Интервью с Витусом Кранихом
"Я не стыжусь своей жизни "
(интервью с Витусом Кранихом)
Когда читаешь библиотеку встречаются произведения кроторые задевают за живое. На которых останавливаешься, к которым возвращаешься. У каждого оно свое. Для меня им стала повесть "Чужая история" Витуса Краниха. Именно "история" заставила меня повнимательнее почитать его другие публикации. А читая - меня очень заинтересовал автор. И я не ошибся. Это человек необычной судьбы. Я скажу даже, особенной для российского гея его поколения. И очень прогрессивных взглядов - с которыми я во многом согласен.
Витус согласилься дать небольшое интервью, которое переросло в весьма обстоятельную бесседу.
Итак, представляю вам автора художественных и публицистических произведений - Витуса Краниха.
Если можно расскажите о себе. Конечно то, что можно. Ведь читая произведения мы можем только догадываться о том - каков автор)
Мне «посчастливилось» родиться в 60-е годы и в полной мере испробовать прелести окончательно-победившего социализма. До сих пор дрожь берет, когда вспоминаю школьные линейки с распеванием хором «Широка страна моя родная», с обязательным гимном СССР утром в 7.00 по радио и «Утро красит...» перед новостями.
Свою гомосексуальность я осознал рано. Разумеется про секс я еще и понятия не имел, когда влюбился в первый раз без памяти в пацана, чуть старше меня. Это было в первом класссе. Потом, лет в десять, понял что свои чувства показывать нельзя, потому что «стыдно», «неправильно»... ведь не к пионерскому галстуку мой взгляд прилипал.
К счастью у меня не было конфликта со своей сексуальностью, я хоть и тайком, но понимал свое влечение и принимал таким, какое есть. Информации не было, самому разобраться в деталях было трудно, но хотелось жизни, нормальной человеческой жизни. Это может показаться смешным, но в то время я не увязывал в сознании свое страстное желание ласкать мужское тело с «обычным сексом». Я долго наивно верил вколоченной общественной модели поведения, где по определению для секса нужна была женщина.
Я и искал, долго и довольно активно, до тех пор пока не встретил своего первого партнера, в объятия к которому бросился без оглядки, только потому, что он был гей.
Собственно, все это уже написано в «Чужой истории», там я даже имени своего не стал менять – зачем? Я не стыжусь своей жизни.Значит, «Чужая история» - это не авторская фантазия?
Чужая история – это реальная история из моей жизни, которую я должен был записать, чтобы разобраться самому, чтобы дать понять другим насколько опасно скрывать свои чувства и отказываться от своей природы, чтобы, может быть, новые поколения геев России могли понять прежних нас и не делать похожих ошибок...
Мне кажется молодёжь вас запишет в анахронисты… ))
Да, я знаю, что каждое новое поколение считает себя совершенно иным, более свободным и раскрепощенным, более продвинутым и просвещенным, но я знаю и то, о чем молодые догадаются позже – человек, по своей психологической конструкции, остается неизменным, он получает новую информацию, но не новые возможности решения личностных проблем. И психологические проблемы остаются такими же, как и в античные времена или времена Крестовых походов.
Однажды был совершенно потрясен дневниками Пушкина, когда его в Кишиневской (или Одесской?) ссылке губернатор на «морковку» в поля отправил, а Александр Сергеевич обижается – смех и грех, я так же обижался и негодовал, когда нас, студентов, гоняли на картошку (конечно же Пушкин морковь не дергал, он был контролирующим чиновником назначен).
Тут еще надо бы добавить, что на наши личностные проблемы очень сильно влияет окружение. К сожалению, мне не кажется, что гражданское общество России достаточно изменило свое отношение к геям. Уголовного преследования нет, гей-сообщество легализовано, но мир не стал от того разноцветным – пещерная ксенофобия, ненависть, дикая злоба тупоголовых, которые жаждут убивать – это тоже Россия. Поэтому проблемы моего поколения еще долго будут оставаться известными для последующих поколений геев, особенно вдалеке от столичной жизни.
Вернёмся к вашей жизни - любовь, вынужденное сокрытие своей гомосексуальности, сексуальная близость, что было дальше?
После Армии я снова поступил в мед.институт. Была веселая вольная жизнь, были первые «литературные» опыты, даже пьесу написал - пародию на «суд над Фрейдом», таковые устраивали у нас ежегодно на кафедре физиологии по традициям сталинского еще времени, но перестройка еще не грянула и пьеска осталось только для чтения знакомым; был очень интересный театральный опыт в институтском студенческом театре с репетициями до поздней ночи и гастролями по деревням; был опыт организации собственного театра, который закончился грандиозным пожаром актового зала и последующей перманентной угрозой отчисления; было удивительное знакомство с поэтом В.С.Еращенко, прекрасным человеком, философом и пьяницей; было много новых знакомых и друзей, было много мелких трагедий, разочарований, была чудовищная в своей предопределенности неспешная смерть школьного друга, было много чего... Не было только любви.
