Ия Мар
Геи в искусстве и искусство геев
Аннотация
Мужское тело прекрасно. Об этом знают гомосексуалы и догадываются некоторые женщины, но этот факт пока еще с большим трудом принимается нашим, по существу, очень патриархальным обществом. Думаю, можно сказать, что в последние годы процесс изменения взглядов на мужское тело пошел быстрее, благодаря рекламе, модным журналам и телевидению, но на протяжении предыдущих веков наиболее существенную роль в этом играло искусство. Эта статья об эволюции взглядов на мужское тело и гомосексуальные отношения в живописи, о геях в искусстве и искусстве геев.
Мужское тело прекрасно. Об этом знают гомосексуалы и догадываются некоторые женщины, но этот факт пока еще с большим трудом принимается нашим, по существу, очень патриархальным обществом. Думаю, можно сказать, что в последние годы процесс изменения взглядов на мужское тело пошел быстрее, благодаря рекламе, модным журналам и телевидению, но на протяжении предыдущих веков наиболее существенную роль в этом играло искусство. Эта статья об эволюции взглядов на мужское тело и гомосексуальные отношения в живописи, о геях в искусстве и искусстве геев.
Мужское тело прекрасно. Об этом знают гомосексуалы и догадываются некоторые женщины, но этот факт пока еще с большим трудом принимается нашим, по существу, очень патриархальным обществом. Думаю, можно сказать, что в последние годы процесс изменения взглядов на мужское тело пошел быстрее, благодаря рекламе, модным журналам и телевидению, но на протяжении предыдущих веков наиболее существенную роль в этом играло искусство.
Однако художников-геев отличает так называемый «гомоэротический взгляд» – взгляд любующийся, наслаждающий, превращающий мужчину из созерцающего субъекта в созерцаемый объект. Особенность гомосексуальной эстетики мужского тела заключается в том, что это тело должно быть одновременно действующим и чувствующим (воспринимающим). Вот как сказал об этом И. С. Кон: «Поскольку женщины не имели права обсуждать мужскую наготу, а гетеросексуальные мужчины ее стеснялись, только гомосексуальный взгляд мог «расколдовать» наглухо закрытое мужское тело, снять с него фаллическую броню, представить его достойным восхищения и увековечения эротическим объектом».
Гомоэротика в искусстве разных эпох
Говоря об искусстве прошлых веков, надо признать, что однозначно отнести тот или иной художественный образ к гомоэротическим сложно (за исключением произведений откровенно гомосексуальной тематики, хотя и тут есть свои особенности), потому что надо учитывать три составляющих: особенности личности автора и его мотивацию, особенности восприятия зрителя, культурный контекст. Так, в античные времена изображение обнаженного мужского тела и любование им было делом обычным, а гомосексуальный подтекст мог присутствовать, а мог и отсутствовать. При этом дошли до наших дней и изображения собственно гомосексуальных отношений, сделанные в основном на различной посуде, как, например, «Зефир и Гиацинт». Иное – в западно-европейском искусстве практически вплоть до XX века. В Средние века запрета на наготу не существовало, однако не существовало и восхищения человеческим телом – ни мужским, ни женским. Анатомические подробности художниками изображались подробно и с определенной целью: например, чтобы подчеркнуть пол младенца Иисуса или впечатлить зрителя мучениями грешников, подвешенных за самые чувствительные места.
В эпоху Возрождения мужская красота была открыта заново. Основываясь на античном каноне, художники в то же время часто отходили от него. Их творения вызывали у современников шок, смущение, а иногда и гнев. Например, публичный скандал произвел «Давид» (1504 г.) Микеланджело, у которого настолько подробно и достоверно изображены гениталии, что имеются даже и лобковые волосы. Многие художники и скульпторы того времени были вынуждены переделывать свои произведения, имели проблемы с церковью, а то и с инквизицией, были казнены. Тем не менее, несмотря на возмущение некоторых слоев населения, мужское тело снова признано достойным поэтизации эстетическим объектом.
