Дерягин Геннадий Борисович
Гомосексуализм. Бисексуальность
Ознакомительный лекционный курс по проблемам гомосексуальности. Понятие «сексуальное меньшинство» культурально и исторически относительно. Так, в древности, в античном мире гомо- и бисексуалы принадлежали к сексуальному большинству, а отрицающие гомосексуальность (в том числе, иудеи) – к сексуальному меньшинству. Древние Восточные славяне также принадлежали к бисексуальному большинству, о чем есть немало свидетельств в литературе того времени
1. Общие понятия
Современный мужчина западного типа
озабочен доказательством трех положений:
он уже не ребенок, он не женщина, он не педераст
Понятие «сексуальное меньшинство» культурально и исторически относительно. Так, в древности, в античном мире гомо- и бисексуалы принадлежали к сексуальному большинству, а отрицающие гомосексуальность (в том числе, иудеи) – к сексуальному меньшинству. Древние Восточные славяне также принадлежали к бисексуальному большинству, о чем есть немало свидетельств в литературе того времени [4, 17].
1) Термин «гомосексуальность» происходит от соединения двух слов: греческого homos (тот же самый, одинаковый) и латинского sexus (пол). Гомосексуалами называют мужчин и женщин, которых на протяжении длительного времени (более 6 месяцев) привлекают в сексуальном плане только лица одного с ними пола.
Как термин слово «гомосексуализм» было впервые предложено в 1869 году венгерским врачом Бенкертом [28, 29, 39]. Для гетеросексуально ориентированных лиц, случайно или по необходимости вступивших в гомосексуальную связь, Р. Крафт-Эбинг [21] предложил термин «псевдогомосексуалист». В последнее время не принято употреблять окончание «ист», так как оно обычно указывает на принадлежность к какой-либо политической партии или политическому блоку, объединению, носит презрительно-дискриминационный оттенок, поэтому употребляются термины «гетеросексуал», «гомосексуал», «бисексуал». Синонимом термина «гомосексуализм» является термин «гомоэротизм».
2) Термин «бисексуальность» происходит от латинского bis, т.е. дважды и имеет два разных значения:
- первое – обладание соматическими, психическими или поведенческими свойствами обоих полов (гермафродитизм, соматическая андрогиния);
- второе – особый тип психосексуальной ориентации на представителей обоих полов [20].
Еще Ч. Дарвин [8] пришел к убеждению о бисексуальности полов: «Большинство, а может быть и все вторичные признаки, свойственные одному полу, есть и у другого пола в покоящемся состоянии». Естественно, потому что раздельнополость произошла от смешаннополости в процессе эволюции. В наследственном коде человека сохраняются гены всех этапов эволюции, о чем свидетельствуют метаморфозы в процессе внутриутробного развития, поэтому андрогинная стадия развития заключена в каждом человеке, но у большинства андрогиния находится в подавленном состоянии. Особи каждого пола вырабатывают мужские и женские гормоны; так, при недостатке мужских гормонов общий женский облик строения тела приобретают и мужчины. Каждый пол заключает в себе потенциальные возможности развития другого пола. Реализация признаков пола зависит от среды, от генетических и эндокринных факторов.
Таким образом, с биологической точки зрения, бисексуальны все существа, размножающиеся половым путем, в том числе и человек. С социокультуральной точки зрения, бисексуальность – особое явление в жизни человека, имеющее биологическую основу, но подверженное мощному социальному воздействию в рамках определенной культуры, либо поощряемое, либо осуждаемое, не обязательно проявляемое и не всегда осознаваемое. Бисексуалы стоят посередине между гетеро- и гомосексуалами, нередко тяготея к тому или иному полюсу. Некоторые бисексуалы в дальнейшем мигрируют в сторону гомосексуальности, некоторые становятся исключительно гетеросексуалами, некоторые так и остаются поведенческими бисексуалами всю свою жизнь. Этому способствуют как естественные биологические причины, например, врожденная гомосексуальность, возрастное снижение уровня андрогенов, так и социальные факторы, например, отрицательный опыт гетеросексуального общения с положительным восприятием гомосексуальных контактов, снимающих психосексуальное напряжение; и наоборот.