Тот, кого любил - исчез вдруг, и, как оказалось, навсегда. А я продолжал любить, наивно, романтически, глупо...
Прятать чувства от чужих глаз научился рано, а потом еще и опасливость прибавилась (по слухам, впрочем не подтвержденным, моего первого любовника таки посадили). Внешность и манера поведения не выдавали моей гомосексуальности. Я был хорошо законспирирован, можно сказать - наглухо, как в консервной банке, и оставался поэтому всегда один. Даже те, кого я определял как возможных геев (локатор работал всегда перфект) сторонились и как-будто побаивались меня. Это сейчас я, оглядываясь назад, удивляюсь своей и их осторожности, в конце-концов все с кем я водил знакомство, открылись как геи или би, но это произошло ой как не сразу. А мои скромные (действительно очень скромные, надо было наглее быть) попытки перевести знакомства с интеллектуального уровня на физический, или хотя бы ближе к таковому успеха не имели...
Одиночество в молодости легче переносится, когда надежда есть на перемены, когда цель какая-то впереди...
Почти сразу после гос. экзаменов, я остался один. Мама умерла. Отец через пару месяцев женился и уехал к новой жене. У сестры была уже семья, дети и надежда скоро уехать из СССР. А я должен был жить дальше. Как-нибудь...
Решение жениться на женщине не было простым. Боялся конечно же своей сексуальной несостоятельности. Я осознавал себя как 100% гея. Не бисексуала, а именно гомосексуала без вариантов. О том, чтобы открыто объявить себя геем перед свадьбой не могло и речи быть – я знал общество, в котором жил. Возможностей было не много: оставаться одиноким изгоем или играть роль гетеросексуального мужчины.
Сейчас, возвращаясь к тому времени, понимаю, что если бы кто-то из моих прежних знакомых наглухо-законсервированных-геев хотя бы улыбнулся мне приветливо, один шаг навстречу сделал, я не решился бы никогда на такой чудовищный эксперимент, а стал бы «рыть» в другом направлении.
Но случилось так, как случилось. Я стал женатым мужчиной.
Не надо обладать богатым воображением, чтобы понимать, что без проблем не обошлось…
Да, сексуальные проблемы начались сразу. Об этом можно диссертацию написать – принудительный гетеро секс для гея: проблемы психологической адаптации, механизмы реализации сексуальных влечений, динамика личностных изменений, угасание сексуального влечения и т.д.
Самое стыдное, что я прекрасно понимал, что буду вынужден лгать и притворяться, понимал, что жена моя ничуть не виновата. Ко всем моим проблемам присовокупилось и чувство вины перед ней, и чувство ошибки в самом себе. Очень непросто было. Одно успокаивало – мы никогда не любили друг-друга, знали и спокойно говорили об этом. Мы «притерлись» и оставались в таком состоянии. Я не знал, на сколько меня хватит, но надеялся лет на пять, хотя бы.
Кроме нарисованной воображением картины «семейной жизни» с друзьями за праздничным столом и мифическим «признанием» среди коллег, было еще один очень сильный побудительный мотив к этому вполне безумному поступку. Я хотел быть отцом.
(О! Я тоже постоянно об этом думаю, это где-то на уровне инстинктов… )
Про инстинкт материнства женщин много уже писано, этот феномен принимается априори как заложенный от природы в целях продолжения рода. Но и у меня было чувство сродни материнскому инстинкту, оно было во мне всегда прежде и остается сейчас. Можно назвать его отцовским инстинктом. И это было постоянно давящее изнутри необратимое стремление – быть отцом.
Я был бесконечно счастлив один раз в жизни – когда родился мой сын.
А через полгода жена пошла на аборт, а потом еще и еще. Наверное она поняла, что я не любил её, но только её возможность рожать.
Надо бы уточнить, что при всех собственных проблемах, я всегда ставил её потребности в сексуальном удовольствии выше своих - чувство вины не отпускало никогда. Я руководствовался принципом, что если уж мне не дано, так хоть она удовольствие получит. И она получала регулярно. Каких-то изобретений в технике секса я не делал, основная сложность была в моей голове. Вот здесь-то и приходилось быть изобретательным.
