Энтони Гидденс
Социология. Гендер и сексуальность. Гомосексуальность.
Отрывок из книги знаменитого социолога Энтони Гидденса "Социология".
"Гомосексуальность существует во всех культурах. Однако понятие "гомосексуальной личности” — индивидуума, явно отличающегося в своих половых привязанностях от большинства людей, — появилось лишь сравнительно недавно. До XVIII века такой термин вряд ли мог появиться. Акт содомии был объявлен церковными властями вне закона; в Англии и в некоторых других странах за это казнили. Однако содомию не определяли особо как гомосексуальное преступление. Понятие это применялось и к отношениям между мужчинами и женщинами, между мужчинами и животными, а также между самими мужчинами. Термин "гомосексуализм” был введен в оборот в 60-х годах прошлого века, и с тех пор к гомосексуалистам все в большей степени относили особый тип людей, имеющих специфические половые отклонения. Термин "лесбиянство” появился несколько позже."
Гомосексуальность существует во всех культурах. Однако понятие "гомосексуальной личности” — индивидуума, явно отличающегося в своих половых привязанностях от большинства людей, — появилось лишь сравнительно недавно. До XVIII века такой термин вряд ли мог появиться. Акт содомии был объявлен церковными властями вне закона; в Англии и в некоторых других странах за это казнили. Однако содомию не определяли особо как гомосексуальное преступление. Понятие это применялось и к отношениям между мужчинами и женщинами, между мужчинами и животными, а также между самими мужчинами. Термин "гомосексуализм” был введен в оборот в 60-х годах прошлого века, и с тех пор к гомосексуалистам все в большей степени относили особый тип людей, имеющих специфические половые отклонения. Термин "лесбиянство” появился несколько позже.
Смертная казнь за "противоестественные действия” была отменена в США после провозглашения независимости, а в Европе — в конце XVIII либо в начале XIX веков. Но еще несколько десятилетий тому назад в Великобритании, как и практически во всех странах Запада, гомосексуализм оставался уголовно наказуемым деянием.
Гомосексуальность в незападных культурах
Существует немало культур, в которых к гомосексуальным отношениям относятся терпимо или даже поощряют, хотя это касается обычно лишь определенных групп населения. На Севере острова Суматра, например, живет народность батак, представители которой допускают гомосексуальные отношения между мужчинами до брака. С наступлением половой зрелости подростки покидают дома своих родителей и живут группами по 12-15 человек. В группе формируются брачные пары: старшие вовлекают младших в гомосексуальные связи. Такая ситуация продолжается до тех пор, пока юноши не женятся. После этого большинство молодых людей, хотя и не все, прекращают гомосексуальную активность.
Среди жителей Ист-бея — меланезийской деревни, расположенной на одном из островов в Тихом океане, к гомосексуализму относятся терпимо, хотя это тоже распространяется только на мужчин. Проживая до брака в "мужских домах”, молодые люди практикуют взаимную мастурбацию и анальные сношения. Гомосексуальные отношения существуют также между старшими мужчинами и мальчиками, при этом часто последние оказываются слишком юными, чтобы жить в "мужских домах”. Любой вариант гомосексуальных отношений вполне приемлем и открыто обсуждается. Многие женатые мужчины сохраняют свое пристрастие к гомосексуализму, вступая в связь с мальчиками помимо активных половых отношений со своими супругами.
Исследователи сходятся на том, что в этой культуре, похоже, гомосексуализм без обычных гетеросексуальных отношений не встречается.
Гомосексуальность в западной культуре
Распространение гомосексуальности
Кеннет Пламмер различал четыре типа гомосексуальности в современной западной культуре. Случайный гомосексуализм представляет собой преходящий тип гомосексуальных отношений, при котором половая жизнь индивидуума в целом не претерпевает существенной перестройки. Примерами могут служить школьные увлечения или взаимная мастурбация. Ситуативный гомосексуализм связан с обстоятельствами, в которых гомосексуальная связь поддерживается регулярно, но при этом она не становится для человека предпочтительной. В случае внешних ограничений, например, в тюрьмах или военных городках, такой вариант гомосексуального поведения является широко распространенным. Ситуативный гомосексуализм выступает лишь вынужденным заменителем гетеросексуальных отношений, которые являются более желательными.
Персонализированный гомосексуализм встречается в тех случаях, когда люди отдают предпочтение гомосексуальным связям, но остаются изолированными от себе подобных, вне групп, где их могли бы легко принять. Гомосексуальность в такой ситуации выступает как скрытая деятельность, совершаемая тайком от друзей и коллег. Гомосексуализм как образ жизни характерен для лиц, которые уже выделились из гетеросексуального сообщества, и для которых связь с себе подобными стала важнейшей частью их существования. Обычно эти люди принадлежат к так называемой "гей”-субкультуре, в рамках которой гомосексуальные отношения формируют постоянный образ жизни.
