О фантастике в гей-литературе
Никогда не задумывались почему из огромного числа людей, которые пишут о геях, лишь малая часть помещает своих героев в фантастические миры? Иногда кажется, что авторы сознательно обходят стороной фантастику, причём стороной очень далёкой. Может быть дело в читателях, которым интересна лишь наша действительность? Или, дело в тех кто пишет? Эти мысли и легли в основу нашего обзора авторских мнений. Мы попытались включить в этот обзор авторов, которые используют фантастические элементы в своих работах и тех, кто этого сторонится, сознательно не акцентируя внимание на любви или нелюбви автора к жанру. Читатели смогут сами разобраться в том кто, как и почему относится к фантастике в гей-литературе. Ответы, которые мы получили, на наш взгляд, оказались исчерпывающими.
Наш вопрос был сформулирован следующим образом.
В большинстве произведений гей-тематики речь идет о чувствах и жизни гомосексуалов в её современных реалиях. Авторы редко помещают своих героев в другие временные рамки, используют исторический фон или придумывают иные миры. Казалось бы, широкое поле для фантазий и экспериментов. Но нет, фантастика - редкий гость в гей-литературе. Почему? Что-то сдерживает авторов, не давая им выходить за привычные рамки повествования о повседневной жизни, или писать об окружающей действительности проще?
Другое дело, если это произведение не исключительно на гей-тематику, а произведение, в котором данной тематике посвящена лишь одна из сюжетных линий. На ум сразу же приходит очаровательная «Сфера 17» Ольги Онойко. Для того, чтобы так фантазировать, нужно еще поучиться, немало почитать самому….. тем более, что создать другой мир за пределами обыденности дано не каждому. Достоверно и красочно передать историческую обстановку невозможно без ее изучения. Это нелегкий труд, но зачастую, оно того стоит, ведь в итоге на свет может родиться насыщенное, яркое, содержательное и чувственное произведение.
Поэтому, дело, скорее всего, в возможностях и желаниях самого автора, в его видении мира, привычках и фантазии.
Amadeo Aldegaski
Причина проста: жанр фантастики на первое место ставит описание условий: будь то техногенное будущее или темное прошлое. Процесс этот сам по себе довольно сложный: надо иметь богатое воображение, не запутаться и не сбиться в общей канве повествования. Но даже если это и удалось, то на этом ярком фоне история отношений героев может уходить как бы на второй план. И они уже не представляются реальными Васяпетями из соседнего подъезда. А что уж греха таить, гей-читатель очень любит реализм. Реализм на грани, а иногда и за гранью документалистики. Гей-литература очень сентиментальна, авторы словно рассказывают историю своей жизни, вот этой, реальной, настоящей. А фантастика не дает того чувственного глубокого проникновения в хитросплетения судеб героев. Кроме этого рынок перенасыщен разного уровня фантазийными творениями гетеросексуальных авторов, отчего у меня складывается впечатление, что читатель просто устал от бряцаний мечами и космических баталий. Поэтому я стараюсь уйти от штампов как с одной, так и с другой стороны. Для меня путешествие по разным временам и мирам - это возможность пофантазировать, окунуться в нереальный мир, населив его героями, которые любят, страдают, борются, надеются, и оттого делают эти миры настоящими.
Антон Ромин
Не знаю о вкусах других авторов, скажу только о своих. Я не люблю фантастику. Мне кажется, что наш дурной, несправедливый мир прекрасен и не требует альтернатив. Я люблю именно эту, реальную жизнь, со всеми ее проблемами. И моя задача как автора – показать белое сквозь черное, обрисовать себе и другим надежду.
Кроме того, фантастика все чаще не предлагает утешительную альтернативу, а рисует мир еще более проблемный – с нашествиями пришельцев или еще какой-то экспансией. Или взять хотя бы мрачное Средневековье с его инквизицией – самое выгодное направление для путешествий во времени. Понятно, чему служат такие допущения – они обостряют наши обычные, повседневные ощущения. Это своего рода болевая стимуляция для толстокожих, которые без нее ничего не чувствуют. А я и так чувствую жизнь остро, мне достаточно реализма.
Не знаю о вкусах других авторов, скажу только о своих. Я не люблю фантастику. Мне кажется, что наш дурной, несправедливый мир прекрасен и не требует альтернатив. Я люблю именно эту, реальную жизнь, со всеми ее проблемами. И моя задача как автора – показать белое сквозь черное, обрисовать себе и другим надежду.
Кроме того, фантастика все чаще не предлагает утешительную альтернативу, а рисует мир еще более проблемный – с нашествиями пришельцев или еще какой-то экспансией. Или взять хотя бы мрачное Средневековье с его инквизицией – самое выгодное направление для путешествий во времени. Понятно, чему служат такие допущения – они обостряют наши обычные, повседневные ощущения. Это своего рода болевая стимуляция для толстокожих, которые без нее ничего не чувствуют. А я и так чувствую жизнь остро, мне достаточно реализма.
