Элла Невероятная
Так почему они пишут?

Иногда, взглянув на картину не вблизи и внимательно, а краем глаза и издалека, можно ухватить изображение в новом качестве. Так и современное любительское творчество при изучении самых разных сетевых источников предстало для меня в ином виде. Подчеркну, что взгляд был именно беглым и издалека.
Началось с поисков в сети. Лесби-литературы – и вообще, и в интернете – значительно меньше, чем гей-произведений. По самым разным запросам текстов Ж+Ж находится счётное количество, тогда как М+М – несчётное. То же и с картинками: «фемслэш» - 954 изображения, и из них, как можно догадаться, немалая часть таки с мальчиками; «слэш яой» - 4 тысячи (на просто «слэш» выходит 358 тысяч изображений, но поисковик воспринимает слово как прозвище музыканта и в основном показывает его кучерявую физию).
Конечно, «в магазине Принцип» можно найти рассказы, повести и романы о верной девичьей любви и горячей дамской страсти, но, в отличие от мужских текстов, надо знать, где их искать, тем более хорошие. Наша Библиотека изначально создавалась под гей-литературу, затем расширила формат, и был открыт раздел «Лесби-библиотека», но, хотя там есть отличные тексты, раздел пополняется намного медленнее, чем основной.
В поисках фемслэша я зашла на один лесби-форум в тему о лесби-литературе. Надеялась, что увижу обсуждения, списки названий со ссылками, споры о том, что написано лучше, что хуже... И что бы вы думали? Полдюжины произведений, а рядом восторги, посвященные текстам о геях! Как сильно эти тексты девушкам понравились, и почему хотелось, чтобы у героев всё было хорошо. Более того, случалось и так, что именно благодаря слэшу девушки «находили себя»: подруги читали о мужской паре, пытались представить себя на месте героев и понимали, что испытывают влечение друг к дружке. Были и другие пользовательницы, признавшиеся, что слэш нравится им больше, чем фемслэш, и что кто-то даже пишет о мужской любви. Еще одна девушка под впечатлением от прочитанного хотела сделать всех мужчин геями – уж так здорово всё выглядело в тексте.
В общем, у меня появилось, а точнее укрепилось впечатление, что эротический фактор, который принято считать основой женской любви к гей-литературе, переоценён. Вроде бы это уже научно установленный факт, что неудовлетворённые дамы, не получая от мужчин того, что им нужно, представляют себя на месте одного из героев... Допустим, это действительно так, но что же тогда пользовательницы лесби-форума находят у «соседей»?
Они с удовольствием потребляют и производят как тексты, так и фильмы с гей-сценами. Жалуются, конечно, на дефицит хорошего фемслэша, но воспринимают это как данность и даже могут подобрать этому объяснения – причину, правда, видят всё в том же «творении под себя»: М+М пишут девушки, а Ж+Ж - мужчины, выдающие в основном порнушку. Но и читательницы-лесби отмечают, что у слэша и авторов, и читателей больше, и обсуждают его активнее.
Так, может, суть дела шире, чем единственный «научный факт»? Ведь женщины, независимо от ориентации, просто любят читать, смотреть и обсуждать всё, что касается романтики-эротики-чувств-отношений-скандалов-интриг. Почему А вот так посмотрел(а) на Б, и что об этом сказал(а) В, тихо страдая в уголке. Думаю, в дамские романы и слэш идут из чистой жадности до всех этих ощущений, за отношенческими сказками, а кто уж между собой отношается - не так важно. По тем же причинам и пишут. При этом слэша-то наверняка не так много, как дамских романов про М+Ж, к тому же солидная их часть написана профессиональнее и выходит на бумаге. Желание фантазировать о страсти двух мужчин – отдельный вопрос, но даже в этом случае женщины предпочитают создавать и потреблять тексты, где есть хотя бы минимальные эмоции, а предложи им голимое порно «сунул-вынул» - быстро потеряют интерес.
Отвлечёмся, кстати, от слэшей и сексов. Вспомним такую невинную, но яркую классику как «Хижина дяди Тома». То, что автор книги женщина - еще дело случая, 50/50. Мог быть и мужчина. Интересно то, что у романа появились продолжения и подражания, часто оппонирующие в идеологии (штук эдак 20-30 «анти-Томов»), и более чем половина из них были написаны женщинами – как выразился один из авторов-мужчин, «Похоже, что южанки ответили на поэтические взгляды северянки».
...Понемногу беглый взгляд по верхам давал картинку, которая окончательно оформилась после прочтения интервью с Джоном Ирвингом. И даже при этом его слова поначалу удивили и вызвали сомнения.
– ...Есть еще одна тенденция, особенно последние десять лет. Люди, читающие серьезную литературу – это всё-таки женщины. Мужчин всё меньше и меньше.
– Женщины читают, а мужчины пишут.
– Если бы так. Первые романы вообще писались женщинами для женщин. Джейн Остин, сестры Бронте, Жорж Санд. Женщины писали, женщины и читали.
У меня был ряд лекций на филологическом факультете – все студенты женщины, ни одного юноши. В самолетах я подглядываю, что читают люди. Мужчины читают детективы.
Может быть, это связано с тем, что развитие фантазийной направленности у мужчин останавливается после того, как они заканчивают школу. Женщины живут в более придуманном, подвижном мире, чем мужчины. И я знаю, что многие мужчины воспитываются в таком духе, когда им говорят: «Ваши мечты и фантазии – пустая трата времени, надо делать дело, зарабатывать деньги».
– Женщины читают, а мужчины пишут.
– Если бы так. Первые романы вообще писались женщинами для женщин. Джейн Остин, сестры Бронте, Жорж Санд. Женщины писали, женщины и читали.
У меня был ряд лекций на филологическом факультете – все студенты женщины, ни одного юноши. В самолетах я подглядываю, что читают люди. Мужчины читают детективы.
Может быть, это связано с тем, что развитие фантазийной направленности у мужчин останавливается после того, как они заканчивают школу. Женщины живут в более придуманном, подвижном мире, чем мужчины. И я знаю, что многие мужчины воспитываются в таком духе, когда им говорят: «Ваши мечты и фантазии – пустая трата времени, надо делать дело, зарабатывать деньги».
С рецензиями на литературных сайтах похожая ситуация – они в основном от женщин. Может быть, и вправду у нас больше времени и желания заниматься такими вещами – малопрактичными, но доставляющими удовольствие лично нам, дающими подпитку мышления и эмоций? Эта литература-публицистика-критика сродни модному сейчас хэндмэйду: не профессионал, но чего-то такое мастерю, тружусь, доход второстепенен, главное – от всех этих занятий жизнь приобретает некую упорядоченность.
А вообще, интересно, как именно упорядочивают мир мужчины и женщины – наверняка это два разных подхода, даже две различных системы. Но это уже предмет исследования, и куда более глубокого, чем взгляд издалека. Ведь и мужчины занимаются творчеством, но подходят к нему, как и ко всему остальному, с профессиональной серьёзностью и упорством. Сейчас мужчин становится всё меньше в литературе как таковой и всё больше, например, в режиссуре: там шире возможности как для выражения своего таланта, так и для того самого упорядочивания. И если российская ситуация с книгоизданием сохранится и распространится на весь мир, то со временем эта тенденция будет всё заметнее. Но чтобы её уловить, нужен большой промежуток времени...
А пока попробуем ещё раз: так почему же девушки пишут слэш?
10 комментариев