"Писатель может быть кем угодно и каким угодно, только не "чего изволите?" Интервью с Сергеем Грековым.
"Писатель может быть кем угодно и каким угодно, только не "чего изволите?" Интервью с Сергеем Грековым.
Поговорить с мастером остроумного и мудрого диалога – а если это не Сергей Греков, то кто же!? – всегда удача. Тем более, что есть повод – выход его второй печатной книги. Сегодня вопросы Сергею задаёт наш обозреватель Дэни.
Один из самых интересных авторов рунета снова вышел из сети, издал вторую книгу. На портале Ридеро опубликован сборник его рассказов «Везунчик».
Авторская оптика всех историй необычна. Получилось так, что главный герой всех текстов - время. И если читательский взгляд совпадёт с авторским, то ощущение реальности рассказанных историй будет удивительное.
Так, в первом рассказе "Везунчик", время календарное не указано, но приметы очень узнаваемы: невозможность вслух назвать свою любовь. И лирический герой, который всегда суть чувственное выражение автора, растерян перед этим временем. В следующем рассказе "Гений одной ночи" растерянность сменится грустной иронией от ускользающей любви. В предпоследней истории "Снеговик" меланхоличная сатира уйдёт и наступит ожидание чуда присутствия любви. В заключительном рассказе "Скамейка" звучит аккорд утверждения вечности любви. И ощущение времени такое какое есть и не зависит от календаря.
Увлекательность чтения и легкость изложения достигается, на мой взгляд, авторской стилистикой текста. Лаконичной красотой написаны все истории книги. И в таком же стиле автор отвечал на мои вопросы о литературе и времени.
1. Дэни
Категория: Литература как вид искусства. Значение слова. Если считать слово как материальный носитель образности литературных произведений, то расскажите, пожалуйста, что для Вас значит слово в текстах.
Сергей Греков
Слово, конечно, это прежде всего его смысл или даже целая гамма смыслов, вытекающая из разных контекстов, от взаимодействия слова с другими словами. Способность (или не-способность -- и такие слова тоже нужны, негибкие, однозначные) того или иного слова передавать тончайшие нюансы событий, отношений, чувств, мыслей. Потом, конечно же, звучание слова, его, если хотите, музыка. Я всегда проверяю написанное на слух: соответствует ли его звучание моей задаче -- особенно если это стихи. Но я не особенно увлекаюсь мелодикой текста в ущерб смыслу, и мелодичная ассоциативная белиберда -- не моё, хотя знаю великих кудесников этого направления.
2. Дэни
Категория: Восприятие литературы. Читатель. Если считать структуру текста как апелляцию к читателю, то, на Ваш взгляд, должен ли автор учитывать горизонт читательских ожиданий? Ваш читатель - кто он?
Сергей Греков
Сложный вопрос. С одной стороны, быть флюгером и вертеться под ветром читательских чаяний и настроений -- не дело. Писатель может быть кем угодно и каким угодно, только не "чего изволите?" С другой стороны, любой писатель, конечно же, хотел бы быть услышанным и понятым, не говоря уже о заработке своим ремеслом и признании. И как же тут обойтись без хотя бы минимального внимания к тем самым читательским чаяниям и настроениям? Лично я уповаю на то, что, как обычный человек, я интересуюсь всем тем, чем интересуются и все остальные "обычные люди" (что бы они о себе ни воображали), что всё это мне тоже близко и точно так же волнует и отражается в моей писанине -- и должно, по идее, быть понятно многим. Кроме этого, сам увлекательный процесс написания лично у меня требует если не оппонента, то, по крайней мере -- собеседника, некоего собирательного образа потенциального читателя. И он в каком-то смысле является соавтором моих произведений и их первым редактором: он может спорить и не соглашаться, может довольно урчать... Он мне нужен, конечно!
3. Дэни
Категория: Художественная речь. Стилистика. Две формы худ. речи - поэзия и проза. Вы владеете в равной степени той и другой. Скажите, пожалуйста, был ли период в Вашем творчестве когда нужно было выбирать что-то одно? В чем ,как автор, Вы более органичны - в поэзии или прозе?
