Дерягин Геннадий Борисович
Гомосексуализм. Бисексуальность
Ознакомительный лекционный курс по проблемам гомосексуальности. Понятие «сексуальное меньшинство» культурально и исторически относительно. Так, в древности, в античном мире гомо- и бисексуалы принадлежали к сексуальному большинству, а отрицающие гомосексуальность (в том числе, иудеи) – к сексуальному меньшинству. Древние Восточные славяне также принадлежали к бисексуальному большинству, о чем есть немало свидетельств в литературе того времени
11. Гомофобия
Как бы радикально ни менялось законодательство, реальное положение сексуальных меньшинств зависит не только и не столько от нормы закона, сколько от состояния общественной психологии. Гомофобия, иррациональный страх перед гомосексуальностью и ненависть к ее носителям – одна из главных проблем современной российской сексуальной культуры [39]. По мнению академика И.С. Кона, уровень гомофобии в разных человеческих обществах зависит от нескольких факторов:
1) От общего уровня социальной и культурной терпимости. С точки зрения тоталитарного сознания (а наше общество недалеко ушедшее от тоталитаризма, в последнее время все более скатывается к авторитарно-бандитской модели государственного устройства), гомосексуал опасен уже тем, что он – инакомыслящий, диссидент, который отличается от других, поэтому его надо репрессировать.
2) Гомофобия – функция сексуальной тревожности. Чем более антисексуальной является культура, тем больше в ней сексуальных табу и страхов. Человек, который даже собственную гетеросексуальность (как и физиологическую мастурбацию) считает постыдной и грязной, не может спокойно принять однополый секс.
3) Гомофобия тесно связана с сексизмом, гендерным и сексуальным шовинизмом. Ее главная социально-историческая функция – поддержание незыблемости системы гендерной стратификации, основанной на мужской гегемонии и господстве. Обязательная, принудительная гетеросексуальность (гетеросексизм) направлена на защиту института брака и патриархальных отношений. Культ агрессивной маскулинности, активно насаждаемый СМИ и поп-культурой, помогает также поддерживать иерархические отношения в самом мужском сообществе; нежный, неагрессивный мужчина или властная, независимая женщина – вызов господствующему стереотипу. Ненависть к «гомикам» – средство поддержания мужской солидарности, особенно у подростков, которым она помогает утвердиться в собственной проблематичной маскулинности.
4) Многое значат характер и отношение господствующей традиционной идеологии, особенно религии, к сексу. Антисексуальные религии, такие как иудаизм и христианство, более нетерпимы к гомосексуалам, чем просексуальные.
5) Чрезвычайно важный фактор – общий уровень образованности и особенно сексуальной культуры населения. Образованность сама по себе не избавляет от предрассудков и предубеждений, но, при прочих равных условиях, облегчает их преодоление. В нашей же стране научное половое образование в школах фактически запрещено.
6) Наконец, существуют ситуативные, социально-политические факторы. Как и прочие социальные страхи и формы групповой ненависти, гомофобия обычно обостряется в моменты социальных кризисов, когда нужен зримый враг или козел отпущения [39]. Неблагополучные общества в своих бедах обычно винят внешних и внутренних врагов, которых всегда можно найти в изобилии, но зачем что-то выдумывать, если враг уже выдуман тоталитарными режимами и религиозными деятелями.
Гомофобия – страх перед таким явлением как гомосексуализм, неприятие его, дискриминация его носителей по признаку сексуальной ориентации, в сочетании с отсутствием объективных знаний относительно гомосексуальности и гомосексуальной субкультуры, являются серьезным препятствием в работе представителей правоохранительных органов по раскрытию преступлений со стороны гомосексуалов или против них. Кроме того, отсутствие соответствующих знаний ведет к противоправным действиям по отношению к гомосексуалам, к предвзятости и предъявлению ошибочных обвинений. Так, является показательным, что даже ученые, исследующие сексуальность, также нередко подвергались и подвергаются нападкам, например, после выхода в свет трудов А. Кинзи, исследователь подвергся ожесточенным нападкам общественности как человек, «дискредитировавший» и «оболгавший» нацию, а профессор Колумбийского университета Хелен Бонд даже призвала принять закон против исследователей сексуальности [28]. Официальным преследованиям подверглись в свое время М. Хиршфельд, З. Фрейд и т.д. В дореволюционной России и в СССР также имели место весьма жесткие противодействия проведению сексологических опросов со стороны властей. Мы в своей работе тоже сталкивались с непониманием, насмешками и противодействием проведению исследований со стороны части пуритански настроенной общественности, а также отдельных представителей Православной церкви.