Вообще, существует две модели бисексуального функционирования. Первая модель – «модель конфликта», рассматривается как проблема сексуального функционирования, исходящая из конфликта все более осознаваемых гомоэротических потребностей и социальных требований гетеросексуальности. Это может повлечь за собой деструктивные последствия: психолого-психиатрические проблемы, склонность к суициду, злоупотребление алкоголем или иными токсическими веществами, асоциальное поведение. Данная модель рассматривается как транзитная стадия на пути к гомосексуальной ориентации. Вторая модель – «модель гибкости». Она рассматривает бисексуальность как бесконфликтное сосуществование гетеро- и гомоэротизма; в принципе, является успешной интеграцией гомоэротизма и гетероэротизма в двойную сексуальную ориентацию. Считается целесообразным образовательными и психотерапевтическими мерами помогать личностям с гомоэротическими потребностями овладевать этой моделью поведения как наиболее функциональной и конструктивной [198].
В нашем обществе существует невидимая, но значительная группа не идентифицированных обществом бисексуальных людей, живущих в стандартном браке, но в то же самое время периодически вступающих в гомосексуальные связи. Большинство этих лиц не имеет никакого желания изменить образ своей жизни, более или менее успешный брак вполне устраивает их, так как они нашли удачный способ минимизировать конфликт их гомо- и гетеросексуальных импульсов. В господствующем гетеросексистском обществе, клеймящем гомосексуальные желания и поведение, рамки стандартного брака являются хорошей и удобной маскировкой, порождающей, пожалуй, единственную этическую проблему – обмана жен или мужей [69]. Такие гетеросексуальные браки бывают порой достаточно прочными по двум причинам: либо благодаря открытости супругов, принятия индивидуальных свойств партнера и понимания их; либо благодаря тщательной маскировке тайны бисексуального супруга [79]. Реакции жен на раскрытие бисексуальности мужа бывают различными, как в пуританских, репрессивных, так и в терпимых обществах, однако, в большинстве случаев жены из-за нежелательности огласки, общественной стигматизации, материальных, моральных и иных соображений, постепенно предпочитают оказывать психологическую поддержку мужу [95]. Данными аналогичных исследований реакций мужей на бисексуальность жен, мы не располагаем.
3) Термин «анрогиния» происходит из двух греческих слов: andros – мужчина и gyne – женщина. Различают соматическую андрогинию – собственно гермафродитизм и социальную, относящуюся к лицам обоих полов, не имеющим генетической и эндокринной патологии. При этом лица мужского пола отличаются своим несколько феминным поведением, отсутствием выраженных маскулинных свойств психики, а лица женского пола – наоборот. Социальная андрогиния является продуктом воспитания и женской эмансипации.
В последнее время в развитых мировых культурах прослеживается тенденция роста андрогинии у мужчин, различия мужских и женских поведений нивелируются. Этому способствует система домашнего и школьного воспитания, подавляющая, в целом, агрессивность (агрессивность – признак маскулинности), вырабатывающая альтруистические установки, стимулирующая компромиссность, что облегчает адаптацию к общественной и семейной жизни. Традиционная мужественность с присущей ей агрессивностью в современном развитом обществе не всегда остается востребованной, удобной, а гипертрофированная мужественность даже является опасной из-за повышенной конфликтности и склонности преступать законы общества. Однако среди общей массы «мужественных» преступников наиболее андрогиничны лица, совершившие половые преступления, треть их них осознает свои гомоэротические потребности [13, 24]. Социальная анрогиния проявляется в соответствующем поведении, как в социальной жизни, так и при проявлениях либидо, а также в стиле одежды (например, «унисекс»).
З. Лев-Старович [24] пишет, что в странах Запада около 30% населения проявляют черты андрогинии, причем это касается как мужчин, так и женщин. Он считает, что андрогиничные партнеры могут идеально приспособить свое поведение к взаимным ожиданиям и потребностям, а способность быть в роли одного и другого пола дает возможность глубже погрузиться в мир сексуальных переживаний и создавать идеальное партнерство. Однако здесь есть опасность посторонних бисексуальных контактов, что, при отсутствии психологической подготовленности и соответствующего диапазона приемлемости у одного из партнеров, может привести к распаду столь изначально замечательного союза. По мнению З. Льва-Старовича, андрогиничные мужчины и женщины наиболее приспособлены к жизни в обществе, проявляя в достаточной мере свою мужественность или женственность в зависимости от ситуации.
