Витя Бревис
Я и религиЯ
Так как наша доблестная РПЦ, считая себя, видимо, совестью нации, пытается руководить cветской жизнью за пределами церковных и монастырских стен, я считаю себя, неверующего человека, тоже вправе кратко высказаться о том, что ей следует делать, а что не следует.
Церкви не следует сеять рознь среди нас, натравливая тех из нас, кто хоругвеносец, на тех, кто гей. И, вообще, стравливать кого бы то ни было с кем бы то ни было. Ей следует воспитывать в нас человеколюбие и терпимость. Вот, собственно, и все, что я хочу от церковных властей.
Верующим геям тяжелее. Им говорят в церкви: ничего, что ты гей, мы примем тебя, если будешь каяться, мучиться и пытаться это дело в себе преодолеть. Поскольку это средневековое требование совершенно не вяжется с современной жизнью, где генеральный секретарь ВОЗ заявляет -
- я могу посоветовать сильно переживающим верующим геям сменить конфессию на более терпимую, как это делают многие верующие женихи и невесты.
Один из утешительных для вас аргументов: в своих собственных рядах наши церковники геев очень даже терпят. Нет нужды пересказывать известные скандальные истории о том, как (высокие) церковные сановники, пользуясь служебным положением, склоняют подчиненных к сексуальным контактам, участвуют в оргиях. Это, увы, не досужие сплетни, поскольку эти люди особо и не стесняются, их имена известны в приходах, но они, видимо, не считают эти деяния грехом и действуют дальше в том же духе, проводя отпуска в Симеизе.Все вышесказанное касается церкви, но ни в коем случае не религии! К вере и верующим людям я призываю всех относиться уважительно. А вот к попам....думайте сами.
История отношений религии и гомосексуальности началась, наверное, с возникновением обоих этих явлений природы, то есть практически одновременно.
ИНДУИЗМ совершенно четко не запрещал негетеросексуальные контакты. Лишь под влиянием других, пришедших в Индостан позже, религий отношение к гомосексуальным контактам стало негативным и в середине 19 века они были запрещены законом, вслед за Великобританией. Индийская "121я" статья была отменена лишь в 2009 году.
БУДДИЗМ вообще не занимался понятиями "правильно-неправильно". Когда Аллен Гинзберг спросил своего буддийского учителя об отношении последнего к гомосексуальности, тот ответил: "Между людьми важна не форма тела, а форма их отношений друг к другу". Будда учил людей смотреть в себя, находить свою правду, и жить по ней, даже если она не совпадает с правдой их учителей.
ИУДАИЗМ совершенно четко запрещал и запрещает (кроме отдельных модернистких течений иудаизма) гомосексуальные контакты.О КОРАНЕ нечего и говорить...
ХРИСТИАНСТВО, как известно, нас тоже запрещало. Все мы одинаково дети божьи, независимо от наклонностей, но практицировать "неправильные связи" есть грех, хоть в православии, хоть в католицизме.С конца 4-го века нам полагалась смертная казнь, а с начала 12-го - сжигание на костре. Святые отцы сваливали и до сих пор сваливают на нас вину за неурожаи, нападения сарацинов, эпидемии, закат Европы... Наводнение в Новом Орлеане в 2005 году произошло "из-за запланированного там через два дня гей-прайда", землетрясение в Индийском океане в 2004 - из-за "разгульных гей-вечеринок в Пукете". Мы гневим и провоцируем господа не хуже ведьм. В темные времена средневековья лишь в России к содомскому греху отношение было снисходительным, чему нимало удивлялись заезжие с запада путешественники. Сейчас соотношение в смысле терпимости изменилось, хотя и ныне вовсе не все западные церковные деятели смирились с гей-прайдами и однополыми союзами.