Хотя уровни гомосексуальности в западных обществах, в частности среди студентов университетов, высоки, тем не менее, гетеросексуальное и гомофобное окружение нередко настроено враждебно по отношению к гомо- и бисексуалам [191]. Например, 1/5 учителей в средних школах США при проведении уроков полового просвещения используют оскорбительные выражения по отношению к гомосексуалам. 1/3 учителей объясняют своим ученикам, что гомосексуалы и лесбиянки являются угрозой для общества [184]. Гомо- и бисексуалы из трех городов США показали при анонимном анкетировании, что за последние 6 месяцев 37,0% из них испытывали словесные оскорбления в связи с их сексуальной ориентацией, 11,2% сообщили об откровенной дискриминации, а 4,8% подверглись физическому насилию [110]. 59% гомосексуально и бисексуально ориентированных врачей и студентов-медиков обоих полов испытали в США дискриминацию на работе из-за их сексуальности. Тем не менее, гомофобия характерна не для всех работодателей и коллег, часть гомосексуальных врачей и студентов сообщили, что их ориентация иногда спокойно принимается с полным пониманием [161].
H. Adams et al. [52] провели экспериментальные исследования с применением фаллоплетизмографии на двух группах добровольцев, состоявших из университетских студентов. Первую группу составили явные гомофобы, выявленные при анкетном опросе (n = 35), в другую группу мужчин входили гетеросексуалы, спокойно относящиеся к гомосексуальности, не имевшие гомосексуальных контактов в анамнезе (n = 29). Все мужчины подвергались сексуальному видеостимулированию. Видеофрагменты при фаллоплетизмографии состояли из гетеросексуальных, мужских гомосексуальных и лесбийских сцен. Добровольцы из обеих групп среагировали увеличением пенильной окружности при демонстрации гетеросексуальных и женских гомосексуальных видеофрагментов. Однако только мужчины с гомофобией бурно среагировали эрекцией при мужских гомосексуальных стимулах. Таким образом, гомофобия очевидно связывается с проявлениями гомоэротизма, наличие которого у себя гомофобы отрицают. Авторы сделали вывод, что гомофобия, по сути дела, есть психологическая реакция на собственный латентный гомосексуализм со сверхценным его отрицанием.
Таким образом, немалую роль в гомофобии играет скрытая гомосексуальность. Активность в преследовании гомосексуалов нередко является психологическим действием вытеснения из сознания собственного гомоэротизма. Воинствующая гомофобия – это средство утверждения себя в своей маскулинности. Гомофобия гомо- или бисексуального человека создает модель самоненависти, способную привести к деструктивному поведению, вплоть до самоубийства. Гомофобия нередко связана с противоправными заявлениями и действиями (в том числе и со стороны видных политиков), уголовно наказуемыми деяниями, которых в России, как правило, правоохранительные органы стараются не замечать. Выделим несколько противоправных проявлений гомофобии:
1. Гомофобия с хулиганством и причинением вреда здоровью. Хулиганский мотив гомофобии основан на инстинктах агрессии и самоутверждения за счет унижения слабых. С бесправными гомосексуалами в России легко: меньше вероятность получить от них отпор, меньше вероятность заявлений в правоохранительные органы. Обычно насильственные преступления совершаются представителями низкого социо-экономического, люмпенизированного уровня, поэтому гомофобия особенно распространена среди примитивных, архаично бисексуальных уголовников, строящих свои иерархические отношения на гомосексуальном насилии.
2. Гомофобия с разбойными нападениями или грабежем. Разбойный мотив гомофобии встречается нередко среди групп так называемого «ремонта» – молодежных группировок, нападающих на обитателей «плешек». Внешний мотив – борьба с «извращенцами», но основной и очевидный – грабеж, разбой.
3. Гомофобия с противоправными заявлениями и попытками изменения законодательства. Гомофобия со стороны политиков ничем не маскируется, хотя и сопровождается противоправными заявлениями и законопроектами, так как совершенно безнаказанна; она транслируется с заседаний Государственной Думы и различных пресс-конференций на весь мир.
