Дэни

Июнь критический. Олег Месмер

Олег Месмер писать умеет. Знает и как выстроить сюжет, и как заставить читателя сопереживать героям. Так - уверенно - и написаны все пять работ: Дучетто, Вакантное место, Наука о любви, Шлюха и Шнитке, Дресс-код.
А шестой текст - Соло над водой - отличает обрыв сюжета. Как если бы рассказчик прервался на некоторое время, замолчал и замер, а потом немного продолжил историю.
Случайность или художественный приём? Скоро узнаём.
Откроем текст и посмотрим как обрыв в рассказе выглядит на письме.
Ближе к финалу истории написано слово «послесловие». И ниже - несколько коротких предложений, скупо уточняющих, что было дальше с главными героями - Пашей и Олегом. Как стало после чего-то страшного в их истории.
Рассказчик - старшеклассник Паша - на слове «послесловие» как бы замирает и замолкает. Делает глубокий вдох, затем выдыхает и рассказывает дальше. Телеграфно сообщает, что его любимый - Олег, учитель физики - умер. А он - Паша - выжил после жестокого урока, который демонстративно преподал ему Олег.
На первый взгляд кажется, что это просто скомканная концовка. Но Олег Месмер писать умеет. И этот обрыв намеренный, а не случайный.
Я думаю, что таким образом автор делает акцент на страшной метафоре: соло над водой - это и опасный вид скалолазания, нужно замереть над обрывом без страховки, и шоковое состояние юноши от жестокого урока любимого человека.
И то, и другое - смертельная угроза. В первом случае - жизни, а во втором - психике влюблённого Паши.
Если бы Олег Месмер вместо слова «послесловие» поставил прочерк, звёздочку, пробел, а вместо следующих небольших абзацев написал просто «такие дела», то получился бы редкий литературный приём. Самое яркое его выражение можно увидеть, например, в антивоенной прозе.
Такая манера письма - прочерк, звёздочка, пробел - выглядит как знак трагичного молчания. Как если бы автор и хотел рассказать об ужасах войны, о страданиях души, но у него нет таких слов, чтобы описать ад на земле. И он ставит прочерк. Молчит. Или замирает от невозможности говорить. Потому что нет таких слов.
Этим приёмом владел Курт Воннегут. Если я не ошибаюсь, он же его и изобрёл. Прочерк, звёздочка и «такие дела» - символ авторского молчания. Невозможность выразить словами всю глубину горя и страданий, что приносит с собой война. Потому что нет таких слов.
В Соло над водой нет ужасов войны, но есть душевные страдания героя по силе сопоставимые с болью выживших в аду. По этому, вероятно, ближе к финалу истории стоит слово «послесловие». И это не обозначает обрыв сюжета, а выглядит художественным приёмом.
Олег Месмер писать умеет.

