Amadeo Aldegaski
Зови меня своим именем или история о летнем перепихоне
В начале 2017 года во время проведения национального американского кинофестиваля независимого кино «Сандэнс» состоялась премьера фильма «Зови меня своим именем». Фильм снят по одноименному роману Андре Асимана (André Aciman) и сразу привлек к себе внимание кинокритиков и широкой зрительской аудитории, собрав нешуточный букет премий и номинаций. С момента выхода на экраны культовой «Горбатой горы», ещё не было столь заметной драмы о любви и невозможности. В России кино так же вышло в прокат, но больше в виде эдаких тайных показов для своих.
Итальянский кинорежиссер Лука Гуаданьино пригласил на главные роли американцев - 22-летнего Тимоти Шаламе и 30-летнего Арми Хаммера. Им предстояло воплотить на экране чувство, вспыхнувшее между подростком Элиа Перлманом и молодым учёным Оливером.
В отличие от романа, где повествование охватывает двадцатилетний период жизни героев, события фильма разворачиваются летом 1983 года в солнечной Ломбардии, куда по приглашению профессора археологии Перлмана приезжает его бывший студент Оливер. Практически все действие происходит в старом особняке, где живет сам ученый, его жена, их сын, а также пара слуг. Расслабленная атмосфера, царящая в доме, разговоры на трех языках, беседы об искусстве, классическая музыка - все это демонстрирует зрителю дух свободы, взаимоуважения и любви, пронизывающие жизнь этой интеллигентной еврейской семьи. Странно, но при таких высоких отношениях Элиа, сын профессора, растет интровертом. Впрочем, то, что он интроверт, совсем не мешает ему мило общаться с ровесниками и гостями дома, по которому, он перемещается исключительно без майки, демонстрируя худое длинное тело.
Приезд Оливера оживляет сонную летнюю идиллию всей семьи. В романе ему 24 года, здесь же мы видим куда более взрослого мужчину. Арми Хаммер выглядит даже не столько староватым, для того, чтобы играть двадцатичетырехлетнего юношу, сколько уже состоявшемся человеком, от чего возникает чувство, что история фильма не о первой влюбленности двух молодых людей, а о совращении мальчика преподавателем из университета. Но обо всем по порядку…
Американец вносит смуту в переполненную гормонами жизнь семнадцатилетнего подростка. С первых минут появления Оливера он постоянно находится в зоне внимания Элиа, хотя и ведет себя достаточно отстраненно. Он располагается в спальне мальчика, из-за чего тот вынужден переехать в комнату по соседству. За столом обитатели дома обсуждают вопросы археологии, научную работу, спорят. Оливер часто ездит на велосипеде в городок неподалеку, иногда Элиа выступает гидом. Беседуя, они понимают, что небезразличны друг другу. Это замечают и родители Элиа. Постепенное сближение сына с Оливером их совсем не настораживает, а наоборот радует, о чем они несколько раз говорят юноше.
Однажды, возвращаясь из очередной совместной велосипедной поездки, Элиа показывает Оливеру свое тайное место – небольшое озерцо, наполненное чистейшей альпийской водой. Купание, в ледяном источнике распалило обоих, и мальчик решается поцеловать Оливера. Тот не против, но, когда рука мальчика ложиться на его пенис, что-то перещелкивает и он отстраняется.
В период кратковременного охлаждения Элиа, исследуя границы собственной сексуальности, заводит роман со своей подружкой Марсией. Секс между ними ему явно приятен, более того, актеру тоже, кажется, более приятно играть гетеросексуальные отношения, но может быть, это лишь иллюзия. Так или иначе, из головы Элиа никак не выходит образ Оливера. Он наведывается в его спальню, натягивает на голову его плавки, выгибается в соблазнительных позах, подглядывает за тем из окна, мастурбирует в сочную мякоть персика… Оливер, как оказывается, тоже постоянно думает об Элиа. И вот «случайное» столкновение в спальне снова бросает их в объятия друг друга, и роман разгорается с новой силой.
