Соня Саммервил
Мир, которого как бы нет
Амадео Альдегаски не нужно представлять. Его творчество хорошо известно читателям библиотеки. О нем сказано так много, и на форумах и в самой библиотеке, что свое право сказать что-то еще, пожалуй, стоило бы обосновать. Говорить о творчестве признанного автора – большая ответственность. Но, кроме своего желания говорить о хорошей поэзии, право, мне нечем оправдаться. Может тем, что как говорил Козьма Прутков: «поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза».
Сборники стихов, новеллы, публицистические статьи и эссе – вдруг захотелось посмотреть на это разнообразие поподробнее. Нет, обозреть все публикации не было моей целью, хотелось просто остановиться на некоторых произведениях.Два стихотворных сборника Амадео Альдегаски «Частицы бытия» и «Наверное стихи» почти целиком посвящены феномену любви. Его стихи - это маленькие лирические романы, лаконичные и психологически точные. Никакой наспех брошенной, неотделанной поэтической мысли. Они, как укол в сердце, который чувствуешь, прикасаясь к настоящей поэзии.
В его стихах глубокая искренность, интимность переживаний находят безупречно адекватную форму. Здесь нет цветистых фраз, наружного блеска, все предельно сдержанно. Но есть в стихах «некая искра, которая заставляет тебя самого посмотреть на окружающее как-то иначе» (с).
О феномене любви написано немало, но ответа на вопрос что такое любовь так и нет. Наверное мы все запутались и нет смысла делать вид, что это не так. Все мы полны дерьма. У нас столько проблем, что мы даже разговаривать друг с другом не можем. Мы все такие разные, и каждый хочет быть особенным. Единственная надежда для человечества — это любовь. Любовь каждого к своему единственному. Это отношения, которые основаны на эмоциональном контакте, равенстве эмоциональной любви и отдачи. Любовь-слияние – мир новых отношений, в которых важен человек.
я дал тебе имя
ты дал мне дорогу
каплю небесной сини
за эти два слога
я дал тебе право
ты дал мне возможность
не поступая здраво
терять осторожность.
ты дал мне дорогу
каплю небесной сини
за эти два слога
я дал тебе право
ты дал мне возможность
не поступая здраво
терять осторожность.
«Наиболее ценное, что один человек может дать другому, - это дать себя, самое драгоценное, что имеет. Он даёт ему то, что есть в нём живого, он даёт ему свою радость, своё понимание, свою печаль – все переживания и все проявления того, что есть в нём».
вместе с ним проснусь и отброшу хлам
новизной разбужен
прошепчу тебе удивившись сам
только ты мне нужен
новизной разбужен
прошепчу тебе удивившись сам
только ты мне нужен
За какими пределами открываются человеку истины, которые позволяют ему осознать, что существование другого человека имеет для него смысл. Это знание дается свыше, меняя мир, который открываясь, обретает яркость, «разрывая мрак». Поэтов отличает особая чуткость. Они видят то, что упускает наше обыденное сознание. Воспоминания о встречах и разлуках - это волнительные страницы.
жизни каждого человека.
Пересчитать по пальцам, по часам,
По нотам - серебристым колокольцам,
По ледяным искрящимся глоткам,
По обручальным кольцам.
...
По всем путям, ведущим на Восток,
По ранам, что должно быть не излечишь,
По облакам, по снам, по сотне строк...
Пересчитать все встречи.
Наши встречи…
Пересчитать по пальцам, по часам,
По нотам - серебристым колокольцам,
По ледяным искрящимся глоткам,
По обручальным кольцам.
...
По всем путям, ведущим на Восток,
По ранам, что должно быть не излечишь,
По облакам, по снам, по сотне строк...
Пересчитать все встречи.