В 2006 году был запланирован всемирный гей-прайд в Иерусалиме, символическое значение этого события было немалым, ведь этот город является колыбелью и западной и восточной цивилизаций. По этому случаю объединили свои усилия представители всех трех аврамических конфессии, ислама, иудаизма и христианства. Такое случается крайне редко. Была устроена совместная пресс-конференция, на которой озвучивалось мнение, что нельзя бесконечно раздражать господа, что за это нам всем что-то будет. Прайд перенесли на несколько месяцев, так как началась война с Ливаном. Если у русских виноватыми во всех бедах часто оказывались евреи, то в том, что хисбалле удалось хитро окопаться в мирных ливанских домах, у ортодоксальных евреев оказались виноваты геи, "вызвавшие своей сексуальной распущенностью" гнев мусульман. В этом году всемирный гей-прайд состоится в Лондоне. Посмотрим, что будет.
В заключение очень хочу добавить довольно длинную цитату из выступления Хиллари Клинтон в Женеве по случаю международного дня прав человека 08.12.11. Обязательно прочитайте, если кто еще не читал!
Я говорю о геях, лесбиянках, бисексуалах и трансгендерах (ЛГБТ), которые рождаются свободными и наделены равенством и достоинством, которые вправе претендовать на это, и это сейчас одна из остающихся проблем нашего времени в области прав человека. Я говорю об этом, зная, что послужной список моей собственной страны в отношении прав человека для геев далек от совершенства. До 2003 года такая ориентация еще считалась преступлением в некоторых районах нашей страны. Многие американские ЛГБТ подвергались насилию и преследованиям в повседневной жизни, а некоторые, в том числе многие молодые люди, ежедневно сталкиваются с оскорблениями и отторжением. Поэтому мы, как и все страны, должны больше работать над тем, чтобы защищать права человека у себя.
Поднимая этот вопрос, я знаю, что для многих он чувствителен, и что преграды, стоящие на пути защиты прав человека в отношении ЛГБТ, опираются на глубоко укоренившиеся личные, политические, культурные и религиозные взгляды. Поэтому я выступаю здесь перед вами с уважением, пониманием и смирением. Несмотря на то, что прогресс в этом направлении нелегок, мы не можем откладывать действия. И в этом духе я хочу поговорить о сложных и важных вопросах, которые мы должны решить сообща, чтобы достичь глобального консенсуса, признающего права человека для ЛГБТ повсюду.
Первый вопрос касается самой сути дела. Некоторые полагают, что права геев и права человека разделены и обособлены, но на самом деле они представляют собой единое целое. Разумеется, 60 лет назад правительства, которые подготовили и приняли Всеобщую декларацию прав человека, не думали о том, как она применима к сообществу ЛГБТ. Они также не думали о том, как она распространяется на коренные народы, или на детей, или на инвалидов, или на другие обездоленные группы. И все же за прошедшие 60 лет мы осознали, что члены этих групп в полной мере могут иметь достоинство и права, потому что, как и все люди, они принадлежат к единому роду человеческому.
Это осознание произошло не сразу. Оно складывалось со временем. При этом мы понимали, что мы чтим права, которые люди всегда имели, а не создаем новые или особые права для них. Как и принадлежность к женскому полу, к расовому, религиозному, племенному или этническому меньшинству, принадлежность к ЛГБТ не делает вас в меньшей степени человеком. Именно поэтому права геев являются правами человека, а права человека – правами геев.
Права человека нарушаются, когда людей избивают или убивают за их сексуальную ориентацию, или за то, что они не соответствуют культурным нормам о том, как должны выглядеть или вести себя мужчины и женщины. Права человека нарушаются, когда правительства ставят геев вне закона или позволяют тем, кто причиняет вред геям, оставаться безнаказанными. Права человека нарушаются, когда лесбиянки или трансгендерные женщины подвергаются так называемому исправительному изнасилованию или принудительному гормональному лечению, или когда людей убивают после публичных призывов к насилию над геями, или когда они вынуждены бежать из своих стран и искать убежища в других краях, чтобы спасти себе жизнь. Права человека нарушаются, когда людям отказывают в жизнеобеспечивающем уходе на том основании, что они геи, или когда людям отказывают в равном доступе к правосудию, потому что они геи, или общественные места становятся недоступными людям, потому что они геи. Как бы мы ни выглядели, откуда бы ни были родом, кем бы мы ни были, все мы в равной мере наделены правами человека и достоинством.