Сергей Греков
Начинал я, как и многие, со стихов и долгое время совсем не помышлял о прозе. Но рано или поздно стихи как способ высказаться, объясниться с читателем, перестали на 100% удовлетворять такому желанию. Захотелось деталей, подробностей, жизненных нюансов в развернутом виде. Ну и разговорного -- совсем-совсем разговорного! -- языка, а в стихах я еще не умел на нем изъясняться, мне казалось, что он может "оскорбить возвышенную поэзию". Однако, проблемы выбора не было: я продолжал параллельно с прозой писать и стихи. Оказалось, что поэзия и проза великолепно стилистически дополняют друг друга, учатся друг у друга и облегчают решение многих
задач. Мне трудно судить, в чем я состоялся более органично, ведь мне нравится делать и то, и другое. Просто -- нравится, без каких-то грандиозных планов и далеко идущих целей, без пафоса. Но это, по-моему, вообще -- главное условие любого творчества: чтобы прежде всего нравился сам процесс, а потом уже -- результат.
4. Дэни
Категория: Время и человек в нем. На мой взгляд, это один из основных мотивов всех Ваших текстов. Особенно сильно звучит в изданном сборнике "Везунчик". Скажите, пожалуйста, что повлияло на выбор именно этого мотива. Можете ли назвать авторов, значимых для Вас, которые работают с этим же мотивом.
Сергей Греков
Если честно, не задумывался над такой масштабной темой, как "время и я". Просто всегда хотелось зафиксировать конкретное -- МОЁ -- время и людей, в нем живущих или живших, сохранить их словечки, мысли, поведение, какую-никакую внешность -- чтобы не только в памяти. Это получилось само собой, поскольку писать могу лишь о том, что знаю и ясно себе представляю. Мне хочется, конечно, чтобы эти люди продолжали жить и дальше... Но теперь понимаю, насколько я привязан к этому конкретному времени, даже если пишу о Екатерине Медичи... А вот гадать на кофейной гуще будущего я не люблю, потому и не пишу научную фантастику. Но с уважением отношусь к тем, кто талантливо это делает. Да и сам язык, на котором я изъясняюсь, прочно привязан к конкретному времени -- ко времени моей жизни и воображать, каким он будет, -- а язык непременно изменится! -- не берусь. И ломать свой язык не хочу. Любой пишущий так или иначе, привязан к своему -- или какому-то -- времени, иначе его язык неизбежно станет беднее, суше, абстрактно обобщённее, начнёт, думаю, приближаться к канцелярщине. В этом плане мне близки Маргерит Юрсенар, Дина Рубина, Ахматова, Мандельштам, Бродский...
5. Дэни
Литература в эпоху диджитал: Публикация на профильных лит. порталах для текста лучше? а для автора? Сергей, Вы давно в рунете, расскажите немного о сетевых площадках: начало, развитие, печальный финал, например, Проза ру. Посоветуйте, пожалуйста, из своего богатого опыта, лояльную тексту сетевую площадку.
Сергей Греков
Для текста лучше всего — конструктивная критика. "Без гнева и пристрастия", разумеется. Беспредметные "лайки" убаюкивают, а то и вселяют такие же беспредметные надежды. резко негативные отзывы чаще всего убивают
желание писать в зародыше. Сетевые литературные площадки существуют не столько для работы с текстом, сколько для отработки всяческих приемов самопиара, которые тоже, в общем-то необходимы - для продвижения хотя бы имени автора. "Проза. ру" — хороший пример того, как авторы появляются, полные надежд на немедленную немеркнущую славу, довольно долго иной раз там существуют, ведут более или менее интенсивную деятельность, переписываются с другими авторами, и либо исчезают вообще, разочаровавшись, либо уходят искать понимания на другие площадки, либо, преисполнившись уверенности в своих силах, пускаются в электронные или полиграфические издания своих трудов. Упёртые продолжают разрабатывать любимые темы, отметая рейтинги читаемых жанров, более лабильные авторы начинают писать то, что по их и всеобщему мнению, "лучше пойдет": детективы, фэнтези и пр.