Они занимаются сексом, меняются одеждой, называют друг друга своими именами: Оливер становится Элиа, а Элиа Оливером. Счастливы все, кроме брошенной Марсии. Но зрителя не покидает чувство хрупкости этого счастья и эфемерности всей истории в целом. Вскоре Оливеру приходит время уезжать. Перед отъездом он решает задержаться в городке. Родители с удовольствием отправляют сына с ним. В романе они вместе уезжают в Рим. Дни пролетают незаметно и вот расставание на крошечном полустанке. Почему-то сразу становится ясно, что это расставание навсегда.
Одной из значимых сцен в конце является разговор Перлмана-старшего с сыном, в котором профессор, видя подавленность подростка, доверительно сообщает ему, что полностью поддерживает вспыхнувшее в том чувство, считая влюбленность прекрасной и светлой силой. Более того, даже туманно намекая, о чем-то подобном в своей жизни.
В завершении фильма, словно аллегория сердечного холода, камера являет нам заснеженные окрестности замершего озера. В доме Перлманов готовятся к празднованию Хануки, когда раздается телефонный звонок. Это звонит Оливер, чтобы сообщить, что помолвлен и собирается жениться. Последние кадры – слёзы на глазах Элиа в отблесках каминного пламени.
Мои друзья спросили достоин ли фильм того, чтобы его посмотреть. Скорее да, чем нет. Всё-таки он вышел за рамки местечковости. Однако, драмы не получилось, хотя может быть Гуаданьино и не ставил перед собой такой цели. О чём был роман Асимана? Он был о любви и невозможности отношений. О чём получился фильм? Это история о летнем «перепихоне» взрослого мужика и молодого парня с толикой романтических ноток. Жаль, в глазах актеров я так и не увидел вспыхнувшей страсти. Читая недавно репортаж о какой-то пресс-конференции, обратил внимание на шутливую реплику Тимоти Шаламе, извиняющегося перед женой Хаммера, за то, «что немного поелозил на ее муже». И тогда мне стало ясно, почему фильм не зацепил. Просто его создатели «немного поелозили» на романе, так и не раскрыв сути грустной невозможности отношений главных героев.
Итальянский кинорежиссер Лука Гуаданьино пригласил на главные роли американцев - 22-летнего Тимоти Шаламе и 30-летнего Арми Хаммера. Им предстояло воплотить на экране чувство, вспыхнувшее между подростком Элиа Перлманом и молодым учёным Оливером.
В отличие от романа, где повествование охватывает двадцатилетний период жизни героев, события фильма разворачиваются летом 1983 года в солнечной Ломбардии, куда по приглашению профессора археологии Перлмана приезжает его бывший студент Оливер. Практически все действие происходит в старом особняке, где живет сам ученый, его жена, их сын, а также пара слуг. Расслабленная атмосфера, царящая в доме, разговоры на трех языках, беседы об искусстве, классическая музыка - все это демонстрирует зрителю дух свободы, взаимоуважения и любви, пронизывающие жизнь этой интеллигентной еврейской семьи. Странно, но при таких высоких отношениях Элиа, сын профессора, растет интровертом. Впрочем, то, что он интроверт, совсем не мешает ему мило общаться с ровесниками и гостями дома, по которому, он перемещается исключительно без майки, демонстрируя худое длинное тело.
