Марик Войцех
Тема гомосексуальности в современном искусстве
Мы живём в век информационных технологий, когда необходимое можно узнать за несколько секунд через сотовый телефон, в век повсеместного интернета. Информация распространяется как волна от атомного взрыва. Она накрывает нас с головой, заставляя просеивать ценные крупицы. Информационный атомный век сказывается и на искусстве, трансформируя его, заставляя звучать по-новому, отображая основные проблемы современного человека. Искусство в XXI веке приобретает «концептуальность». Чтобы привлечь обывателя, художникам приходится нагружать картины посылами, смыслами, подтекстами, проблемами, как политическими, так и социальными. Современное искусство – это по большей части ПРОВОКАЦИЯ!
О понятии "гей-арт", о раскрытии гей-темы в современном искусстве. Aналитическая статья-компиляция, вобравшая в себя примеры отечественного гей-арта.
Мы живём в век информационных технологий, когда необходимое можно узнать за несколько секунд через сотовый телефон, в век повсеместного интернета. Информация распространяется как волна от атомного взрыва. Она накрывает нас с головой, заставляя просеивать ценные крупицы. Информационный атомный век сказывается и на искусстве, трансформируя его, заставляя звучать по-новому, отображая основные проблемы современного человека. Искусство в XXI веке приобретает «концептуальность». Чтобы привлечь обывателя, художникам приходится нагружать картины посылами, смыслами, подтекстами, проблемами, как политическими, так и социальными. Современное искусство – это по большей части ПРОВОКАЦИЯ! Просто красивыми картинками не привлечь современного зрителя. Картинками кишит интернет, появляются интерактивные галереи. Глаз современного обывателя невнимателен из-за обилия рекламы на улицах, обилия визуальной информации повсюду. Отчего приходится придумывать новые способы привлечения внимания – такие как инсталляции и провокации.
Обдумав такое положение дел, мною было решено ступить на весьма «скользкую» дорогу - выбор темы для статьи остановился на теме гомосексуализма в современном искусстве. Ведь в современном мире сама тема гомосексуализма - уже является провокацией. Во многих развитых странах к этой теме уже относятся лояльно, приняв гомосексуалистов как часть общества, но, к примеру, в нашей стране остро стоит этот вопрос, вызывая конфликт между меньшинствами и людьми их поддерживающими с властью и религиозными конфессиями.
Я не буду углубляться в расшифровки и историю возникновения термина, сказав лишь, что само понятие «гомосексуализм» (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и лат. sexualis — половой), - это термин, который употребил в 1869-ом году австрийский писатель Карл Мария Кертбени для обозначения людей, испытывающих половое влечение к лицам одного с ним пола и сексуальных связей между ними. В настоящее время многими специалистами считается, что термин в современной России приобрёл негативную, дискриминационную окраску, и является устаревшим и неточным. Однако он, по-прежнему, встречается как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. В связи с этим можно утверждать, что таково понятия, как «Гей-искусство» до 1869-го года существовать не могло, хотя гомосексуальные мотивы существовали с незопамятных времён.
В Средние века неназываемость содомского греха сделала подобные изображения достаточно редкими, однако приведённый фрагмент хроники Дибольда Шиллинга-старшего показывает, что и в этот период возникали подобные изображения. Несколько более ранним примером может служить Bible Moralisée второй четверти тринадцатого века (Национальная библиотека Австрии в Вене, манускрипт 2554), где на странице 2r женская и мужская гомосексуальные пары противопоставлены гетеросексуальности, представленной Адамом и Евой. На порочность гомосексуальных пар указывают как сопровождающий текст, так и изображённые рядом с ними черти.
Гомосексуальные отношения рассматриваются в качестве греха в традиционных конфессиях иудаизма, христианства и ислама. Во второй половине XIX века, параллельно изменениям общественного сознания, начал протекать либеральный пересмотр отношения к гомосексуальности среди иудеев и христиан. В настоящее время некоторая часть христианских церквей и направлений в иудаизме (а также незначительная часть движений в либеральном исламе) отказались от традиционного взгляда на гомосексуальность.
Буддистские монастыри, как представляется, были наиболее ранними центрами гомосексуальной активности в древней Японии. Гора Коя, на которой стоял монастырь монаха Кукая, стала олицетворением однополой любви. Ни синто, ни японская интерпретация конфуцианства не содержат конкретных запретов.
