Допинг как катализатор творческого процесса
Изначально, затевая этот опрос авторских мнений мы хотели узнать пользуется ли кто-то для стимулирования своего творчества каким-либо допингом. Некоторые утверждают, что современный спорт без него невозможен, а как обстоят дела в современной сетевой литературе? Только не подумайте, что наш вопрос мы посылали исключительно заподозренным в этом деле авторам. Вовсе нет. Выборка была совершенно случайна...
Вопрос был сформулирован следующим образом...
Многие известные писатели и поэты одним из способов пробуждения вдохновения считали использование всевозможных допингов: от шампанского до абсента и от опиума или марихуаны до более тяжёлых наркотиков. Считаете ли вы необходимым писателю расширять сознание таким образом или творить можно только на трезвую голову?
Представляем вашему вниманию ответы Марика Войцеха, Сергея Грекова, Violetblackish, Урфина Джюса, Эдуарда Семагина, Эллы Невероятной, Максимилиана Уварова, Apple_green, Ильи Вуя. И приглашаем авторов и читателей принять участие в обсуждении этой темы в комментариях.
Марик Войцех
То, что кто-то пользовался или пользуется доппингами - это слишком слабо сказано. На самом деле всё мировое искусство делится на эпохи, каждой из которых соответствует определённый наркотик. Грамотный искусствовед с радостью и лёгкостью поведает о том, с каким конкретно наркотиком связан определённый прорыв. Абсент - это, безусловно, импрессионисты, а романтизм Тёрнера не иначе как связан с опиумом. Поп-арт - эпоха лсд. Писатели ничем не отличаются от художников. Но это история, которую нельзя игнорировать вместе с взаимосвязями. Моё же мнение на этот счёт с точки зрения "Я"? Не считаю, что безусловное потребление наркотиков сделает меня или кого бы то ни было гением. Да, это может спровоцировать определённое состояние изменённого сознания, но в идеале сдвигать его можно и иными практиками. Если цель не какой-то абстрактный "кайф", а изменённое восприятие... Что ж... его можно достичь иными путями. Стоит лишь захотеть, а способ актуализации искусства всегда найдётся. )
Сергей Греков
Не знаю, как у других, а я неоднократно пытался в подпитии что-то писать. В те моменты казался сам себе невероятно способным на великое.)) Более всего эти опыты напоминали "ужас, летящий на крыльях ночи"... Срамота, одним словом, -- неопрятная, неинтересная и неумная. Но есть привычки, индивидуально способствующие творчеству, думаю, никто этого отрицать не станет. Кому-то надо пить крепкий кофе декалитрами, кому-то -- работать при свечах (Бальзак) или держать ноги в ледяной воде (Шиллер), а кому-то -- выпить или загнуть косячок... Не знаю, возможно ли в принципе что-то творить, находясь под тяжелыми наркотиками. Бытующее мнение, что "он ничего бы не создал без мощного допинга" отношу все же к разряду мифологии. В конце концов, важен результат, и мало кто думает о сохранности организма автора... Прежде всего, разумеется, сам автор. Подстегивать воображение можно, думаю, только до того момента, когда уже начинается распад личности.
Violetblackish
Сразу вспомнил "Служебный роман": "Бузыкин, хлопнешь рюмашку?" Что сказать) одно время долго и плотно творил под влиянием алкоголя. Кажется, даже Хэмингуэй говорил, что писать надо пьяным, а редактировать трезвым. Потом также точно писал абсолютно трезвый. Так что опытным путем проверено, никак не виляет на меня допинг. Главное наcтрой. Если прёт, будешь писать хоть пьяный, хоть трезвый, хоть с температурой, хоть со смертного одра. Главный допинг - вдохновение)
Урфин Джюс
про "расширители сознания" был опыт такой, когда написал небольшой текст, находясь под кайфом, ну что сказать... он ничем не отличается от других моих работ. да и когда есть "волна" это уже наркотик, похлеще любых химических аналогов. и вообще наркодрайв, вещь быстропроходящая и уносящая с собой слишком многое. оно того стоит? по мне так нет.
Эдуард Семагин
Расширяя сознание, позаботься о том, чтобы его не разорвало)) Если серьезно, лично я противник синтетических материальных допингов – алкоголя, наркотиков. Они лишь искажают границу авторского самомнения, заставляя воспринимать свои мысли в более выгодном свете. Но и холодная трезвая голова – враг настоящего творчества, в состоянии гармонии и покоя хорошую вещь не создать. Для качественного вдохновения нужен надрыв, драма, метания души и прочая атрибутика) Негативная энергия – та же энергия, и лучше всего пустить ее в созидающее русло. Можно ли причислить это к допингу? Пожалуй, ведь иногда доходит до абсурда – автор собственноручно загоняет свою жизнь в дебри, чтобы под ударной дозой зашкаливающих эмоций ваять очередную нетленку.