Между прочими сложностями, та схема, которую я для себя утвердил и которая позволяла мне изображать из себя гетеросексуала, исключала малейшую возможность «пойти налево» - я понимал, что обратно, к своим, даже и суррагатным, гетероотношениям вернуться не смогу.
Я долго не мог избавиться от чувства ошибки в самом себе, не мог найти доказательства своей нормальности, и это страшно угнетало. Я принимал собственную гомосексуальность, как вненормальное явление, с которым я вынужден жить. И это ВЫНУЖДЕН было хуже всего, потому что я стремился к гетеро «норме», а свою природу подавлял.
В 35 лет я справился с поставленной задачей – задавил, изуродовал, поимел первый инфаркт и стал импотентом.
К счастью я вовремя остановился в своих экспериментах над собой. Импотенция имела не органный характер, а психологический. Поэтому еще через несколько лет очень непростой работы над собой, но уже в обратном направлении, мне почти удалось вернуться к своей нормальной сексуальной активности.
Этот брак не был стандартным изначально, всегда было очень непросто. Может быть, если найдется время и не погаснет желание я напишу об этом своем печальном опыте жизни. Не думаю, что такой брак был уникальным, тогда, в советские времена, многие геи женились на женщинах, но никогда никто не пытался вникнуть в детали такой жизни, хотя это и была реальная жизнь реального гея с реальными проблемами в гомофобном обществе.
Мы прожили вместе дольше, чем я расчитывал изначально. А когда к власти в России пришёл Путин и компания, и я понял, что надо-уезжать-потом-поздно-будет, то уже не мог оставить семью, появилась цель – увезти сына. Конфликты разумеется случались как и у всех, но пожалуй перед реальным разводом мы стояли лишь раз, за пол-года до отъезда, когда я прямо спросил о её желании дальше жить вместе (общего секса уже не было). Но жена выбрала прагматичное «оставить как есть». Эмиграция это сложный процесс, она была права. Надо было оставаться вместе и не только для себя, но и для сына.
Наш отъезд был больше похож на бегство, но мы успели, как говорят «в последний вагон уходящего поезда». В Германию мы приехали без языка, без опыта и без денег.
Сейчас с женой мы живем, разумеется, раздельно. У каждого своя жизнь. Но, что называется, дружим семьями. Она родила от любимого человека еще одного сына. Мальчик называет меня «папа» и носит мою фамилию, чему я нисколько не возражаю.
Наш старший сын Святослав был первым в семье, с кем я говорил о своей гомосексуальности. Поверте, что открываться сыну ничуть не легче и не проще, чем родителям. Жена тоже знает, и всё еще не хочет это спокойно принимать (хотя наверное какой-то элемент игры в этом тоже есть – проще оставаться в позиции жертвы обмана, нежели открывать и свои «маленькие женские хитрости», дурой-то она никогда не была).
Я живу, как открытый гей и не скрываю этого ни от коллег, ни от соседей.
Теперь вы в Германии. Как вы можите оценить отношение к геям там? Если ли гомофобия на бытовом уровне или нет.
Германия очень неоднородна. Я живу на Западе, история цивилизиции которого начинается еще до рождества Христова, приходом римских легионов. Это бывшая римская провинция во многом и стала культурным основанием современного общества Германии. Наверное поэтому именно здесь и толерантность к геям – не просто слова. На востоке, в Берлине, геи – все еще повод для шоу, там и парады иначе проходят, со скандалами, с вызовом консервативному обществу. Здесь не так. Кёльн – действительно голубая столица Германии. Геи здесь не делают из своей жизни шоу, они просто живут. Даже нынешний министр иностранных дел Вестервелле регистрировал свой гей-брак в Кёльне, не в Берлине.
Отношение к нам вполне толерантное. Обратил даже внимание, что геи и при случайных разговорах на улице с незнакомыми заявляют себя, чтобы избежать непонимания, да и гомофобных выпадов тоже.
Хвалёная немецкая толерантность, порой представляется, что там все немцы, завидев гея сгибаются в глубоком поклоне… )))
Разумеется такого нет. Витя Бревис правильно заметил Сергееву, что здесь толерантность спущена сверху. Если я заявил громко всем, что я гей, то на всякое оскорбление, на всякий грязный намек и даже на подозрение в дискриминации имею право обратиться в полицию и суд за защитой. Закон действует. Разумеется, пользоваться этим «инструментом» тоже надо уметь, не все просто и однозначно, но уж если «не зьим, то покусаю!» - мало не покажется.
Поэтому и я поступаю так же – главное быстренько логический повод найти и вставить: «я гей». А потом просто наблюдать, как открытый уже было рот с готовой репликой, медленно закрывается... а глазки бегают... И уже не мне стыдно-глупо-неудобно, а тому, кто гадость хотел сказать. И часто ведь даже не закона боятся, а просто не хотят ранить, обидеть ни за что.