Второй вопрос – о том, исходит ли гомосексуальность из некой определенной части мира. Некоторые, похоже, считают ее западным феноменом, а поэтому, мол, люди, не живущие на Западе, имеют основания ее отвергать. В действительности же геи рождаются и принадлежат любому обществу в мире. Это люди всех возрастов, любой расовой принадлежности и веры, среди них – врачи и учителя, фермеры и банкиры, солдаты и спортсмены; и независимо от того, знаем ли мы это, признаем ли мы это, они – наши родственники, друзья и соседи.
Быть геем – это не западное изобретение, а человеческая реальность. И защита прав человека для всех людей, геев или гетеросексуалов – это работа, которой занимаются не только западные правительства. Конституция ЮАР, написанная после апартеида, защищает равенство всех граждан, в том числе геев. В Колумбии и Аргентине права геев также защищены законом. В Непале верховный суд постановил, что равные права распространяются на граждан, принадлежащих к ЛГБТ. Правительство Монголии обязалось выработать новый закон, который будет пресекать дискриминацию геев.
Кое-кого беспокоит, что защита прав человека в отношении ЛГБТ-сообщества ‒ это, дескать, роскошь, которую могут себе позволить только богатые страны. На самом же деле во всех странах за отсутствие защиты этих прав приходится платить высокую цену, так как и геи, и гетеросексуалы погибают от болезней и насилия, заглушаются их голоса и мнения, направленные на укрепление общин, и многие идеи не находят осуществления, потому что они исходят от предпринимателей-геев. Высокую цену приходится платить всякий раз, когда к какой-либо группе относятся хуже, чем к другой, будь то женщины, расовые или религиозные меньшинства или ЛГБТ. Бывший президент Ботсваны Могае отметил недавно, что пока ЛГБТ остаются в тени, не может быть эффективной программы общественного здравоохранения по борьбе с ВИЧ и СПИДом. Что ж, это справедливо и в отношении других проблем.
Третий, и, возможно, самым сложный вопрос возникает, когда люди приводят религиозные или культурные ценности в качестве причины для нарушения или отсутствия защиты прав человека в отношении ЛГБТ. Это мало чем отличается от обоснования насильственной практики в отношении женщин, включая убийства на почве чести, сжигание вдов и нанесение увечий женским гениталиям. Некоторые люди до сих пор отстаивают такую практику как часть культурной традиции. Но насилие в отношении женщин не является частью культуры, это преступление. Точно так же, как и рабство, которое некогда оправдывалось как санкционированное Богом, теперь по праву отвергается как бессовестное нарушение прав человека.
В каждом из этих случаев мы выяснили, что никакая практика или традиция не имеет приоритета над правами человека, которые принадлежат всем нам. И это справедливо в отношении насилия против ЛГБТ, криминализации их статуса или поведения, изгнания их из семьи и общины или молчаливое или явно благосклонное отношение к их убийству.
Конечно, следует отметить, что культурные и религиозные традиции и учения на самом деле редко находятся в конфликте с защитой прав человека. Более того, наша религия и наша культура являются источниками сострадания и вдохновения в отношении других людей. На религию опирались не только те, кто оправдывал рабство, но и те, кто добивался его отмены. И давайте помнить, что наши обязательства по защите свободы вероисповедания и защите достоинства ЛГБТ проистекают из общего источника. Для многих из нас узы любви и семьи, которые мы формируем, также являются жизненно важными источниками смысла и идентичности и играют основную роль в определении того, что мы за люди. И так же, для большинства из нас, узы любви и семьи, которые мы создаем, тоже имеют важное значение как источники смысла и идентичности. А забота о других – это выражение полного значения человечности.
Именно потому, что человеческий опыт универсален, права человека тоже универсальны и охватывают все религии и культуры.
5 комментариев