Ольга Морозова

Эволюция католических взглядов на гомосексуальность

Католическая церковь в своём отношении к гомосексуальности, вернее в истории развития и формирования этого отношения, мало чем отличается от других основных религиозных конфессий. Долгое время мнение католического духовенства по этому вопросу было не просто резко отрицательным, но враждебным. Правда всё имеет способность меняться, и даже в такой консервативной среде могут появиться ростки толерантности.
Вот мнение одного католического священника по поводу гомосексуальности, высказанное им в разговоре с прихожанами. На вопрос : "Что вы думаете о гомосексуалах ?", одна из прихожанок ответила : "Их нужно пожалеть." На что священник сказал следующее : "Тогда в первую очередь, стоит пожалеть себя. На самом деле, они не делали особенного выбора в том, кого любить. Нас призывают относиться к ним с пониманием и состраданием, потому что на них легла тяжелая ноша. Их призывают к целомудрию, но, – он улыбнулся. – Бог любит всех. И в первую очередь, нам нужно заглянуть вглубь себя, смотреть на свои грехи, и помогать ближним, и уж никак не осуждать."
Мнение это, почти не выходящее за рамки католического катехизиса, отражает нынешнее отношение некоторой части католических священников к гомосексуальности.
Однако формирование столь либерального отношения происходило долгие годы, а ещё раньше, на протяжении нескольких веков, гомосексуальность вообще считалась тяжким грехом. В том же катехизисе, отражающем официальную позицию католической церкви, осуждаются гомосексуальные акты, как "противоречащие закону, функции деторождения и взаимодополняемости мужчины и женщины". А также написано, что гомосексуальность хоть и является невыбираемой (т. е . для гомосексуалов их ориентация не результат сознательного выбора), но тем не менее это испытание, посланное Богом, особый крест, который нужно нести с достоинством, соединить с крёстной жертвой Спасителя". Одним словом бороться со своей греховностью воздержанием и молитвой. Потому что, несмотря ни на что, "это грех, который ни за что не может быть принят".
Вспомним знаменитое изречение апостола Павла, на основании которого в течение уже довольно долгого времени и делаются выводы о чрезвычайной греховности гомосексуалов : "Или вы не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь : ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники". Однако, список там вообще довольно длинный, в него входят также лихоимцы, пьяницы, злоречивые, хищники. Между тем, церковь к этим порокам и их носителям на протяжении нескольких веков, относилась более чем снисходительно. Ну правда, мы не найдём ни одного человека, которого бы сожгли на костре за воровство или пьянство. Но именно гомосексуальность сначала стала "неназываемым грехом", а затем ересью и уголовным преступлением. Почему?
Раннехристианская церковь прославляла, практически возвела в культ все виды воздержания, целомудрие, девственность. Вспомним, хотя бы, большое число, появившихся в то время благочестивых отшельников, доводящих себя до полного истощения многочисленными постами. Секс был одним из самых сильных и опасных соблазнов. Чем сильнее были чувства, которые приходилось преодолевать верующему, тем строже было морально-религиозное осуждение соблазна. И если запретить "плодиться и размножаться" церковники не могли, поскольку это противоречило бы Священному Писанию, то любовь не репродуктивная, внебрачная, и тем более однополая строго осуждались. По нормам канонического права, кодифицированного в 309 г. Собором в Гранаде, отношения между лицами одного и того же пола были также греховны, как и прелюбодеяние. Мужчина, имевший сношение с мужчиной, не может получить причастия даже на смертном одре.

Постепенно церковные нормы подчинили себе и светское законодательство. Наказания при этом стали намного строже. Одним покаянием, которое раньше налагалось на гомосексуалов, тут уже отделаться стало невозможно. Например, император Юстиниан велел подвергать смертной казни (сожжению заживо) всех участников гомосексуального акта, независимо от сексуальной позиции (ранее наказанию подвергались только лица, уличённые в "пассивной содомии"). Однополую любовь не только преследовали, но также приписывали ей всевозможные социальные несчастья и стихийные бедствия.

