Анна Galler
Фильм "Слуга"
Темная, но гипнотически всепоглощающая аллегория власти, эксплуатации и возвышенной сексуальности в классовом обществе. Британский сценарист Хэролд Пинтер и покинувший Родину американский режиссер Джозеф Лоузи (он сбежал от антикоммунистических охотников на ведьм в США) смешали несоизмеримые чувства для того, чтобы рассказать историю пьющего слуги-кокни (Дирк Богард), который поменялся местами со своим хозяином (Джеймс Фокс), примером классического аристократа. Хотя репутация фильма среди критиков в последнее время упала, первоначально он был воспринят как важнейший, прорывный и открывающий нечто совершенно новое, что было отмечено Британскими академическими наградами (BAFTA - британский "Оскар") за лучшую мужскую роль (Богард), самому многообещающему новичку (Фокс) и за лучшую операторскую работу, Дагласу Слокому, чей потрясающий послужной список насчитывает более 70 фильмов, включая крупнейшие работы Александра МакКендрика, Романа Полянского, Стивена Спилберга, Джона Хьюстона и Кена Расселла.
А теперь личное впечатление. «Слуга» - это кино весьма и весьма современное, не смотря на то, что снято было аж в 1963 году. Главный герой – Тони, вальяжный аристократ, представитель «вот того самого английского духа» на поверку оказывается обычной слабой, аморфной амёбой, пустившей свою жизнь и жизнь своей невесты под откос, поддавшись на длинные ноги и смазливую мордашку «сестры» своего слуги. Сюжет был бы достаточно тривиальным, мало ли «настоящих джентльменов» в своё время «портило» горничных и прочую прислугу. Но вся разница заключается в том, что джентльмен как раз может нести ответственность за свои поступки и вовремя указать этой самой прислуге где её место. Вместо этого герой Богарда перенимает привычки Хозяина, подлавливает его на мелких слабостях, понемногу становясь совершено незаменимым.
Но что мы имеем в итоге? Дом-крепость превращена в самый обычный б*ядюжник, везде развал, грязь, бывший хозяин пьянствует, невеста растворилась в туманной дали, Тони регулярно получает упрёки, пинки и ругань от собственного слуги.
Такой себе фильм о деградации современного жителя мегаполиса. Разве не так мы, владельцы квартир в Москве постепенно высаживаем себе на голову более хватких и приспособленных провинциалов?
Но всё не так просто. Фильм очень и очень многослоен. Например, моё семейство, находящееся от гей-темы так же далеко как Альфа Центавра от Земли, при просмотре этого фильма ткнуло меня носом: «смотри, это же гей-кино в чистом виде, как оно могло быть снято в махровом 63 году". Напоминаю, Стоунволлские бунты были в 1969.
Если рассматривать фильм с этой стороны, то… да, актёры сумели придать фильму при помощи потрясающей игры некую двусмысленность: каждый раз Тони с большой неохотой целует свою невесту, всю первую половину фильма он вальяжен, расслаблен, напоминает бледную моль. Но, как только невеста бросает его и Тони остаётся один на один со своим слугой, он моментально становится «живым». Чего только стоит игра в мяч на лестнице, беседы за раскладыванием пасьянса. Диалоги и планирование совместного будущего с невестой абсолютно скучны и неэмоциональны, в отличии от бытовой перебранки с Богардом.
В общем, этот фильм необходимо посмотреть. Возможно, каждый в нём найдет что-то своё. И в первую очередь стоит посмотреть лишь для того чтобы ощутить громадную пропасть между КИНО и ремесленными поделками, которые сегодня штампуют на каждом углу.
1 комментарий