Гомосексуальность в Древней Греции

Аннотация
В науке неоднократно подчеркивалось, что длительный период истории сексуальных практик в древней Греции неверно анализировать через оппозицию гомо/гетеросексуальной активности. Более важно (хотя и не единственно возможно) противопоставление активного и пассивного начал (которое Фрейд называл второй прегенитальной фазой), где активным субъектом («влюбленным») является взрослый полноправный член гражданской общины, а в роли пассивного субъекта («возлюбленного») может выступать женщина, юноша или чужеземец. В целом асимметричные (как по возрасту партнёров, так и по наличию влечения) отношения на протяжении всей истории Древней Греции заметно преобладали над симметричными, хотя отнюдь не исключали таковых. Лишь с формированием в греческой философии понятия личности (на протяжении V—IV веков до н. э.) среди философов начинает обсуждаться проблема характера любовного влечения индивида. История гомосексуальности в Древней Греции



Литература

Ещё в древности было замечено, что: «Часто упоминая о Патрокле и Ахилле, Гомер умалчивает, однако, об их любви и не называет своим именем их дружбу, считая, что исключительный характер их взаимной привязанности совершенно очевиден для всякого образованного слушателя». Действительно, прямых упоминаний об отношениях, подобных описанным выше, у Гомера нет. Но в «Илиаде» описаны уже взрослые, а не юные герои. В любом случае противопоставление пары Гектор-Андромаха в лагере варваров и пары Ахилл-Патрокл в лагере эллинов весьма выразительно.
В канон девяти величайших лириков древней Эллады вошли Алкман, Стесихор, Алкей, Сапфо, Ивик, Симонид, Анакреонт, Пиндар и Вакхилид. Все они воспевали красоту юношей, а иногда и девушек. Если судить по количеству поэтических эпитафий, наибольшей популярностью пользовались Сапфо и Анакреонт.
Поэт Терпандр, по легенде, нашедший лиру Орфея, говорит о Спарте: «Юность здесь пышно цветет». По словам Тиртея: «Жив если юноша, дорог мужам он и сладостен женам, / Сгибнет он в первых рядах — смерть красоты не возьмет!». Алкман воспевает Эрос: «Эрос это бешеный дурачится, как мальчик». Стесихор создал жанр пастушеских песен, позже развитый Феокритом и Вергилием.
Цицерон восклицал: «Алкей, отважный муж в своем отечестве, так много писал о любви к мальчикам!». Впрочем, эти стихи практически не сохранились (их сожгли в Византии в XI веке).
Немного сохранилось любовных стихов Сапфо, обращенных к её подругам Аттиде, Гонгиле, Анактории, но они продолжают вызывать наслаждение читателей.
«Девы поступь милая, блеском взоров
Озаренный лик мне дороже всяких
Колесниц лидийских и конеборцев,
В бронях блестящих.»
Платон назвал её «десятой музой». Плутарх писал: «из уст Сапфо исходят речи поистине смешанные с огнём, и она в песнях воспроизводит жар своего сердца». В работах современных исследователей раскрывается эротическая семантика образов её стихотворений.
Дионис и Эрос (то есть вино и любовь) — постоянные темы поэзии Анакреонта. В своих стихах, вызывавших многочисленные подражания от древности до нового времени, он воспевал красоту Бафилла, Мегистея, Смердиса, Клеобула, Левкаспида, Пифомандра и многих других юношей, чьи имена не сохранило время в лице переписчиков-христиан. «Ввысь на Олимп // Я возношусь // На быстролетных крыльях. // Нужен Эрот: // Мне на любовь // Юность ответить не хочет».
Из любовной поэзии Ивика сохранилось лишь несколько фрагментов. Вот начало одного из них: «Эрос влажномерцающим взглядом очей своих черных глядит из-под век на меня».
Менее популярен в древности был поэт Феогнид из Мегар, однако до нас дошёл сборник его любовных стихов объёмом 166 строк, обращенных к юноше Кирну. По его словам: «Счастлив, кто страстью горя, из гимнасия возвращался // К дому; кто ложе и днем с юношей милым делил».

Предфилософские теологии 6 в. до н. э. (орфическая, Ферекида, Акусилая) обязательно упоминают о происхождении Эрота.
Классический период (V—IV века до н. э.)

