Дерягин Геннадий Борисович
Гомосексуализм. Бисексуальность
Ознакомительный лекционный курс по проблемам гомосексуальности. Понятие «сексуальное меньшинство» культурально и исторически относительно. Так, в древности, в античном мире гомо- и бисексуалы принадлежали к сексуальному большинству, а отрицающие гомосексуальность (в том числе, иудеи) – к сексуальному меньшинству. Древние Восточные славяне также принадлежали к бисексуальному большинству, о чем есть немало свидетельств в литературе того времени
5. Наказания за гомосексуальность
Сменяются культуры, изменяются и нравы. Имеется классический пример изменения общественных нравов и морали на одной и той же географической территории с течением времени: Генрих Шлиман в конце 19 века построил для себя в Афинах дворец, на крыше которого поставил статуи древнегреческих богов по образцу Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Но античные нравы далеких предков были давно забыты афинянами. Возмущенные муниципальные власти потребовал от Шлимана убрать с крыши дворца всё, что оскорбляет общественную нравственность православных христиан. Знаменитый археолог не стал снимать статуи, он надел на них кальсоны и бюстгальтеры. Выходка Шлимана дошла до короля, который, будучи образованным человеком, отменил постановление муниципалитета [17].
Политеистическая космология включает в себя идеи непрерывности создания и гибели в царстве сверхъестественного. Многобожие создает условия для широкого разнообразия сексуального поведения, не препятствуя никакой специфической форме сексуального действия. Часть божеств имеет явные признаки обоих полов. Монотеизм, в частности христианство, ислам, десексуализирует вселенную, лишает ее способности изменяться и не способен охватывать своими застывшими догмами многообразие сексуальной жизни людей. Все, что не умещается в изначально нарисованную схему, яростно отвергается догматиками и, по их мнению, не имеет права на существование [109]. Когда в 313 г. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи, по всей Европе гражданский закон был подменен церковным. Такое частное дело как сексуальное поведение личности с тех пор стало подлежать детальной церковной, а лишь затем государственной регуляции в мелочах.
Это позволило императорам Диоклетиану и Максимилиану уже в 287 г., а императору Феодосию в 390 г. н.э. издать свои Указы, устанавливавшие смертную казнь за гомосексуальные отношения путем сожжения на костре. Правда, эти законы просуществовали недолго, и новые массовые сожжения гомосексулов начались только в XIII веке в результате развития католических идей, по которым гомосексуальные контакты («содомия») рассматривались как тяжкий грех и преступление перед естественным порядком вещей и Богом. Причем, принято считать, что лесбиянки в Средневековье и в более позднее время, вплоть до эпохи Просвещения, в отличие от гомосексуальных мужчин, не подвергались за свое сексуальное самовыражение каким-либо серьёзным наказаниям. Однако есть исследования, опровергающие это мнение. Так, уже указ императоров Диоклетиана и Максимилиана в 287 году однозначно интерпретировался как предусматривающий смертную казнь для гомосексуалов обоих полов. Этот указ получил новую жизнь в соответствующих законах европейских государств (в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Испании) с 1270 года, а позже – в Америке. Есть данные, что с XIII века в указанных странах было предано смертной казни за лесбиянство приблизительно 400 женщин [82, 96, 97].
Одной из задач авторитарных и тоталитарных государств было подавление и нивелирование личности, в том числе и в сексуальной сфере, во имя каких-либо всегда «несомненно, великих и благородных» целей. Наиболее жестоко эта задача воплощалась при тираниях и диктатурах. Сексуальная сторона жизни людей давно уже стала козырной картой в политических играх различного рода «морализаторов» и просто фанатиков, что продолжается и по сей день. Считается, что катализатором преобразований, предписывающих моральные и юридические санкции против институционализированной практики древнегреческой педерастии, а также новую этику и новые сексуальные отношения на границе Античности и раннего Средневековья был Демокрит из Абдеры (не зря Демокрит и жители Абдеры стали героями древних и средневековых анекдотов; а сами абдериты – нарицательным именем), на которого, вероятно, в свое время сильное влияние оказал Аристотель, осуждавший традиционную педерастию [116].
В средневековье гомосексуальное поведение было определено как греховное и преступное. Осуждение гомосексуальности явилось частью процесса изменения моральной оценки сексуальности с точки зрения христианской асексуальности и аскезы как идеала. Любые сексуальные отношения, не ведущие к зачатию, стали считаться незаконными и противоестественными. Постепенно различные, отвергаемые официальной Церковью формы полового поведения, получили общее определение «содомии». Причем, в произведениях средневековых авторов «содомией» именуется не только гомосексуализм. Мастурбация, орально-генитальный и анально-генитальный половые контакты между гетеросексуальными партнерами, половые контакты с животным, прерванный половой акт с семяизвержением не во влагалище, поиск и получение удовольствия от секса, совершение полового акта не в «миссионерской» позе и т.п. расценивались как акты «содомии». Многие считали содомией половой акт между христианами и иудеями или христианами и мусульманами. Таким образом, даже потенциально репродуктивный половой акт мог быть под запретом, если происходил с неподобающим партнером. Данное отношение проистекало из убеждения, что «неверные» в глазах Господа равны собакам и другим животным; половой акт с ними, следовательно, был «противоестественным», равнозначен зоофилии [29, 45].