Внешние мотивы этих действий:
- забота о чистоте нации,
- защита ее от вырождения (вспоминается нацистская забота о расовой гигиене),
- повышение уровня рождаемости,
- утопическое стремление к искоренению преступлений на гомосексуальной почве и другие «благородные» побуждения.
Скрытые мотивы:
1) реализация личного психопатологического комплекса, основанного на собственном латентном гомоэротизме;
2) достижение конкретных политических целей (в том числе получения разрешения на нарушение неприкосновенности частной жизни, дискриминацию неугодных по признаку сексуальной ориентации), элемент политической «игры».
Настораживает закономерность: наиболее кровожадные, бесчеловечные режимы, пренебрегающие правами человека, вводили и вводят гомофобию в ранг государственной политики.
Положение гомосексуалов осложняется еще и тем, что даже треть (27%) врачей имеют негативную реакцию на гомосексуальность своих пациентов. Причем более половины этих врачей пытаются предпринимать явно противоправные действия с целью ограничения рождаемости от гомосексуально ориентированных лиц [126]. Дискриминация и сексизм в медицинской среде не редкость. Так, 4,3% врачей в США заявили о недопустимости приема в медицинские учебные заведения студентов с гомосексуальной ориентацией, 10,1% высказались о запрете на определенные виды медицинских специальностей для таких лиц [158].
В Канаде также существуют выраженные проявления дискриминации со стороны врачей по отношению к гомо- или бисексуальным пациентам и коллегам. Этот сексизм имеет эмоциональные истоки и прикрывается голословными рассуждениями о некомпетентности гомосексуальных врачей. Следовательно, образовательные меры в медицинских, да и в других вузах, должны направляться против негативного восприятия гомосексуализма, так как гомосексуализм сам по себе не связан с какими-либо социальными недугами, половыми инфекциями, сексуальной преступностью. Гомосексуализм должен восприниматься образованными людьми как явление естественное, а гомо- и бисексуалы – равноправными членами общества [87]. Но, к сожалению, до сих пор в подавляющем большинстве российских и зарубежных медицинских вузов медики не изучают общих и частных вопросов сексологии. Поэтому даже врачи – психиатры, не говоря уже об остальных, слабо подготовлены или вовсе не подготовлены к решению проблем, связанных с сексуальностью их пациентов, особенно, если эти проблемы связаны с гомосексуальностью [142].
Непонимание сексуального явления, эмоционально негативное отвержение даже попыток понять его, следование религиозным догмам и социальным стереотипам много веков приводили к участию врачей в различного рода политизированных компаниях с применением сомнительных и противоправных, с современной точки зрения, методов лечения «сексуальных отклонений». В криминологии даже было разработано направление – медицинская криминология. Медицинская криминология в свое время предлагала и реализовывала свой способ борьбы с гомосексуализмом. Так, в 1950-е года в США гомосексуалов и педофилов пытались лечить операциями на головном мозгу. Было проделано 75 операций с рассечениями межполушарных соединений и повреждениями гипоталамуса, делали и лобэктомию (разрушали кору лобных долей головного мозга, участки мозга, ответственные за интеллект и волю). Исчезала не только гомосексуальность, но и сексуальность вообще, нарушались эмоции, координация движений; человек навсегда становился калекой [177].
Взгляд на гомосексуальность как на психическую болезнь спас от казни в свое время, начиная с XVIII века, многих, но уже З. Фрейд отказывался лечить гомосексуальность, считая это явление не пороком, не деградацией и не болезнью. Он считал, что рационально прибегать к лечению гомосексуалов лишь при наличии у них эгодистонического состояния – невроза, развивающегося в результате расхождения сексуальных потребностей человека с его социальными и религиозными установками, психотравмирующей стигматизации со стороны общества (по МКБ-10 – «Эгодистоническая сексуальная ориентация»). Однако до сих пор находятся врачи и психоаналитики, берущиеся за лечение гомосексуальности. Бодрые отчеты врачей об успешном излечении гомосексуалов – обычная реклама, частично основанная на кратковременной иллюзии «пролеченных». У бисексуалов возврат к гетеросексуальности более реален, особенно при неудачных гомосексуальных опытах. Здесь многое зависит от комплекса индивидуальных обстоятельств.