Интересно было сравнить степень толерантности ко мне как к русскому, и ко мне же, как к гею. Там где сейчас живу, хозяка дома живет на первом этаже и контролирует кадый вход-выход, вдох-выдох всех жильцов. С момента вселения я только тем и был занят после работы, что ее претензии выслушивал – это не так, то не этак, по всякой мелочи.
Но как-то раз у меня остался ночевать друг и мы вели себя наверное не очень тихо. Утром, когда я его провожал, хозяйка выскочила перед нами на лестничную площадку с выпученными глазами и с возмущенным: «Вы тут вчера... Весь дом слушал!..» Она наверное ожидала увидеть мое смущение, страх разоблачения, «уесть хотела русака», может потом еще и стыдила бы громко, перед всеми соседями...
Но я представил как она, «старая немецкая шпиёнка» сгорбившись у моей двери, прижимается ухом к замочной скважине. А потом еще и вспомнил, что же ИМЕННО она слушала!!!! - и не смог удержаться – засмеялся, раскатился хохотом самым неуважительным образом. Хозяйка дернулась, фыркнула возмущенно и убежала в квартиру.
Вот с тех пор мы с ней добрыми друзьями стали - она теперь МЕНЯ лечит от всех СВОИХ болячек! (такую степень доверия не так-то просто заслужить).
Как ни странно, но оказалось что, ей легче принять меня в человеческом плане как открытого гея, нежели как «незамаскированного русского».
Так что же, в Германии совсем нет гомофобии?!
Гомофобия тоже есть – куда же она денется, просто её стараются не показывать открыто. А исподтишка могут и нагадить, и очень даже больно нагадить. Уровень своей открытости приходится постоянно контролировать – среди футбольных фанов орущих в пивном угаре, я не стал бы декларировать свое гейство. Даже и увидев среди них реальных геев – толпа имеет свои особенности восприятия.
В маленьких общинах (в поселках, если на русский лад сказать) тоже свои законы двойной морали – то, что общиной принимается спокойно как происходящее «где-то там, в другом городе», дома остается под запретом. Например все будут знать и перешёптываться, что парень гей и мотается в город оттянутся, но если он начнет о себе открыто говорить – могут и просто из дома выставить. Потому здесь и среди немецев полно скрытых геев. Очень много би, которые не хотят потерять семью, но стремятся и к гей-сексу, прячутся и бегают на сторону за хоть какой-то разрядкой (благо есть куда).
Почему Германия? Почему лично вы выбрали Германию?
Эмиграция моей семьи не была связана с первоначальным выбором страны «где будет получше». Было понимание, что потом будет поздно – пора бежать. Для меня это было именно бегство – от очередного инфакта, от ползучей коррупции и подлости, от страха за жизнь ребенка, от кризиса отношений с женой, от понимания собственной бесполезности в судьбе сына, от невозможности уберечь его от насилия и унижений, которые будут уродовать его душу, формировать из него подлеца, удобного для власти. Не хотел, чтобы его сознательная жизнь начиналась в жесткой системе принуждения к исполнению чужой воли – без права выбирать.
Когда такое понимание пришло, последовал рациональный отбор возможных вариантов – куда? Германия требовала не слишком много и предоставляла существенную социальную поддержку с первого дня. Были и другие варианты, но немецкий - оказался наиболее реализуемым.
К сожалению в 2005 году эмиграционное законодательство Германии существенно изменилось и тех возможностей, которые были прежде, сейчас уже нет.
Как вы оцениваете положение геев в России и как относитесь к "борьбе за права"?
Положение геев в России, всех не-только-гетеросексуалов и не-гетеросексуалов я нахожу катастрофичным.
ЛГБТ – сообщество (мне нравится такое широкоохватное название всех нестандартных людей) во все времена и везде было первой и «естественной жертвой» общественного остракизма, но степень преследования геев всегда соотносилась с либеральностью верховной власти в стране.
Чем более граждане свободны в своем выборе власти, тем толерантнее они к геям. И это – закон. Такой же закон, как и законы физики или математики...
Принимаемые сейчас в России региональные административные законы, направленные на ограничение правдивой информации о ЛГБТ, свидетельствуют о диктаторском режиме правления в России (ну, это не новость!) и имеют наверняка пока еще скрытую от граждан цель.
Не хочется думать о плохом, но зная коммунистические (читай - гебешные) методы идеологической подготовки политических событий в стране, боюсь что не ошибусь с прогнозом – последует дальнейшее ужесточение законодательства, не дай Бог, и уголовного тоже.