Элла Невероятная
Необходимым, нет, не считаю. Ни писателю, ни актёру, ни певцу жизненной необходимости в таких вещах нет. Думаю, творческие люди, как и любые прочие: употребляют, потому что есть на что купить. А когда потребности (или зависимости) удовлетворены, то и работается, и творится легче. Но если вдруг их поставят в жёсткие условия, лишат возможности что-либо принимать, вряд ли писатели бросят писать, или актёры играть. Другой вопрос, будет ли получаться так же ярко, выразительно, так же впечатлять читателей-зрителей. Но это уже другой вопрос. Как потребителю мне не важно, создано произведение в ясном сознании или под кайфом - было бы сделано позаковыристее. Но, насколько понимаю, иногда под веществами авторы заводят сюжет в такие дурные дали, что лучше бы и не читать.
Макс Уваров
Я не хочу заклеймить позором авторов, которые пишут под допингом. Мне их жаль. Самый лучший допинг для меня это острые чувства. Достаточно просто влюбится, чтобы меня накрыла волна вдохновения. Или напротив: чтобы душа сжалась от боли. И это тоже помогает творить, как не странно. Допинг это искусственное созданное вдохновение. Не люблю искусственное. Люблю живое и настоящее.
Apple_green
Упаси меня боже от расширителей сознания – я бы свое немного подужала) Мой любимый наркотик нынче – комплекс витаминов В и валерьяночка на ночь.
А если серьезно, то в данном случае вопрос один: с какой целью? Каких бесов-демонов хочет изъять из недр своего глубинного подсознания автор? А далее – ок, достал, но надо ли их демонстрировать всему миру? Это как пройти девять кругов ада с отсылкой к Аристотелю, а не Данте. Можно ли таким образом открыть что-то новое, чем-то удивить, поразить? Не уверена. Если ты честен сам с собой, то расширять сознание нет необходимости. Ты можешь рассказать любую историю в любом формате, а привидевшиеся в алко- и наркобреду фантазии – это привидевшиеся в алко- и наркобреду фантазии. Они тоже имеют место быть, более того – еще и носить характер безусловной гениальности. Но если уходить глубоко в культурологический пласт истории искусства, то большей частью те из Артистов (берем понятие в широком смысле), кто пользовался подобными стимуляторами, делали это не из любви к искусству. Посмотрим правде в глаза, там пряталась жизненная драма, трагедия. Гениальность – спорный дар: это всегда балансирование на грани, это всегда сверх и свыше нормы. И в обычной жизни дар становится обузой. «Забыться и напиться» - тут будет, наверное, ближе к истине.
Да, были и экспериментаторы: изобретение нового наркотика – и вот волна новых гениев. А иногда это всего лишь изысканное позерство декадентского характера. Можно трактат написать. Не буду. Да и мнение мое – просто субъективное мнение, сделанное на основе знакомства с творчеством и биографией самых разных Артистов.
Если брать лично мое авторское кредо, то это: свежая голова, ясный ум, бодрый дух. Только в таком состоянии я напишу так, как хочу, и получу желаемый результат – тот, что удовлетворит в первую очередь меня. Я разделяю для себя моменты вдохновения (тут крыть может когда угодно, в любое время суток) и уже непосредственно написания текста. Слово – это остро-колющий инструмент, и по технике безопасности предпочитаю им пользоваться в трезвом виде)))
Финальный итог моего подхода оценивать уже не мне, а читателям.
Илья
На мой взгляд, не имеет значения, пользовался ли автор каким-либо видом «допинга» или нет. Значим результат. Для читателя, авторский процесс написания вторичен. Сам для написания чего-либо никогда не пользовался даже алкоголем или травой. Нет на это времени.. Приходилось писать в состоянии абстиненции. На мой взгляд, ярче получалось прописать эмоции но, правка только на светлую голову. А вообще, про «допинг» очень хорошая идея. Непременно нужно попробовать.