Лечили и лечат гомосексуализм различными методами; в настоящее время в России уже не принудительно, а за деньги. Психотерапевтические методы начинаются с индивидуальных разъяснений, что такое «хорошо», и что такое «плохо», аналогичных воздействиях в группах, одновременно присоединяются спортивные упражнения, аутотренинг с внушением «нужных образов», занятия культуризмом, карате, танцами и пр. Многие пытались применять гипноз, затем обычно переходили к выработке психофизиологических реакций, основанных на условных рефлексах. Например, пациенту давали рвотное средство, и на пике рвоты заставляли просматривать «лечебно-диагностический» фильм с гомосексуальными сценами. Или при демонстрации этих сцен пациент получал электрический разряд, а при демонстрации гетеросексуальных сцен он положительно стимулировался. Когда-то врачи рекомендовали гомосексуалам посещение проституток. В особо «трудных» случаях прибегали к электрошоковой и инсулиношоковой терапии, разрушающих организм за несколько сеансов. Особо «заблуждающихся» совсем недавно отправляли в места лишения свободы, а еще раньше – на костер.
История и этнография показывает нам, что все относительно, во многих культурах в разные периоды истории «сексуальное меньшинство» постепенно становилось «сексуальным большинством». Нельзя знать историческое будущее, поэтому и нельзя исключить, что со временем где-то вновь утвердится бисексуальное большинство, тогда, возможно, кто-то этими методами захочет лечить и гетеросексуальность.
Имеется еще один интересный аспект проявления бисексуальности и сексизма среди малообразованных и люмпенизированных слоев населения. Так, в Центральной и Латинской Америке, в частности в Северо-Западной Мексике среди населения существуют несколько отличные от европейских и северо-американских взгляды на гомосексуализм. Так, гомосексуалом считается лишь мужчина, играющий в однополом контакте (орально- или анально-генитальном) подчиненную, пассивную роль. Активный мужчина, по этим взглядам, не может считаться гомосексуалом, так как в таком контакте он обладатель мужского (мачос) поведения [76]. Поэтому при гомосексуальном насилии насильники обычно идентифицируют себя как гетеросексуалы, презрительно отзываясь о «голубых», «опущенных», «пидорах».
Гомосексуализм существовал всегда, причем во всех цивилизациях, отрицание гомосексуализма в современном мире распространилось и утвердилось благодаря иудейско-христианским воззрениям. Социальное неодобрение и культуральное табутирование гомосексуализма негативно влияют на носителей гомосексуальности, вызывая психологическое напряжение, связанное с относительной социальной изоляцией, стигматизацией и откровенным физическим насилием со стороны гомофобов. В результате этого, страдает социальное благополучие и здоровье гомосексуальных подростков, как эмоциональное и психическое, так и физическое. В результате гомосексуальные подростки склонны к депрессии, самоубийственному и иному деструктивному поведению, имеют школьные проблемы, чаще злоупотребляют алкоголем или сильнодействующими веществами, страдают булимией или анорексией, у них чаще возникают проблемы, связанные с сексуальным или асоциальным поведением [180].
В Бразилии женщины чуть более гомофобны, чем мужчины, но преимущественно по отношению к женщинам, тогда как гомофобные мужчины одинаково плохо относятся как к женскому, так и к мужскому гомосексуализму [153]. По результатам исследований, проведенных на Аляске, женщины меньше проявляют гомофобию, чем мужчины. При этом религиозность, слепое следование христианским догмам значительно повышает предубеждения относительно гомосексуализма, проявляется гомофобией, гетеросексизмом с явными попытками преследования гомосексуалов и ущемления их прав [113]. Действительно, религиозные христианские установки способствуют гомофобии. Например, респонденты с выраженными религиозными установками более отрицательно (p < 0,01) относятся к собственным гомосексуальным родителям, чем респонденты с колеблющимися религиозными воззрениями или атеисты [133].