Компания, которая сейчас правит Россией, давно уже опирается в том числе и на полу-нацистские внепартийные формирования с вполне ясной идеологической линией. Не только опирается, но и сама формирует таковые. А для своих карманных нацистиков власть должна соответствовать, иначе они биться за нее не станут.
Но не одни же Путинисты в России против ЛГБТ выступают?
Есть и еще одна сила в России, которая ласкается с нынешней властью и пухлой рукой направляет её к жесткой гомофобии – РПЦ. Продажные патриархи давно не думают о духовном, но заботятся только о земном благе для себя. Трудно сказать, кто кого сейчас больше использует в своих интересах – гэбэшники попов, или попы гэбэшников, но в любом случае – они между собой договорятся.
А хреново будет простым людям, когда с них очередную шкуру будут снимать. И среди всех граждан хреновее всех придется крайним – ЛГБТ. Страшно представить тупоголовых нацистских ублюдков на страже «закона и порядка», например в полицейский форме. На страже ИХ порядка и ИХ закона. Да разве законы в России защищали когда права граждан?
Поэтому считаю борьбу ЛГБТ за свои права и оправданной и необходимой. После шага вперед – отмены уголовного преследования геев в ельцинские времена, Путин и компания тащат страну опять в 19 век. Этого нельзя допускать, надо бороться.
Разумеется нельзя отделять проблемы признания прав ЛГБТ в обществе от проблем всего общества в целом. Борьба за свои права не может оставаться вне борьбы общества за общие демократические свободы, поэтому я себе другого и представить не могу, кроме как участия в широком демократическом движении России против диктатуры Путина и компании. Только через установления демократических принципов общественной организации возможно признание и свободное существование ЛГБТ-сообщества в России
(О! Чуешь, Илья, какая волна поперла! Да это жешь АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ!)
(Именно! )))
Пока только Яблоко имеет ЛГБТ-«отделение». Чтож, значит нам тоже с Яблоком по пути. Когда и другие демократически ориентированные партии дойдут до понимания важности нашего признания, то и у нас появится более широкая возможность выбирать.
Как вы оцениваете деятельность ЛГБТ организаций в России?
Те ЛГБТ-организации, которые имеются сейчас в Москве и Питере, так называемая «Сеть», которую строит Кочетков в регионах, имеют, по моему, несколько иное назначение, чем политическая борьба с тоталитарным режимом. Это организации призванные помочь в преодолении повседневных проблем гомофобного общества. Как и в Европе они предоставляют (или должны бы предоставлять) информационную, медицинскую, психологическую и юридическую поддержку всем обратившимся ЛГБТ. Попытки же Алексеева или Кочеткова заниматься политикой частным образом не кажутся мне убедительными. Хотя иногда их действия оправданы, но и тем более горько видеть, как недостижим для них успех без организованной демократической поддержки.
...а сами, участвовали в каких либо акциях?
Мое личное участи за права ЛГБТ в России очень невелико. Я полагаю правильным делать то, что умеешь, то что действительно может как-то повлиять на ситуацию. И ничего более умного не нашёл, как писать – кажется у мня это получается. Я нашел себе развлечение в дискуссиях с гомофобами на Прозе.
Не знаю насколько это важно – разъяснять природу гомосексуализма и затыкать рты демагогам на НЕГЕЕВСКОМ ресурсе. Может быть кому-то мои реплики помогут понять, что гомики не исчадия ада, а плоть о плоти своих родителей, что нет и никогда не будет «угрозы вовлечения в гомосексуализм» через пропаганду, что гомосексуальность – такая же природная норма как и гетеро.
Думаю, в этом есть смысл. Ведь статьи гомофобов читают и те, кто еще боится себе признаться, что интерес его к теме не случаен: те самые латентные би- и гомосексуалы. Читают и родители, дети которых не могут объяснить, что с ними происходит и доказать свое право быть собой. Хочется верить, что я кому-то помогаю сформировать правильную точку зрения и уметь аргументированно отбиваться от гомофобов.
К этой же цели было направлено и разоблачение демагогии «Законов о запрете пропаганды...» и коментариев к ним данным Коституционным Судом России в статье «Гомофобия как защита российской нравственности» - это действительно позор Российского законодательства - этак неуклюже под власть стелиться, перевирая основные права человека в угоду очередного сатрапа. Средневековье мертвым туманом опускается над Россией - жуть и упыри.
Когда в декабре в Москве колыхнулась волна протеста против лживой власти, я тоже поверил в возможности перемен в России. Всегда хочется верить в лучшее.
Неужто полагаете, что митинги способны что-то изменить?