Потому что гей-литература, в основе, любовная проза и редко когда она цепляет какую-то иную тематику. Почему же нет других миров и чистой фантастики? Потому что сама гей-литература УЖЕ фантастика. Чаще всего это выдуманные фантазии автора, его мечты, его прошлые слёзы и незабытые обиды. Это не окружающая действительность - это сказка. Куда там ещё фантастику прицепить?
И читатель наш ждёт именно любовные переживания, эротику и слёзы. Осязаемые, автобиографичные.
Я пишу иногда фантастические рассказы, но они совершенно не читаются.
Любопытно, что в женском любовном романе последнее десятилетие набирает силу тенденция на любовную фантастику. Возможно, и до нас докатиться.
Читателя можно приучить, если задаться целью. Вспомним фанфишкн и слэш? Вот где буйство фантастики. Возможно, они и перетащили к себе тех немногих любителей фантастической гей-литературы.
Сиамский близнец
Мне достаточно сложно ответить на вопрос, потому что я тут как раз никаких ограничений не вижу. Возможно, потому, что ни как читатель, ни как автор не являюсь сторонником чёткого деления на «жанры» (хотя к рассказам, повестям, романам тэги ставить приходится – интернет-реальность обязывает :) Вообще, граница «фантастического» и «реалистичного» представляется достаточно проницаемой. Если только проза не документальная или автобиографическая – даже современная повседневность – не совсем «реальность», потому что создана авторской фантазией.
Мне достаточно сложно ответить на вопрос, потому что я тут как раз никаких ограничений не вижу. Возможно, потому, что ни как читатель, ни как автор не являюсь сторонником чёткого деления на «жанры» (хотя к рассказам, повестям, романам тэги ставить приходится – интернет-реальность обязывает :) Вообще, граница «фантастического» и «реалистичного» представляется достаточно проницаемой. Если только проза не документальная или автобиографическая – даже современная повседневность – не совсем «реальность», потому что создана авторской фантазией.
Олларис
Буду банальным: ответ кроется в самом вопросе. Вот именно, что «широкое поле для фантазий и экспериментов», а большинство авторов гей-тематики (не беру в счёт авторов слэш фанфиков) рассказывают то, что пережили, прочувствовали или хотели бы испробовать. Именно поэтому зачастую тексты похожи на недавно просмотренный художественный фильм или рассказ давнего товарища о прошлых выходных. Все описывают жизнь в современных реалиях, в крайнем случае – воспоминания, но не позже даты своего рождения.
Если рискнуть сотворить свой собственный фантазийный мир, то можно увлечься и всю историю напичкать нереальными вещами, как-то - неземная межвидовая любовь или мужская беременность. И что у нас получится? Скорее всего, тот самый фанфикшн. Писать же об истории, означает: усиленную работу мозга и в направлении сюжетной линии отношений, и в более-менее реалистичности описываемого исторического фона. Ну не пропустят читатели мимо глаз несоответствие предметов утвари, исторических личностей, географических мест - данной эпохе. Либо будут воспринимать рассказ, как пародию на канон, либо начнут поправлять автора в комментариях. В общем, проколоться можно, причём позорно. Иногда даже в описании, казалось бы, совершенно простых интимных моментов возникает вдруг комментатор «супер-врач, спешащий на помощь» в лице обожаемого читателя и тебя могут пристыдить, что ты мальчик, а чисто медицински что-то упускаешь или делаешь не верно со своим партнёром в эротически-сексуальном плане. Вот совсем не хотелось бы нарваться на дотошного студента-историка и краснеть перед ним, черкая зелёным маркером собственноручно напридумыванный текст, в котором мне как автору-экспериментатору вдруг захотелось перенести читателей в атмосферу римской империи, где Нерон (он же Луций, он же Клавдий, он же Император), разведясь с Октавией, женится не на Поппее, а на её муже – Отоне.
Вывод получается совершенно простой: авторы пишут то, что знают, о том, что нравится, и так, как умеют. Двумя словами – так проще. Если отвечать на вопрос именно от своего лица и ссылаясь на собственные работы – мне проще описывать реал лёгкий, весёлый, чувственный, отношения вполне непринуждённые, в чём-то безупречные, зачастую романтичные. А всё потому, что именно так я сам стараюсь жить каждый день. Для меня равноценно сложно описывать что трагедию человеческой жизни, что душераздирающую перипетию взаимоотношений между людьми, что полёт на Юпитер, что любовь между солдатами в армии Наполеона. В конце концов, мне хочется подарить читателю «вкусное» чтиво, затягивающее своей сложной простотой и логичным пониманием происходящего, не заставляя его морщиться от вынужденных пауз, в поисках ответа на вопрос: «что это такое и зачем я вообще это читаю?»
Я думаю, проблема в том, что "гей-литература" это литература нишевая, ее рамки и функции довольно узки и ограничены. Ничто не мешает писать фантастику или фэнтези, где будут присутствовать персонажи-геи и бисексуалы, но их ориентация не будет основной темой повествования. Проблема в том, что в русскоязычном сегменте книжного рынка такая литература будет плохо печататься и продаваться, только и всего. Зарубежных примеров полно, взять хотя бы Клайва Баркера - у него в рассказах полно геев, но эти рассказы сложно отнести к "гей-литературе".