История

У античных авторов сохранились сведения о множестве любовных историй, которые, разумеется, не были чем-то уникальным, но запомнились благодаря известности своих героев.
* Зенон Элейский был возлюбленным философа Парменида.
* Эмпедокл посвятил свою философскую поэму возлюбленному Павсанию.
* Евдокс Книдский был возлюбленным врача Феомедонта.
* Малодостоверны упоминания, что Эмпедокл был возлюбленным Парменида; Сократ — наложником философа Архелая; а евнух Гермий, тиран Атарнея — возлюбленным Аристотеля.
* В Гераклее Италийской любовь Антилеона к юноше Гиппарину и соперничество в любви с тираном города стало причиной убийства тирана и последовавшего падения тирании.
* Тиран Сиракуз Гиерон был влюблен в красавца Даилоха. Тиран Сиракуз Дионисий Старший приказал казнить своего возлюбленного, опасаясь за свою жизнь.
* Александр, тиран Ферский, сделал своим возлюбленным младшего брата своей жены Фивы, а позже казнил его. Фива организовала убийство Александра с помощью своих братьев.
* Причиной заговора против Периандра, тирана Амбракии, стал его издевательский вопрос своему возлюбленному во время пирушки: не забеременел ли тот уже от него.
* В городе Фанагория рассказывали о Булагоре, бросившемся со скалы от несчастной любви к флейтисту Диодору.
* Царь Спарты Павсаний послал на смерть своего возлюбленного, некоего уроженца Аргила, но тот обвинил его перед эфорами в заговоре.
* Спартанский царь Агесилай в юности был возлюбленным Лисандра, который помог ему получить царскую власть. Агесилай был влюблен в Мегабата, сына Спифридата; сына Фарнабаза; ещё один возлюбленный не назван по имени.
* Возлюбленным перса, сына Фарнабаза, был сын афинянина Евалка.
* Агесилай любил заводить разговоры о прекрасных мальчиках с другим царем Агесиполидом.
* Архидам, сын Агесилая, был влюблен в Клеонима, сына Сфодрия, и помог освободить Сфодрия от судебного преследования.
* Упоминают подвиг спартанца Анаксибия, павшего в бою вместе с возлюбленным, и легкомыслие спартанца Алкета, пренебрегшего службой из-за ухаживаний за возлюбленным.
По словам Ксенофонта, у беотийцев взрослый и юноша живут как супруги («сизигентес»). Фиванский полководец Горгид воссоздал «Священный отряд», в который входили триста отборных воинов. Утверждают, что отряд был составлен из любовников и возлюбленных.
* Среди возлюбленных фиванского полководца Эпаминонда известны Микит, Асопих и погибший при Мантинее Кафисодор.
* Во время знаменитого похода «десяти тысяч» многих воинов сопровождали красивые мальчики.
Лучше всего в источниках представлена жизнь афинян. Как говорил Сократ: «У нас принято думать, что из красоты и знаний можно делать равно и благородное и гнусное употребление. Так, красоту если кто продает за деньги кому угодно, того обзывают распутником; а если кто знает, что его любит человек благородный, хороший и делает этого человека своим другом, то мы считаем его нравственным». Как пример общего места в риторике Аристотель приводит рассуждение, что: «влюбленные полезны для государства на том основании, что любовь Гармодия и Аристогитона ниспровергла тирана Гиппарха».
* Афинские политики Фемистокл и Аристид в молодости соперничали из-за любви к Стесилаю с Кеоса.
* Необычайной красотой в молодости отличался Алкивиад, и «целая толпа» афинян была влюблена в него. Плутарх рассказывает, что подростком Алкивиад сбежал к любовнику; его опекун Перикл отказался давать публичное объявление о розыске пропавшего, боясь его опозорить на всю жизнь. Впоследствии на щите Алкивиада было изображение Эрота с молнией в руке. Одним из влюбленных в Алкивиада был Анит, позднее ставший обвинителем Сократа.
* Необычайной красотой был известен Хармид, которому посвящен одноименный диалог Платона.