Ясно, что в один день даже и миллионные митинги не перевернут ситуацию в стране, но каждый шаг в сторону свободы важен. Поэтому когда на Facebook появился призыв к митингу 10 декабря в Кёльне, я откликнулся сразу. И очень переживал, понимая, что малым количеством участников, такой митинг в поддержку московских протестов вызовет только улыбку среди немецких политиков. Я хотел реально помочь и придумал разослать приглашения всем русскоязычным геям нашей земли на всех доступных мне немецких и русских сайтах знакомств. Получилось больше 300 запросов только на немецких. Конечно, среди адресатов было много украинских и белорусских граждан, не интересующихся русскими выборами. Были и те, кто промолчал или ответил чисто по-русски – нах.. Но были и те, кто отвечал согласием. Было и около 20 ответов от геев, которые были огорчены невозможностью прийти из-за того, что в тот же время в другом районе Кёльна было запланировано шествие нео-нацистов, и они зарание согласовали свое участие в протестном антишествии.
Митинг состоялся, я видел в толпе и геев тоже, и был рад, что тоже поучаствовал таким необычным способом. Конечно, это была частная инициатива, которая могла бы стать более весомой, если бы я имел уже контакты с организованными группами, но и мы внесли свою лепту.
О волне протеста во всем мире говорили все информационные агенства. Никто в мире теперь не сможет сказать, что он не осведомлен о лживых выбрах в России. Это реальное влияние на политику
Вы бы хотели семейной жизни с парнем? И каким бы вы хотели его видеть?
Да, не возражал бы и против семейной, если не просто вдвоем (ведь семья – это еще и дети).
Каким должен быть мой партнер внешне - я не знаю, вернее так: я часто ошибаюсь в своих ожиданиях. То, что кажется мне наружно привлекательно, редко прямо соответствует требованию моего внутреннего я. Поэтому лучше сразу интуичить с закрытыми глазами.
Иногда получается найти друга, но ведь с возрастом не только опыт растет, растут и требования, и не только у меня, черт бы их всех побрал!
(требования, разумеется :-) )
Вы пишите "если не просто вдвоем" То есть вы считаете что у гей-пары обязательно должны быть дети?
Гей-пара только тогда станет, будет называться «семьей», когда будет жить с детьми. А до того она, пара, будет оставаться именно «гей-парой».
Но это касается только определений.
Обязаны или не обязаны геи иметь детей – вообще нет такого вопроса. Дело желания и возможностей.
. А что вы думаете о разновозрастных отношениях?
Думаю, что это нормально, когда партнеры имеют разный возраст. Ни 5, ни 10, ни 20 лет разницы не может и не должно быть пределом в формировании отношений.
Я слышал и такое, что оптимальный разброс колеблется в пределах 8-12 лет возрастной разницы при образовании устойчивых союзов. Не знаю, насколько верны эти данные. Но исключения всегда есть и даже перед глазами – в гей-группе «по интересам», где я бываю, есть одна пара. Старшему уже за 60, а младший только к сорока подбирается (в 25 лет фраза «подбирается к сорока», наверное звучит как смертный приговор?)
И живут, наверное неплохо живут, если я их уже второй год вместе вижу? Сам я не спрашивал. Считаю бестактным лезть с вопросами в частную жизнь.
Кстати, то что я называю созданием устойчивого союза никак не связано с предполагаемой выгодой для одного или для обоих партнеров.
Вариант, когда один «дарит» другому своё молодое тело «взамен» денежных знаков внимания, подарков, прописки, социального статуса, «опыта набраться», еще чего-нибудь этакого, я полагаю чистой воды бизнесом, или проституцией, как угодно можно назвать. Гей-отношения могут быть только равноправными и бескорыстными, тогда они смогут развиться в брак (кажется должен признать, что остался несправимым романтиком).
Как рождаются произведения? Что нужно что бы вы вдруг сели и стали писать?
Тема должна меня взволновать, сильно взволновать. Тогда пишется, тогда думается, и невозможно уйти от мыслей, невозможно уснуть. Тогда другого не остается, как только встать, включить комп и писать, пока сил хватает.
Полагаю, что так у всех должно быть. Может только профессиональные писатели (журналисты или очень давно пишущие члены всяких союзов) могут писать на безразличные им темы.
А я конечно любитель, поэтому бываю всегда и неподдельно взволнован. Мой первый рассказ выставленный в Интернете был не «пробой пера», а попыткой освободить свою память от переживания, поделиться своей реальной болью, разделить боль с читателями. Даже и сочувствия никакого не нужно было. Просто выплеснуть из себя, чтобы сгладить. И помогло...
