HERR PETER

Был ли Леонардо да Винчи геем?

Я не художник, но я так вижу. Смотрю на рисунок "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи, знакомый по обложкам школьных тетрадей, и понимаю, что даже самые простые наброски великого мастера, в совершенстве владевшего всеми техниками рисунка, многослойны. В них есть поверхностное, что первым бросается в глаза, намёки на скрытые символы и ещё - глубинный смысл, который трудно понять, разве только почувствовать интуитивно. 

В Витрувианском человеке я вижу самого Леонардо - талантливого квирика, амбидекстра, гения с неординарными способностями и сознанием. Возможно, он умел контролировать сны, проникая в Астрал, и видел будущее так же, как однажды один из братьев Люмьер увидел во сне необычайный аппарат и сразу кинулся рисовать на скорую руку чертежи первого синематографа. Иначе, как можно объяснить в набросках и чертежах Леонардо выкладки по оптике и гидродинамике, требующие знания наук, неизвестных в средние века, и ещё его необычные пророчества?

Кем был великий Леонардо в личной жизни? Исходя из имеющихся данных, скорее всего, он был геем и, конечно, таким же креативным в интиме, как в творчестве. Талантливые люди талантливы во всём. Подробностей интимной жизни Леонардо да Винчи вы нигде не найдёте, ибо мастер тщательно скрывал личную жизнь, не упоминая о своих предпочтениях ни в письмах, ни в дневниках. Однако, имеющий глаза - да увидит, имеющий разум - да осознает. 

Во Флоренции остались документы уголовного дела по обвинению, выдвинутому судом в апреле 1476 года группе так называемых содомитов. Леонардо было 24 года, когда он и ещё трое парней фигурировали в списках обвиняемых, привлечённых к суду за активную содомию. Якобы, четверо молодых людей изнасиловали 17-летнего юношу. "Пострадавший" - некий Джакомо д'Андреа Сальтарелли - ученик ювелира и по совместительству натурщик. 

Леонардо тогда работал старшим помощником у своего учителя - бывшего ювелира, скульптора и живописца Андреа ди Микеле Чони дель Верроккьо. Все участники судебного процесса жили и трудились неподалеку друг от друга в творческом квартале на улице ювелиров, скульпторов, живописцев. Скорее всего, доносчик, личность которого осталась скрытой, жил в том же квартале и по-соседски сообщил об оргии. Донос всегда был способом устранения конкурентов, а у творческих работников - тем более.

"За сладкое приходится горько расплачиваться". Все четверо обвиняемых в изнасиловании были брошены в тюрьму (есть версия о скором освобождении до суда) и через два месяца предстали пред судом, однако процесс закончился так и не начавшись, так как ни свидетели, ни "пострадавший" на суд не явились. Может, потому что не было доказательств по факту изнасилования, а может потому, что среди обвиняемых был известный всему городу Леонардо де Торнабуони - член влиятельного флорентийского семейства Медичи, но так или иначе, обвинения были сняты, а подсудимые оправданы. 

Был ли "пострадавший" проститутом? Конечно, юный Сальтарелли брал плату за позирование, но кто разберёт, сколько и за что он получал. В доносе о деньгах не упоминалось, лишь давалась исчерпывающая характеристика: "Постоянно совершает безнравственные поступки, соглашаясь доставлять удовлетворение лицам, требующим от него того, что подлежит наказанию...". Этот же Сальтарелли фигурировал и в других скандалах, связанных с разоблачением известных и влиятельных особ Флоренции. Однако, порицание гомосексуальных связей в то время традиционно выносилось с учётом социального статуса, то есть, знатные сеньоры могли позволить себе иметь особые сексуальные предпочтения и даже кичились такой привилегией. 

Не успеют утихнуть страсти после судебного разбирательства, как в специальный ящик для доносов, прозванный в народе tamburo (барабан) или buchi della verit (дыра истины*), расположенный рядом с палаццо Веккьо на площади Синьории во Флоренции, снова опустят донос. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.

В то время использовался разговорный итальянский язык (на основе тосканского диалекта), латынью владели немногие из образованных людей, а так же служители церкви. Анонимка, написанная на латыни, опять обвинит Леонардо в содомии: "Джакомо Сальтарелли предавался содомскому греху со многими лицами, в частности, с  нижепоименованными… В их числе Леонардо, все еще работающий у Верроккьо".

Последнее предложение наводит на мысль, что кому-то очень хотелось выжить молодого талантливого Леонардо из этой мастерской. Может ему не понравились успехи молодого живописца? Причиной интриг и доносов вполне могли стать ревность, зависть и месть. Интимные отношения внутри тесного творческого коллектива часто порождают бурю страстей.

Один из основоположников искусствоведения и библиографии художников Джорджо Вазари описал историю создания картины "Крещение Христа": "Верроккьо поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккьо". 

Тут Вазари в лучших традициях жизнеописаний великих привирает: на тот момент Леонардо не был юнцом. Названную картину закончили в 1475 (как раз перед первым доносом), тогда Леонардо уже был признан мастером и принят в Гильдию Святого Луки. Но история об учителе, забросившим кисти после того как ученик превзошёл его, правдива. "Крещение Христа" - действительно стала последней работой кисти Андреа дель Верроккьо. Другую начатую им картину "Дева с младенцем и двумя ангелами" дописывал Лоренцо ди Креди. Сам Верроккьо в последующие годы занимался только скульптурой и ювелирными изделиями.