4). Некоторые понятия уголовного права. Здесь целесообразно рассмотреть понятия, имеющие связь с преступлениями против половой неприкосновенности и половой свободы личности, упомянутые в уголовном праве. Относительно сексуального насилия следует обратить внимание, что общественная опасность полового преступления заключается именно в применении насилия, или в ином нарушении установленных законом норм, а не в так называемой «извращенности», «противоестественности», понимаемой, как правило, широкой общественностью и многими юристами субъективно и ненаучно. В последнее время в диссертационных работах юристов и медиков отмечается как негативный фактор, ведущий к гомосексуальному насилию, декриминализация добровольных гомосексуальных контактов, «чрезмерная» (!) раскрепощенность сексуальных отношений вследствие демократизации общества. Однако подобные мнения основаны лишь на эмоциональном отвержении авторами всего того, что выходит за пределы их обывательских или религиозно-социальных стереотипов, научно не обоснованы; составные элементы этих мнений, и даже целые высказывания с оценочными категориями выходят за пределы компетенции специалистов соответствующих профилей.
Заметим также, что вне изолированных и закрытых однополых коллективов преобладает гетеросексуальное насилие, а случаи гомосексуального насилия относительно редки. Гомосексуальное насилие распространено, в основном, в местах лишения свободы, в армии, в культурах бедности, при этом насильники обычно считают себя гетеросексуалами, исполняющими мужскую роль. Тенденция «привязывания» статьи 132 УК РФ к гомосексуальности в корне неверна. При этом традиционно упускается из поля зрения сексуальная преступность со стороны женщин. Общественная опасность таится как раз в ненаучном, обывательском и субъективно-примитивном понимании разнообразия проявлений сексуальной стороны жизнедеятельности людей. Тем не менее, Уголовные кодексы многих государств СНГ содержат нормы, предусматривающие ответственность людей либо за добровольные гомосексуальные отношения, либо за «противоестественность» их действий. При этом явно подразумевается гомосексуальность этих действий.
Неверным, устаревшим и предвзятым взглядам подвержены даже медики. Практически во всех учебниках и руководствах по судебной медицине представлена следующая схема воззрений авторов: «мужеложство, т.е. мужской гомосексуализм – половое извращение»; «лесбиянство, т.е. женский гомосексуализм – половое извращение». Таким образом, отождествляются совершенно различные понятия: «мужеложство» и «гомосексуализм», что не может быть признано верным, так как мужеложство является конкретным действием, а гомосексуализм – явлением. Далеко не все влечения людей выливаются в адекватные влечениям действия. Мужеложство может быть совершено и без наличия у активной или пассивной сторон гомосексуальности, например, при сексуальном насилии, в местах лишения свободы, при вынужденных обстоятельствах. В свою очередь, гомосексуальность определенного человека может никогда не привести к акту мужеложства. По разным данным, от половины до четверти геев не совершают актов мужеложства, предпочитая иные формы взаимного удовлетворения, в первую очередь – оральногенитальные контакты и взаимную мастурбацию.
К тому же, мировая медицинская общественность впервые признала гомосексуальность вполне естественным, непатологическим явлением в 1974 г., сначала в DSM-III, затем и в Международной статистической классификации болезней (МКБ), регулярно пересматриваемой Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Действующая ныне МКБ-10 не содержит такой психической патологии, такого «сексуального извращения», как гомосексуализм или бисексуальность. Следовательно, неверно утверждать, что гомосексуальная ориентация сама по себе является половым извращением, т.е. парафилией. К патологии относится только невроз – эгодистоническое состояние по поводу своей сексуальной ориентации, развивающийся в результате фрустрации из-за того, что естественная гомосексуальная ориентация человека входит в противоречие с социальными требованиями, берущими начало в иудейско-христианских (иудейско-мусульманских) воззрениях. Таким образом, без учета сакральных воззрений (а РФ является светским государством), исходя из МКБ-10, гомосексуальные взаимодействия партнеров не являются противоестественными, их нельзя рассматривать как «половое извращение». Конечно, мужеложство, как и иные гомосексуальные действия, могут быть проявлениями парафильных действий, но не обязательны для всех лиц с парафилиями. Для парафилий (извращений половых чувств) характерен симтомокомплекс, позволяющий диагностировать патологию психики, составлять психологический проспективный портрет сексуального насильника и убийцы, отличать серийные сексуальные убийства по их «авторам».