Многие монахи, похоже, считали, что их обеты безбрачия не относились к однополым сексуальным контактам, так что истории об отношениях между монахами и молодыми послушниками, известные как «тиго-моногатари» («chigo monogatari»), были весьма популярны. И эти отношения всегда вышучивались, пока страсть не переходила к насилию, что в те времена было весьма обычным делом. В свою очередь иезуиты были ошеломлены уровнем содомии среди буддистского духовенства. От религиозных кругов однополые сексуальные контакты распространились в кругах военных, где подобные вещи стали обычным делом между молодым самураем-учеником и более взрослым или более опытным наставником. При таком раскладе, юноша мог оставаться любовником своего «учителя» многие годы. Подобная практика получила название «сюдо» («shudo», «путь юношей») и завоевала большое уважение в военных кругах. Так в традиционных религиях востока — индуизме и буддизме, жёсткого осуждения гомосексуальных отношений не существовало, чему свидетельствуют в обилие сохранившиеся изображения.
В 1989 году Тимур Новиков организовывает в Санкт-Петербурге Новую Академию Изящных Искусств, которая на долгие годы стала главным петербургским брендом. Стратегия НАИИ предполагала, что работы ее профессоров и учеников будут предельно фигуративны, и действительно, большинство произведений круга НАИИ посвящено обнаженным и полуобнаженным юношам и мужчинам, в которых, разумеется, легко можно найти всю традицию изображения мужского тела в европейской культуре. Однако среди авторов НАИИ, заявлявших о своем интересе к классической эстетике и общепризнанным канонам красоты, "присваивавших" себе эту красоту и объявлявших себя ее "наследниками" и "хранителями", за полускандальным флёром и общим гомоэротизмом, можно обнаружить не так много художников, работы которых могут быть определены как гей-искусство.
Специально для неё художник делает фотоколлаж с тем же названием, что и выставка. 18 января 2003 года Сахаровский центр, где проходила выставка, подвергся вандальному нападению со стороны защитников православия, почти все экспонаты были повреждены, уничтожены или украдены. В 2006 году художник реализовал свой талант к перевоплощению в оригинальном арт-проекте. Вместе с группой режиссеров Влад Мамышев-Монро создал свою версию фильма «Волга-Волга». Главная героиня картины - Дуня Петрова, которую в оригинальной ленте исполнила Любовь Орлова, в новом фильма получила голос и лицо Мамышева-Монро. Этот фильм в 2007 году удостоился премии Кандинского как лучший медиа-проект года.
Обратимся к творчеству динамической пары Виктора Кузнецова и Олега Маслова, комического дуэта "толстого и тонкого". Их персонажи - Oleg Oleaginus и Victor Faberferrarius - полуобнаженные, крайне манерные гомосексуалы, скрывающие свои лица под бумажными масками и путешествующие по "античным пейзажам", создавая "живые картины" в компании юных дев и разных аксессуаров. Олег Маслов и Виктор Кузнецов познакомились на корабле, плывущем из Санкт-Петербурга в Нант.
С 1993 года работают вместе. Имеют за плечами десятилетний опыт сольной карьеры в искусстве в таких творческих объединениях как: "Параллельное кино", "ТЭИИ", "Новые дикие", "Новые художники", группа "Свои", Гиппер-Пупер, профессора кафедры Новой Академии Изящных искусств.
С 1994 года сотрудничают с оркестром "Популярная Механика" Сергея Курехина. Начинают снимать фильмы-оперы с оригинальным использованием телеэффектов: "Другие проблемы" (1994), "Мирей" (1995), который получил премию Независимого фестиваля в Израиле в 1997 году, "Трагедия" (1996). С 1995 года начинают увлекаться постановочной фотографией, используя старинные фотокамеры XIX столетия. В 2000 году создают монументальную картину "Триумф Гомера", в которой сами художники и их друзья представлены в образах античных героев. На протяжении всей совместной деятельности в их творчестве главное место занимает классическая живопись и фотография.
И, наконец, мы подобрались к творчеству Тимура Новикова (1958 - 2002) - лидера петербургского неоакадемизма, мозга альтернативной питерской культуры 1980-х - 1990-х годов. Создание группы «Новые художники», объединившую независимое искусство с молодежной культурой, было результатом идеологического и эстетического конфликта с администраторами движения нонконформизма. «Новая академия изящных искусств» начиналась с художественной декларации собственной гомосексуальности в самиздатовском журнале "Кабинет" (1989). В довольно сложной культурной программе Новикова трудно вычислить подлинное значение гомосексуализма. С одной стороны, это была художественная поза - перед «новыми классиками» стояла цель «опустить» модернизм. С другой стороны, для тех, кто приходил за авангардом - постмодернистов, однополая сексуальность часто одновременно становилась и способом жизни, и изобразительным приемом - технологией существования в пространстве искусства.