Почему в дневниках Леонардо нет ни слова об учителе и других учениках? Д.Вазари пишет, что Верроккьо «любил» больше других Лоренцо ди Креди - сына ювелира, самого молодого и самого красивого из всех учеников. Возможно, в этом замечании скрыт намек на гомосексуальные отношения, по крайней мере, уезжая в Венецию, Верроккьо назвал Креди своим наследником и душеприказчиком. 

Скончавшийся в Венеции в 1488 году Верроккьо, скорее всего, не был замешан в доносах, так как через много лет в 1505 году Леонардо напишет в своём дневнике зашифрованные и перечёркнутые строки: «Когда я сделал Христа-ребёнка, ты заключил меня в тюрьму, а теперь, когда я изображу Его взрослым, ты сделаешь со мной нечто худшее".** Кто же этот зловещий "ты"? 

Существует предположение, что для терракотовой головы "Молодого Христа" Леонардо позировал тот самый натурщик Сальтарелли. Тогда Леонардо лепил молодого Христа с одного любовника по имени Джакомо, а через тридцать лет напишет зрелого Спасителя мира с другого любовника тоже Джакомо. Забавное совпадение - рядом с Христом тоже было два святых апостола Иакова (Джакомо). Может быть, "ты" - это обращение к своему скрытому "я" - запретной страсти, которую Леонардо принимал в себе, осознавая опасность такой любви? В конечном итоге, угроза тюремного заключения и чего-то "худшего" исходила  от святой церкви.

А легендарный натурщик Джакомо Сальтарелли с лицом и локонами как у ангела в глине выглядел как-то так:
Терракотовая голова "Молодого Христа" 1470-1475.

Как бы доносчик ни старался, но после второго доноса дело избежало широкой огласки, а Леонардо - наказания, поскольку обвинения в содомии можно было выдвигать тайно, но не анонимно. Леонардо опять легко отделался, дав обещание исправиться, и он действительно изменился, так как других задокументированных вкладов мастера в открытую гомоэротику эпохи Великого Возрождения больше не было. Содомия в те времена считалась страшным грехом и серьезным преступлением, влекущим за собой смертную казнь. Достаточно действенный стимул, чтобы скрывать свои предпочтения. Полагаю, что молодой, полный сил и магнетизма Леонардо и дальше жил не менее темпераментно и креативно, ведь, с его умищем совсем не сложно соблюдать конспирацию. 

После тюрьмы чувство несвободы обострилось, и в дневниках Леонардо начали появляться чертежи приспособлений, способных вскрывать запоры и замки. Он покупал на рынке птиц, пойманных в силки, и тут же на глазах изумлённых торговцев и прохожих выпускал их из клеток на волю. "Свобода - главный дар природы", - напишет он в своём дневнике. Но разве многие могут в полной мере пользоваться тем, что дано каждому от рождения? Миллионы людей живут оглядываясь, скрывая свои сексуальные предпочтения или политические взгляды. Люди привыкают к несвободе. Леонардо был мыслителем и просто не мог не размышлять о свободе и правах человека, в том числе и праве на личную жизнь.  

В эпоху Ренессанса весьма популярной забавой были оговоры и наветы, поэтому некоторые историки и искусствоведы предпочитают считать доносы на Леонардо да Винчи сфабрикованными. Однако, кроме судебных документов есть множество косвенных доказательств слишком тесных связей Леонардо с двумя любимыми учениками. Его всегда окружали смазливые ученики и красивые натурщики, но лишь с одним из них - Джаном Джакомо Капротти да Орено по прозвищу Салаи - Леонардо не расставался почти три десятилетия. И ни одной женщины за все эти годы.

Д.Вазари упоминает (1490 г.): "В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо". Кстати, в наше время картины кисти Андреа Салаи стоят миллионы долларов, только потому что их подправлял своей рукой Леонардо да Винчи.

Он подобрал Салаи с улицы совсем ребёнком, в возрасте 10 лет, когда самому мастеру было уже 38. Сбежавший из своей семьи беспризорник пытался ограбить мастерскую, в которой мастер работал над заказами герцога Лодовико Сфорца. Пока вертлявого воришку ловили, он сломал множество глиняных головок смеющихся женщин и детей, перевернул полки с красками, а когда его связали и потащили к мастеру, этот брыкающийся и орущий клубок умудрился разбить зеркало, висевшее у двери. 

Мастер вгляделся в выразительные непонятного цвета глаза, окинул взором белую мраморную кожу в обрамлении золотых, с огненным оттенком локонов и ахнул от восхищения. Да с этого чертёнка хоть сейчас пиши ангела!

-Ну-ка, развяжите его, - велел учитель, то задирая кверху, то поворачивая в профиль чумазое лицо. - Bel diavoletto!

-Осторожно, учитель, он ещё и кусается как собака! Как бы не сбежал...

-Сам ты собака! - коротко огрызнулся оборванец, пытаясь брыкнуть ногой обидчика.