Германские племена, на территории которых возник западноевропейский феодализм, имели развитые воинские организации, где презиралось всё женственное, и действовали обряды мужских инициаций, включавшие в себя, возможно, и сексуальные контакты между старшими и младшими. А также традиция "овладения своим врагом", которая считалась похвальным и почётным намерением. Изменить эту древнюю психологию церкви было весьма непросто, особенно в условиях очень жёсткого деления на мужскую и женскую среду. Однако, продолжая упорную христианизацию германского общества, католическая церковь начала оказывать возрастающее влияние на все стороны общественной жизни. Став своеобразным государственным органом управления, она издавала свои правила, список преступлений, предусматривала определённые наказания. Гомосексуальность несомненно входила в этот список преступлений. Наказания, которым подвергались провинившиеся, были довольно суровы : покаяние (от 30 дней до одного года), денежные штрафы, изгнание ; только в Испании за "гомосексуализм" полагалась кастрация. Однако, система наказаний за гомосексуальность таила в себе немало противоречий. Учитывался возраст провинившегося, тип гомосексуального проявления (поцелуй, объятия и т. д.) и некоторые другие факторы, и даже несмотря на это, решающее слово оставалось за священником, выносившим приговор.
Но, невзирая на все меры, предпринимаемые церковью, в быту отношение к "этому пороку", и после завершения христианизации, долгое время оставалось снисходительным. Феодальный рыцарский эпос, ставивший воинскую дружбу выше супружеской любви, имеет отчётливый гомоэротический характер. Гомосексуальные отношения довольно часто практиковались между рыцарями и пажами, а также в среде странствующих рыцарей. Однако самым массовым прибежищем гомосексуальных отношений были монастыри, где молодые монахи и послушники "вольно или невольно вводили в соблазн старших и друг друга". Немало было также и священников, уличённых в "содомском грехе". В начале XII века, по словам св. Ансельма, "этот грех стал таким же распространённым, что почти никто даже не краснеет из-за этого". Наказанием для священников, уличённых в гомосексуальных отношениях, являлось лишение сана, проклятие и изгнание. Соучастники преступления получали сотню плетей, им обривали головы и изгоняли. В некоторых случаях применялось и светское наказание - кастрация. На тот момент лишь в Испании существовали ещё более суровые законы против гомосексуальности. Эта страна была ревностной защитницей католицизма. В период арабского владычества гомосексуальность на территории Испании была вполне обычным явлением, а оттого рассматривалась, как влияние ислама - вражеской религии. Единственным наказанием за гомосексуальность в таком контексте могла быть только смерть. Однако и наказания, и многочисленные запреты до поры до времени мало помогали.

Существенные изменения в отношении к гомосексуальности произошли на рубеже XI-XII веков. Не последнюю роль в этом сыграла, поднявшаяся в Европе волна небывалого религиозного воодушевления, вызванного Крестовыми походами, инициированными церковью, которая именно в этот период переживала апогей своего могущества. Реальное отношение самой церкви к гомосексуальности, впрочем как и к любой другой инаковости, зависело, прежде всего, от политических причин. Так, например, самые крупные еврейские погромы в истории Европы, особенно в средневековье, пришлись именно на период наиболее острых политических и духовных кризисов. В это время гонения усиливались параллельно росту религиозной и прочей нетерпимости. И духовные, и светские власти всегда с успехом использовали тактику поиска "козла отпущения", когда нужно было срочно разрядить народное недовольство.