«НХ» стилистически были параллельны таким западноевропейским движениям в искусстве, как Новые Дикие ( Neue Wilde, Германия), Ист Вилледж (East Village, США), Фигурасьон Либр (La Figuration libre, Франция), Трансавнгард (Transavantgarde, Италия) и таким явлениям как «новая фигуративность», «новая волна», «новый романтизм». Группа превратилась в целое движение со своим театром, (который в 1984-85 поставил спектакли - перформансы «Идиот», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Балет трех неразлучников» и др.), кинематографом («параллельное кино», «некрореализм»), литературой, музыкой, «новой критикой». В своем творчестве в середине 80-х Новиков перешёл от экспрессивной живописи к минималистическим трафаретам и коллажам на текстиле. Параллельно он занимался теорией перспективы и методом «перекомпозициии». Он создавал художественные мастерские в сквотах «Кирилл и Мефодий» (1978), Галерея «Асса»(1983). Был художником группы «Кино», оркестра «Популярная Механика», сотрудничал с «Новыми Композиторами», сам изобретал музыкальные инструменты (утюгон, длинные струны и др.) Новиков проводил совместные акции с выдающимися художниками Запада - Уорхоллом, Кейджем, Раушенбергом и др. В 1987 сотрудничал с Соловьевым в создании фильма «Асса» (первая в истории советского кинематографа премия за художественное оформление). Он был едва ли не первым медиа-художником в СССР, став идеологом «Пиратского Телевидения» (1989), а в последующем режиссером-постановщиком фильмов «Золотое сечение» (1999), «Кошмар модернизма» (1999), а также участвовал в создании клубного движения.
Новиков аккумулировал традиционно женскую практику вышивки и "канонизировал" различных героев мирового гей-сообщества (Оскара Уайльда, Людвига II Баварского). Активная пропаганда красоты мужского тела, а также мученическая смерть, которая приравняла его к Роберту Мэпплторпу, Киту Харингу и Феликсу Гонзалесу-Торресу, вполне позволяют признать его одним из крупнейших мировых гей-художников современности. Однако, как можно судить по его выставочной биографии и интонациям дружественных кругу НАИИ критиков, этот контекст старательно избегался как при его жизни, так и сейчас.
"Он был по-настоящему, в самом лучшем смысле этого слова, "аморален". Образно говоря, ему удалось превратить мораль в ничего не значащую бутоньерку на своем сюртуке. Вне всякого сомнения, Тимур был русским денди, и с ним теперь умерла целая эпоха в отечественной культуре, о которой еще не раз с тоской вспомнят удрученные потомки...", - написала Маруся Климова на сайте Gay.Ru в своем посмертном эссе о Новикове.
Так, политические события 1991 года, открывшие «окно на запад», поспособствовали расширению взглядов, дав возможность информационному потоку попасть на просторы России, вызвав тем самым ответную реакцию. И сейчас продолжают появляться всё новые художники, осваивающие тему гомосексуализма в своём творчестве. Так, к примеру, приходят на ум «Синие носы» - российская арт-группа, разработавшая проект «народнического современного искусства», демократичного по форме и содержанию. Работы «Синих носов» неоднократно вызывали скандалы, задерживались таможней и были объектом судебных разбирательств, отчего Мизин и Шабуров в шутку именуют себя «самыми запрещенными художниками России». В октябре 2007 на работы «Синих носов» с выставки «Соц-арт» в Государственной Третьяковской галерее, которая должна была переехать в Париж, публично обрушился с резкой критикой Министр культуры России А. Соколов. В частности, работа «Эра милосердия», известная благодаря своему сюжету под названием «Целующиеся милиционеры», была названа «порнографией» и «позором России». «…Искусство должно высказываться на значимые темы. Иллюстрировать газетные заголовки. Днем — в газете, вечером — в лайтбоксе, баннере или видеоарте! Воздействовать на пионеров и пенсионеров…».