-Голодный? - коротко спросил Леонардо, продолжая внимательно рассматривать мальчишку.

-А ты как думаешь? - дерзко, без всякого почтения ответил тот вопросом на вопрос.

Решено было отмыть, накормить и оставить мелкого разбойника отрабатывать нанесённый ущерб. 

«На второй день я велел скроить для него две рубашки, пару штанов и куртку. А когда я отложил в сторону деньги, чтобы заплатить за эти вещи, он эти деньги украл у меня из кошелька, и так и не удалось заставить его признаться, хотя я имел в том твердую уверенность... И этот самый Джакомо поужинал за двоих и набедокурил за четверых, ибо он разбил три графина и разлил вино» (из письма Леонардо отцу Салаи).

Мастер почему-то посчитал рыжего чертёнка будущим гением, заплатил отцу Джакомо несколько флоринов, и тот с радостью уступил своего самого неугомонного сына в услужение Леонардо. Но как оказалось, только три действия этот негодный мальчишка делал гениально - крал, лгал и ломал всё, что ни попадёт под руку, а ещё он был слишком прожорлив, нагл сверх меры и шкодлив, поэтому всегда доставлял уйму хлопот.

Несколько раз Джакомо сбегал из мастерской, прихватив с собой деньги и ценные вещи. За свой несносный нрав и строптивый характер он получил от мастера прозвище "Салаи", или уменьшительно-ласкательное - "Салаино", что на тосканском диалекте значит "чертёнок" или "дьяволёнок". Потом через много лет уже взрослый художник Джакомо Капротти будет оставлять на своих картинах отпечаток большого пальца и подписываться именем Андреа Салаи.

Леонардо поклонялся гармонии и красоте, а мальчишка рос и с каждым годом становился всё прекраснее и прекраснее. Вот только повадки у подросшего Салаино оставались прежними, и каждый раз, когда в мастерской поднимался шум и возникала склока, от мастера доставалось кому угодно, но только не виновнику. Салаи прощалось всё. Даже выходки разбойника, регулярно обворовывающего не только других учеников, но и учителя.  

В дневнике Леонардо есть интересная запись: «Салаи, я больше никогда не буду воевать с тобой, я сдаюсь». Терпеливый мастер выбросил белый флаг, признаваясь в собственном бессилии перед стихийным бедствием по прозвищу Салаи.
 Дьяволёнку с внешностью златокудрого ангела всё сходило с рук, и чем больше он наглел, тем чаще его баловал мастер, покупая дорогую одежду, сладости и украшения. Странные отношения между хозяином и слугой, не правда ли?

"Нет, это не "такая" любовь, - доказывают гомофобы, ибо любой гомоэротический привкус вызывает в их слабых желудках несварение и изжогу, - это всего лишь любовь к воспитаннику. Высокие отношения. С древних времён в Греции и Риме любовь наставника к ученику, ставилась выше любви отца к сыну". 

Другие искусствоведы, пытаясь завуалировать гомосексуальность Леонардо да Винчи, объявляют его творчество асексуальным и вообще не находят чувственности в творениях великого художника. 

Верно, я тоже не нашёл даже намёка на чувственность в портретах знатных сеньор - Дама с горностаем, Портрет Джиневры Бенчи, Прекрасная Фероньерка. Есть ещё один женский портрет, но о нём будет отдельный разговор. Изящные наряды и украшения прекрасных дам свидетельствуют об их изысканном вкусе. Горделивые осанки и лица с выражением полной неприступности говорят о благородном происхождении. И главное, на что обращаешь внимание: их надменные взгляды направлены в никуда, в глазах застыло выражение стеклянной пустоты, а презрительно поджатые губы кажется никогда не улыбались. Бесспорно, эти портреты написаны виртуозно, но от них веет только холодом. Почему?

Живописец пишет, как видит и чувствует, а зритель смотрит на картину опосредованно, сквозь призму видения творца. 

Творения мастера могут рассказать о многом, например, о тайных чувствах, тщательно скрываемых в повседневной жизни. Когда один мужчина пишет портрет другого обнаженного мужчины и делает это чувственно и сексуально, трудно скрыть от зрителя гомоэротизм.  Увлечённый творчеством мастер забывает или просто не желает скрывать своё отношение к натурщику. Чем не признание в любви, написанное собственноручно?

Вглядитесь в простенький набросок, буквально переполненный теплом и светом. По сравнению с великолепными холодными портретами светских красавиц, это всего лишь скромный рисунок, но он буквально светится изнутри. 

Салаи (чернила/бумага) 1500. Частная коллекция

Салаи начал позировать в 15 лет. На этом рисунке ему уже 20, а он всё такой же чертёнок, каким его изловили в мастерской десять лет назад: упрямый греческий нос, нежный округлый подбородок с ямочкой, и ещё одна чуть заметная ямочка на щеке, лукавые с прищуром глаза, чувственные губы сложены в игривую усмешку, и море тщательно прорисованных кудряшек, которыми всегда так восхищался художник.  

Есть и более поздние картины, написанные маслом, но ни одна из них не передаёт характер дьяволёнка так точно, как этот простенький набросок. Только великий художник способен остановить время, передавая несколькими штрихами и характер натурщика, и своё отношение к нему - море любви, такое же буйное и нежное, как завитушки на голове Салаино.