Большинство художников этого времени предпочитали писать нежных андрогинных юношей (Леонардо да Винчи, Караваджо). Одним из самых популярных был образ Святого Себастьяна, изображавшегося привязанным к дереву или столбу и пронзенным стрелами. Картину «Святой Себастьян» итальянского художника Гвидо Рени называют «гомоэротической иконой». Поднятые кверху руки, обнаженные подмышки, доступность и уязвимость, томность взгляда – все это давало обильную пищу гомоэротическому воображению с садомазохистским уклоном. Эта картина получила интересную интерпретацию в романе Юкио Мисимы «Исповедь маски».
Еще одна гей-икона в живописи относится к Новому времени. В этот период в искусство приходит новый канон, подчеркивающий маскулинность персонажа и исключающий всякие подозрения в каких-либо «извращениях». Обнаженное мужское тело эстетизируется и наполняется идеями – силы, самодостаточности, героизма, мужского превосходства. Однако были и исключения, одним из которых является «Этюд обнаженного юноши, сидящего на берегу моря» (1837 г.) Жана-Ипполита Фландрена. От идеально сложенного обнаженного юношеского тела веет одиночеством и грустью. Ничего эротического в картине нет, однако, выбиваясь из общего культурного контекста, она также волновала умы и души гомосексуалов. Обе эти картины неоднократно переосмыслялись художниками последующих веков вплоть до наших дней и породили бесчисленное множество подражаний и вариаций как в живописи, так и в фотографии.
Художники XIX века
Гомосексуальная эротика в то время могла проявлять себя лишь намеком, завуалированно и зашифрованно. Любое изображение мужских гениталий автоматически причислялось к порнографии, даже признанные мастера искусства были вынуждены часть своих произведений распространять приватно и анонимно. Но и эта скрытность не всегда спасала художника. В картинах Симеона Соломона «Вакх» (1868), «Спящие и бодрствующий» (1870), «Рассвет» (1871) нет ничего откровенно сексуального, но они полны чувственности, двусмысленности. В 1873 году пьянствующий и ведущий развратный образ жизни художник был арестован по обвинению в гомосексуализме и осужден на шесть месяцев тюрьмы. Выйдя на свободу, Соломон не предпринимал попыток восстановить свою репутацию, ведя жизнь бродяги и пьяницы.
Многие художники той эпохи не имели возможности выставляться и были известны лишь в очень узком кругу. Такая судьба ждала, например, Элизара фон Купфера. Он был литератором (писал под псевдонимом Элизарион) и не был профессиональным художником, однако художественные произведения его необычны и узнаваемы. Он изображал юношей, похожих на восточных одалисок, с округлыми, почти женскими формами («Три друга» (1913 г.)). Часть жизни он провел вместе со своим партнером историком Эдуардом фон Майером в Швейцарии, на вилле Минусио, которую они превратили в музей, где были собраны картины и фрески Купфера, и назвали 'Sanctuarium Artis Elisarion'.
Откровенно гомосексуальные картины принадлежат кисти американского художника рубежа XIX-XX веков Чарльза Демута. Они практически никогда не выставлялись и по сей день находятся в основном в частных собраниях, а Демут известен как автор натюрмортов из цветов или фруктов.
В искусстве XX века мужские образы стали более разнообразными и откровенными. Исключения составляли нацистская Германия и Советский Союз. Здесь мускулистая маскулинность оставалась отчетливо политической и имела явный милитаристский и националистический оттенок. Нагота фашистских статуй была строго нормативной, без выраженных индивидуальных черт. Хотя гениталии их не были прикрыты, образы эти не были эротическими. В искусстве советского тоталитаризма генитальная нагота была категорически запрещена.
Пионер гей-искусства
В искусстве других стран запада, особенно в США, продолжается раскрепощение мужского тела и развитие темы однополых отношений. Один из пионеров гомоэротической темы — известный художник Пол Кадмус, создатель стиля магического реализма. Думаю, можно сказать, что творчество Кадмуса открыло новый этап в отражении гомоэротической темы в живописи. Если в предыдущие годы искусство концентрировалось в основном исключительно на сексуальной стороне однополых отношений, то Кадмус впервые изображает быт геев и их жизнь в социуме.