Мужчин и женщин, которые имеют опыт гомосексуальных отношений, или испытывали определенную склонность к гомосексуализму, значительно больше, чем тех, кто открыто ведет образ жизни геев. О масштабах распространения гомосексуализма в западных культурах впервые узнали после того, как были опубликованы результаты исследования Альфреда Кинси. Согласно его данным, не больше половины всех американцев-мужчин "полностью гетеросексуальны”, если судить по их сексуальной активности и наклонностям по достижении половой зрелости. 8% выборки Кинси имели исключительно гомосексуальные связи в течение последних 3 лет и более. Еще 10% практиковали гомосексуальные и гетеросексуальные связи в более или менее равной пропорции. Наиболее неожиданным было то, что 37% мужчин имели хотя бы одну гомосексуальную связь с достижением оргазма. Еще 13% ощущали желание к гомосексуальному контакту, но не реализовали его.
Данные по гомосексуализму среди женщин, полученные в исследовании Кинси, свидетельствуют о менее широком его распространении. Около 2% женщин были исключительно гомосексуальны, 13% респонденток сообщили о наличии у них гомосексуального опыта, а еще 15% признались, что имели желание вступить в гомосексуальную связь, но не осуществили его. Кинси и его коллеги были поражены масштабами распространения гомосексуализма, которые были обнаружены в их исследовании, поэтому результаты перепроверялись различными методами, однако (186) выводы оставались неизменными40). Проведенное затем в Великобритании менее масштабное исследование подтвердило правильность этих выводов.
Отношение к гомосексуальности
Установка на нетерпимое отношение к гомосексуализму в прошлом была настолько жестокой, что мифы, окружавшие это явление, стали рушиться только в последние годы. Гомосексуальность не болезнь и не связана явно с какой-либо формой психического расстройства. Мужчины-гомосексуалисты отнюдь не предрасположены к определенным профессиям типа парикмахера, дизайнера или художника, хотя некоторые широко распространенные стереотипы предполагали это. Незначительна взаимосвязь между гомосексуализмом и трансвестизмом. Большинство трансвеститов гетеросексуальны.
Некоторые типы мужского гомосексуального поведения и соответствующих установок могут, по-видимому, рассматриваться как попытки отказа от обычной связи между мужественностью и силой — возможно, одна из причин того, что в ортодоксальном обществе о гомосексуалистах часто думают как об угрозе. Гомосексуалисты склонны разрушать женоподобный имидж, обыкновенно связываемый с ними, двумя способами. Одни чрезмерно культивируют вызывающее женоподобие — гомосексуальная мужественность, пародирующая стереотип. Другие создают имидж "настоящего мужчины”, который отнюдь не является самым характерным мужским образом. Мужчины, одетые как мотоциклисты или ковбои, также пародируют мужской образ, подчеркнуто преувеличивая его.
Гей-субкультура
Проанализировать изменения гомосексуальной активности трудно, поскольку до того, как начался период выделения сообществ гомосексуалистов, почти никаких исследований не проводилось. Гей-субкультуры в больших городах имеют сегодня тенденцию к обособлению гомосексуальных мест встречи — клубов и гей-баров. Несмотря на повсеместное распространение временных контактов, большинство гомосексуалистов, порвавших с гетеросексуальной культурой, имеют стабильные связи. Сообщества лесбиянок вне женских движений являются, как правило, менее организованными по сравнению с субкультурой мужчин-гомосексуалистов.
1970-е и 1980-е годы были ознаменованы поворотом в отношении общественного мнения к гомосексуалистам. Это, в частности, связано и с благоприятным впечатлением, сформированным средствами массовой информации, о таких гомосексуалистах, как Дэвид Боуи и Квентин Крисп; определенную роль сыграло и движение сторонников "веселого образа жизни”, ставшее популярным благодаря певцу Бой Джорджу. Тем не менее, было бы ошибкой переоценивать общий уровень терпимости по отношению к гомосексуалистам в Великобритании. В ходе опроса, проведенного в 1985 году в этой стране, 59% респондентов осудили гомосексуальные отношения, в то время как только 13% опрошенных заявили о том, что в этом "нет ничего ненормального”. Смягчение общественных отношений к геям не было столь радикальным, как это порой предполагают.
Лесбиянство
Вне рамок женского движения группы лесбиянок менее организованы, чем мужчины в гей-субкультуре, и имеют меньше случайных связен. Мужской гомосексуализм обычно привлекает большее внимание, чем лесбиянство. и лесбийские группы часто рассматривают так, как будто их интересы совпадают с интересами мужских организаций. И хотя между мужчинами-гомосексуалистами и лесбиянками иногда существует тесное взаимодействие, имеются, однако, и различия, особенно когда лесбиянки активно участвуют в феминистском движении. Сейчас ведется углубленное изучение специфических черт образа жизни лесбиянок и их опыта.
Лесбийские пары часто имеют детей, иногда прибегая к помощи мужчин, а иногда — к искусственному оплодотворению, хотя лесбиянкам бывает не так просто оформить свои родительские права. Вопрос о том, является ли лесбиянство матери препятствием к предоставлению ей родительских прав, в Великобритании и США решается через суд. В конце 70-х и начале 80-х годов в американских судах слушалось несколько дел, по завершении которых было установлено, что лесбиянство не имеет отношения к решению вопроса о том, может ли женщина оформить свои права на ребенка или нет. Однако такая практика была принята лишь в некоторых штатах.