Дьяволёнок подрос и мастер показал его таким, каким видел сам. Разве он не прекрасен? По легенде, Нарцисс мог дожить до глубокой старости, при условии, что не увидит своего отражения. Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс склонился над ручьём и, увидев своё отражение, влюбился в него. Кто сможет позировать для картины с Нарциссом? Конечно самый красивый, а никого красивее Салаи глаза мастера не видали. Слишком хорош. Как им не любоваться? 

"Нарцисс" 1500. Лондонская национальная галерея (копия панно "Нарцисс у фонтана" последователя  Джованни Антонио Больтраффио, под влиянием и руководством Леонардо да Винчи).

Что за ангельская красота, персиковая нежность и бархатистость кожи, и сладость сочных уст? Как удержаться, чтобы не коснуться этих свежих уст губами пока усаживаешь Салаи, подбираешь правильную позу, ставишь свет и нежно гладишь по щеке, подыскивая нужный ракурс. Господи, как же дивно он хорош! Разве лик его не светится? Картина передаёт не только обаяние Нарцисса, но и восхищение его юношеской, почти девичьей прелестью. 

Салаино взрослел, превращаясь из нежного андрогинного существа в красивого, полного сил мужчину, и мастер продемонстрировал его обнажённым в картинах "Иоанн Креститель" и "Святой Иоанн в изгнании". Вроде бы сюжеты библейские, но трудно не почувствовать скрытый в картинах гомоэротизм. Рассматривать красивое тело несомненно - удовольствие, а рисовать любимого и не засматриваться - сложно. Пока мастер делал наброски, они сидели друг против друга - игриво настроенный обнажённый Салаи и задумчивый Леонардо. Как ни старался учитель сосредоточиться, а тонкий брусок сангины слегка подрагивал в его длинных пальцах. 

По библейскому сюжету Предтеча рассеивал мглу невежества и неведения, увлекая за собой народ,  готовя его к приходу Спасителя. Для Леонардо в искусстве главное - мысль, а не инстинкт художника, он тщательно обдумывает каждый нюанс и каждый мазок. Как передать посредством живописи миссию Предтечи? Может изобразить толпу у реки?

Общим направлением живописи и скульптуры в то время был реализм - привычное, понятное и востребованное искусство. Однако, Леонардо решил нарушить действующие каноны живописи, используя нестандартный подход и необычную композицию. Пройдёт много лет, прежде чем модернисты и постмодернисты начнут разрушать устоявшиеся представления и традиции, внедряя новые художественные приёмы и принципы. А ведь, по сути, первым модернистом был Леонардо, опередивший своё время.

"Живопись требует воображения и мастерства кисти, так как призвана открывать невидимое, спрятанное в тени видимых предметов, и запечатлевать его с помощью кисти, придавая ясный вид на самом деле несуществующему"
 (Леонардо да Винчи).

Мастер выберет для своей картины насыщенно- тёмный, почти чёрный фон, олицетворяющий мглу невежества и неведения. Масляные краски и изобретённая им техника сфумато помогут высветить фигуру Иоанна. Но как сделать так, чтобы Иоанн Креститель светился изнутри?  Благодаря многократному отражению световых волн, слабый огонёк свечи, поставленной между зеркалами, способен озарить самую непроглядную тьму. Может показать, как сияют глаза, когда в них отражается любимый? Тогда нужно показать и улыбку Салаи, ту что мастер видел много раз, оставаясь наедине с любимым. Насмешка Салаи всегда больше похожа на обольщение. Да, именно так - через обольщение - обычно увлекают за собой. Леонардо ищет и находит новые способы отражения и восприятия, когда через картину передаётся настроение, ощущения и эмоции. 

В 1506 году в мастерской Леонардо появился новый талантливый ученик, мечтающий стать великим художником - Франческо Мельци - граф, аристократ с хорошими манерами, изящный юноша с нежной кожей и миндалевидными глазами. Франческо едва исполнилось 15, а Салаи был далеко не юн - ему уже 26 лет. Наглый чертёнок, привыкший к безраздельному господству и в мастерской, и в сердце учителя, ужасно ревновал, устраивал сцены, строил козни и всячески задевал нового ученика. Наверное, позируя обнажённым, дьяволёнок показывал юному Франческо язык, и перст указующий в этот момент больше походил на фак. 

Иоанн Креститель. 1513-1517. Лувр. Париж

Многие находят картину Иоанн Креститель непривлекательной и даже отталкивающей. Странное противоречивое чувство возникает вовсе не из-за тёмного зловещего фона. Разделите картину надвое, прикрыв руку Иоанна, и сразу увидите её под другим углом. Неприятной картину делает именно вскинутая рука - укороченная, искривлённая, с неестественно удлинённым пальцем. 

Думаете великий мастер мог случайно ошибиться в пропорциях? Перст указующий на этой картине больше похож на грозящий. С такой картиной должно быть страшно оставаться один на один. Будто и бог, и чёрт в одном лице. И это не ты на него смотришь, а он на тебя взирает "оттуда". "Иоанн Креститель" считается последней из сохранившихся работ Леонардо да Винчи. Именно в ней должно найти отражение мировоззрение зрелого мастера.  