Так произошло и с гомосексуальностью. Церковь, приписав этот порок иноверцам-арабам (как уже ранее было сделано в Испании), тем самым укрепляла христианскую солидарность против общего врага. Если в раннее средневековье гомосексуальность была одним из грехов, то в первой половине XIII века его приравняли к ереси и демонизировали. Расследованием таких обвинений занималась только что созданная Святая инквизиция. А наказанием служили уже не штрафы и изгнание, а сожжение на костре. Здесь, кстати, стоит заметить, что осуждение гомосексуальности носило ярко выраженный сословный характер. В судебных архивах эпохи Средневековья и Ренессанса сохранились дела по обвинению в "содомии", в которых в качестве обвиняемых фигурировали текстильщики, каменщики, плотники, сапожники... Содомия присовокуплялась, как сопутствующее обвинение к ереси и государственной измене. Богатые же и знатные люди почти никогда не проходили обвиняемыми по подобным делам. На престолах европейских монархий в разное время были правители-гомосексуалы : Ричард I Львиное Сердце, Эдуард II, Яков I в Англии, Людовик XIII во Франции, ряд Римских пап. Но их, как правило, подобные обвинения не касались.
Итак, под давлением церкви, во второй половине XIII века во многих европейских странах светской властью были приняты "антисодомитские" законы. Таким образом грех сначала стал ересью, а затем и уголовным преступлением, и оставался таковым вплоть до XVIII века. Однако в связи с угасанием влияния церкви, уменьшением её господства над умами верующих, светские суды в более позднее время почти не прибегали к суровым мерам наказания (таким, как сожжение на костре) в отношении гомосексуалов.
И в наши дни церковь всё также остаётся весьма консервативной организацией, свято чтущей свои традиции. И хотя суровые наказания, применяемые в отношении гомосексуалов, остались в далёком прошлом, однако её официальная позиция, заключающаяся в том, что гомосексуальность - это по-прежнему грех, не изменилась. Это на первый взгляд... Однако не всё так однозначно, ведь в недрах самой церкви уже много лет идёт борьба между либеральным и консервативным крылом по некоторым спорным вопросам, одним из которых является отношение церкви к гомосексуальности и однополым бракам.
Хочется привести одно высказывание:
"Если гомосексуалисты имеют стабильные отношения, государство могло бы поддерживать их. Традиционную семью общество должно поддерживать, но если люди разных полов или люди, принадлежащие к одному полу, хотят заключить контракт с тем, чтобы придать некоторую стабильность своим отношениям, почему мы так категорично должны им отказать?... Гомосексуалы решились на этот образ жизни по психологическим причинам, не осознавая до конца, куда он ведёт. Поэтому гомосексуальный образ жизни не нужно ни демонизировать, ни ставить вне закона."

Это цитата из новой книги итальянского кардинала Карло Марии Мартини. Появление подобных высказываний из уст одного из самых влиятельных прелатов Римской католической церкви свидетельствует о попытках внутри церкви изменить своё отношение к гомосексуальности и не давать ей однозначных оценок. В стане католиков сейчас немало служителей церкви, симпатизирующих гомосексуалам, как священникам, так и прихожанам. Католический священник Джеймс Алисон утверждает, что жёсткое отношение к гомосексуальности нынешнего Папы Бенедикта XVI "несовместимо с Евангелием" и "не может быть учением церкви". Ряд духовных лиц в Америке и Европе признают гражданские партнёрства гомосексуалов, хотя и выступают против однополых браков.

Однако Папа Бенедикт XVI продолжает проводить жёсткую политику в отношении гомосексуальности. Именно при нём был принят циркуляр об условиях принятия геев в священники. Однако с момента принятия и по сей день документ вызывает яростные споры между его инициаторами и противниками. Сторона, инициировавшая данное уложение, считает его очень либеральным, напоминая, что до его принятия геям было категорически запрещено становиться священниками. Противники документа называют его не иначе, как дискриминационным из-за размытых формулировок, позволяющих трактовать его очень вольно. Напомним, что согласно документу, геям по-прежнему запрещено обучаться в духовных семинариях, однако исключение делается для тех, кто "смог в течение трёх лет воздерживаться от греховных действий". Их кандидатуры могут быть рассмотрены, и в будущем исправившиеся геи вполне могут занять место в прелате католической церкви. Действительно, более чем спорный документ.

В декабре 2008 года Бенедикт XVI в одном из своих выступлений призвал спасти человечество "от гомосексуализма и транссексуализма", сравнив их с экологическими бедствиями. Консервативно настроенные иерархи католической церкви вообще крайне негативно воспринимают любые перемены, связанные с изменением отношения церкви к тому или иному явлению, отношения, которое складывалось веками. Некоторые епископы, имеющие репутацию горячих защитников официальной Католической доктрины, высказываются резко против гомосексуальных союзов, настаивая, что семья, как целое "высмеяна гомосексуалами" и "саботирована нестандартными союзами".

Однако в начале 2011 года, словно в пику подобным высказываниям, 143 богослова Германии, Австрии и Швейцарии издали меморандум "Церковь 2011 : Необходимость новых начинаний", призвав к радикальной церковной реформе. Среди прочих требований прозвучал призыв к уважению и принятию церковью людей, живущих в любви, верности и взаимной заботе в однополых партнёрствах.