Со временем, когда прелаты и епископы под руководством папы надежно укрепили свою власть на всем континенте, католическая церковь стала оказывать все большее и большее влияние на все стороны европейской жизни. Многие грехи, такие как ересь (инакомыслие) и широко понимаемая содомия, превратились в уголовно наказуемые преступления. К XIII – XIV веку монархи и князья по всей Европе, подчинившись давлению католической церкви, объявили содомию преступной. Как правило, она считалась преступлением, караемым смертной казнью. Люди, уличенные в половой связи с евреями, с детьми или лицами своего пола, сжигались на кострах заживо. Гомосексуалов стали сжигать в массовом порядке много раньше, чем ведьм. Вскоре по всей Европе, а в Америке с XVII столетия [81] разгорелись костры, на которых поджаривали людей во славу Церкви.
В средневековых категориях содомит являлся не личностью особого типа, не индивидуальностью, а лишь личностью, уличенной в совершении греха особого типа – «противоестественном половом сношении». Если древние греки рассматривали гомосексуальную близость как удовольствие, средневековые европейцы опасались содомии как греха, который, под влиянием соблазна, в принципе, мог совершить каждый. Тем не менее, сохранилось достаточное количество писем и поэм откровенно гомоэротического характера (по иронии, большинство из них написаны священниками), позволяющих говорить о существовании гомосексуальной субкультуры в монастырях Европы X-XI веков [29]. Гомосексуализм, как вечное биосоциальное явление продолжал существовать и в мрачном Средневековье, не взирая на массовые репрессии, развязанные инквизицией и жестокие наказания.
Европейские государства неоднозначно подходили к вопросу наказаний за гомосексуальность. Есть данные, что в XVIII веке гомосексуализм считался основным правонарушением на Британском Военно-морском флоте и мог наказываться кастрацией, а женщинам за лесбиянство удаляли часть носа [51]. Однако, в отличие от большинства европейских стран, гомосексуализм в Англии времен Стюартов считался небольшим прегрешением и наказывался лишь денежным штрафом, серьёзные преследования гомосексуалов начались лишь во времена королевы Виктории [71]. Прогрессивный в те времена Кодекс Наполеона (1810 г.) предусматривал наказание лишь за публичные или насильственные гомосексуальные сношения. Наказание за добровольные гомосексуальные отношения впервые было отменено. Аналогично поступили в Бельгии и Нидерландах [20].
В то же время в Уголовном кодексе Финляндии в 1889 году появилось положение о наказании не только мужчин, но и женщин за добровольные гомосексуальные отношения. Это стало возможным благодаря практически полному отсутствию противопоставления полов с сельской культуре Финляндии XIX века [132]. Одновременно в соседней Швеции Национальный закон от 1734 г. не предусматривал никаких санкций против гомосексуализма, лишь политизированная гомофобия ХХ века, и влияния фашизма привели к преследованию гомосексуалов, но на короткое время. Уже в 1944 г. добровольные гомосексуальные действия в Швеции были декриминализованы [130, 145].
В Древней Руси к однополой любви относились терпимо, снисходительно [4, 17, 19]; причем женская гомосексуальность как бы не существовала, на Руси на неё смотрели как на разновидность женской мастурбации. Это происходило оттого, что женщина не была равноправным и полноценным членом общества. Преследовать гомосексуалов путем сожжения на костре впервые на Руси стали при Петре Великом – в 1706 году, вероятно, только потому, что это был европейский обычай, причем эта мера наказания касалась лишь военных, не распространяясь на гражданское население. В 1716 г. сожжение на костре заменилось телесным наказанием, а в случаях применения насилия – вечной ссылкой. После Петра I гомосексуальные отношения вновь получили послабление. С 1832 г. «Уложение о наказаниях» – первый Уголовный кодекс Российской Империи включил в себя параграф 995, по которому мужеложство наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на 4 – 5 лет. Этот Закон действовал до 1903 г., когда относительно мужеложства была принята ст. 516 Уложения о наказаниях; данное преступление каралось тюремным заключением на срок не ниже 3 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах (с применением насилия или по отношению к несовершеннолетним) – на срок от 3 до 8 лет [17, 50].