"Описывая святого Иоанна, выходящего из тьмы в почти шокирующей непосредственной связи со зрителем, Леонардо подчеркивает саму двусмысленность между духом и плотью. Изящество фигуры, имеющей волнующий эротический заряд, тем не менее, передает духовный смысл, на который ссылается святой Иоанн, когда говорит о полноте божественной благодати." (П.Барольски)

Оставлять символы, тайные знаки, закладки и секретики под слоем краски - любимая забава художников эпохи Возрождения. А секретики потом фонят, вливаясь в энергетику картины, создавая соответствующий настрой. Думаю, под тёмным слоем краски картины "Иоанн Креститель" скрыт секретик в виде наброска эрегированного члена натурщика. Сомневаетесь? Среди бумаг Леонардо сохранился любопытный набросок к этой картине, названный "Воплощение ангела".  Креститель, хоть и человек, а именуется ангелом, так как жизнь его была аскетичной, почти бесплотной, по сути своей - ангельской, и ещё потому что он возвестил пришествие Спасителя.

Воплощение ангела. 1500-1506. Лувр. Париж (один из рисунков, украденных из Виндзора в 19 веке)

Мастер подписал этот рисунок коротко - "Салаи". Теперь понятно, чему так загадочно улыбается Иоанн Креститель на картине. Присмотритесь повнимательнее. Видите внизу "секретик"? Пенис обесцвечен, видимо в какой-то момент его пытались стереть. Накидка, призванная скрывать наготу Иоанна Крестителя, отмечена едва заметными штрихами драпировки, которые в данном случае лишь подчёркивают неприкрытую обнажённость.

Вам не кажется, что на этом рисунке Салаи не очень похож на себя? Какая-то подростковая, по-обезьяньи подвижная мордашка, хотя во время создания рисунка ему было больше 20 лет. Очень необычная улыбка, которую многие искусствоведы считают отталкивающей, называя гадкой и мерзкой, имеет тот же секрет. 

У Леонардо была фотографическая память, поэтому он мог через много лет воссоздать черты лица юного Салаи, а может даже и Сальтарелли, ведь, оба Джакомо оказались на удивление похожими. Хотя, чему тут удивляться? Просто художник выбирал определённый тип. Для него венцом творения природы и идеальным типажом был андрогинный молодой человек с длинными локонами.

В дневниках мастера и на отдельных листах осталось множество набросков голов и лиц, с застывшими на них эмоциями: растерянность пойманного воришки, злость и гнев обманутого трактирщика, тихое умиротворение повешанного, горе безутешной матери, равнодушие случайных прохожих. Сотни разных эмоций и чувств. Разве мог великий мастер оставить без внимания оргазм? Похоже, что лицо Воплощённого ангела искажено гримасой сладострастия в момент оргазма, не зря же художник заострил внимание на эрекции натурщика. 

Некоторые особо нравственные искусствоведы выдвигают версию, что Воплощение ангела рисовал Салаи, мол, рисунок нарисован правой рукой, а Леонардо был левшой. Нет, господа, давно известно, что Леонардо был амбидекстром и мог одинаково хорошо рисовать обеими руками (может даже и одновременно), и если набросок рисовал Салаи, разве это меняет суть секрета, скрытого под тёмной краской Иоанна Крестителя? А суть я понимаю так: как бы ни грозила святая церковь и инквизиция, а бог есть любовь. 

Ещё один любопытный рисунок. На 44 листе кодекса Арундела Леонардо да Винчи привёл самый длинный список синонимов для обозначения мужского пениса, а на одном из листов Атлантического кодекса** обнаружена любопытная иллюстрация к этому списку. Если великий художник позволяет себе шалости, то почему бы ученикам не продолжить шутку? Карикатура сделана, не мастером, а скорее всего, учениками Леонардо. 

На рисунке изображены два фаллоса, напоминающие одновременно орудия, обрезы и коней, скачущих на птичьих ножках. Скачущие пенисы украшены соответствующей атрибутикой в виде задранных вверх пушистых хвостов, глазка на головке и т.д. Один "ключик" проходит через замочную скважину и упирается в лохматый кружок, подписанный коротко и ясно - "Салаи". Никаких загадок, просто схематическое отображение атмосферы, царившей в творческом коллективе Леонардо да Винчи. Учеников, должно быть, очень раздражал самоуверенный наглый любимчик, ставший для мастера центром притяжения, вот кружок и получился гадким.

Фрагмент Атлантического кодекса. Милан. Амброзианская библиотека. 

Некоторые исследователи предполагают, что Леонардо да Винчи был бисексуален и в его жизни всё-таки была женщина. Одна. На основании чего сделан вывод? Пара высокопарных слов в письме, якобы, адресованном Чечилии Галлерани ("Дама с горностаем") и обращение на "ты", послужили поводом приписать Леонардо романтическую любовь к этой женщине. Черновик письма, предположительно адресованного Чечилии, начинался обращением: «Возлюбленная моя богиня…». Но в средние века было принято именно такое обращение к знатным дамам - высокопарное и возвышенное, и вроде бы у живописца за время работы над портретом сложились с этой весьма прогрессивной и образованной сеньорой дружеские отношения, поэтому Леонардо мог позволить себе обращение на "ты". 

