятно, какой природы, то ли той, где происходит действие оборванного до этого сюжета, то ли автор хочет показать, как он любит природу вообще. Потом точно также описание природы прерывается и продолжается оборванный перед этим сюжет. Ощущение, что я просто прекратил читать одну книгу и вдруг начал читать записки путешествующего ботаника, потом опять взялся за книгу. Подобная канва произведения может объясняться лишь режиссерскими приёмами, которые затем были перенесены на экран. Впрочем, читать сценарий и смотреть фильм - совершенно разные вещи. Также недавно мне удалось прочитать несколько коротких рассказов-зарисовок о жизни отдельных геев. По прочтении я так и не понял, что хотел донести автор. Обычное повествование. Ни одной попытки как-то это проанализировать, сделать выводы, или натолкнуть читателя на размышления. Проза жизни прекрасна, когда, как минимум, интересна и необычна, а лучше всего, когда побуждает читателей к чему-то, мотивирует их, делает мудрее.
Ты никогда не сравнивал произведения зарубежных сетевых авторов и отечественных. Есть ли между ними разница, если да, то в чем она выражается?
Разница действительно есть. Чаще всего это культурные различия, которые проявляются, например, в описании быта, мелкой морали. Довольно интересны в этом плане гей-произведения японских авторов, хотя они порой трудны для восприятия с повествовательной точки зрения: нелинейность сюжетной линии не всем по душе.
Как тебе кажется, «гей-прозу» стоит ли выделять в отдельный вид литературы, либо согласиться, что это либо литература, либо – нет?
Я не считаю, что выделение гей-литературы в отдельный жанр допустимо. Так как мне кажется, что это независимая от жанра классификация. Гей литература тоже бывает разных жанров, как по форме (рассказ, роман, новелла), так и по содержанию (трагедия, драма, комедия). Кстати, стоит отметить, что драм среди гей-литературы достаточно много, видимо это связано с проблемами гомофобии как общества, так и самих геев. Да и читатели, прежде всего, жаждут драм и трагедий, особенно читатели гей-литературы. Впрочем, тут я могу сильно ошибаться, ибо далеко не литературовед.
Современная сетевая гей-проза. Это дань моде, своеобразный приют для графоманов всех видов и мастей или зарождение какого-то нового направления в мире литературы?
Графомании хватает везде. К сожалению, некоторые считают, что достаточно описать в произведении как двое мужчин или мальчиков целуются или "жадными глазами впиваются в молодое мускулистое тело", и произведение автоматически приобретет свойства маржинальной, смелой и необычной литературы. Это не так. Иногда, это всё щедро разбавлено матом или откровенным порнографическим описанием. Я вовсе не против эротики или порнографии в произведениях, когда это необходимо для полного раскрытия мира персонажей или замысла автора. Вот, к примеру, всем известные "Сто лет одиночества" Гарсия Маркеса содержат определенное количество откровенных сцен, но при этом они не являются квинтэссенцией романа. Или Генри Миллер с его Тропиками, которые изобилуют подобными сценами, но там это необходимо для описания жизни героя и условий его психического развития. Хотя, лично мне Миллер не очень нравится, но претензий к его произведениям с точки зрения их содержания и насыщенности у меня нет, по крайней мере не становится жалко потраченного времени.
Как бы ты охарактеризовал аудиторию сетевых писателей гей-прозы?
На мой дилетантский взгляд аудиторию гей-библиотеки можно разделить, во-первых по возрасту. Это и подростки, литературные потребности которых акцентируются на романтических произведениях о большой и чистой любви. Тут же и люди постарше, которым более интересны "жизненные" романы, которые близки к (авто)биографиям с приправами. Не секрет, что большУю часть аудитории библиотеки составляют девушки и женщины, которым, разумеется, нравится романтика, где по сути один из героев "настоящий мужчина", а второй - молодой мальчик, играющий роль девушки. Есть определенная прослойка, которой нравятся жесткие порнографические произведения со сценами насилия.
Последний вопрос, (самый глупый, пожалуй). Что такое «слэш» и для кого он пишется? Это сугубо женское развлечение или геи тоже иногда это читают?
Слэш и фанфикшн – скорее всего продукты сублимации человеческих комплексов и фантазий. Как вид своеобразного эскапизма и реализации потаенных фантазий на бумаге. Но к серьезной литературе он не имеет ни малейшего отношения.
Таким образом, мы попытались выделить несколько следующих причин непопулярности гей-прозы:
- интернет дает возможность легко и беззатратно опубликовать практически любой текст на любом ресурсе, что влечет за собой отсутствие какой-либо редактуры;
- многих авторов сетевой гей-прозы интересуют лишь собственные комплексы и переживания, а не читатель;
- отсутствие конструктивной критики или же неприятие ее;
- откровенная графомания, сублимация собственных комплексов, отсутствие таланта.
Напоследок хочется напомнить, что современной сетевой гей-прозе не так много лет, как и сетевой литературе в целом. Возможно, ей надо дать время дозреть до самостоятельного жанра, а затем уже сравнивать с классикой, все же наша страна имеет огромный опыт «самиздата», откуда вышло немало сильных, классических авторов.
5 комментариев