В гей-литературе жанры, отличные от суровой жизненной прозы или сказочных мелодрам, вообще редкие гости. Почему? Может быть, потому, что в других жанрах, как ни крути, акцент с именно гей-персоны смещается в сторону происходящих событий и фантастического мира. А тут уже надо обладать хорошим талантом, чтобы соблюсти баланс между сюжетом и его центральным персонажем.
Да, можно поместить на борт Энтерпрайза капитана-гея и такую же парочку офицеров, зажечь между ними нешуточные страсти, но ведь только на этом не остановишься. Если пишешь фантастику, то в центре внимания оказываются именно события (ну и сам нереальный мир), и неважно, гей главный герой или нет - его ориентация в исходе войны между Людьми и Шизоидами не имеет никакого значения. Тут будут важны другие качества и действия.
То же самое с мистикой, историей, фэнтези и детективами. Все это требует более детальной проработки и многодневного труда над текстом, поиска информации и ее интегрирования в сюжет, а этим, увы, далеко не каждый займется. Может быть, не хватает терпения и сосредоточенности, может быть, времени и возможностей.
И потом, на данный момент цель гей-литературы отнюдь не развлекательная, а несколько более приземленная, отсюда и малый спрос на фантастику. Хотя, если обратиться к изобразительному искусству, то можно найти много интересных артов на самые разные темы, в том числе и фантастику, фэнтези и мистику. И литература до этого дойдет. Просто всему нужно время.
Мне вот "писать об окружающей действительности" проще. Фантастика на самом деле очень сложный жанр, ведь надо придумать так, чтобы поверилось. Это удается очень немногим. И только тогда, когда у вас получится правдоподобный антураж, туда можно пихать отношения.
Многие начинающие авторы пишут про "монако", будущее или потусторонние миры. Получается, как правило, слабо, напоминает недорогой перевод с английского. Это из-за того, что пишут они не про себя, более того, они хотят туда от себя убежать. Убегая от себя - литературы не получится. Увы, начинать нужно с вида из окна, с капли спермы на клавиатуре, с "закрыть глаза, задуматься о чем-то и потом это записать". И много позже, когда-нибудь, когда у вас появится умение, мастерство, вам скажут, что вы талантливы, тогда пишите хоть про глистов в заднице марсианина, это будет интересно.
Мой читательский опыт изрядно противоречит формулировке вопроса. Мне часто попадаются произведения гей-тематики, далекие от реала, нашего времени, нашего пространства и наших законов физики: начиная от матерого классика Айзека Азимова с изумительным романом "Сами боги", популярного Владимира Сорокина с его "Теллурией", Урсы с Эльнором и Аверием, Берлевог с Саройдом, слеш-автора Мамы Лены с ее Дуче, Беном и Яблокожоркой и до целой палитры гей- и слеш-рассказов, населенных бравыми космолетчиками, суровыми средневековыми викингами, валькириями, жителями морских глубин и т.п. Впрочем, я и сама в теплой компании авторов Гей-квартала отметилась в мире инкубов, суккубов и альб.
И - да, я собрала сейчас в одном предложении признанных классиков и неименитых сетевых слеш-авторов. Ведь вопрос был задан о "произведениях гей-тематики", а такие произведения пишут не только гей-авторы, но и слешерицы. (К последним, кстати, я смело отношу и саму себя. Я в курсе давней местной дискуссии на тему "приличен ли слеш?" Определяя для себя слеш, к отлитой в граните фразы Википедии: "слеш - это жанр любительских произведений, посвященных романтическим или сексуальным отношениям между персонажами одного пола, обычно мужского" (с), я для себя добавляю: "этот жанр позволяет автору не зачехлять перо в тот миг, когда герои окажутся в объятиях друг друга голышом".
Не могу не понудеть, что далеко не всегда фантастический или исторический антураж идет рассказу на пользу. Пара фактических ляпов, исторических нестыковок или небрежно выдержанных деталей могут нехило отбить интерес к рассказу.
...Что удерживает в реалистическом русле авторов, никогда не пишущих в причудливых жанрах? Да, поди, рационализм в мышлении, нелюбовь к фантастике вообще, лень ("прописывать все эти "чудесные" детали? на фиг-на фиг!"), неуверенность в сочности своего пера и т.п. А что заставляет других авторов громоздить в своих рассказах разные миры? Буйная фантазия, утомленность повседневщиной, любовь к фантастике как к жанру, переоценка собственной эрудированности А иногда, наверно, и нежелание/неготовность прописывать психологические заморочки персонажей. Всяко проще описывать устройство космолета (всё равно никто не проверит!), чем прочувствовать самому и внятно разрулить в тексте нюансы отношений, которые сложатся у героя с мамой или отцом после каминг-аута...
4 комментария