О чём было послание? Копию письма я нигде не нашёл, но, судя по "холодному" портрету, беременная любовница Лодовико Сфорца Леонардо совсем не интересовала. Может, в том письме мастер просил занять ему немного денег, а может просто отказал в новом заказе, мол: "Возлюбленная моя богиня! Perdonami per favore, но я сейчас никак не могу лицезреть твою несравненную красоту, ибо занят обсуждением с другими инженерами важных военных вопросов". А сам думает: "Лучше я Салаи напишу ещё разочек, да не темперой поганой, а масляными красками, чтобы все видели, как он хорош".

Одно из немногих упоминаний о сексуальности найдено в записной книжке Леонардо: "Акт деторождения и все, что имеет к нему какое-либо отношение, настолько отвратительно, что человеческие существа вскоре вымерли бы, если бы не было красивых лиц и чувственных наклонностей". А вот и рисунок с подробным описанием совокупления мужчины и женщины. 

Соитие мужчины и женщины (чернила/бумага) 1492.           Частная коллекция.

Так же схематично Леонардо изображал в своих записях различные приспособления, машины и механизмы. Никакой художественности, ничего чувственного от мадонн, написанных им по заказам. Обратите внимание: женщина на этом рисунке вообще не имеет ни лица, ни головы, не говоря о красоте или привлекательности. Здесь она всего лишь биологический механизм для вынашивания и вскармливания потомства. 

У кого-то остались сомнения в сексуальной ориентации Леонардо? Тогда немного сладкого на десерт.

В картине "Вакх" (первоначальное название "Святой Иоанн в изгнании") гомоэротизм кричит громко и открыто. Демонстрируя красоту мужского тела, художник не скрывает своего очарования  привлекательностью натурщика. Здесь Салаи одновременно и юноша, и зрелый мужчина с атлетической фигурой - крепким торсом, широкими плечами и мускулистыми ногами. В то же время, бросается в глаза поза изнеженного чувственного юнца с женственным очертанием рук, а также наигранная небрежность, с которой перекинута через руку меховая пятнистая накидка, прикрывающая бесстыдно красивые бёдра. Другая рука изящно придерживает посох, прижимая к нему кисть винограда. Прекрасное, совсем ещё юношеское лицо, обрамлено густыми тёмно- медными кудрями, в которых переливаются золотистые огненные искры. О, эти кудри! Они просто фетиш мастера. Леонардо не переставал восхищаться ими. 

"Вакх" ("Святой Иоанн в изгнании") Леонардо да Винчи. 1510-1515. Лувр

По версии исследователей творчества Леонардо да Винчи картина "Святой Иоанн в изгнании" написана по эскизу мастера его учениками.
 К.Кларк писал: «В большинстве случаев кропотливая работа над картиной казалась ему (Леонардо да Винчи) слишком докучной, и он довольствовался тем, что полностью раскрывал свой творческий потенциал в набросках..."

Групповуха - обычное дело у живописцев того времени, как в быту, когда жили все вместе в "общежитии" над мастерской, так и в написании картин: мастер начинает с набросков и эскизов, выстраивает композицию, а ученики потом тщательно прорисовывают детали под его чутким руководством. Вот и в работе над Иоанном в изгнании подмастерья дорабатывали начатое мастером, украдкой любуясь огненной рыжиной натурщика. Нет, не той, что у всех на виду, а другой - яркого курчавого солнца, обычно скрытого от чужих глаз.

Думаете Салаи стеснялся позировать голым? Да ладно! Он же с самого детства был самым наглым и дерзким, а когда повзрослел и осознал свою привлекательность, его вообще было трудно остановить. Пока Салаи позировал, бесстыдно издевался над подмастерьями, смущал их, насмехаясь: то складывал губы трубочкой, причмокивая и издавая неприличные звуки, то говорил непотребное, возбуждая греховные желания. Он же дьявол, с него станется.

Так и должен вести себя повзрослевший дьяволёнок, ведь, позирование нагим для него стало привычным и скучным занятием, уж лучше краски для мастера готовить. Леонардо очень старался передать любимому ученику свои знания, и тот стал неплохим подмастерьем, на редкость старательным - замечательно растирал и разводил пигменты для красок, гениально грунтовал основу и наносил фон, а большого художественного таланта в нём так и не обнаружилось. 

Как только подмастерья закончили работу над картиной, все дружно ахнули, так сильно слепила, просто била в глаза неприкрытая дерзость святого Иоанна Крестителя, и даже в закрытой позе чувствовался блуд. Какой же это святой? Салаи только усмехался, разглядывая себя таким в образе святого. Даже олень и лань на заднем плане, как символы благочестия и стремления к богу, не спасали картину от излучения похоти и соблазна.