Приезд Оливера оживляет сонную летнюю идиллию всей семьи. В романе ему 24 года, здесь же мы видим куда более взрослого мужчину. Арми Хаммер выглядит даже не столько староватым, для того, чтобы играть двадцатичетырехлетнего юношу, сколько уже состоявшемся человеком, от чего возникает чувство, что история фильма не о первой влюбленности двух молодых людей, а о совращении мальчика преподавателем из университета. Но обо всем по порядку…
Американец вносит смуту в переполненную гормонами жизнь семнадцатилетнего подростка. С первых минут появления Оливера он постоянно находится в зоне внимания Элиа, хотя и ведет себя достаточно отстраненно. Он располагается в спальне мальчика, из-за чего тот вынужден переехать в комнату по соседству. За столом обитатели дома обсуждают вопросы археологии, научную работу, спорят. Оливер часто ездит на велосипеде в городок неподалеку, иногда Элиа выступает гидом. Беседуя, они понимают, что небезразличны друг другу. Это замечают и родители Элиа. Постепенное сближение сына с Оливером их совсем не настораживает, а наоборот радует, о чем они несколько раз говорят юноше.
Однажды, возвращаясь из очередной совместной велосипедной поездки, Элиа показывает Оливеру свое тайное место – небольшое озерцо, наполненное чистейшей альпийской водой. Купание, в ледяном источнике распалило обоих, и мальчик решается поцеловать Оливера. Тот не против, но, когда рука мальчика ложиться на его пенис, что-то перещелкивает и он отстраняется.
В период кратковременного охлаждения Элиа, исследуя границы собственной сексуальности, заводит роман со своей подружкой Марсией. Секс между ними ему явно приятен, более того, актеру тоже, кажется, более приятно играть гетеросексуальные отношения, но может быть, это лишь иллюзия. Так или иначе, из головы Элиа никак не выходит образ Оливера. Он наведывается в его спальню, натягивает на голову его плавки, выгибается в соблазнительных позах, подглядывает за тем из окна, мастурбирует в сочную мякоть персика… Оливер, как оказывается, тоже постоянно думает об Элиа. И вот «случайное» столкновение в спальне снова бросает их в объятия друг друга, и роман разгорается с новой силой.
Они занимаются сексом, меняются одеждой, называют друг друга своими именами: Оливер становится Элиа, а Элиа Оливером. Счастливы все, кроме брошенной Марсии. Но зрителя не покидает чувство хрупкости этого счастья и эфемерности всей истории в целом. Вскоре Оливеру приходит время уезжать. Перед отъездом он решает задержаться в городке. Родители с удовольствием отправляют сына с ним. В романе они вместе уезжают в Рим. Дни пролетают незаметно и вот расставание на крошечном полустанке. Почему-то сразу становится ясно, что это расставание навсегда.
Одной из значимых сцен в конце является разговор Перлмана-старшего с сыном, в котором профессор, видя подавленность подростка, доверительно сообщает ему, что полностью поддерживает вспыхнувшее в том чувство, считая влюбленность прекрасной и светлой силой. Более того, даже туманно намекая, о чем-то подобном в своей жизни.
В завершении фильма, словно аллегория сердечного холода, камера являет нам заснеженные окрестности замершего озера. В доме Перлманов готовятся к празднованию Хануки, когда раздается телефонный звонок. Это звонит Оливер, чтобы сообщить, что помолвлен и собирается жениться. Последние кадры – слёзы на глазах Элиа в отблесках каминного пламени.
Мои друзья спросили достоин ли фильм того, чтобы его посмотреть. Скорее да, чем нет. Всё-таки он вышел за рамки местечковости. Однако, драмы не получилось, хотя может быть Гуаданьино и не ставил перед собой такой цели. О чём был роман Асимана? Он был о любви и невозможности отношений. О чём получился фильм? Это история о летнем «перепихоне» взрослого мужика и молодого парня с толикой романтических ноток. Жаль, в глазах актеров я так и не увидел вспыхнувшей страсти. Читая недавно репортаж о какой-то пресс-конференции, обратил внимание на шутливую реплику Тимоти Шаламе, извиняющегося перед женой Хаммера, за то, «что немного поелозил на ее муже». И тогда мне стало ясно, почему фильм не зацепил. Просто его создатели «немного поелозили» на романе, так и не раскрыв сути грустной невозможности отношений главных героев.
16 комментариев