Например, известной его сделала работа «Моряки на берегу» (1934 г.), вокруг которой разгорелся крупный скандал. Картина, где изображены пьяные моряки в увольнении – веселые, пьяные и снимающие проституток, – вызвала гнев представителей военно-морских сил. «То, что действительно делали моряки и их подружки в парке Риверсайд Драйв, сильно превосходило то, что я изобразил на холсте», - заявил художник журналистке. А критик Ричард Майер написал: «Большинство дебатов развернулось вокруг изображенных на картине выпивших и флиртующих с женщинами моряков, а не вокруг небросающейся в глаза сцены съема мужчиной (в красном галстуке, который являлся тайным отличительным знаком гомосексуалов – прим. автора) молодого морячка, которая открыто показывала гомоэротизм. И это случилось в то время, когда подобные темы открыто ни демонстрировались на американских картинах, ни обсуждались в статьях художественных критиков». В общем, скандал вокруг картины создал молодому художнику отличную рекламу.
Откровенно и лирично изображает Кадмус обнаженное мужское тело в прозаических ситуациях. Ярким примером является картина «Ванна» (1951 г.), представляющая бытовую сцену из жизни двух юношей, совершенно очевидно живущих вместе. И еще одна работа из позднего творчества – «Художник и модель» (1973 г.), в которой нашла отражение также тема разновозрастных отношений. И хотя сам художник говорил, что не пытался бороться за права геев, а лишь изображал то, что видит и знает, его творчество сыграло большую роль в изменении общественного мнения о геях.
Развитие гей-темы в XX веке
Вокруг Пола Кадмуса складывается круг известных гомосексуалов из мира искусства — художников, пишущих в стиле магического реализма, писателей (Э. М. Форстер, автор романа «Морис»), фотографов и танцовщиков. Одним из его любовников и ближайших друзей был живописец Джаред Френч.
Естественно и непринужденно изображает бытовую мужскую наготу и взаимоотношения между мужчинами британец Дэвид Хокни — прародитель поп-арта, один из влиятельнейших художников и фотографов XX века. Персонажи его картин живут в окружении пальм, бассейнов, солнца, богатства, гламура в противовес ужасной реальности 60-х годов XX века – нищеты, расизма и дискриминации. Его работы исполнены ума, юмора и сексуальности.
Расширение гей-тематики продолжается вслед за изменением общественных взглядов на гомосексуальность. Ярким примером этого является творчество молодого израильского художника Рафаэля Переса (Raphael Perez). Среди его работ, относящихся к «наивной» живописи, встречаем картины «Повседневная жизнь геев», «Гей-свадьба», «Гей-семья», представляющие собой своего рода триптихи. На полотнах, посвященных теме гей-семьи, он идиллически рисует сцены воспитания детей. Некоторые работы художника посвящены изображению гей-государства, как он его себе представляет.
Российское гей-искусство
Таким образом, можно сказать, что на западе уже сложилась традиция гомоэротической и гомосексуальной живописи. В современном искусстве России гей-проблематика не получила широкого развития, хотя определенные попытки продолжаются.Один из главных проектов этого направления имел место в 90-е годы XX века. В 1989 году Тимур Новиков организовывает в Санкт-Петербурге Новую Академию Изящных Искусств (НАИИ), и в том же году (за 4 года до отмены 121-й статьи) Тимур Новиков и Сергей Бугаев объявили себя гомосексуалистами. Как я поняла, для некоторых участников проекта это была в первую очередь творческая позиция, а не реальность. Сергей Бугаев позднее отказался от своих слов.
Работы участников НАИИ посвящены в основном обнаженным и полуобнаженным юношам и мужчинам. В этих картина легко можно найти всю традицию изображения мужского тела в европейской культуре.
Например, работы Георгия Гурьянова воспевают мускулистые тела рабочих, колхозников, моряков и спортсменов, как, например, его картина «Гимнаст» (2003 г.). Виктор Кузнецов и Олег Маслов обратились к традиции классического искусства, изображая своих персонажей полуобнаженными, путешествующими по «античным» пейзажам, достигая тем самым комического эффекта, как на картине, названной «Союз земли и воды» (1996 г.). Тимур Новиков, создавая портреты известных гомосексуалов, применял нетрадиционные средства. Например, в работе «Оскар Уайльд в медальоне» (1993 г.) он использовал вышивку.
5 комментариев