К неоспоримым достоинствам лит.площадки относится техническая поддержка (тут неповоротливая Проза ру., увы, не на первом месте). К этому относится и легкость снабжения текста дополнительными материалами (музыкальными или иллюстрационными). Текст как таковой от этого мало что приобретает, но впечатление на неокрепшую психику читателей производит). Также весьма оживляет "площадочную" жизнь наличие штатных редакторов, умным своевременным словом создающих культурную полемику вокруг произведения. Но без коммерческой подпитки приходится рассчитывать только на энтузиастов, а их, увы, крайне мало.
6. Дэни
Читательские отзывы в эпоху диджитал: Какой, на Ваш взгляд, важен для текста: объемный, с содержанием поиска смыслов, впечатлительный или однострочника достаточно? Или, может быть, важно чтобы отзывы просто были, любые?
Сергей Греков
Отзывы, если это не просто "лайк" важны любые, лишь бы искренние, пусть даже и не особо комплиментарные. Прежде всего важно, что читатель прочел и составил какое-то мнение. Безусловно, писать надо то, что писать хочется - автору, конечно, а не читать - читателю. Тут хоть что-то может совпасть и получиться. И безусловно, в "эпоху диджитал" читатель в массе ориентирован на небольшие по объему тексты: рассказы, новеллы,сборники чего-то афоризмообразного, в крайнем случае - повесть. Романы и большие поэмы - удел зубров, привыкших залегать с традиционными полиграфическими книгами и ловить от них кайф. Конечно, такие читатели — сливки читающей публики, но их становится всё меньше...
7. Дэни
Авторские планы в эпоху диджитал: - роман, повесть, серия рассказов или
сборник стихов. Сергей, что в планах после третьей части «Люби…»
Сергей Греков
Когда-то я легкомысленно сообщал о своих планах, но довольно скоро понял, что если трубить о них — мало что из "запланированного" получается написать. Темы и способы их воплощения появляются сами собой, если хочется что-то делать, вот распирает... И ничего уже не хочется, если напихать обещаний, взятых, в общем-то, с потолка...
Приобрести книгу "Везунчик" можно здесь.
Поговорить с мастером остроумного и мудрого диалога – а если это не Сергей Греков, то кто же!? – всегда удача. Тем более, что есть повод – выход его второй печатной книги. Сегодня вопросы Сергею задаёт наш обозреватель Дэни.
Один из самых интересных авторов рунета снова вышел из сети, издал вторую книгу. На портале Ридеро опубликован сборник его рассказов «Везунчик».
Авторская оптика всех историй необычна. Получилось так, что главный герой всех текстов - время. И если читательский взгляд совпадёт с авторским, то ощущение реальности рассказанных историй будет удивительное.
Так, в первом рассказе "Везунчик", время календарное не указано, но приметы очень узнаваемы: невозможность вслух назвать свою любовь. И лирический герой, который всегда суть чувственное выражение автора, растерян перед этим временем. В следующем рассказе "Гений одной ночи" растерянность сменится грустной иронией от ускользающей любви. В предпоследней истории "Снеговик" меланхоличная сатира уйдёт и наступит ожидание чуда присутствия любви. В заключительном рассказе "Скамейка" звучит аккорд утверждения вечности любви. И ощущение времени такое какое есть и не зависит от календаря.
Увлекательность чтения и легкость изложения достигается, на мой взгляд, авторской стилистикой текста. Лаконичной красотой написаны все истории книги. И в таком же стиле автор отвечал на мои вопросы о литературе и времени.
1. Дэни
Категория: Литература как вид искусства. Значение слова. Если считать слово как материальный носитель образности литературных произведений, то расскажите, пожалуйста, что для Вас значит слово в текстах.
Сергей Греков
Слово, конечно, это прежде всего его смысл или даже целая гамма смыслов, вытекающая из разных контекстов, от взаимодействия слова с другими словами. Способность (или не-способность -- и такие слова тоже нужны, негибкие, однозначные) того или иного слова передавать тончайшие нюансы событий, отношений, чувств, мыслей. Потом, конечно же, звучание слова, его, если хотите, музыка. Я всегда проверяю написанное на слух: соответствует ли его звучание моей задаче -- особенно если это стихи. Но я не особенно увлекаюсь мелодикой текста в ущерб смыслу, и мелодичная ассоциативная белиберда -- не моё, хотя знаю великих кудесников этого направления.
2. Дэни
Категория: Восприятие литературы. Читатель. Если считать структуру текста как апелляцию к читателю, то, на Ваш взгляд, должен ли автор учитывать горизонт читательских ожиданий? Ваш читатель - кто он?
Сергей Греков
Сложный вопрос. С одной стороны, быть флюгером и вертеться под ветром читательских чаяний и настроений -- не дело. Писатель может быть кем угодно и каким угодно, только не "чего изволите?" С другой стороны, любой писатель, конечно же, хотел бы быть услышанным и понятым, не говоря уже о заработке своим ремеслом и признании. И как же тут обойтись без хотя бы минимального внимания к тем самым читательским чаяниям и настроениям? Лично я уповаю на то, что, как обычный человек, я интересуюсь всем тем, чем интересуются и все остальные "обычные люди" (что бы они о себе ни воображали), что всё это мне тоже близко и точно так же волнует и отражается в моей писанине -- и должно, по идее, быть понятно многим. Кроме этого, сам увлекательный процесс написания лично у меня требует если не оппонента, то, по крайней мере -- собеседника, некоего собирательного образа потенциального читателя. И он в каком-то смысле является соавтором моих произведений и их первым редактором: он может спорить и не соглашаться, может довольно урчать... Он мне нужен, конечно!
3. Дэни
Категория: Художественная речь. Стилистика. Две формы худ. речи - поэзия и проза. Вы владеете в равной степени той и другой. Скажите, пожалуйста, был ли период в Вашем творчестве когда нужно было выбирать что-то одно? В чем ,как автор, Вы более органичны - в поэзии или прозе?
Сергей Греков
Начинал я, как и многие, со стихов и долгое время совсем не помышлял о прозе. Но рано или поздно стихи как способ высказаться, объясниться с читателем, перестали на 100% удовлетворять такому желанию. Захотелось деталей, подробностей, жизненных нюансов в развернутом виде. Ну и разговорного -- совсем-совсем разговорного! -- языка, а в стихах я еще не умел на нем изъясняться, мне казалось, что он может "оскорбить возвышенную поэзию". Однако, проблемы выбора не было: я продолжал параллельно с прозой писать и стихи. Оказалось, что поэзия и проза великолепно стилистически дополняют друг друга, учатся друг у друга и облегчают решение многих
задач. Мне трудно судить, в чем я состоялся более органично, ведь мне нравится делать и то, и другое. Просто -- нравится, без каких-то грандиозных планов и далеко идущих целей, без пафоса. Но это, по-моему, вообще -- главное условие любого творчества: чтобы прежде всего нравился сам процесс, а потом уже -- результат.
4. Дэни
Категория: Время и человек в нем. На мой взгляд, это один из основных мотивов всех Ваших текстов. Особенно сильно звучит в изданном сборнике "Везунчик". Скажите, пожалуйста, что повлияло на выбор именно этого мотива. Можете ли назвать авторов, значимых для Вас, которые работают с этим же мотивом.
Сергей Греков
Если честно, не задумывался над такой масштабной темой, как "время и я". Просто всегда хотелось зафиксировать конкретное -- МОЁ -- время и людей, в нем живущих или живших, сохранить их словечки, мысли, поведение, какую-никакую внешность -- чтобы не только в памяти. Это получилось само собой, поскольку писать могу лишь о том, что знаю и ясно себе представляю. Мне хочется, конечно, чтобы эти люди продолжали жить и дальше... Но теперь понимаю, насколько я привязан к этому конкретному времени, даже если пишу о Екатерине Медичи... А вот гадать на кофейной гуще будущего я не люблю, потому и не пишу научную фантастику. Но с уважением отношусь к тем, кто талантливо это делает. Да и сам язык, на котором я изъясняюсь, прочно привязан к конкретному времени -- ко времени моей жизни и воображать, каким он будет, -- а язык непременно изменится! -- не берусь. И ломать свой язык не хочу. Любой пишущий так или иначе, привязан к своему -- или какому-то -- времени, иначе его язык неизбежно станет беднее, суше, абстрактно обобщённее, начнёт, думаю, приближаться к канцелярщине. В этом плане мне близки Маргерит Юрсенар, Дина Рубина, Ахматова, Мандельштам, Бродский...
5. Дэни
Литература в эпоху диджитал: Публикация на профильных лит. порталах для текста лучше? а для автора? Сергей, Вы давно в рунете, расскажите немного о сетевых площадках: начало, развитие, печальный финал, например, Проза ру. Посоветуйте, пожалуйста, из своего богатого опыта, лояльную тексту сетевую площадку.
Сергей Греков
Для текста лучше всего — конструктивная критика. "Без гнева и пристрастия", разумеется. Беспредметные "лайки" убаюкивают, а то и вселяют такие же беспредметные надежды. резко негативные отзывы чаще всего убивают
желание писать в зародыше. Сетевые литературные площадки существуют не столько для работы с текстом, сколько для отработки всяческих приемов самопиара, которые тоже, в общем-то необходимы - для продвижения хотя бы имени автора. "Проза. ру" — хороший пример того, как авторы появляются, полные надежд на немедленную немеркнущую славу, довольно долго иной раз там существуют, ведут более или менее интенсивную деятельность, переписываются с другими авторами, и либо исчезают вообще, разочаровавшись, либо уходят искать понимания на другие площадки, либо, преисполнившись уверенности в своих силах, пускаются в электронные или полиграфические издания своих трудов. Упёртые продолжают разрабатывать любимые темы, отметая рейтинги читаемых жанров, более лабильные авторы начинают писать то, что по их и всеобщему мнению, "лучше пойдет": детективы, фэнтези и пр.
К неоспоримым достоинствам лит.площадки относится техническая поддержка (тут неповоротливая Проза ру., увы, не на первом месте). К этому относится и легкость снабжения текста дополнительными материалами (музыкальными или иллюстрационными). Текст как таковой от этого мало что приобретает, но впечатление на неокрепшую психику читателей производит). Также весьма оживляет "площадочную" жизнь наличие штатных редакторов, умным своевременным словом создающих культурную полемику вокруг произведения. Но без коммерческой подпитки приходится рассчитывать только на энтузиастов, а их, увы, крайне мало.
6. Дэни
Читательские отзывы в эпоху диджитал: Какой, на Ваш взгляд, важен для текста: объемный, с содержанием поиска смыслов, впечатлительный или однострочника достаточно? Или, может быть, важно чтобы отзывы просто были, любые?
Сергей Греков
Отзывы, если это не просто "лайк" важны любые, лишь бы искренние, пусть даже и не особо комплиментарные. Прежде всего важно, что читатель прочел и составил какое-то мнение. Безусловно, писать надо то, что писать хочется - автору, конечно, а не читать - читателю. Тут хоть что-то может совпасть и получиться. И безусловно, в "эпоху диджитал" читатель в массе ориентирован на небольшие по объему тексты: рассказы, новеллы,сборники чего-то афоризмообразного, в крайнем случае - повесть. Романы и большие поэмы - удел зубров, привыкших залегать с традиционными полиграфическими книгами и ловить от них кайф. Конечно, такие читатели — сливки читающей публики, но их становится всё меньше...
7. Дэни
Авторские планы в эпоху диджитал: - роман, повесть, серия рассказов или
сборник стихов. Сергей, что в планах после третьей части «Люби…»
Сергей Греков
Когда-то я легкомысленно сообщал о своих планах, но довольно скоро понял, что если трубить о них — мало что из "запланированного" получается написать. Темы и способы их воплощения появляются сами собой, если хочется что-то делать, вот распирает... И ничего уже не хочется, если напихать обещаний, взятых, в общем-то, с потолка...
Приобрести книгу "Везунчик" можно здесь.
6 комментариев