А потом - понеслась! Времени было достаточно. Я как самый настоящий графоман, нашёл блестящее обоснование своей «литературной целеустремленности» – чтоб другим помогало, на моих ошибках пусть учатся; поджимала еще и боязнь не успеть все записать (а вдруг опять инфаркт, вдруг помру?)
Да и Витя Бревис подзудил – мол у тебя есть, что самому писать, что ты меня теребишь (мы знакомы с ним непосредственно и именно по литературному поводу – помню как меня встряхнуло, когда я впервые его рассказы читал. Он очень интересный человек и очень тонкий писатель, как бы он там не маскировался за своими текстами).
А мне и в самом деле всегда было о чем писать, сдерживало только то, что главной темой для меня всегда была гомосексуальность, о чем говорить открыто не хотел, или вернее сказать - боялся.
Теперь уже не боюсь и темы, меня волнующие, приходят одна за другой, не дают остановиться. Но мне это даже нравиться. Жаль сейчас во времени ограничен, а так бы сидел целыми днями и ночами, писал бы...
Вы писали о дамах в гей литературе. Как вы думаете что заставляет девушек писать о геях от лица геев? О лесби они не пишут...
Наверное я мог бы порассуждать, что привлекает мужчину чувствовать себя женщиной, но и тут наверняка соврал бы.
Я скроен по «мужскому типу» и влюбляюсь в таких же, пацанов. Поэтому даже представить себе не могу чувства женщины, ощущающей себя парнем-геем или стремящейся к этому. Это вне моих возможностей. Фантазировать конечно можно всяко-разно, но сказать честно, то обоснование, которое я сам из себя вымучивал во «Всю правду о мальчиках...», меня не убедило. Уж очень все это поверхностно. Наверняка есть глубокие скрытые или может даже от себя скрываемые чувства, связанные с нереализованными сексуальными фантазиями, которые заставляют женщин писать.
Я вспоминаю свой первый рассказ написанный тайно в ранней юности – это был эротический рассказ с такими ньюансами, котрые много бы сказали сегодня моему психологу... ну да я сам себя пользую, разобрался уже, что к чему.
Витус, какой вы видите литературу о геях сейчас.. Какие сложности, что нового и хорошего?
Литература развивается параллельно развитию общества. От степени свободы общественных отношений, от степени правовых свобод зависит и литература.
Это такие банальные вещи, что и говорить неудобно... но когда гражданское развитие останавливается, когда идеология нетерпимости насаждается властью в обществе через пропаганду и демагогию, как в нацистско-коммунистические времена 20 века, тогда и литература замирает в своем развитии, и хорошо, если совсем не умирает стараниями авторов, которые пишут «в стол».
Что сейчас интересно – появление интернет-литературы вообще и самой гей-литературы как таковой. Наверное самиздатовский опыт СССР сказался на той стремительности, с какой распространилась эта небывалая особенность русского интернета: литературно оформлять свою точку зрения и немедленно открывать для всех. Конечно – это замена отсутствующей в обществе возможности реального выражения своего мнения. Точно так же и гей-произведения оказались представлены на просторах Рунета.
Ведь ясно, что в толстых журналах, в солидных издательствах никто и не станет с гей-автором разговаривать. Для признания в России гей-автору наверное сначала надо бы получить какую-нибудь иностранную литературную премию, издаться на иностранном языке, а потом перевести свое произведение обратно на русский язык и предложить к изданию в России, может и издадут... Но скорее всего не станут - сейчас опасно, в пропаганде обвинят и штрафами завалят.
Из того вороха литературных опусов на гей-тему, что я читал, могу выделить только единицы, интернет дал такой толчок к банальной писанине ни о чём, что порой страшно становится.
Пока есть, так как есть. Интернет дает свободу выражения мнений, свободу слова – уже это хорошо. Но есть и оборотная сторона такой свободы – отсутствие профессиональной редакторской обработки текстов. То, что веками нарабатывалось и использовалось для культивирования высокого литературного стандарта во всем мире, для гей-литературы в России недоступно из-за общественной нетерпимости.
Бесконтрольное самиздатовское развитие не означает, что всё напечатанное плохо, совсем нет. Это означает, что геевская литература будет расти без опеки редакторов, что она будет сама продираться через все свои «детские» и «взрослые» болезни, она будет сама через «естественный отбор» добиваться признания у читателей и только потом получит свое «бумажное» воплощение. Я думаю, что такая оторванность от влияния литературных профессионалов, не испортит конечный результат – гей-литература состоится в России, как особое направление, но позже, чем это могло бы быть при поддержке общества.