От редакции. Нам остаётся поздравить всех с наступающим Новым годом и Рождеством и сказать, что раз уж так совпало, что выход этого обзора авторских мнений приходится на новогодние праздники, все авторы, кто ещё не пробовал творческий допинг, ну просто обязаны провести над собой эксперимент и осчастливить нас в первых числах января своими новыми творениями, чтобы мы могли почувствовать разницу до и после...))
Вопрос был сформулирован следующим образом...
Многие известные писатели и поэты одним из способов пробуждения вдохновения считали использование всевозможных допингов: от шампанского до абсента и от опиума или марихуаны до более тяжёлых наркотиков. Считаете ли вы необходимым писателю расширять сознание таким образом или творить можно только на трезвую голову?
Представляем вашему вниманию ответы Марика Войцеха, Сергея Грекова, Violetblackish, Урфина Джюса, Эдуарда Семагина, Эллы Невероятной, Максимилиана Уварова, Apple_green, Ильи Вуя. И приглашаем авторов и читателей принять участие в обсуждении этой темы в комментариях.
Марик Войцех
То, что кто-то пользовался или пользуется доппингами - это слишком слабо сказано. На самом деле всё мировое искусство делится на эпохи, каждой из которых соответствует определённый наркотик. Грамотный искусствовед с радостью и лёгкостью поведает о том, с каким конкретно наркотиком связан определённый прорыв. Абсент - это, безусловно, импрессионисты, а романтизм Тёрнера не иначе как связан с опиумом. Поп-арт - эпоха лсд. Писатели ничем не отличаются от художников. Но это история, которую нельзя игнорировать вместе с взаимосвязями. Моё же мнение на этот счёт с точки зрения "Я"? Не считаю, что безусловное потребление наркотиков сделает меня или кого бы то ни было гением. Да, это может спровоцировать определённое состояние изменённого сознания, но в идеале сдвигать его можно и иными практиками. Если цель не какой-то абстрактный "кайф", а изменённое восприятие... Что ж... его можно достичь иными путями. Стоит лишь захотеть, а способ актуализации искусства всегда найдётся. )
Сергей Греков
Не знаю, как у других, а я неоднократно пытался в подпитии что-то писать. В те моменты казался сам себе невероятно способным на великое.)) Более всего эти опыты напоминали "ужас, летящий на крыльях ночи"... Срамота, одним словом, -- неопрятная, неинтересная и неумная. Но есть привычки, индивидуально способствующие творчеству, думаю, никто этого отрицать не станет. Кому-то надо пить крепкий кофе декалитрами, кому-то -- работать при свечах (Бальзак) или держать ноги в ледяной воде (Шиллер), а кому-то -- выпить или загнуть косячок... Не знаю, возможно ли в принципе что-то творить, находясь под тяжелыми наркотиками. Бытующее мнение, что "он ничего бы не создал без мощного допинга" отношу все же к разряду мифологии. В конце концов, важен результат, и мало кто думает о сохранности организма автора... Прежде всего, разумеется, сам автор. Подстегивать воображение можно, думаю, только до того момента, когда уже начинается распад личности.
Violetblackish
Сразу вспомнил "Служебный роман": "Бузыкин, хлопнешь рюмашку?" Что сказать) одно время долго и плотно творил под влиянием алкоголя. Кажется, даже Хэмингуэй говорил, что писать надо пьяным, а редактировать трезвым. Потом также точно писал абсолютно трезвый. Так что опытным путем проверено, никак не виляет на меня допинг. Главное наcтрой. Если прёт, будешь писать хоть пьяный, хоть трезвый, хоть с температурой, хоть со смертного одра. Главный допинг - вдохновение)
Урфин Джюс
про "расширители сознания" был опыт такой, когда написал небольшой текст, находясь под кайфом, ну что сказать... он ничем не отличается от других моих работ. да и когда есть "волна" это уже наркотик, похлеще любых химических аналогов. и вообще наркодрайв, вещь быстропроходящая и уносящая с собой слишком многое. оно того стоит? по мне так нет.
Эдуард Семагин
Расширяя сознание, позаботься о том, чтобы его не разорвало)) Если серьезно, лично я противник синтетических материальных допингов – алкоголя, наркотиков. Они лишь искажают границу авторского самомнения, заставляя воспринимать свои мысли в более выгодном свете. Но и холодная трезвая голова – враг настоящего творчества, в состоянии гармонии и покоя хорошую вещь не создать. Для качественного вдохновения нужен надрыв, драма, метания души и прочая атрибутика) Негативная энергия – та же энергия, и лучше всего пустить ее в созидающее русло. Можно ли причислить это к допингу? Пожалуй, ведь иногда доходит до абсурда – автор собственноручно загоняет свою жизнь в дебри, чтобы под ударной дозой зашкаливающих эмоций ваять очередную нетленку.
