Адонай Иешуа
Черно-белая страсть Александра Сомова
Что должно считать эротикой? Начиная с классической работы английского искусствоведа сэра Кеннета Кларка (1960), историки искусства, а за ними и другие ученые разграничивают понятия голого и нагого. Голое (naked) тело - это всего лишь раздетое тело, голый человек - человек без одежды, каким его мама родила. Напротив, нагота (nudity) - социальный и эстетический конструкт; нагое тело не просто не прикрыто, а сознательно выставлено напоказ с определенной целью, в соответствии с определенными культурными условностями и ценностями. "Нагое" относится к "голому" так же, как эротика - к сексуальности. Быть голым - значит быть самим собой, натуральным, без прикрас. Быть нагим - значит быть выставленным напоказ. Чтобы голое тело стало нагим, его нужно увидеть как объект, объективировать. "Голое открывает себя. Нагота выставлена напоказ… Голое обречено на то, чтобы никогда не быть нагим. Нагота - это форма одежды" (Джон Бергер).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что эротикой следует считать изображение наготы!
Давайте.
Но замечу между тем,
Что именно эротика - основа
Стремления к любви и красоте!»
«Давайте об эротике - ни слова.
А вы могли б не есть и не дышать?
Эротика - живущего основа.
Зачем же нам себя ее лишать!»
Одним из самых ярких проявлений эротики в живописи стал гомоэротизм, особую нишу в котором занимает мужская эротика. На протяжении веков изображения обнаженной мужской натуры в живописи и скульптуре наполнялись самыми разными смыслами — от поисков идеала красоты в античности до превращения мужского тела в объект вожделения в ХХ веке. Если в обнаженной женской натуре в западном искусстве всегда присутствовала эротика, то изображение мужского тела долго оставалось чистой функцией — например, многочисленные образы святого Себастьяна, пронзенного стрелами. Но уже в XVI веке священники храма во Флоренции сняли картину Фра Бартоломео с изображением святого Себастьяна, после того как несколько прихожанок признались на исповеди, что их стали посещать фантазии с участием этого святого. Папа Павел IV тогда составил целый список произведений искусства, которые должны были быть отредактированы — это касалось и фресок, и живописи, и скульптур, включая работы Рафаэля, Тициана, Микеланджело. Многие фиговые листки потом уже было невозможно удалить, а изуродованную роспись Сикстинской капеллы восстановили в ходе реставрации лишь в 1980 году. На пороге XX века на копию «Давида» Микеланджело руководство Лондонского музея также прикрепило фиговый листок — классическая скульптура смутила посетившую музей королеву Викторию. Но к счастью, не все общество столь ханжествено и консервативно. Художественная мысль, как и ее свобода, росла и развивалась с течением времени.
С кризисом сексуальности обнаженное мужское тело в ХХI веке становится уже не только объектом вожделения, но и любования
Австрийский экспрессионизм дал живописи то, чего ей так не хватало: она стала психологичной, обнаженные фигуры наполнились переживаниями и эмоциями художников. Крупнейший австрийский художник Эгон Шиле (1890–1918) cтал первым из живописцев, изобразившим себя обнаженным. Перед тем как умереть от эпидемии «испанки» в 28 лет, он создал множество своих обнаженных автопортретов, изломанность и драматичность которых вовсе чужды стереотипам «героизма».
На протяжении целого века изменялась цель изображения обнаженной мужской натуры. От отстраненного фиксирования тела до чуть ли не порнографического контекста. Открытая Фрейдом сексуальность стала со временем доминировать в современном искусстве. Откровенные работы Энди Уорхола, Роберта Мэпплторпа, Кейта Харринга определили современное состояние этого направления.
На протяжении веков гомоэротический взгляд был тайным взглядом исподтишка, вызывавшим у мужчин тревогу и ненависть. В XX в. он стал более открытым и явным, подрывая привычный канон мужского тела как имманентно закрытого и невыразительного..
Мужское гомосексуальное сознание и его образный мир сами крайне фаллоцентричны. Культ "размеров", потенции и прочих мужских атрибутов у геев даже сильнее, чем у гетеросексуалов. Это имеет выходы также в политическую психологию и эстетику. Многие немецкие гомосексуалы увлекались фашистской маскулинной символикой. Теодор Адорно даже считал гомосексуальный садомазохизм и связанный с ним авторитаризм одним из свойств потенциально "фашистской личности". Гитлеровская униформа повлияла на садомазохистское воображение и образный строй самого популярного геевского эротически-порнографического художника Тома Финляндского ( Тоуко Ласканен, 1921-1991 ).
Развитие гомоэротизма в живописи сыграло не малую роль в становлении поэтики мужского тела и изменение стереотипа маскулинности.
Линии, формы, тени...
Черно-белая страсть - цветные мечты!
Грез давнешних воплощенье,
Чувств забытых абстинент.
Боль угасшая в груди - не оставит душу!
Поза, грация, восторг...
Возбуждение по венам -
Кровью боль и сожаленье.
Красок нет в моем миру!
Но есть свет надежды хрупкой.
И есть тень - опустошенье.
Александр Сомов - молодой и безусловно талантливый художник работающий в жанре гомоэротизма.
Самоучка, ведомый вдохновением и желанием творить, сам того не осознавая, формирует собственный стиль.
Черно-белые эскизы выполненные простым карандашом, но при этом переполненные красочными и яркими эмоциями.Простота и лаконичность эскиза очень символично передает гамму, казалось бы, обычных, но в тоже время, сложных человеческих чувств. Работы Александра - воплощение эмоций автора, но тем не менее такие близкие и родные для каждого из нас. Кто понимает красоту мужского тела лучше, чем гей!? Александр детально и очень четко выводит линии мужского тела, полномерно осознавая его поэтичность. По собственному признанию, одной из самых эротичных его частей он считает руки. Символика силы и власти - рельефность мышц и выраженность вен, имеют особое значение для Александра и тонкой чертой проходят сквозь все его творчество.
7 комментариев