Мексиканский епископ Рауль Вера пошёл ещё дальше. Войдя в противоречие с учением Католической церкви "о гомосексуализме", он открыто поддержал ЛГБТ-группу "Сан Эльредо", координатор которой Ное Руис, рассчитывая воспользоваться авторитетом епископа, хочет просить у администрации и губернатора штата Коахима изменения юридического статуса для гражданских союзов гомосексуалов и дарования им права усыновлять детей. А в одном из приходов г. Бостона, с одобрения церковных властей католического архидиоцеза, провели мессу под девизом "Этот приход - место, где приветствуют всех, включая геев и лесбиянок". В своей проповеди священник прихода Джон Унни сказал следующее : "Будьте с теми, кто оттеснён к обочине. Любой, кто отговаривает людей приступить к Евхаристии, не проповедует католическую веру".

Самым весомым аргументом в устах консерваторов против изменения отношения к гомосексуальности является то, что "церковные догматы незыблемы, и не подлежат пересмотрению", а также, что это ведёт к подрыву устоев церкви. Однако так ли незыблемы церковные догматы... Католический историк Джон Нунан в своей статье "Усовершенствование нравственной доктрины", опубликованной в 1993 году, как раз рассматривает такую ситуацию изменения Католической доктрины в отношении того или иного явления на очень удачных примерах : ростовщичество, брак (развод) и свобода вероисповедания. Нунан показывает, как церковь, относясь вначале ко всем этим явлениям негативно, постепенно, под влиянием внешних обстоятельств, изменила свою позицию, найдя обоснование изменениям в том же Священном писании. Так почему же не сделать то же самое и в отношении гомосексуальности..? 

 Тем более многие высокопоставленные прелаты и рядовые священники считают, что сделать это можно в современных условиях достаточно легко, безо всякого ущерба для самой церкви и её устоев. Наоборот, будет даже полезно. Не секрет, что католическая церковь переживает сейчас далеко не лучшие времена. Число прихожан стремительно сокращается, храмы пустеют, особенно плачевна ситуация в Европе. Изменение же официальной позиции церкви в отношении гомосексуалов может привлечь новых прихожан из их числа, тех геев-католиков, которые раньше считали своё пребывание в лоне католической церкви невозможным. И нынешние церковные иерархи не могут не понимать этого. Показательны слова архиепископа Барселоны ; "Гомосексуалы - это такие же люди, как и все остальные, и заслуживают уважения и достойного отношения. Церковь должна быть открыта для всех верующих без исключения. Идеологии здесь ни при чём. Бог - выше всего этого". Да и потом, проявляя терпимость и человеколюбие, церковь может стать хорошим примером для общества, ведь люди всё ещё ориентируются на неё. Церковь до сих пор играет важную роль в общественной и политической жизни. Если она перестанет осуждать гомосексуальность, то существенно поможет в борьбе за достижение юридического и социального равенства. В любом случае, при нынешнем Папе вряд ли можно ожидать каких либо кардинальных изменений в отношении вопроса о гомосексуальности. По какому пути пойдёт католическая церковь дальше во многом будет зависеть от того, кто станет следующим Папой, либерал или консерватор. Папу выбирает конклав, а значит это будет коллективное решение.

Вам понравилось? 59

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

2 комментария

+
0
Ник Штайнмаер Офлайн 18 июня 2012 06:16
Как сказала мой бывший учитель Литературы: "Настоящий духовный лидер должен реформировать религию под изменяющиеся потребности общества. Чтобы религия оставалась актуальной и востребованной для людей. Иначе он не лидер".
Хотелось бы пожелать Католической церкви настоящего духовного лидера.
Alek
+
0
Alek 19 июня 2012 18:21
Мне очень понравились слова о том, что церковь и по сей день является примером для многих. И правда, самые ярые политические гомофобы, как мы уже успели убедиться, - люди религиозные. Если такой массив, как католичество, сменит отношение к гомосексуальности, это будет очень большой скачок к толерантности, но так же может вызвать и довольно сильные конфликты среди самих католиков. Как это ни странно, но люди чаще всего бесятся по вопросам, их никак не касающихся.
Наверх