Наши встречи…
Воспоминания создают связь между прошлым и нашим настоящим «я». Они помогают нам увидеть прошлое и понять, что наша жизнь имеет смысл. Мы получаем раны, метки, свидетельствующие о присутствии любви, которые навсегда остаются с нами, не давая забыть, чего нам стоила любовь. Это стихотворение – маленькая лирическая новелла о любви, общие воспоминания, о том, что связывает двух любящих людей. Мы любим, «мы переплетены нитями вен и артерий// потоками слов и молчаний// сомнений и недоверий// встреч и прощаний», «переплетены дождями и серым туманом// терпким любовным недугом// правдою и обманом// друг другом». Степень проникновения друг в друга настолько глубока, что двое становятся одним целым. Как сиамские близнецы, разлука для которых будет иметь тяжелые последствия.
вдруг однажды устав
или так невзначай
разомкнутся уста
и исторгнут прощай
тих и холоден звук
разрывая эфир
без орудий и рук
опрокинет мой мир
в ледяную купель
где навеки остыв
похоронит метель
не развенчанный миф
или так невзначай
разомкнутся уста
и исторгнут прощай
тих и холоден звук
разрывая эфир
без орудий и рук
опрокинет мой мир
в ледяную купель
где навеки остыв
похоронит метель
не развенчанный миф
В любви всегда есть страх быть не принятым или быть оставленным, брошенным. Одинокий человек – это не тот, который не может связать свое бытие с другим, но тот, который переживает страх покинутости.
я знаю хватит зеленых глаз
следящих из темноты
чтоб сердце сжалось в полночный час
что снова не рядом ты
следящих из темноты
чтоб сердце сжалось в полночный час
что снова не рядом ты
Расставание и одиночество — пугающая штука. Остаться совершенно одному, без любви — одна из самых ужасных картин, которую рисует поэт. Остаться без внимания, без душевного сопереживания, без поддержки близкого человека — это ли не кошмар?
Мир без тебя огромный мертвый куб
в котором Бог слепой и отрешенный
морозный воздух словно ангел с губ
слетает тихий и смущенный
в котором Бог слепой и отрешенный
морозный воздух словно ангел с губ
слетает тихий и смущенный
Все это вместе создает внутри свой персональный ад. Геометрически осмысленное пространство в стихотворении усиливает впечатление тоски, безысходности, охватывающей при расставании с близким человеком. Пространство бесконечно и безгранично. Оно равнодушно и холодно ко всему, что находится в нем. Свобода от пространства осуществляется только выпадением из него. Но куда?
давай же шагнем давай
последняя высота
когда под ногами рай
страшно как никогда
до дрожи до спазмов но
уже ни шагу назад
не надо ошибок и проб
просто шагнем наугад
выбросим тело во вне
душу рассеем в дым
последняя высота
когда под ногами рай
страшно как никогда
до дрожи до спазмов но
уже ни шагу назад
не надо ошибок и проб
просто шагнем наугад
выбросим тело во вне
душу рассеем в дым
Что же может помочь? Каков положительный способ преодоления пустоты пространства, ничто? Чудо! И это чудо – любовь, судьба, связавшая два сердца:
Из встреч и прощаний судьба моя,
В ней горечь и страсть вина.
Два сердца у пропасти бытия
Навеки сплела она.
Или преодоление ситуации возможно, если:
создавая кумира
назови его мною
и растерянность мира
мы разделим с тобою
В ней горечь и страсть вина.
Два сердца у пропасти бытия
Навеки сплела она.
Или преодоление ситуации возможно, если:
создавая кумира
назови его мною
и растерянность мира
мы разделим с тобою
Самое яркое свидетельство глубоких, светлых чувств и мыслей о любви вписано в изумительном лирическом стихотворении «Для него». Поэт открыто и красиво, с изысканной чувственностью говорит о самых интимных моментах близости между двумя людьми.
глаза закрыты но дрожь в ресницах
движение пальцев рождает ток
ещё мгновение и заискрится
шальных фантазий двойной поток
движение пальцев рождает ток
ещё мгновение и заискрится
шальных фантазий двойной поток
В этот миг наступает особое состояние сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это миг - выход из границ индивидуальности и „сплавление" с любимым существом, состояние восторженности, опьянения, отрешенности от действительности. Космический дух любви заполняет пустоту Пространства, сливая в едином потоке две души.
и в миг блаженства улыбкой Бога
вдруг невесомою станет плоть
как будто космоса в нас так много
чтоб притяжение побороть
вдруг невесомою станет плоть
как будто космоса в нас так много
чтоб притяжение побороть
"Есть минуты, их всего приходит пять или шесть - и вы вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой... Если более пяти секунд, то душа не выдержит и должна погибнуть... В эти пять секунд я проживаю жизнь и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоит. Чтобы выдержать десять секунд, нужно перемениться физически"... Живописность поэтического пера у Амадео Альдегаски редко бывает яркой и радостной. Едва ли не единственное стихотворение палитра которого наполнена разноцветьем и разнотравьем.
Из хмеля и меда любовь моя
И пряных июльских трав.
Два цвета: теплого янтаря
И моря, в себя вобрав.
И пряных июльских трав.
Два цвета: теплого янтаря
И моря, в себя вобрав.
Поэт почти не касается в своих произведениях политических тем, но настроения его героев, их неудовлетворенность, чувство абсурдности происходящих событий в какой-то мере передают настроение сегодняшнего дня. Оскар Уайльд во время судебного слушания в 1895 году сделал следующее заявление: ""Любовь, что назвать себя не смеет" в этом столетии — то же самое великое чувство, которое Платон положил в основу своей философии и которое вы найдёте в сонетах Микеланджело и Шекспира. Эта глубокая духовная привязанность столь же чиста, сколь и совершенна… В наш век её понимают превратно, поэтому её можно описать как "Любовь, что назвать себя не смеет". Не правда ли, звучит актуально? Не так уж и много изменилось за более чем сто лет.
неприкаянна не нужна
часто выставлена за дверь
одиноко плыла она
озираясь как дикий зверь
то тиха была то в слезах
слыша брань что летела вслед
в этих злых замерзших краях
видно места ей больше нет
часто выставлена за дверь
одиноко плыла она
озираясь как дикий зверь
то тиха была то в слезах
слыша брань что летела вслед
в этих злых замерзших краях
видно места ей больше нет
Любовь, которую «протяжно и нервно» терзают до сих пор…
я устал от себя и от этого мира
и от этого мрака вокруг
я клубочком свернусь на коленях сатира
поиграй на свирели мой друг
и от этого мрака вокруг
я клубочком свернусь на коленях сатира
поиграй на свирели мой друг
Увы, у нас все как в том анекдоте. «Любовь бывает трех видов. Первый — любовь между мужчиной и женщиной. О ней вы сами все знаете. Второй — любовь между двумя мужчинами или двумя женщинами: на этом мы в нашей лекции останавливаться не будем. И, наконец, третий — любовь человека к Родине. Слайды, пожалуйста!». Мне же ближе позиция автора:
и когда-нибудь в вечно звенящем апреле
ядовитым плющом прорасту
ядовитым плющом прорасту
Слова так красивы «И когда-нибудь в вечно звенящем апреле», что не сразу читается окончательный, жесткий, полный иронии смысл следующей фразы: «ядовитым плющом прорасту». «Мы…появляемся в обычных семьях. И будем появляться. Даже если чума убьет всех гомосексуалов на планете, это не будет вымиранием, потому что голубые младенцы рождаются каждую минуту» (с). Прямая цитата известного стихотворения придает фразе дополнительный смысл. Ирония заменяет жизнерадостность. «Где жизнь угасла, стала пеплом, плющ разрастается всё больше…» как говорил Диккенс.
Проза Амадео Альдегаски интересна не меньше, чем его поэзия. Его короткие новеллы отлично выстроены и всегда повествуют о каком-либо ярком эпизоде. Собственно для этого они и созданы. Произведения великолепно сконструированы, от заставки до обманывающего ожидания читателя всегда неожиданного финала. Автору интересно добираться до эмоций людей, заставать их врасплох, делать мир вокруг них странным и незнакомым.
В своих произведениях Амадео Альдегаски только обозначает проблему, предоставляя читателям право самим находить ответы и дополнительные смыслы. В этом особенность его прозы. Автор устраняется от высказывания своего мнения и позиции. Он подводит читателя к какой-то другой, более абстрактной мысли, нравственному выводу, обобщению, а потом стоит рядом и с интересом наблюдает за реакцией читателей. Догадаются или нет?
Выход каждой новеллы является для поклонников прозы Амадео Альдегаски долгожданным и омрачить эту радость может разве что относительно небольшой размер произведения, потому что Альдегаски хочется читать много и долго.
Мы живем в странном времени, когда все перепуталось и все не так как должно быть. Нам кажется, что все реальное, а на самом деле это только кинопленка. Это иллюзия. Мы живем в иллюзорном мире, сказочной стране. Люди хотят верить, что все вокруг них искреннее и настоящее, но это не так, совсем не так. Мы понятия не имеем, что тут творится.
Двое встречаются в самом романтическом городе. Париж, Париж, любовь витает в воздухе. Но почему двум влюбленным не суждено быть вместе?«Когда я выходил, то ясно понимал, что он не позвонит. Ладно, будет, что вспомнить. В конце концов не Париж ли считается самым романтичным городом мира. Я пытался себя успокоить, но… Но сердце стучало так сильно. На следующий день он не позвонил, не позвонил и после.»
В чем причина того, что отношения не сложились?
Автор, как всегда, дает неожиданный ответ. В мире, где перепутана иллюзия и реальность, прошлое настоящее и будущее как связный последовательный нарратив перестает существовать. Мы оказываемся во власти путаницы.
Так что, если после первого свидания вам не позвонили, не спешите с выводами. Обстоятельства могут быть весьма уважительными.
Апгрейд.
Как легко и непринужденно мы любим свои вещи.
Может ли быть иначе? Ведь вещи мы подбирали согласно своему вкусу и своим потребностям, тщательно выбирали цвет, проверяли мягкость и приятность фактуры. Как же после этого нам их не любить? Некоторые нам жалко выбросить даже когда они становятся старыми. А реальный живой человек? Со своими особенностями и недостатками, к которым еще надо привыкнуть и принять. Или не принимать. Или он не примет нас…
«От любимой вещи не требуется ответных чувств — она априори любит нас, а мы ее любим такой, какой она есть, просто уже за то, что она у нас есть, и за то, как в ней тепло и уютно» (с)
А как мы относимся к недостаткам своих вещей? Мы не злимся и не обижаемся, в отношении неодушевленных предметов гораздо проще ощутить ту самую спокойную и безусловную любовь, которую все тщатся найти в отношениях с человеком.
Надоевшую игрушку легко выбросить и купить новую.
Может нам просто создать роботов и забить на поиски своего единственного, наконец-то обретя душевный покой? Вокруг нас столько иллюзий, что стоит ли расстраиваться, что любовь станет еще одним симулякром. Мы любим вещи и… совершенно не способны любить даже самых близких людей.
Выход новеллы «Апгрейд» породил целую дискуссию на форуме, подняв тему об отношениях людей и роботов.
"Нам нравится думать о себе, как о сложных эмоциональных существах, но на наши кнопки эмоций могут легко нажать даже невысокотехнологичные устройства». Да, у меня, например, не поднимается рука удалить своего виртуального питомца, который требует слишком много внимания. Прочитав мастер-класс по расставанию с гаджетами, я теперь знаю, как нажать на Delete.
Дети. Нам кажется, что детство беззаботная пора. Какие могут быть проблемы у детей? Это у взрослых работа, выживание, стрессы…
А дети ищут возможности высказаться и быть выслушанными. А взрослые? Думаете слушают?
Взрослые молчат и не замечают.
«учитель герр Клаус сделал вид, что ничего не произошло».
Взрослые говорят и наставляют:
Пастор Вайс «рассказал Анне-Марии про душу, заключенную внутри каждого человеческого тела, подобно птичке, сидящей в клетке. Он сказал: «Когда человек умирает, дверца клетки открывается и птичка улетает прямо к Богу».
Бог. К нему приходят только по формальным поводам.
Взрослые сплетничают и злословят:
Соседка Ангела Риттер. « Ну, я то всегда считала его полоумным, упокой Господь его душу.»
Взрослые переживают.
«Фрау Фальк беззвучно рыдала в спальне».
Но взрослые не слушают…
И птичка-сокол улетает из распахнутой клетки.
Хочется сказать… Это такая вещь, словно хлынувшие слезы. Она ошпаривает. «Птичку» просто необходимо читать. Часто. Чтобы не забывать, как важно слушать и слышать близких нам людей.
Айнуг. День, когда закончилось детство.
Когда заканчивается детство? Или счастье? Помним ли мы тот момент, когда поняли, что эта беззаботная пора для нас закончилась, что никогда, НИКОГДА этого уже не повторить, и не ощутить каждой клеточкой своего тела? Мы задумываемся над этим и говорим себе: «Детство давно прошло» или «Я был так счастлив» и сглатываем непонятно откуда навернувшиеся слезы…
Небольшая красивая невероятно трогательная новелла о мальчике Айнуге, который запомнил этот момент навсегда. Почему?
«Пожалуй, это самый лучший день в моей жизни, - подумал Айнуг, натягивая штаны. Он был счастлив. Страшное происшествие уходило на второй план. Ведь Найру, был так близко, и вот так запросто с ним разговаривал, купался, а ещё и спас от неминуемой смерти, да к тому же после и поохотиться пообещал вместе. Айнугу не верилось, что все свалилось на него в эти полдня.
Бывает ли счастье долгим? Может ли момент длиться вечно? День, - это мгновение, канувшее в бездну, вспышка, блеснувшая и угасшая …Мгновение, когда разбиваются мечты.
День, когда закончилось детство.
Орландо
История каждого рода хранит немало тайн. К сожалению, чаще всего некоторые истории семьи сокрыты в глубине веков, не сохранены в человеческой памяти. Николо Браганцца случайно узнает о трагической любви своего предка. И это обстоятельство коренным образом меняет его решение о восстановлении фамильного замка. Найденный им документ - тоненькая-тоненькая ниточка, уцелевшая чудом, связывает прошлое и настоящее рода Альдегаски, счастливую любовь потомка и любовь его предка, погубленную «по воле злого рока», мир реальный и мир, которого уже нет.
Теперь руины родового владения должны быть восстановлены. В память о любви, которую не предали, от которой не отказались, два любящих сердца Лоренцо и Орландо. И пусть те, кто их погубил, перевернутся в гробу, потому что в этом месте, где когда-то убили любовь, она будет жить всегда. Красивая легенда для гей-курорта.
листвы опавшей не вороши
не ищи похожий сюжет
просто возьми и напиши
мир которого как бы нет
дом напиши большой а над ним
неба до одурения синь
и чтобы вовсе не было зим
+ 28 всегда прикинь
горы ты знаешь я их люблю
море конечно без моря никак
причал с шезлонгами напиши
и катер ну чтобы ходить в моря
не ищи похожий сюжет
просто возьми и напиши
мир которого как бы нет
дом напиши большой а над ним
неба до одурения синь
и чтобы вовсе не было зим
+ 28 всегда прикинь
горы ты знаешь я их люблю
море конечно без моря никак
причал с шезлонгами напиши
и катер ну чтобы ходить в моря
Пусть мир, которого как бы нет, станет реальностью. Для Амадео Альдегаски, для всех, кто любит и любим.
О творчестве Амадео Альдегаски невозможно рассказать в коротенькой заметке, оно глубже, тех тем, которые были затронуты. Мы лишь коснулись внешней стороны, но есть другая, скрытая за словами, за строками без пунктуации. Та, которую открывает каждый для себя.
4 комментария