Александр Хоц
Почва и судьба квир-идентичности
Хочу поблагодарить "Квирион" за вторую мою стихотворную подборку. И ещё Ольгу Морозову, автору двух обложек.
"Время прощания. Десять стихотворений" и "В зеркале заднего вида.."
Мне кажется, что содержание библиотеки квир-литературы - это одно большое напоминание о том, что так называемая квир-идентичность, а на самом деле чувственность, которой пронизана сама жизнь, - это не что-то отдельное от личности, таланта и жизненных способностей человека, а это его плоть и кровь.
Когда о гее-Чайковском говорят, что "мы любим его не за это", - то почему-то полагают, что романтические чувства, которые лежат в основе вдохновения и музыки, не имеют отношения к содержанию самих чувств. Словно Пётр Ильич знал в жизни какую-то другую любовь, кроме однополой.
Конечно, нет. Весь эмоциональный, романтический и чувственный опыт Чайковского - это опыт влюблённого гея. Без этого опыта невозможно писать музыку о любви.
Музыка универсальна и каждый вкладывает в неё свой собственный опыт. Но как же надо презирать любовь художника, чтобы "присваивать" его достижения и отказывать "неправильной" любви в праве быть основой гениального творчества.
Очевидно, что в основе "Патетической симфонии" лежат чувства к человеку, которому она посвящена. И считать эту чувственность "неполноценной", отдельной от творческого гения - значит ничего не понимать в природе творчества.
Плоть и дух в человеке едины, как бы ни пыталось христианство "разорвать" природное единство человека на куски, отделив "духовный верх" от "греховного низа". Но в жизни так не бывает. Сказать о Чайковском "мы любим его не за это" - значит разорвать человека пополам и убить его душу.
Почему я вспомнил об этом в связи с библиотекой? Конечно, каждый, кто читает или слушает произведения авторов-геев, неизменно вкладывает в них свой собственный опыт. Но при этом хорошо бы не искажать авторскую оптику и не менять, по примеру Маршака, пол героев любовных Сонетов Шекспира. Или не менять в воображении влюблённых парней из романа "Спрингфилд" Сергея Давыдова на гетеро-пару (как советовал Дмитрий Быков) ради комфорта читательского восприятия. Это неуважение не только к автору, но и к самой жизни.
Разумеется, любое произведение пишется для всех, но не стоит обесценивать тот источник, который дарит людям нечто прекрасное. Человек универсален, и любить Чайковского или Уайльда можно только "целиком", включая личный опыт творца.
Это относится не только к гениям, но и к обычным авторам.
В виде иллюстрации выложу прекрасную картинку Ольги Морозовой, которая была одним из вариантов обложки и которую мне стыдно не показать. )

1 комментарий