* Источники называют такие пары, как: Ктесипп и Клиний; Критобул и Клиний; Клиний и Хармид, сын Главкона; Каллий и Автолик; Гиппотал и Лисид; Павсаний и Агафон; Феотим и Алкивиад, сын Алкивиада; Пифей и Тисид; Гиппотроф и Парал, сын Перикла и другие.
* В разврате обвиняли некоего Архестрата, который «вел себя как низкопробная шлюха» (его сожителем, в частности, был Ксантипп, сын Перикла); Харикла, который «продавался за небольшую сумму всякому желающему».
* Про Демосфена утверждали, что его возлюбленными были Аристион, сын Аристобула и Аристарх, сын Мосха, с которым он якобы бесчестно обошёлся.
* Большую известность в Афинах имело дело Тимарха (процесс состоялся в 345 г. до н. э.). Обвинительную речь произнес известный оратор Эсхин, защищал Тимарха Демосфен. Тимарх был известным политиком, членом Совета, предложившим более сотни постановлений, сторонником антимакедонской партии. Эсхин доказывает, что Тимарх последовательно сожительствовал со своими любовниками Мисголом, Антиклом, Питталаком, Гегесандром, находился у них на содержании и такой образ жизни подпадает под законодательное понятие «занятия проституцией», что лишает его права на политическую деятельность. По словам Эсхина, «бескорыстно делить с кем-нибудь его любовь — это прекрасно, а соглашаться за плату заниматься проституцией — это позор». Тимарх был признан виновным и повесился.
* III речь оратора Лисия посвящена спору клиента Лисия и некоего Симона, которые оба влюбились в мальчика Феодота. Мальчик, как выясняется из речи, жил с произносящим речь по контракту, получив за это 300 драхм, то есть более 100 тогдашних «минимальных зарплат» (для мальчика-гражданина это повело бы к лишению гражданской чести, подобно случаю с Тимархом; но мальчик был родом из Платей, а потому данный факт воспринимался нормально). Симон пытался отнять его, что привело к драке, по результатам которой Симон обвинил клиента Лисия в покушении на его убийство. По версии клиента Лисия, Симон пытался отнять мальчика силой, безо всяких оснований; по версии же самого Симона, он якобы раннее законно условился с мальчиком и заплатил ему.
* Чисто гражданскому спору посвящена III речь Гиперида. Молодой афинянин Эпикрат влюбился в мальчика — сына Мидаса, раба метека Афиногена, и решил выкупить его. Спор касается обязательств отца.
* В заговоре против царя Македонии Архелая участвовало два его бывших возлюбленных: Кратей и Гелленократ. Царь Македонии Аминта был убит Дердой (в 390 г. до н. э.) за то, что хвастался своей любовной связью с ним.
* Историк Феопомп поносил воинов царя Филиппа такими словами: «Мужеубийцами были они по натуре, мужеблудниками стали по образу жизни. Они назывались сообщниками, а были соложниками». Впрочем, Полибий встает на защиту соратников Филиппа, утверждая, что «они собственными трудами и подвигами создали из ничтожного царства славнейшую и обширнейшую македонскую державу».
* Александр, будущий царь Эпира, был возлюбленным царя Филиппа.
* Молодой воин Павсаний поссорился со своим тезкой, любовником полководца Аттала, попрекнув его этой связью. Оскорбленный вскоре погиб в сражении, завещав Атталу отомстить; Аттал пригласил Павсания на пир, и, напоив, изнасиловал вместе со всеми присутствующими. Павсаний требовал справедливости от Филиппа, но безуспешно, и тогда убил самого Филиппа
* Среди участников похода Александра, участвовавших в заговорах против царя, ключевую роль играли пары любовников: в одном из заговоров — Димн и Никомах, в другом — Сострат и Гермолай.
* Ближайшим другом Александра Великого и (согласно некоторым авторам)его возлюбленным был Гефестион. Во время посещения Трои «Александр украсил венком могилу Ахилла, Гефестион также украсил Патроклову могилу, желая дать понять, что любим Александром, подобно тому, как Патрокл был любим Ахиллом».
* Возлюбленным Александра после победы над персами стал евнух Багой.