Революционные события 1917 года привели к декриминализации гомосексуализма. Отменив царские юридические нормы от имени социалистической законности, новый Советский режим отменил и уголовные санкции за гомосексуальные контакты, их не было в УК РСФСР, принятых в 1922 и в 1926 годах. Обосновывалось это следующим образом: «Советское законодательство не знает так называемых преступлений, направленных против нравственности. Наше законодательство предусматривает наказание лишь в тех случаях, когда объектом интереса гомосексуалистов становятся малолетние и несовершеннолетние. Понимая неправильность развития гомосексуалистов, общество создает все необходимые условия к тому, чтобы отчужденность, свойственная им, рассосалась в новом социалистическом обществе». СССР даже вступил во Всемирную лигу сексуальной реформы, основанную в 1924 году Магнусом Хиршфельдом. Защитниками индивидуального самоопределения и самовыражения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и сексуальной, в начале 1920-х годов в Европе, особенно в Германии, были М. Хиршфельд, а также анархисты Бакунинских традиций. Против общественного и юридического вмешательства в частную сексуальную жизнь, с защитой прав гомосексуалов горячо выступали блестящие полемики – анархисты Сенна Hoy, Erich Muhsam, John Henry Mackay [91].
Отношение к гомосексуализму со стороны различных политических партий в Веймарской республике было неоднозначным. Революционеры во главе с коммунистами изначально поддерживали сексуальные реформы, сексуальную революцию и заявляли о равноправии всех социально и сексуально угнетенных; гомофобия отождествлялась с правыми и центристами, коммунистическая «leftist homophobia» была атипичным явлением. Однако активное участие гомосексуалов в нацистском движении и уничтожении Веймарской республики переориентировали Коммунистическую партию Германии на дискредитацию гомосексуализма [108]. Благодаря гомосексуальности лидеров национал-социализма (Ernst Rohm и др.), а также социалистическим (фрейдо-марксистским) теоретикам-сексологам, как Wilhelm Reich, гомосексуализм в начале 1930-х годов в Германии был объявлен социально и психологически типично правым фашистским заблуждением, и стал идентифицироваться с нацизмом.
Антифашисты в Западной Европе и в Советском Союзе начали борьбу с гомосексуалами; у общественности формировалось убеждение, что гомосексуализм широко распространен в фашистских организациях, является частью нацистской идеологии, а борьба против гомосексуализма – составная часть истинно социалистического и коммунистического мышления. Антифашисты, прививая обществу отвращение к сексуально-политическим «извращениям» национал-социалистов, стали противопоставлять этим «извращениям» свою «сексуальную чистоту». В принципе, все уперлось в политику, вопрос о гомосексуальности превратился в вопрос политический [147].
С 1933 года в СССР гомосексуалов стали преследовать, а в 1934 году в Уголовный кодекс РСФСР (и всех союзных республик СССР) вернули понятие «мужеложство», гомосексуалов вновь стали наказывать за добровольные гомосексуальные контакты. В начале возникла точка зрения, что гомосексуализм является формой «буржуазного упадничества», «продуктом разложения эксплуататорских классов», но вскоре (после 1936 года) была перенята западная точка зрения, что гомосексуалы являются пособниками фашистов [89, 185]. В национал-социалистической Германии после ночи «длинных ножей», когда Гитлер расправился над верхушкой СА (штурмовиков, которые и в самом деле, исповедуя принцип античного воинского братства, были гомосексуальны), лиц, уличенных в гомосексуальности, также стали отправлять в концлагеря, объявив их пособниками коммунистов. Пришедшее к власти правительство под руководством Гитлера внушало обывателям, что гомосексуализм представляет угрозу для германской нации. Фашизм и коммунизм обвиняли друг друга в потворстве гомосексуализму. Коммунисты в СССР утверждали: «Уничножьте гомосексуализм – фашизм исчезнет», а нацисты заявляли, что «гомосексуализм есть еврейско-коммунистическая деградация». В Германии стали наказуемы даже попытки гомосексуального заигрывания – дотрагивания и «намекающие» взгляды.
В принципе, политики обосновывали стигматизацию гомосексуальности необходимостью борьбы с носителями этого явления, причем не только с политической, но и с религиозной, расовой, психиатрических точек зрения. Гомосексуалов стали массово арестовывать и помещать в концентрационные лагеря, нашивая в Германии в качестве опознавательного знака на их одежду розовый треугольник. В лагерях гомосексуалы попадали в самые неблагоприятные условия, так как над ними издевались не только эсэсовцы (или вохровцы в ГУЛАГе), но и остальное население лагеря, они, по сравнению с остальными заключенными, имели более высокие показатели смертности. В Бухенвальде, выстроенном в 1937 году, доктора SS использовали гомосексуалов в качестве подопытных в различных медицинских экспериментах, в частности в попытках «лечения» гомосексуализма гормональными и хирургическими методами. Подобное творилось и в СССР. По самым скромным подсчетам, в те годы в Германских концлагерях было уничтожено более 50 000, а в Гулаге – более 60 000 людей, осужденных за гомоэротизм [19, 50, 104, 122, 123, 162].