Элла Невероятная
Необходимым, нет, не считаю. Ни писателю, ни актёру, ни певцу жизненной необходимости в таких вещах нет. Думаю, творческие люди, как и любые прочие: употребляют, потому что есть на что купить. А когда потребности (или зависимости) удовлетворены, то и работается, и творится легче. Но если вдруг их поставят в жёсткие условия, лишат возможности что-либо принимать, вряд ли писатели бросят писать, или актёры играть. Другой вопрос, будет ли получаться так же ярко, выразительно, так же впечатлять читателей-зрителей. Но это уже другой вопрос. Как потребителю мне не важно, создано произведение в ясном сознании или под кайфом - было бы сделано позаковыристее. Но, насколько понимаю, иногда под веществами авторы заводят сюжет в такие дурные дали, что лучше бы и не читать.
Макс Уваров
Я не хочу заклеймить позором авторов, которые пишут под допингом. Мне их жаль. Самый лучший допинг для меня это острые чувства. Достаточно просто влюбится, чтобы меня накрыла волна вдохновения. Или напротив: чтобы душа сжалась от боли. И это тоже помогает творить, как не странно. Допинг это искусственное созданное вдохновение. Не люблю искусственное. Люблю живое и настоящее.
Apple_green
Упаси меня боже от расширителей сознания – я бы свое немного подужала) Мой любимый наркотик нынче – комплекс витаминов В и валерьяночка на ночь.
А если серьезно, то в данном случае вопрос один: с какой целью? Каких бесов-демонов хочет изъять из недр своего глубинного подсознания автор? А далее – ок, достал, но надо ли их демонстрировать всему миру? Это как пройти девять кругов ада с отсылкой к Аристотелю, а не Данте. Можно ли таким образом открыть что-то новое, чем-то удивить, поразить? Не уверена. Если ты честен сам с собой, то расширять сознание нет необходимости. Ты можешь рассказать любую историю в любом формате, а привидевшиеся в алко- и наркобреду фантазии – это привидевшиеся в алко- и наркобреду фантазии. Они тоже имеют место быть, более того – еще и носить характер безусловной гениальности. Но если уходить глубоко в культурологический пласт истории искусства, то большей частью те из Артистов (берем понятие в широком смысле), кто пользовался подобными стимуляторами, делали это не из любви к искусству. Посмотрим правде в глаза, там пряталась жизненная драма, трагедия. Гениальность – спорный дар: это всегда балансирование на грани, это всегда сверх и свыше нормы. И в обычной жизни дар становится обузой. «Забыться и напиться» - тут будет, наверное, ближе к истине.
Да, были и экспериментаторы: изобретение нового наркотика – и вот волна новых гениев. А иногда это всего лишь изысканное позерство декадентского характера. Можно трактат написать. Не буду. Да и мнение мое – просто субъективное мнение, сделанное на основе знакомства с творчеством и биографией самых разных Артистов.
Если брать лично мое авторское кредо, то это: свежая голова, ясный ум, бодрый дух. Только в таком состоянии я напишу так, как хочу, и получу желаемый результат – тот, что удовлетворит в первую очередь меня. Я разделяю для себя моменты вдохновения (тут крыть может когда угодно, в любое время суток) и уже непосредственно написания текста. Слово – это остро-колющий инструмент, и по технике безопасности предпочитаю им пользоваться в трезвом виде)))
Финальный итог моего подхода оценивать уже не мне, а читателям.
Илья
На мой взгляд, не имеет значения, пользовался ли автор каким-либо видом «допинга» или нет. Значим результат. Для читателя, авторский процесс написания вторичен. Сам для написания чего-либо никогда не пользовался даже алкоголем или травой. Нет на это времени.. Приходилось писать в состоянии абстиненции. На мой взгляд, ярче получалось прописать эмоции но, правка только на светлую голову. А вообще, про «допинг» очень хорошая идея. Непременно нужно попробовать.
От редакции. Нам остаётся поздравить всех с наступающим Новым годом и Рождеством и сказать, что раз уж так совпало, что выход этого обзора авторских мнений приходится на новогодние праздники, все авторы, кто ещё не пробовал творческий допинг, ну просто обязаны провести над собой эксперимент и осчастливить нас в первых числах января своими новыми творениями, чтобы мы могли почувствовать разницу до и после...))
21 комментарий