Поэзия и драматургия

«Стоит увидеть мне раз златокудрого Эхекратида,
Взор насыщая красой, за руку милую взяв,
Кожи цветущей его аромат вбирая глубоко,
Полнятся очи мои сладостной негой любви»
Симонид Кеосский.

Весьма эмоциональны строки, посвященные поэтом Симонидом Кеосским своему возлюбленному.
Поэт Пиндар прославился песнями в честь победителей атлетических состязаний (включая Олимпийские). В них он неоднократно прославляет красоту победителей, упоминает мифы о Пелопсе, Ганимеде, Кинире, Ахилле и Патрокле.
В старости он так обращался к своему юному возлюбленному: «Но лучащийся блеск из глаз Феоксена — // Кто, увидев его, не вспенится страстью, // Сердце у того // Чёрное … Но я, по воле богини, // Таю, // Как тает под вгрызающимся пламенем // Воск священных пчёл, // Едва я увижу // Юную свежесть отроческих тел…».
Менее ярки стихи Вакхилида: «Тысяча есть в людях умений: … Иной на мальчиков // Направляет пеструю свою стрелу».
Гомоэротические сюжеты на афинской сцене были представлены заметно, но не слишком широко:
* Эсхил был автором драматической трилогии об Ахилле (дошли лишь небольшие фрагменты). Он изобразил Ахилла, влюбленного в Патрокла и восклицающего, оплакивая погибшего: «О, бёдер друга близость благодатная!».
* Софокл в сатировых драмах «Геракл» и «Поклонники Ахилла» изображает любовные приставания сатиров к Гераклу и Ахиллу. Он был автором трагедии «Фамирид», причем сам исполнил главную роль. В трагедии «Ниоба» один из Ниобидов, поражаемый стрелами Аполлона, призывает на помощь своего любовника. В жизни Софокл также был небезразличен к красоте юношей.
* Ганимеда неоднократно упоминают в трагедиях и комедиях (Алкея, Эвбула и других). По словам Софокла, он «красою бёдр власть Зевса разжигает».
В сатировой драме «Киклоп» Киклоп насилует Силена (за сценой, разумеется).
* Еврипид был влюблен в Агафона и написал в его честь трагедию «Хрисипп», где изобразил похищение Лаем Хрисиппа.
* Драматург Агафон был автором первой в греческой драматургии трагедии на полностью вымышленный сюжет под названием «Цветок», с которой одержал победу на драматическом состязании в 416 г. до н. э. По случаю этой победы состоялся пир, описанный Платоном в известном диалоге. Она не сохранилась, но её гомоэротическое содержание не вызывает сомнений, учитывая семантику «цветка» в любовной поэзии. Развернутую пародию на Агафона содержит комедия Аристофана «Женщины на празднестве Фесмофорий».
* Комедии Аристофана полны обвинений различных граждан и даже всей публики в гомосексуальном разврате, для чего используется уничижительный эпитет «широкозадый» (в русских переводах часто «толстозадый»). Уже в первых комедиях Аристофана «Пирующие» (427 г. до н. э.) и «Ахарняне» упоминается «толстозадый говорун Алкивиад». Из «широкозадых» по именам названы также Клисфен, Гратт, Стратон, Арифрад, Клеоним, Эпигон и другие. Ко всем этим персонажам Аристофан относится с осуждением, так как они, по его мнению, были «поджигателями войны». В комедии «Облака» (423 г. до н. э.). В споре Правды с Кривдой Кривда уверяет, что быть «широкозадым» вовсе не позорно, апеллируя к примеру большинства — то есть указывая на зрителей, с чем Правда вынужден согласиться: «Клянусь богами, понял всё. // Из толстозадых большинство … О развратники! … Я к вам перебегаю». (Убегает в дом Сократа)". На состязаниях комедия заняла третье, то есть последнее место. Комедия «Птицы» (414 г. до н. э.) содержит пародию на учение о любви, возвышающей до неба (известное из «Федра» Платона). В этой комедии, в частности, герой описывает как идеальный город, в котором «отец смазливенького мальчика» бранит друга за то, что тот не приставал к его сыну: «Прекрасно, нечего сказать, с сынком моим // Ты поступил! Помывшись, из гимнасия // Он шел. Его ты видел. Ты не стал его // Ни целовать, ни лапать, ни тащить к себе. // И другом быть мне хочешь после этого!». Эта мечта, впрочем, вызывает неодобрительную реплику второго героя («Несчастный человек, желаешь гадостей!»).
Специально любителям мальчиков была посвящена дошедшая лишь во фрагментах комедия Тимокла «Орестоавтолкид», пародирующая популярный в драматургии сюжет об Оресте, денно и нощно преследуемом эринниями. В роли Ореста выступал любитель мальчиков Автолкид, а в роли эринний — толпа гетер.