Здесь очень показательна история идей М. Хиршфельда (1868 – 1935) – основателя Всемирной Лиги Сексуальной реформы и первого в мире научного журнала по сексологии. Magnus Hirschfeld – один из наиболее видных и влиятельных сексологов, работавших в начале ХХ века, создатель Zwischenstufentheorie (теории межсексуальных стадий) полагал, что его биологическая теория формирования гомосексуализма поддерживает права гомосексуалов. Но с приходом к власти национал-социалистов, все эти теории, идеи и современные взгляды были преобразованы нацистами в государственную стратегию для исправления «ошибок природы» и полного искоренения гомосексуализма, путем уничтожения «биологически неполноценных» [169]. Таким образом, с исторической точки зрения становится ясно, что во враждебном гомосексуалам обществе, результаты, полученные при исследовании причин и последствий гомосексуализма, могут использоваться «морализирующими» политиками против гомосексуалов, что, собственно говоря, уже и было. То же самое можно сказать об извращении и приспособлении под нужный политический момент и других идей, не имеющих изначально деструктивной направленности.
Европейские гомосексуалы, изначально восприняли коммунистическое движение как надежду для гарантии их прав, веря в пособие со стороны СССР по социальному обеспечению общественной терпимости к гомосексуализму. Однако к 1936 году никто в Европе уже не сомневался о наличии в СССР репрессий по отношению к сексуальным меньшинствам, что связывалось общественностью с отрицанием революционного духа советским правительством [151]. Мысли и переживания по поводу крушения мировых надежд в области сексуальных реформ из-за развязанных в СССР репрессий хорошо представлены В. Райхом в его книге «Сексуальная революция» [35].
После 2-й Мировой войны в европейских государствах начался процесс декриминализации добровольных гомосексуальных отношений. Процесс шел неравномерно, но уверенно. В США часть штатов также включились в этот процесс (в некоторых штатах гомосексальные отношения до сих пор запрещены под угрозой уголовного наказания). Уже к 1970-м годам внутри главных городов США (Бостон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) сформировались так называемые «гей гетто», где обитало большое количество гомосексуальных мужчин и женщин, и где соответствующее поведение было общепринято, а гомосексуальные семьи рассматривались как вполне нормальное явление [128].
В Советской России ч. 1 ст. 121 УК РСФСР предусматривала наказание за мужеложство, совершенное по добровольному, обоюдному согласию, в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Уголовная ответственность могла наступить при достижении виновным 16-летнего возраста (вина в форме прямого умысла была у всех партнеров, вступивших в добровольные гомосексуальные отношения с совершением акта мужеложства). При этом иные формы сексуальных взаимодействий двух или более мужчин, без анально-генитальных контактов (например, взаимная мастурбация, фелляция и т.д.), не расценивались как мужеложство, состава преступления не образовывали. Таким образом, в принципе, соответственно УК РСФСР, людей должны были наказывать не за гомосексуализм, а лишь за гомосексуальный анально-генитальный контакт (акт мужеложства). Однако наказывали и за гомосексуализм на основании зачастую бездоказательных Заключений судебно-медицинских экспертиз, составленных наскоро, нелогично и поверхностно малообразованными в вопросах сексологии экспертами. Кроме того, эта статья использовалась и в политических целях, для борьбы с инакомыслием интеллигенции. Лишь с весны 1993 года уголовное преследование за добровольное мужеложство в РФ было отменено Указом Президента. Однако в СМИ и в Интернете время от времени встречаются сообщения о неофициальном преследовании гомосексуалов в России.
Опасность для гомосексуалов и бисексуалов нередко исходит от представителей правоохранительных органов. Мотивировкой их неправомерных действий могут являться:
1) элементарный шантаж гомосексуалов с вымогательством материальных ценностей;
2) вербовка информаторов;
3) реализация собственных психолого-психиатрических комплексов, выражающихся в получении удовольствия от унижения людей и от чувств собственного господства над ними, собственной мужской и гетеросексуальной состоятельности;
4) собственный скрытый гомосексуализм, проявляющийся гомофобией, с необходимостью символических действий по отвержению гомосексуальности с целью утверждения себя в своих глазах и окружения в гетеросексуальной роли «мачо»; однако это не исключает гомосексуального насилия или символических насильственных действий гомосексуального характера без генитального контакта по отношению к гомосексуалу;
5) явное натравливание со стороны некоторых политиков, и «молчаливая» поддержка начальства.