Ольга Морозова
Андрогины: их прошлое, настоящее и будущее


Впервые термин "андрогин" появляется в античном мифе Платона "Пир", представляющем собой свод диалогов о любви между древнегреческими деятелями науки и искусства. В одном из диалогов Аристофан и рассказывает миф об Андрогине. Андрогины представляли из себя необыкновенных существ, как бы сросшиеся вместе два тела (или два мужских, или два женских, или женское и мужское). Они были ловкими, сильными, выносливыми, имели во многом физическое превосходство, благодаря чему стали угрозой не только для людей, но и для Богов. Рассерженный Зевс решил разделить андрогинов на две половины. С тех пор половины эти ищут, а найдя уже не могут оторваться друг от друга, мужчина стремится к женщине, мужчина к мужчине, женщина к женщине.
Скорее всего миф об андрогинах был создан, чтобы обосновать природу гомосексуальности и бисексуальности. Кстати, гомосексуальность в Древней Греции была совершенно легальной, являлась частью культуры и, более того, рассматривалась в качестве достоинства.
Античные андрогины, если руководствоваться мифом, внешне имели очень мало общего с теперешними тонкими, изящными юношами и девушками без особых признаков какого-либо пола. Общее здесь - скорее идея о том, что в одном теле соединены две души. Андрогинность в более привычном нам понимании, т.е. во внешнем проявлении, наверняка существовала и тогда. И хотя в Древней Греции был культ сильного, маскулинного мужского тела, мужская андрогинность всё же нашла свою нишу, например, в греческом театре, в культуре травести, и была хоть и немногочисленной, но комфортно существующей общностью.
Вообще же в мифологии почти всех народов, андрогины - мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки. Например, в брахманской Индии это Адити - корова-бык и Праджапати - сотворивший всё из самого себя; в древнеегипетской - Ра, который "оплодотворил сам себя и породил и богов, и весь мир"; мемфисский бог Птах - одновременно мужчина и женщина; Пут - фиванская богиня, нередко изображаемая с фаллосом; Кетцалькоатль - бог, в котором объединяются принципы противоположных полов; имя древнегерманского бога Туисто буквально переводится, как "двойственный", "двуполый" и т.д., список может быть очень длинным.
С приходом христианства изменилось отношение к человеческому телу, к любви. Ортодоксальное христианство считает тело лишь бренной оболочкой, временным сосудом, в котором заключена бессмертная душа. Всё земное существование - это лишь путь к загробной жизни. Любые плотские удовольствия - грех. Отсюда подчёркнутая асексуальность церкви. Каноническое тело, на изображениях той эпохи, фактически бесполое. Ничего удивительного, что именно в это время появляется новая форма андрогинной телесности - ангел, удивительное, прекрасное существо, без малейших признаков пола.
Множество христианских теологов пытались объяснить простым людям, каков пол у ангелов и демонов. Но, если с последними как бы всё ясно: безобразность у служителей зла помогает им принимать любой вид и таким образом искушать "греховный мир", то ангелы, которые стоят выше людей, видимо так же свехгармоничны и в вопросах пола, т.е. бесполы, по-видимости."Человек" в первой главе книги Бытия - это тоже своего рода андрогин, и мужчина, и женщина, как одно целое, одно лицо, в котором объединены мужская и женская природа. Христианство таким образом интерпретирует языческий миф об андрогине, но заменяет физическое, телесное единение на духовное. Кстати, андрогинным можно считать и облик Спасителя - длинные женские волосы и мужская борода. Это образ человека, не являющегося ни мужчиной, ни женщиной, а единством обоих, способного на воплощение идеальной, божественной любви.