Древнерусское церковное право ввело в обиход на Руси понятие «мужеложство», под которым понималось, и до сих пор в уголовном праве следует понимать только одно – сексуальные взаимодействия мужчин с введением естественного полового члена одного партнера в прямую кишку другого, т.е. – анально-генитальный контакт. Иные формы сексуальных взаимодействий между мужчинами (например, взаимная мастурбация, фелляция и т.п.) мужеложством не являются, что отмечалось даже в комментариях к Уголовному кодексу РСФСР (1960 г.) [37]. Такие действия в древности на Руси обозначались как «мужеблудие». Понятие «содомия» пришел к нам из Европы и расширительно обозначает все формы сексуального поведения, нежелательные для церковной морали (см. ниже).
Постановление Верховного Суда РФ № 11 от 15.06.2004 г., разъясняющее суть статей 131 и 132 УК РФ, в котором под мужеложством понимаются все гомосексуальные действия мужчин, а под лесбиянством – все гомосексуальные взаимодействия женщин, с сексологической и исторической точек зрения является ненаучным. Произошло смешение понятий «гомосексуальное насилие» и «мужеложство» или «лесбиянство». На ст. 134 УК РФ это Постановление и данное в нем определение понятия мужеложства не распространяется. Относительно ст. 134 УК РФ следует исходить из традиционного, вышеприведенного понятия «мужеложство», под которым надо понимать только гомосексуальный анально-генитальный контакт. Добровольный орально-генитальный контакт, взаимную мастурбацию и т.д. при нарушении установленного законом возраста согласия на сексуальную активность следует квалифицировать по ст. 135 УК РФ – «Развратные действия».
Понятие «лесбиянство» в УК РФ не определено. В результате этого возникают затруднения при квалификации добровольных гомосексуальных действий со стороны совершеннолетних лиц женского пола по отношению к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Остаются неясными критерии квалификации таких действий по статьям 134 и 135 УК РФ. Лесбиянство может выражаться в случаях добровольности в различных действиях: во взаимных ласках, взаимной мастурбации, взаимном куннилингусе или анилингусе, трибадии (взаимном трении половых органов половых партнёров женского пола о половые органы друг друга), имитации полового акта фрикциями фиксированного к играющей активную роль женщине искусственного полового члена. В случаях насилия элементы взаимности могут отсутствовать или быть недобровольными.
Односторонние, а не взаимные ласки (при условиях добровольности) руками, языком и губами женщины половых органов девочки без взаимного соприкосновения гениталий, даже с введением рукой женщины инородных предметов (пальцы, искусственный пенис и т.п.) во влагалище или в задний проход жертвы, вполне логично рассматривать как развратные действия, а не как акт лесбиянства. Отличительным элементом лесбиянства от развратных действий, по нашему мнению, является взаимность выполнения сексуальных действий. Противоречия, заложенные расплывчатой формулировкой диспозиции статьи 134 УК РФ, можно было бы устранить иной формулировкой: «Половой акт (пенильно-вагинальный контакт), равно как оральногенитальный, анальногенитальный контакт, трибадия, имитация пенильно-вагинального и (или) анально-генитального контакта с использованием фаллоимитатора, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцати лет…» (и далее по тексту указанной статьи).
Депутаты Государственной Думы РФ недавно муссировали вопрос о возврате России в прошлое – об уголовном наказании за добровольное мужеложство, явно не понимая терминологии, отождествляя мужеложство с гомосексуализмом, однако, даже не все геи прибегают к анально-генитальным контактам. В этом желании некоторых депутатов наблюдаются не только явный сексизм (сродни расизму и ксенофобии) и гомофобия (психологический комплекс, присущий латентным гомосексуалам), но и дискриминация по признаку половой принадлежности (а почему наказания должны касаться только лиц мужского пола?). Если же наказывать людей за все формы добровольных гомосексуальных взаимодействий, что в истории уже было (см. ниже), то где взять тюрьмы и лагерные бараки минимум как для четверти населения РФ?