Религия – культуральное явление, своего рода подкультура внутри нашей большей культурной системы. Различные религии имеют различные воззрения относительно того, что составляет сексуальную этику, в то время как члены внутри специфического религиозного объединения могут также иметь различные сексуальные убеждения и методы сексуальных действий. Ортодоксальный Иудаизм, традиционные Католицизм, Протестантизм и Православие подобны в их осуждении мастурбации, гомосексуализма, добрачного и внебрачного секса, абортов. Более либеральные члены этих религий не могут допустить эти действия, но в некоторых случаях могут поддерживать их. Врачи же, вне зависимости от своих религиозных убеждений, должны вмешиваться в патологический процесс с сочувствием и состраданием к больному, независимо оттого, что его сексуальные убеждения или ориентация отличаются от их собственных. Подобным образом и представители правоохранительных органов должны действовать объективно, вне зависимости от своих религиозных воззрений, социальных и сексуальных стереотипов, субъективно понимаемых норм морали и нравственности, которые пригодны для их частной жизни, но никак не для профессиональной деятельности.
Юдофобия, ксенофобия, гомофобия присущи не правовым авторитарным, тоталитарным и кровожадным режимам, для которых всегда нужен образ врага (внешнего и внутреннего). «Бей жидов, спасай Россию!», «Смерть пидерам!», «Убей чечена!» – лозунги на заборах в России однотипны. Существующие в РФ законы не обеспечивают равноправие гомосексуалов, не защищают их от дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Например, ст. 136 УК РФ – «Нарушение равенства прав и свобод человека и граждана» не содержит в своей диспозиции такого дискриминационного признака, а расширительному толкованию она не подлежит. Во многих европейских государствах иное положение вещей. Так, в Нидерландах декриминализация добровольных гомосексуальных отношений произошла в 1971 г., а в 1983 г. там законодательно, со стороны Конституции была гарантирована защита прав гомосексуалов и, соответственно, запрещена всякая дискриминация по признаку сексуальной ориентации [168, 186]. Одновременно была продумана и система социальной помощи гомосексуалам через сеть специальных консультационных бюро [179].
Процесс гомосексуализации очень индивидуален, нередко проявляется уже в детстве. Степень психоэмоционального напряжения или даже невроза зависит от степени интеграции человека в социальную жизнь, от поддержки, оказываемой ему друзьями, семьей, товарищами по работе, общественными организациями. К сожалению, не смотря на большее принятие гомосексуализма в современном обществе, чем ранее, раскрытие гомосексуальной ориентации и сегодня угрожает индивидууму потерей многих важных аспектов его жизни.
12. Слэнг гомосексуалов
Гомосексуальная субкультура в России существует внутри нашего общества, к сожалению, полу-уголовного общества, поэтому многие выражения гомосексуалов созвучны с обиходной лагерной лексикой, но есть и существенные отличия. Лагерные выражения зачастую употребляются с грубым и оскорбительным оттенком, эстетически негативны. Гомосексуальная лексика более иронична и шутлива. Одни и те же слова в уголовном и гомосексуальном лексиконах могут не совпадать по смыслу, обозначая совсем другое. Большинство лексических единиц гомосексуального жаргона является переосмыслением литературных, разговорных и жаргонизированных слов [22]. В образовании гомосексуальной лексики используется метафоризация, выражения из официально-пропагандистской, военной или исторической сферы, звуковое искажение определенных географических мест, заимствования кличек и имен из сказок, произведений искусств, богемной среды, кроме того, используются разговорные просторечия, бранная лексика и производные от обозначений половых органов или действий. В словообразовании широко используются суффиксы и интержаргонизмы. Выражения обычно метафорично и ассоциативно выражают суть места, действий, характера или внешности партнера.
Примеры:
Бабушка – состарившийся обитатель «плешки», который много знает, иногда выполняет функции сводника.
Папочка, папашка – богатый, немолодой партнер подростка или юноши.
Выйти замуж – гомосексуальный дебют или образование гомосексуальной пары.
Девка, козочка и т.п. – пассивный гомосексуал.
Бык, кобель – активный гомосексуал.
Комендантша, вахтерша – завсегдатай «плешки» или других мест встречи гомосексуалов.
Перестрелка – знакомство.
Ремонт – физическая расправа над гомосексуалами со стороны группы хулиганствующих гомофобов, обычно на «плешках», вечеринках.
Ткачиха-многостаночница – парень, часто меняющий половых партнеров.
Двухстволка – бисексуал.
Александровский задик – Александровский сад.
Катькин сад – сквер у памятника Екатерины Великой.
Сторублевка – «плешка» у Большого театра.
Минетный дворик – Гостиный двор в СПб.
Марья Искусница – очень хороший любовник.
Алена Прекрасная – красивый юноша.
И так далее.