В конце XIX века феноменом андрогинии заинтересовались психиатры. Каких только исследований не проводилось, каких только гипотез не выдвигалось. Например, известный в то время тюремный врач-психиатр Ломброзо высказал в одной из своих работ предположение, что согласно его исследованиям, человек с андрогинной внешностью с большей долей вероятности может иметь преступные наклонности. Его ученик Нордау пошёл ещё дальше, записав женственность в мужчинах в признаки психопатии. Впрочем в подобных выводах не было ничего удивительного, если учесть, что гендерные границы всё ещё оставались весьма жёсткими. Но это, по крайней мере, были попытки выяснить природу психологии так отличающихся от большинства людей, понять, насколько их внешность, не соответствующая общеизвестным канонам, может влиять на формирование их личности.
В художественной литературе XIX века писатели также всё чаще обращаются к образу андрогина. Один их самых ярких примеров - роман Оноре де Бальзака "Серафита". Но популяризация образа андрогина приводит к его упрощению. Постепенно ему начинают приписывать дьявольскую ипостась вместо божественной и низводят до образа обычного гермафродита, присовокупив ещё и особую, чудесную "чувственность". Но с этим уже ничего не поделаешь, потому что любая популяризация оборачивается вульгаризацией, дабы удовлетворить публику.
С приходом XX века взгляд на гендерные различия меняется. Становится модным утверждать, что эти различия - лишь условность, исторически сложившаяся традиция, которая была необходима в прошлом, а теперь безнадёжно устарела. Под влиянием этих взглядов трансформируется индустрия моды, тенденции которой теперь стремятся выделить внутреннюю бисексуальность человека. Появляется новый тип женской андрогинности - женщина-мальчик, который становится одним из символов периода арт-деко, а одним из популярных стилей - "гарсон".

Кстати, к одному из проявлений андрогинности можно отнести и популярную в 70-80-х годах рок-культуру (длинные волосы, почти идентичный стиль одежды мужчин и женщин, пирсинг, татуировки, с появлением глэм-рока ещё и обильный макияж), а также и более поздние молодёжные субкультуры эмо и готов. Самые яркие же представители андрогинного стиля в музыке 80-90-х годов - это, пожалуй, Дэвид Боуи, Принц, Бой Джордж, Грэйс Джонс, Майкл Джексон.В начале 90-х годов кампания Calvin Klein выпускает рекламу с тогда ещё не очень известной моделью Кейт Мосс. Внешность Кейт, худой, почти "плоской" - это внешность настоящего андрогина. Этот образ как нельзя лучше подходит концепции кампании, которая занимается выпуском одежды в стиле унисекс. Фотографии Кейт в мужском белье наделали много шуму. Мосс становится эталоном красоты, а андрогинные модели уже никому не уступают своего места на подиумах.

Кстати, получается, что даже те из нас, кто категорически против размывания гендерных границ, превращения мальчиков в девочек и наоборот, сами того не ведая, примеряли, и не раз, на себя образ андрогина. Джинсы, кроссовки, ботинки, рубашки и т.д., без которых сложно себе представить гардероб современных мужчин и женщин - всё это элементы стиля унисекс, родившегося из андрогинных образов 60-х годов. Да и с появлением Интернета понятие пола, как такового, отходит на задний план. Сетевые ники, чаще всего, не имеют половой принадлежности по звучанию. Разговоры идут об абстрактных материях (сайты знакомств и социальные сети в виду не имеются, это несколько иное). Зачастую никому и дела нет до того, что скрывается за тем или иным ником. Мы не видим собеседника, не знаем, какого он пола, возраста, какая у него внешность. Общение в Сети превращается в "ритуал создания ментального андрогина". Возможно, что это уже следующий виток развития данного явления.
Андрогинность сейчас - стремительно развивающееся явление и масштабный модный тренд. Возможно, андрогины - это люди будущего. Так ли это, по какому пути развития пойдёт общество: дальнейшего стирания гендерных границ или возврата к жёсткой системе гендерных признаков и черт личности, покажет время. Однако, нельзя не признать тот факт, что внешняя бесполость во многих случаях даёт больше возможностей и помогает раскрыть себя как личность, заниматься тем, что нравится, не боясь предрассудков со стороны общества и не опираясь на понятие физиологического пола.
9 комментариев