Считается, что впоследствии между 1683 и 1693 годами картину "Святой Иоанн в изгнании" подправили и переименовали в Бахуса или Вакха. Забавная метаморфоза из святого в бога вина и веселья. Дописать атрибуты Вкха было совсем не сложно. Длинный крестообразный посох святого легко преобразили в тирс - посох пьянчуги, увитый плющом и виноградными листьями, увенчанный сосновой шишкой, простую меховую накидку покрыли леопардовыми пятнами, прекрасные медные кудри украсили венком из плюща и дорисовали кисть винограда. Поэтому Вакх и держит руку немного неестественно - прижимая виноградную кисть к посоху. 

Зачем Леонардо понадобилось нарушать церковные каноны и традиции, изображая святого Иоанна Крестителя не измождённым аскетичным отшельником в годах, а молодым, полным сил и привлекательности красавцем? 

Такое альтернативное видение стало дерзким революционным переворотом в изобразительном искусстве. Возможно, на нетрадиционное отображение библейского персонажа художника натолкнули рассуждения о высшем начале в человеке. Помните набросок к Иоанну Крестителю "Воплощение ангела"? Одним из проявлений божественного начала в человеке является инстинкт продолжения рода с апофеозом в виде оргазма. 

Любовь - божественная благодать, одновременно и чудо, и самая незамысловатая вещь на свете. Любовь не рассуждает. Ведь, не за ум или талант Леонардо полюбил недалёкого и плутоватого Салаи. Простое влечение двух тел друг к другу. "Но как мгновение ближе всего к вечности, так и любовь одного человека к другому - ближе всего к богу". 

Когда Салаи позировал для набросков Святого Иоанна в изгнании, они были в мастерской одни. Беседовали ни о чём. Время от времени отрывались от работы и пили молодое вино, припадая к принесённым из погреба запотевшим кувшинам. Мягкий предзакатный свет с улицы - любимый свет мастера - золотил потемневшие с возрастом рыжие кудри и играл яркими бликами по гладкой поверхности кожи.

Леонардо переполняло удовольствие, получаемое от созерцания. Боясь спугнуть приятную истому,  он затаил дыхание и замер. Салаи пил, припав губами к узкому горлышку, и с каждым глотком его кадык ходил вверх-вниз. Тоненькая извилистая струйка вина пробежала вниз по подбородку, шее, между упругими грудными мышцами и дальше, устремляясь к впадинке пупка. 

Как только розовая струйка миновала солнечное сплетение, Леонардо одним широким мазком языка остановил движение. Отставив кувшин в сторону, Салаи прикрыл веки и застыл словно мраморное изваяние, а жадные губы тем временем двигались вверх, покрывая тело поцелуями, тщательно слизывая каждую капельку. 

Вкус вина смешался с солоноватым привкусом пота и запахом кожи Салаи. Как передать этот неповторимый аромат красками? Сама природа смешала их в своей палитре. Нет, это не яркие садовые цветы, пахнущие приторно - вульгарно. Запах Салаи ассоциируется с размытыми, едва различимыми оттенками пастельных тонов, где за основу взяты терракота и недавно скошенные травы с бледными пятнами высохших полевых цветов. Главный мазок в центре композиции - нежный перламутр цветков эскулуса (конский каштан обыкновенный). 

Ботаника - одна из любимых наук мастера. Сотни различных растений зарисованы и описаны им собственноручно. Конский каштан часто украшал садовые и парковые аллеи. Почему для описания запаха любимого Леонардо выбрал именно эскулус? Только его мелкие белые цветки, сбрызнутые капельками прозрачного нектара, пахнут свежим мужским семенем. 

Язык, скользящий по извилистому розовому очертанию, вскоре достиг углубления между двумя возвышенностями безволосой груди и отклонился от русла, проложенного вином. Разве эта грудь не совершенна? Она ничуть не хуже груди Давида, высеченного из мрамора этим высокомерным выскочкой Микеланджело. Едва касаясь гладкой кожи кончиком языка, мастер поочерёдно очертил контуры ареол и припал к жемчужинам сосков, затем тщательно вылизал капельки вина, оставшиеся на шее и подбородке, и с жадностью припал к губам, всё ещё влажным от вина. 

Застывшая скульптура сразу ожила, ответив на глубокий поцелуй. Соблазн дьявольски занятная штука. Салаино с детства нравилось чувство обладания учителем. Вот и теперь, стоило ему будто невзначай пролить немного вина себе на грудь, сделав пару незамысловатых движений, как Леонардо тут же завёлся, позабыв и об уходящем свете, и обо всём на свете. 

-Негодный мальчишка, - прошептал мастер, целуя  локоны взрослого дьяволёнка, - думаешь, я не раскусил твой фокус? Тебе надоело позировать? Уже устал, малыш?

-Мальчишка?! Малыш?! - рассмеялся Салаи, отбрасывая назад длинные волосы.

-Ещё какой! Самый шкодливый, самый несносный и самый... самый прекрасный, - словно перед ним всё ещё стоял беспризорник, пойманный за руку в мастерской. - Не зря говорят: "Когда дьявол ласкает тебя, он хочет получить твою душу". Ты будешь именно таким и на картине - дерзким, обольстительным, завоёвывающим души.