Философия

Попытку объяснить появление «женоподобных» людей делал Парменид в поэме «О природе». Гиппократ объяснял это неправильным смешением начал при зачатии. Получает распространение требование воздержанности. Например, лечащий врач должен быть далёк «от любовных дел с женщинами и мужчинами».
Сократ отдавал должное гомоэротике, и нередко он считается апологетом любви к юношам. В платоновском диалоге «Соперники» он признается, что его «всегда сражают своей красотой юноши» (по контексту, речь идет о подростках-школьниках); в ксенофонтовском «Пире» он чрезвычайно хвалит одного из участников, Каллия, за то, что предмет его любви — Автолик — «не утопающий в неге, не расслабленный ничегонеделанием, но всем показывающий силу, выносливость, мужество и самообладание». При том, в обоих диалогах Сократ отстаивает преимущество духовной любви к мальчикам перед телесной. Сам Сократ говорил, впрочем со своей обычной иронией, что он «полный неуч во всем, кроме разве одной совсем небольшой науки — науки любви. В этой же науке я заявляю себя более искусным, чем кто бы то ни было из людей — как прошлых времен, так и нынешних». О безуспешных попытках Алкивиада соблазнить Сократа рассказано в диалогах Платона «Пир» и «Алкивиад I», причем сюжетное содержание не даёт оснований считать их исключительно художественным вымыслом.
«Воспоминания» Ксенофонта содержат рассказ о причинах конфликта Сократа с будущим тираном Критием. Последний был автором сочинения «О природе любви», где утверждал, что «прекраснейшая форма у мужских существ женственная». Согласно Ксенофонту, Сократ пытался отвратить Крития от страсти к некоему Евтидему, указывая, «как унизительно и недостойно свободнорожденному человеку, подобно нищему, выпрашивать милостыню у своего любимца, (…) моля и прося у него подарка, да еще совсем нехорошего», а видя безуспешность свои увещеваний, в присутствии многих резко заявил, что у Крития «есть свинская наклонность: ему хочется тереться об Евтидема, как поросята трутся о камни».
Рассказывали, что Сократу приснился сон: с жертвенника Эроту в Академии взлетел птенец лебедя и уселся ему на колени, а затем оперился и устремился к небу. С этим лебедем Сократ сравнивал своего лучшего ученика Платона.
В юности Платон был возлюбленным драматурга Агафона и сочинил драматическую тетралогию, но, встретившись с Сократом, сжег трагедии и занялся философией. Знамениты любовные стихотворения Платона, обращенные к некоему Астеру («звезде»).
Диалоги Платона представляют яркие картины афинских нравов, когда постоянными темами светских бесед были ухаживания за местными красавцами и их соблазнение теми или иными способами. Любовь к юношам для Платона — не самоцель, а средство для восхождения к высотам теоретического познания. Платон создал яркий образ Эрота-тирана. Диалог «Пир», посвященный любви — своего рода «золотое сечение» диалогов Платона. Вне зависимости от того, насколько Платон разделял мнения, вложенные им в уста своих персонажей, речи диалога отражают существовавшие в то время суждения.
В своем последнем произведении «Законы» Платон объявил, что, если гетеросексуальные отношения «уделены нам от природы» для рождения детей, то «соединение мужчины с мужчиной и женщины с женщиной — противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях». Подобное утверждение он сделал, видимо, впервые в истории (запреты существовали и раньше, но без ссылок на понятие природы). Виновниками подобного «извращения природы» Платон считает обычаи, прежде всего спартанские и фиванские, а также гимнасии.
По сути, здесь доведен до крайности сократовский рационализм, осуждающий всякую страсть, способную поработить волю и разум человека; гомосексуальная страсть не связана с деторожением и целиком иррациональна, а потому вредна. Аналогично относились к однополой любви киники. Диоген Синопский как-то растолкал спавшего на улице мальчика стихом: «Проснись — // Пику тебе, берегися, вонзят лежащему, сзади!».
В IV в. до н. э. диалоги «О любви» писали Симмий из Фив и Евклид из Мегар.
Аристотель в молодости написал несохранившиеся сочинения «Пир», «О любви», «О прекрасном», «Положения о любви» в 4 книгах. Разнообразные аспекты отношений между любовниками Аристотель анализирует в своих этических трактатах. В «Никомаховой этике» Аристотель, рассматривая вопрос о чрезмерности наслаждения, говорит о вещах, доставляющих удовольствие по природе, и трех видах удовольствия не по природе (в силу уродств, привычек или испорченности естества). Про любовные наслаждения с мужчинами он пишет: «Ведь у одних это бывает от природы, у других — от привычки, как, например, у тех, кто с детства терпел насилие. Тех, у кого причиной [известного склада] является природа, никто, пожалуй, не назовет невоздержным, как, например, женщин за то, что в половом соединении не они обладают, а ими, [как и невоздержным владеет влечение]; соответственно обстоит дело и с теми, кто находится в болезненном состоянии из-за привычки». Видимо, впервые в науке Аристотель обратил внимание на примеры гомосексуального поведения у животных (у куропаток, перепелов, петухов, голубей): как самцов, так и самок.
Страницы:
1 2 3
Вам понравилось? 9

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх