На одной волне с планктоном
Давным-давно, несколько месяцев назад, когда редакторы нашей библиотеки искали контакты автора "Сопротивления планктона", никто и подумать не мог что им окажется девушка. Строго говоря, это стало очень большим сюрпризом - вплоть до того, что я пишу: "Автор дала согласие на публикацию" - а мне отвечают: "Спроси у НЕГО, как нам поступить с матом в ЕГО рассказе". И действительно, сейчас матом вроде бы никого и не удивишь, его употребляют многие, кто-то вообще на нем и пишет, и разговаривает. Но - чаще всего это именно авторы-мужчины. А тут - девушка. Да и обилие специфических моментов в описании будней инженеров, стереотипно или нет, но сопоставляется с автором-мужчиной. Не говоря уже о раскрытии отношений и связей. Что далеко ходить - вот один из комментариев к повести: "По-мужски написано". Кажется, это что-то новое в гей-литературе.
Скажите, как так получилось, что даже геи, обычно предубежденно относящиеся к женской "писанине" прониклись "Планктоном", который, к слову, вошел в рейтинг самых читаемых публикаций библиотеки? Вы как-то можете объяснить такое проникновение в мужскую психологию?
Да, думаю, только в мужскую психологию я бы и смогла проникнуть. Искренне верю, что лучше всего можно описать то, чем ты не являешься, такой эффект наблюдателя. Не секрет ведь, что ярчайшие женские образы в литературе были созданы мужчинами: Анна Каренина, мадам Бовари, Джулия Лэмберт, миссис Чивли и тд.
Насчет "по-мужски написано" - старалась-таки писать по-мужски, вопрос наблюдательности опять же, еще очень помогает вслух проговаривать диалоги, "на язык" чувствуешь, как человек не может сказать вообще и мужчина в частности.
А то, что геи прониклись, кстати, для меня новость, мне показалось, "Планктон" прошел относительно незамеченным, как и положено планктону.
Очевидно, что прониклись, и даже вдохновились. А что или кто вдохновляет вас? Что вообще может вдохновить на написание рассказа на ЛГБТ-тематику, как вы считаете? Возможно, это некие люди, или это мода на ЛГБТ, или что-то еще, сейчас ведь очень популярен тот же фанфикшн с тоннами слеша в нем. И разделение по фанфикерским жанрам переходит даже на, казалось бы, далекие от фанфикшна вещи - вы же, кажется, тоже называете свои повести ориджами.
Столько слов было сказано про слэш/фанфикшн/лгбт-тематику, недавно статья классная вышла на эту тему социолога Натальи Самутиной, я в своем дневнике ее рекламировала. Ничего нового точно не скажу.
А в плане творчества я человек-медведь, мне чтобы что-то создать, необходима веская причина и лучше не одна. ЛГБТ-темой всегда интересовалась, много лет... блин, реально много лет, но так чтобы вдохновиться на написание… Одно могу сказать - просто так называемый слэш мне писать скучно и, как следствие, невозможно. "Планктон", например, изначально задумывался как такая а-ля философическая пьеса про планктонеров, которые оказались замурованы в маленькой комнатке во время пожара, потом уже через полгода идея любовной линии возникла, и вся концепция поменялась. А еще через месяц всплыл в голове пласт с производственной драмой, и тогда только я вылезла из берлоги и сказала: "Ну, теперь точно пора".
А насчет "ориджей", я использую это слово на дневниках, чтобы людям понятней было, про себя или в реале говорю "текст", "рассказ".
Сколько же заняло продумывание, планирование, написание "Планктона" в итоге? Возможно, нам стоит ожидать продолжения истории? Или недаром в известном анекдоте говорится - "а после свадьбы сказочке конец"?
Думалось значительно дольше, чем писалось. Написала месяца за два, запойно.
На данном этапе продолжение вряд ли. Может, однажды появятся веские причины продолжить. Пока их нет.
А вообще это в нас сериальный синдром говорит - сиквел, приквел, вбоквел. Так-то все норм, все сказано предельно четко, надо идти дальше.
И то, пожалуй, верно. А сейчас есть что-то, над чем работаете? Возможно, какие-то идеи, планы?
Есть три идеи, которые развиваются параллельно. Как декорация для событий вдохновляет криминальная сфера, делинквентное поведение, люди, для которых место то ли не предусмотрено, то ли они просто так себя ощущают. Что получится - не берусь сказать. Я ищу нечто, чего-то не хватает.
Что, как мне кажется, тоже перекликается с тематикой ЛГБТ. К одному из главных героев "Планктона" отношение такое же, показательно-пренебрежительное, для него место не предусмотрено даже в лифте (сцена в самом начале повести). Как вы считаете, как вообще обстоит дело с отношением к ЛГБТ в России, в мире?
В России херово обстоит. В своей жизни я, так вышло, существовала сначала в рефлексирующих-обо-всем-кругах, после - среди "простых смертных". И там и там приходилось разъяснять, что гомосексуализм не болезнь и не преступление. А это ведь банальный факт. Так выходит, что для человека вопросы, касающиеся секса, изначально не тривиальны, нужно рассуждать и бороться. И также решать, нужно ли рассуждать и нужно ли бороться. Раз за разом у меня повторялась ситуация: сидишь за обедом, и кто-то, пережевывая свой салат, мимоходом так, почти лениво впаривает откровенно расистскую или гомофобную мыслЮ, и закон - государственный/корпоротивный - никак не защищает нас в этой ситуации, только от тебя, блин, зависит, вмешаться или нет. А у тебя своя работа, свои проблемы, и все это мимоходом, походя так. Мне вот некоторые говорили, что у меня в "Планктоне" слишком жесткие ситуации/диалоги, в жизни, дескать, так не бывает. Да, в жизни акценты проставлены иначе, гомофобия проходит легким фоном, знакомым бэкграундом. И это хуже стократ, потому что это значит, что мы привыкли, смирились.
Что касается, Жени из "Планктона", как мне кажется, он не ощущает своей неуместности. Он все для себя решил. У других, возможно, с этим проблемы - даже в лифте, и они - другие - эти проблемы для себя решают, но не Женя.
На фоне существующей анти-гей-пропаганды - наверное, это еще не самое страшное, речь хотя бы не идет о физическом истреблении. Хотя, где-то мне встречалось мнение о том, что даже если чума убьет всех гомосексуалов - это не станет причиной для их исчезновения, потому что дети нетрадиционной ориентации рождаются каждую минуту. Кстати, о вашем псевдониме... Жан Тарру, "Чума" Камю - почему именно этот герой?
Псевдоним возник стихийно, он для чтения вначале планировался. "Чума" Камю для меня главное произведение 20го века, мощное и светлое, настоящая апология человечества. А Жан Тарру - это герой, который знал, не мог не знать, что в конце ждет полный п****ц и все же действовал. Это моя надежда, что я могу быть такой, наверное.
Если "Чума" - главное произведение 20го, то что бы вы назвали главным произведением 21го века на сегодняшний день? То, о чем можно смело сказать must read? И что бы вы назвали самым удачным своим произведением, если его можно выбрать?
Главным - именно для меня, это важная поправка.
21го века...его так мало еще было, даже не знаю, я в ныне живущих не спец, есть, конечно, запомнившиеся вроде Эко, Ле Гуин, Роулинг, Пратчетта, можно их притянуть к 21му веку…
А мое самое удачное, опять же, что удачей считать. Но если бы мне предложили оставить только одно мое произведение, я бы оставила "Сопротивление планктона". Там тонкая работа была - о том, что близко находится, трудно писать.
То есть, "Планктон", в какой-то мере, автобиографичен?
Не-не, все события и герои вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны
Декорации, конечно, из личного опыта, но не более.
А, и пожар был, но не такой жесткий.
"Близко находится" я имела в виду Москву, людей наших, нашу беспросветную зиму.
В которой, как оказалось, все же есть место теплым моментам. Само посвящение в "Сопротивлении Планктона" довольно теплое и трогательное - "Моей маме"...
Конечно, есть, просто дается все тяжелее. А мама у меня, кажется, главный фанат "Планктона"…
А каким вообще вы видите "своего" читателя? Каким бы вам хотелось его видеть? Ведь при всей легкости стиля и, казалось бы, повседневных, бытовых диалогах в том же "Планктоне" - чтобы понять произведение, надо иметь некую толику мозгов. И, возможно, пару раз даже порыться в какой-нибудь Википедии.
По правде сказать, никак не хочу видеть. Я пишу, чтобы кто-то прочел, а прочесть может кто угодно. Конечно, страшно приятно, когда тебя полностью поняли, прочувствовали, но с другой стороны, даже любопытно, как это прочтет, скажем, нетолерантный человек без чувства юмора.
Опубликованный текст - это же как живое существо, отпущенное на волю. Я как его создатель вложила в него все, что смогла и что сочла нужным вложить, но я не могу его защитить от читателя. Кто-то этим существом восхититься, кто-то скажет: "Что за уродец странный, зачем ему пятая нога?", кто-то решит им поле вспахать, кто-то попробует на органы растащить, но что бы ни произошло, оно теперь само по себе. Вот… так что к читателю у меня ни требований, ни претензий. Каждый читает, как хочет и как умеет. Я рада, что вообще читают.
P.S. Замечательной Жан Тарру – ворох благодарностей от интервьюера и редакции GAYCOUNTRY, за легкость в общении и активное содействие.
5 комментариев