В чём секрет обаяния Вакха? Не столько в позе, улыбке, красках, тенях и знаменитой технике "сфумато", сколько и в динамике скрытой в набросках мастера. Она чувствуется во всём: в повороте тела, наклоне головы, положении рук и ног. "Речная вода, осязаемая рукой, является последней, которая уже утекает, и первой, что только примчалась; то же происходит и со мгновениями времени. У художника две цели: человек и проявления его души. Первая проста, вторая трудна, потому что он должен раскрывать ее с помощью движения" (из дневников Леонардо да Винчи).

Время быстротечно, а Салаи на картине всё такой же соблазнительный. Вот он закинул ногу на ногу, а через мгновение вскочит и протянет руку с виноградной кистью, соблазняя и увлекая за собой в заросли кустарника, ведь, именно туда указывает его перст. Сейчас, вот только что, в предзакатной дымке он пил из глиняного кувшина с узким горлышком и пролил часть вина себе на грудь. Капельки ароматного золотистого вина застыли на блестящих губах с загадочной улыбкой, словно хмельной бог предлагает испробовать их вкус. 

"Предательская улыбка выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой" (У.Пейтер). 

Такая же загадочная полуулыбка играла на губах самого Леонардо, когда он позировал для статуи Давида своему учителю. Считается, что лицо Вакха похоже на лицо бронзовой статуи Давида Андреа Верроккьо. Выходит, Леонардо в молодости был похож на Салаи. По описаниям мастер был высоким, статным, с красивыми чертами лица, и ко всему прочему, его густые длинные волосы слегка отливали рыжиной. 

Их поразительное внешнее сходство, многолетняя  привязанность и преданность друг другу породили версию о кровном родстве - отца и сына. Возможно, Леонардо потому и оставил пойманного воришку в мастерской, что поразился сходству - будто себя ребёнком в зеркале увидел. У самого дорого в истории произведения искусства - картины "Спаситель мира" - черты лица обоих - Салаи и Леонардо. 

Спаситель мира 1500-1505. Частная коллекция. (Авторство остаётся спорным: сам Леонардо да Винчи или под его руководством - Франческо Мельци и Марко д'Оджоно).

Для симпатии и влюбленности нужно совсем немного - всего лишь взгляд и совпадение с нужным типажом, но главное всё-таки не образ избранника, а чувство одиночества. Голод. Жажда. Влюблённостей может быть уйма, они, как и время - быстротечны, проскальзывают словно вода сквозь пальцы. Только большая любовь длится годами. Леонардо не расставался с Салаи более 25 лет.

О какой отцовской любви может идти речь, если картины с Салаи буквально пропитаны гомоэротизмом? Они кричат, не скрываясь: "Смотрите, как хорош мой Салаи, да он просто дьявол во плоти!" Нет, с сына так не пишут. 
 Леонардо ни за что не стал бы писать с Салаи "Распятие", "Пьету" или "Положение в гроб".
 В своём любимого Салаи он видел только красоту и любовь - Нарцисса, Воплощение Ангела, Предтечу и Спасителя.

Сам мастер навсегда останется тайной, загадочно улыбаясь с портрета Джоконды. Единственный женский портрет мастера пропитанный любовью и теплом. По одной из версий Джоконда - портрет его матери - Катерины, по другой - портрет самого Леонардо, по третьей - Салаи, по четвёртой - Салаи и Леонардо. Как разобраться, если все они были похожи друг на друга? Может сеньора Лиза Мария де Герардини дель Джокондо и начинала позировать в 1503 году, но в конечном итоге, получился не просто портрет, а некий собирательный образ дорогих мастеру людей.

Картину много раз хотели купить за большие деньги, но мастер всем отказывал, даже своему покровителю - королю Франциску l, мотивируя отказ тем, что портрет ещё не закончен. И действительно, мастер никогда не расставался с ним, подправляя всю оставшуюся жизнь до самой смерти в 1519 году. Сколько бы мастер ни прожил, портрет оставался бы незавершённым, ибо "неоконченность есть обязательное качество жизни, а закончить значит убить". Эта необычная картина стала для Леонардо и радостью, и печалью, и всей его жизнью. 

Перед отъездом во Францию мастер оставит Салаи деньги на постройку дома в своём винограднике в окрестностях Милана. Салаи, повсюду сопровождавший учителя, вернётся в Милан. Рядом с мастером до последнего дня будет находиться его верный помощник Франческо Мельци. Ему Леонардо завещает свои научные труды и архивы вместе с частью виноградника. После смерти учителя Салаи женится, но переживёт его всего на 5 лет. В возрасте 44 года он трагически погибнет от огнестрельного ранения. А "Джоконда" останется во Франции, хотя сам Леонардо нотариально завещал её вместе с несколькими другими картинами и частью виноградника своему любимому дьяволёнку.  




*Античную мраморную маску Тритона, датируемую I веком н. э.,  называли Bocca della Verita (Уста истины). С ней было связано поверье, что если лжец вставит руку в отверстие, выполненное в виде рта божества, то божество её откусит. 

**Атлантический кодекс (Милан. Амброзианская библиотека) представляет собой манускрипт Леонардо да Винчи, состоящий из 1119 листов, датированных 1478-1519гг. Содержит чертежи и записи на различные темы: ботаника, математика, аэродинамика, музыкальные инструменты, оружие, обширный филологический материал - латино-итальянский словарь, грамматика и трактат по философии языка.
Вам понравилось? 18

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх