Emma York
Гей-рассказы: чего больше "гей" или "рассказов"?
Приятно видеть, как с каждым днем библиотека пополняется. Гей-рассказы такие разные и по объёму, и по стилю написания, и по темам находят своё место на её виртуальных полках.
Продолжая разговор о гей-литературе, начатый в статье о том как можно бы было классифицировать гей-рассказы, я подумала, а что же такое гей-рассказы, почему одни ты читаешь запоем, а другие, пробежав глазами несколько строк, закрываешь?
Поразмышлять над таким явлением как жанр гей-литературы, мне хотелось давно. Читая много лет назад Набокова, Ремарка, Дрюона, Уайльда или кого-нибудь из современных западных писателей, я впервые обнаружила на страницах книг упоминания о геях. Это было удивительно. Не в энциклопедии, не в медицинском справочнике, не в книгах по половому воспитанию, а в художественной литературе у признанных авторов. У кого-то это были небольшие эпизоды, у кого-то гомосексуальная подоплека пронизывала всё произведение. Но, конечно, это были лишь немногочисленные случаи. Назвать это жанром вряд ли было возможно. А что теперь. Бесчисленное множество гей-рассказов! Теперь это жанр? И если это жанр, а как мне кажется так и есть, то чего в этих рассказах больше: «гей» или всё-таки «рассказов»? Трудный вопрос.
Гей-литература как особый жанр литературы уникальна ещё и тем, что родилась и крепнет не в издательствах, где её ничтожно мало, а в недрах интернета, как самодеятельное творчество его более или менее талантливых пользователей. Первые гей-рассказы, которые когда-то появились на гей-сайтах, были скорее порно-зарисовками и этот шлейф тянется за ними и поныне, создавая иллюзию того, что приставка «гей» непременно отправляет произведение в разряд третьесортного литературного хлама. Не стану лукавить, подчас это именно так. Огромное количество гей-рассказов, с говорящими названиями: «Сексуальный курсант», «Пашкина любовь», «Хорошо когда есть секс» и т.д., краткое описание которых состоит из пикантных (назовем это так) подробностей повествования:
...по прежнему будоражат только лишь ту область мозга, которая отвечает за эрекцию.
Но время бежит и все, что вызывает человеческий интерес испытывает некий генезис: от мобильной связи и различных гаджетов до литературных форм и жанров. Меняется и гей-литература. От порнографических рассказов к рассказам, в которых можно увидеть не только и, может быть в последствии, не столько гей-секс, сколько гей-отношения.Чем больше появляется подобных творений, тем больше возможность выбора у читателей: попереживать ли вместе с героями, посмеяться ли над курьёзами, пофилософствовать или полакомиться ли клубничкой. Одно очевидно: их востребованность постепенно растёт.
До того как написать эти строки я была настроена весьма воинственно, обвиняя авторов Гей-библиотеки РФ в графомании. Мне всегда казалось, что настоящий рассказ, достойный того, чтобы именоваться ЛИТЕРАТУРОЙ) – это не просто интересная история, рассказанная ярким, с различными речевыми фигурами языком (аллегориями, метафорами, сравнениями, гиперболами и проч.), усиливающим эмоциональную окраску, но и возможность автора высказать свое отношение к происходящему. Как правило, в гей-рассказах этого нет. Простое повествование - история из жизни. Такое можно услышать в компании за кружкой пива.
Отдельное раздражение вызывает огромное количество мата в небольших по объему гей-рассказах. Увы, сейчас это очень креативно, насыщать повествование дыханием реальности, дыханием не свежим, а скорее помоечно-быдловатым. Вспомнить того же Минаева, или Прилепина. Но, что делать, если мы так говорим. А пишем, как говорим, а говорим, как думаем, если думаем вообще.
Перечитывая и просматривая многочисленные гей-рассказы в нашей библиотеке, я с удивлением обнаружила, что практически в каждом рассказе есть описание секса. Степень подробности описания ограничивается лишь степенью озабоченности автора этой темой. Поэтому у меня сразу же возникли вопросы: сексуальные сцены – это обязательное условие построения?
Обязательно ли вводить в повествование эротику или даже порно-картины?
Можно ли написать гей-рассказ, в котором сексуальные сцены отсутствуют или сведены к минимуму и будет ли интересно читать не про физиологию, а про эмоциональную сторону жизни героев?
Иногда мне кажется, что это канон такого рода литературы, принцип от которого мало кто решится отойти. Впрочем, на то они и каноны, чтобы их нарушать и, может быть, создавая в гей-рассказах мир, сотканный из чувств, образов и эмоций, сила воздействия которых на читателя будет сильнее и глубже, чем описание сексуальных сцен.
Конечно, авторы экспериментируют не только с содержанием, но и с формой подачи литературного материала: не соблюдают правила грамматики, пишут все предложения с маленькой буквы, разрывая строки, копируют «телеграфный» стиль Маяковского. Таких экспериментов литература знала множество, достаточно вспомнить «Улисса» Джеймса Джойса или русских футуристов:
От ОЛЬ к ШЫ
моль смолИла
прокатства
черепки буЫни
изломахи
ИЗМО-ЛО-ХО-МАНЬ-ь…
Ш Л Ы К!
Г В А Л
КомпАрунд!…
А. Крученых
Но надо либо быть гением, как тот же Джойс, например, либо не стараться за псевдооригинальностью форм скрыть менее чем скудное описание. Что сделает большинство читателей, открыв трудночитаемое произведение? Правильно – быстренько его закроет.
И всё-таки, читая гей-рассказы, постепенно мой скепсис и ирония стали ослабевать. То в одном, то в другом повествовании мне стали открываться подлинные, наполненные драматизмом, истории людей, желающих обрести такое нехитрое личное счастье. Вне излишней сентиментальности, с такой щемящей в своей простоте обнаженности, что подумалось, может быть в этом и состоит суть: история одиночества во враждебно настроенном мире, история поисков счастья, столь иллюзорного, отчего оно становиться ещё более желанным. Простые истории людей, которые не хотят мириться с тем, что из них пытаются сделать то ли больных, то ли монстров, этакая жизнь вопреки. И может быть тогда в этом жанре - гей-рассказов, акцент сместиться ближе к слову «рассказы»?
14 комментариев