Сегодняшние слэш и яой-экзерсисы мне кажутся тоже из одного ряда с болезнями роста. Согласитесь, что даже минимальная редакторская правка отсекла бы от публикации половину слэш-творчества. Но редакторов нет. А воспитать в себе «внутреннего редактора» очень непросто. Это от личных каких-то способностей и возможностей зависит. Я сам никогда не знаю, хорошо или плохо я пишу, у меня не развита способность оценить свой текст «со стороны», я даже грамматические ошибки свои не вижу, потому что не слова читаю, а воспринимаю сразу уже образы.
Вообще литература, как феномен культуры, это очень тонкая, почти эфемерная на первый взгляд материя, которая на самом деле несёт в себе информационный потенциал невероятной плотности и тяжести. Конечно, это мое частное мнение, но качественный литературный текст в 2000 знаков (одна страница), информационно порой гораздо весомее, чем десяток интернет-порталов со схожей темой. Ведь он уже очищен от лишнего, там нет «спама», чистая предметная информация заведенная в степень эмоционального воздействия, дающая повод для размышлений, для строительства ассоциаций и аллюзий, «включающая» голову на дальнейшую работу с побудительным импульсом такой силы, что читательские мозги закипают и плавятся... Так должно бы быть в идеале.
В завершении нашего разговора, последний вопрос, есть ли нечто главное в литературном творчествеи и для гей-литературы в частности, каковы ваши ожидания как автора гей-литературы?
Конечно же главное в литературном творчестве – личность автора, его литературные «возможности», способность написать так, чтоб у читателя мозги «кипели». А для гей-литературы еще и важно, чтоб автор подлинный геевский опыт жизни имел, сам геем или би был, чтобы не лгать в чувствах. Ведь читатели ложь чувствуют. Иногда не сразу, но если ложь в тексте есть, то какое-то чувство неудовольствия, чувство ошибки после чтения остается. Я по себе знаю, когда на первой эмоциональной волне готов расцеловать автора от восторга, а на следующий день мысли сами возвращаются к тексту и «выковыривают» то одно, то другое... и скоро уже понимаю, что был обманут в своих самых лучших и искренних чувствах (вот не знаю, можно ли сочуствие и сострадание к «лучшим» чувствам отнести?)
Но это все преходяще. Главное уже есть – возможность быть прочитанным для гей-авторов, их признание, даже среди не очень широкого круга читателей, но это реальная возможность. И появляются новые имена, появляются новые произведения, с каждым разом всё лучшие и лучшие, с каждым разом все правдивее и правдивее (ведь никакая фантазия не сможет быть фантастичнее самой жизни, чего уж там...)
Конечно не сразу, но и гей-дамы тоже поймут, что литература, это не только выплеснуть свои авторские эмоции и эротические фантазии – это обмен опытом жизни, литература – это серьезно.
И какая радость бывает, когда вдруг находишь что-то новое для себя, значение не имеет – когда написано, значение имеет автор, новый язык, новый опыт – это завораживает.
Нейман с его почти бездонным «Ведьминым прудом», его ночная лавочка у старой Тахана-Мерказит, медлительно выплывающая на утреннее шоссе пыльная жара с тошнотой и болью пополам – это так ощутимо... Жестко реалистичный Александрович и «GOLGOFA N 20 один» Кончаловского с пронзительно эмоциональным миром галлюцинаций; добрый волшебник Ромин и Аляскинское «Про командира Петров» - еще одна сказка Шехерезады, поэма в прозе, даже если и не твое это в смысле сексуальных предпочтений, но завораживает текст.
Очень хотелось бы всегда читать произведения высокого уровня. Поэтому-то и жду с таким нетерпением от авторов нового. И не только я один такой, все читающие и тусующиеся на гей-литературных страницах кидаются сразу на новенькое, все этого ждут...
Очень верю, что будут еще в России новые Достоевские и Толстые с Чеховыми и Набоковыми, которые будут открыто писать на гей-тему и снова заставят говорить о себе весь мир. Своими текстами они смогут реально влиять на развитие гражданского общества России. Это и важно...
...Что подкупило меня лично, на что я обратил внимание.
Человек пишет о себе! Абсолютно правдиво и искренне. Человек открылся родным и близким, несмотря на возможные последствия. Человек не живет обычной для гея двойной жизнью. Для меня это очень важно. Можно сказать принципиально. Потому что я считаю что именно наша двойная жизнь не дает нам быть свободными людьми в полном смысле этого слова. Пример Витуса вдохновляет. Принято думать что открытый гей это некая манерная пидовка. Ан нет. Вот пожалуйста. Обычный мужчина, обычный гей. И это важно! Важно для всех нас.
Интервью составил Илья Лисовицкий
8 комментариев