Все произведения Олега Месмера
Вам понравилось? 28

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

6 комментариев

Слава С
+
0
Слава С 5 июня 2022 11:24
Как по мне... Рассказ хороший. Но восторженных отзывов лично я не разделяю.
Любви я там не увидел. Влюбленность со стороны мальчика - да. Но влюбленность не любовь.
А мужчина меня и восвсе разочеровал.тупо похоть а в конце еще и банальное, слабохорактерное кидалово. Вот если бы они жили вместе, вместе проходили через трудности, жертвовали бы друг ради друга, тогда да, можно было бы говорить про любовь. А так...
Ну и конечно "умилил" полный сказочный гей набор сюжета.
Конечно же главный герой влюбляется в сильного, умного, красивого и мужественного. С прекрасным телом, большим хером и яйцами.
Конечно же объект любви отвечает взаимностью. Пофиг что у мужика жена и дети и раньше не было гей контактов.
Конечно же первый раз для обоих проходит просто волшебно!
Конечно же после этого начинается бурная горячая порнуха.
Ну конечно...
Именно так оно всегда и бывает.
Если несовершеннолетнему мальчику в первый раз вставили большой хер в жопу то он неприменно кончит.
Ну и финальный штрих- крутой и добрый учитель тупо в крысу бросает своего любовника на тещиной даче. Хоть яйца и большие но их явно не хватило что бы прийти и сказать все честно, по людски.
В добавок он что просто оставил пацана в чужом доме? А если бы он повесился и в предсмертной записке описал всю их порно историю? Или сжег дом? Или устроил шалман? Это не поступок взрослого человека, учителя, это поступок малолетного дебила.
И громких слов про великое горе мальчика то же не надо. Свою долю кайфа он получил. Тем более дальше по жизни у него все было хорошо. Так что...
Ниче так рассказ на один раз... Не более...
И язык суховат. Но хоть воды в тексте нет и то хорошо.
Мое мнение.
+
7
Аделоида Кондратьевна Офлайн 7 июня 2022 02:52
Меня никогда не удивляла и не напрягала эта вроде бы оборванная концовка. С самого начала, с первого знакомства с этим произведением всё выглядело логично и уместно.
Иногда к приёмам с оборванной концовкой и послесловием прибегают, когда сюжет начинает стопорить, как закончить, автор не знает, поэтому просто сворачивает всё дело в послесловие. Выглядит это скомкано и суетливо, и сразу понятно, почему так произошло. Ну не вытянул автор сюжет.
У Месмера же всё не так. Здесь наоборот излишне детальное окончание испортило бы всё, превратив «Соло» в банальную слащавую историю с первой любовью, разочарованием и предательством. А вот так, с оборванным концом, без деталей и рефлексий, с несколькими скупыми строчками в послесловии, всё получилось как надо.
Месмер умеет писать, это точно.
Спасибо огромное, Дэни.
+
13
Дэни Офлайн 7 июня 2022 09:59
Аделоида, спасибо огромное за коммент. Мне хотелось поговорить об этом тексте. И вот редколлегия предложила именно Соло...

Слава С, это не восторженный отзыв, а разговор о тексте.
Любовь/влюбленность - для стороннего читателя, конечно, влюбленность, а для главного героя - любовь.
Мужчина разочаровал вас - вы хотели другую историю прочитать и сопереживать за других героев, но у автора - влюбленный юноша и взрослый мудак, обычный. Просто мудак и всё. По этому, по тексту, вы про этих героев читаете и нет там прохождения трудностей и т.д. Здесь все просто - любовь зла, полюбишь и мудака.
Набор сюжета, гей-набор. Это давно написано, и, возможно, сейчас читается по-другому. Но что- то мне подсказывает, что напиши Олег Месмер свой текст сейчас, то все было бы то же самое. Именно что глазами Паши показан Олег, ну, так он видит своего любимого, наивно чуть-чуть и чуть-чуть книжно, киношно: "У пришельца был цепкий веселый взгляд авантюриста, корсара, искателя приключений, героя Ильфа и Петрова".
Раньше не было гей-контактов, вас это удивляет, но в тексте есть объяснение: "Воронец решил испробовать еще один экстрим - поиграть в мужской секс". Но, опять же, от лица главного героя. Это он вам свою историю рассказывает, для вас нет логики, а для героя есть.
Первый раз волшебно - ну, по любви же, вот и волшебно. Тем страшнее выглядит разрыв - мудак все уничтожил, по своему, по мудачьи.
Порнуха - ну, строго говоря, это не порно в тексте. Тогда так не писали. Но именно Олег Месмер начал сворачивать т.н. рейтинговые сцены в одно предложение. И это лучше выглядит в тексте. Порно тексты пишутся по другому. У них другие цели и задачи.
Малолетний дебил и горе мальчика - вот как раз на таком контрасте и написана драма. Всё верно вы считали.
Доля кайфа и дальше хорошо по жизни - ну, кайф-то как раз сомнительный. А хорошо - это внешняя "хорошесть". Что происходит с душой - читатель не знает, предполагает каждый свое. Автор только "внешку" телеграфно прописывает.
Язык суховат - это да, верно. Но Олег Месмер к этому шел - сухому, безэмоцианальному языку. Для того, чтобы драма громче звучала. Но не пришел, перестал писать.
--------------------
"Дэнни, постой! Куда ты идешь? А разве ты не знаешь?... Там, наверху, никого нет!" (Фанатик/The Believer, 2001 )
Слава С
+
2
Слава С 7 июня 2022 12:54
Цитата: Дэни
Аделоида, спасибо огромное за коммент. Мне хотелось поговорить об этом тексте. И вот редколлегия предложила именно Соло...