На небосклоне «гей-сообщества» зажигаются юные звёздочки, как Анвин Иваницкий. Недавно у молодого калининградского художника в местном гей-клубе состоялась выставка "Знаки судьбы" - обнаженные мужские тела, многозначительные позы. Сам автор считает, что «красота присутствует в каждом человеке, независимо от пола и возраста», а искусство не нужно разделять на «гейское» или натуральное. «Когда мы смотрим на "Мону Лизу" да Винчи или "Давида" Микеланджело, вряд ли кто-то задумывается об ориентации их авторов».
Некоторые художники используют «провокационную тему» для своих «политических памфлет». Так, художника Константина Алтунина обвиняют в экстремизме из-за картины, изобразившей Владимира Путина и Дмитрия Медведева в нижнем белье.
Необходимо заметить, что тема гомосексуализма во многих зарубежных странах достигла уровня поп-культуры. Так в Японии ежегодно выпускаются огромными тиражами комиксы – манга – на гомосексуальную тему, воспевающая гомоэротизм. Манга востребована читателями как мужского, так и женского пола. Она свободно продаётся и крайне популярна.
Не только фэйшн-индустрия, но и стрит-арт глубоко проникнулся гей-темой. Так, знаменитый и таинственный андеграундный художник Бэнкси не раз изображал целующихся констеблей, которые, к слову, и вдохновили арт-группу «Синие носы» на «Эру милосердия».
Либерализация и демократизация общества, где во главе угла стоят индивидуальность и личные свободы, дали возможность современному гей-искусству не только прорасти, но и укрепиться. Образ обнажённого мужского тела, в начале XIX века не считавшийся гомоэротическим, в конце века ХХ стал таковым, заново войдя в русское искусство, поддерживаемый «костылями» классиков западной гей-культуры Фассбиндера и Жене. В последние же два–три года в России происходит резкая интенсификация дискурса о гомосексуальности, катализатором которого стали меры правового характера, нашедшие свое выражение в принятии в ряде регионов страны, а в июне 2013-го и на федеральном уровне, законов, направленных на закрепление общественной дискриминации ЛГБТ. Принятые гомофобные законы подвигли некоторых представителей соц-арта на создание работ, получивших в связи с этим довольно широкую известность. Необходимо выделить два имени, поместив их рядом не потому, что эти художники близки по своим идейным установкам (как раз, скорее, наоборот), а в связи с тем, что восприятие их работ было похожим. В остросатирических произведениях Алекса Хоца из Тулы и Алексея Куделина из Солнечногорска (известного также под псевдонимом Вася Ложкин), репродукции которых массово распространялись в Интернет-блогах, в гротескном виде изображались профессиональные борцы с «содомитами» и «гомосексуалистами». Оба художника выбрали метод нарочитой карнавализации, при этом их пути к данной теме были весьма различными. Более того, ставшие знаменитыми в первой половине 2013 года две версии работы Васи Ложкина «Страшный недуг гомосексуализм» (на одной из них изображены фирменные зайцы). Нынешняя гомофобная кампания стала мощным катализатором их распространения. Вспомнив старую поговорку «запретный плод – сладок», можно прогнозировать, что излишняя шумиха вокруг пропаганды гомосексуализма, возможно, станет толчком, очередной провокацией, которая поспособствует развитию современного гей-искусства, а не его угасанию. Увы, большее число художественных проектов остаются известными лишь очень ограниченному кругу людей, отличающихся либо повышенным интересом к современному искусству, либо связанных с лгбт-активизмом.
«Гей-арта, хоть как-то признанного в художественных и общественно-политических институциях, за это время так и не появилось. Реакционные тенденции политического развития страны в последнее время, приведшие среди прочего и к легализации гомофобных клише о социальной неравноценности гетеро- и гомосексуалов, не дают возможности смотреть в будущее с оптимизмом,» - считает председатель Центра изучения и развития современного искусства, председатель жюри альтернативной премии «Российское активистское искусство» имени Георгия Дорохова Алек Эпштейн, мне же не хочется соглашаться с его столь пессимистичными прогнозами. Возможно, особенности развития нашего государства, повлиявшего на современный российский менталитет, всё ещё довлеют над массами, но «камень брошен в огород». Люди реагируют. Никто не знает, сколько времени понадобится, чтобы стать лояльнее и толерантнее, но процесс запущен. Идеи свободы витают в молодых головах. И ни цензура, ни запреты властей, ни активная гомофобная пропаганда не должны лишать людей возможности смотреть авторское фестивальное кино, читать мировые бестселлеры. Ведь никто не в праве запрещать нам видеть и слышать. Если только мы не хотим стать героями романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»…
Cписок использованных ссылок:
3 комментария