Слава С, это не восторженный отзыв, а разговор о тексте.
Любовь/влюбленность - для стороннего читателя, конечно, влюбленность, а для главного героя - любовь.
Мужчина разочаровал вас - вы хотели другую историю прочитать и сопереживать за других героев, но у автора - влюбленный юноша и взрослый мудак, обычный. Просто мудак и всё. По этому, по тексту, вы про этих героев читаете и нет там прохождения трудностей и т.д. Здесь все просто - любовь зла, полюбишь и мудака.
Набор сюжета, гей-набор. Это давно написано, и, возможно, сейчас читается по-другому. Но что- то мне подсказывает, что напиши Олег Месмер свой текст сейчас, то все было бы то же самое. Именно что глазами Паши показан Олег, ну, так он видит своего любимого, наивно чуть-чуть и чуть-чуть книжно, киношно: "У пришельца был цепкий веселый взгляд авантюриста, корсара, искателя приключений, героя Ильфа и Петрова".
Раньше не было гей-контактов, вас это удивляет, но в тексте есть объяснение: "Воронец решил испробовать еще один экстрим - поиграть в мужской секс". Но, опять же, от лица главного героя. Это он вам свою историю рассказывает, для вас нет логики, а для героя есть.
Первый раз волшебно - ну, по любви же, вот и волшебно. Тем страшнее выглядит разрыв - мудак все уничтожил, по своему, по мудачьи.
Порнуха - ну, строго говоря, это не порно в тексте. Тогда так не писали. Но именно Олег Месмер начал сворачивать т.н. рейтинговые сцены в одно предложение. И это лучше выглядит в тексте. Порно тексты пишутся по другому. У них другие цели и задачи.
Малолетний дебил и горе мальчика - вот как раз на таком контрасте и написана драма. Всё верно вы считали.
Доля кайфа и дальше хорошо по жизни - ну, кайф-то как раз сомнительный. А хорошо - это внешняя "хорошесть". Что происходит с душой - читатель не знает, предполагает каждый свое. Автор только "внешку" телеграфно прописывает.
Язык суховат - это да, верно. Но Олег Месмер к этому шел - сухому, безэмоцианальному языку. Для того, чтобы драма громче звучала. Но не пришел, перестал писать.

С каким умом и заботой вы его защищаете))) прям завидно. Мои бы истории кто нибудь когда нибудь бы защищал бы вот так!!!))
+
7
Дэни Офлайн 8 июня 2022 12:14
Цитата: Слава С
С каким умом и заботой вы его защищаете

Это не защита, а просто текст обсуждаем. В главном сходимся, вроде, а эстетические претензии: порно/не порно и как его писать - понимаю, о чем вы говорите, но конкретно в этом тексте нет того, что вы туда вчитали. И не могло быть - текст слишком старый. Тогда так не писали как вы прочитали. Вот и все, какая защита?
Цитата: Слава С
Мои бы истории кто нибудь когда нибудь бы защищал бы вот так!!!))

Всё может быть, Дориан Грей Невского проспекта - ваш текст?
--------------------
"Дэнни, постой! Куда ты идешь? А разве ты не знаешь?... Там, наверху, никого нет!" (Фанатик/The Believer, 2001 )
Слава с
+
2
Слава с 8 июня 2022 12:21
Цитата: Дэни
Цитата: Слава С
С каким умом и заботой вы его защищаете

Это не защита, а просто текст обсуждаем. В главном сходимся, вроде, а эстетические претензии: порно/не порно и как его писать - понимаю, о чем вы говорите, но конкретно в этом тексте нет того, что вы туда вчитали. И не могло быть - текст слишком старый. Тогда так не писали как вы прочитали. Вот и все, какая защита?
Цитата: Слава С
Мои бы истории кто нибудь когда нибудь бы защищал бы вот так!!!))

Всё может быть, Дориан Грей Невского проспекта - ваш текст?

Мой. Но это так. Просто шутливый драббл. Это не серьезно.)
Наверх