Дункан Грант
РПЦ и православие - антиподы?
По вопросу отношения РПЦ к гомосексуалам пишут в последнее время много, включая самих гомосексуалов. И вопросы, которые поднимаются в этих работах, хорошо изучены. Они есть: высказывания представителей РПЦ, как правило, отрицательного характера, в отношении гомосексуалов, глубокая неприязнь по отношению к последним и т.д.
Я вижу совершенно чётко, что картина отношения РПЦ к сексуальным меньшинствам не изобилует полутонами. РПЦ занимает крайне агрессивную, неприязненную позицию, и эта позиция обладает своей косностью, которая не может не вызывать у мыслящего человека определённой доли раздражения. На фоне мировой тенденции, когда ведется борьба с традиционализмом, потуги представителей РПЦ замедлить либерализацию российского общества (потуги сколь абсурдные, столь и бесплодные, потому что процесс либерализации естественен и не может быть остановлен) и демонизировать гомосексуалов в глазах общественности, представляются чем-то вроде действий убегающих оккупантов, которые в силу привычки не могут расстаться с тиранскими замашками. В то же время, как человека с четко выраженным европейского типа менталитетом, меня не интересует РПЦ как явление настолько, чтобы изучать это явление детально - просто в силу простоты и узконаправленности данного явления. Потому в этой статье, вместо перечисления всех действий РПЦ по отношению к гомосексуалам, действий, которые возмущают своей дремучестью, я займусь анализом происходящего. Собственно, этот анализ можно свести к двум аспектам, которые я вижу наиболее ясно:1. РПЦ привлекательно в первую очередь для того типа менталитета, который мы условно называем "совковый". Основными его чертами являются: боязнь нового, глубокий и нерефлективный традиционализм (когда традиция принимается просто в силу своего существования, а не подвергается анализу на соответствие времени и ценность содержания), отрицательное отношение к проявлениям индивидуализма, поиск внешнего врага (Дьявол, Антихрист, Запад, капитализм и т.п.). Обратим внимание, что не случайно те сомнительные призывы, которые раздаются из уст представителей РПЦ, наиболее хорошо укладываются на почву именно данного вида сознания. Нетрудно догадаться, что большинство тех, кто воодушевлен этими призывами - либо люди того поколения, что выросло во времена существования СССР, либо же молодежь, но молодежь не готовая пока к принятию европейского стиля жизни и европейских традиций. Именно эти люди находят нишу своим внутренним чаяниям в РПЦ, нишу уютную, которая избавляет от излишних размышлений и спокойно указывает дорогу, на которой расставлены указатели: туда - "добро", а сюда - "зло", эти - друзья, а те - враги, и т.д. И нет ничего удивительного, что именно гей-движения, которые на данный момент призывают Россию к европейским современным стандартам отношения к сексуальным меньшинствам и использованию европейских законодательных моделей в вопросе урегулирования их прав, являются той красной тряпкой, которая, в числе других красных тряпок, раздражает представителей "совкового" менталитета и вынуждает их поднимать церковные хоругви в "крестовом походе" против гомосексуалов.
Кстати, в таком ключе довольно-таки показателен крик о якобы имеющем место быть "нарушении исконных ценностей русского народа", который поднимают "совки" и представители РПЦ, когда речь заходит о правах геев. И этот аргумент - как и прочие слабосильные, не выдерживающие критики аргументы представителей РПЦ и её последователей, - является крайне несостоятельным. Любому человеку, который непредвзято изучал историю, известно, что в допетровской Руси гомосексуальность воспринималась значительно мягче, чем в Европе, и только с европейскими реформами Петра I пришли суровые наказания за это "деяние". А уж допетровская Русь при всём желании не может восприниматься никак иначе, как "исконная, православная". Потому, избирательность мышления, родившая этот убогий аргумент, уже сама по себе не оставляет для него иного пути, кроме как быть принятым опять-таки только тем контингентом, который обладает "совковым" менталитетом и был описан мной выше.
Итак, мы приходим к выводу, что именно непрогрессивный, "советский" образ мысли является наиболее подходящим для той картины мира и того образа жизни, который пытаются навязать представители РПЦ. Я специально хочу акцентировать внимание на этом обстоятельстве по причине регулярно повторяющихся выпадов представителей Русской Православной Церкви в отношении СССР. Как мы можем видеть при более детальном наблюдении, при критике формы (официальный советский строй) РПЦ, осознанно или нет, но стремится сохранить традиционное для советской действительности содержание.
2. В последнее время, ввиду бьющего через край РПЦ-лобби, многие люди, особенно молодежь, крайне отрицательно реагируют даже на сам термин "православие". Не будучи приверженцом этой религиозной ветви, я всё же испытываю некоторое смущение, когда вижу подобное. Дело в том, что я наблюдаю слияние - и на мой взгляд, слияние неверное, - вопроса веры как таковой и государственной машины, политического института, в умах людей. Даже сами пространные рассуждения наших политиков о России как о "преимущественно православном государстве" лишь способствует распространению такого однобокого взгляда. Разумеется, Россия не может являться "преимущественно православным государством" хотя бы потому, что православная ВЕРА как таковая имеет крайне мало общего с тем официальным аппаратом РПЦ, который обильно пользуется государственными дотациями. Как сказал один мой друг: "Знаешь, а ведь настоящих православных, наверное, наберется меньше одного процента от населения. Всё, что делают эти люди - в своих уединенных монастырях, мало контактирующие с окружающим миром, они совершают молитвы за души всех живущих". Не секрет, что для многих из этих людей современная машина РПЦ представляется центром огосударствления, обмирщения. Вера как таковая - это то, что всегда совершается уединенно, что живет в умах людей и что является делом сугубо личным, интимным. Государственная религия - нечто совершенно иное, нечто отдающее политизированным душком, то, что во все века заставляло бежать его мистиков и просто глубоко верующих людей, искренне ищущих Божества.
В этом контексте сближение "православия" как веры и РПЦ как института не может не коробить. И религиозное лобби, захлестнувшее государство, при таком взгляде на него становится антирелигиозным: из-за агрессивных, узконаправленных и исполненных злобой и двойной моралью выпадов представителей религиозно-политического института происходит в глазах окружающих дискредитация веры как таковой. Обыватель не склонен к углублённым размышлениям, для него "православные" - это народ, который "под градусом" в голом виде прыгает в прорубь на Крещение, это российские политики, делающие проникновенные лица, стоя со свечой в ХХС во время церковных праздников, это человек в рясе, отпускающий бранные слова об оппозиционерах на Болотной, недовольных двенадцатью годами запретов, - но едва ли те спокойные и бегущие мира люди, которых-то единственно и можно назвать православными. Просто потому, что последние - не на виду, а первые - кричат о себе как о "православных". Происходящая подмена понятий, дискредитации религии как таковой представляется ещё более серьезной и пугающей по причине её незаметности. В этом смысле уместнее говорить уже не о вторжении религии в светскую жизнь государства, а о поглощении государством религиозного поля и выдавливания за его пределы всех тех, которых действительно интересуют духовные и только духовные вопросы.
По этой причине, мне хотелось бы резюмировать сказанное с помощью максимального акцента именно на изначальном разделении, на глубокой внутренней пропасти между этими двумя понятиями. Ведь и в первые века своего существования христианство сохраняло живой мистической дух, будучи религией отделенной от государства, религией "не от мира сего". И напротив, постановка этой религии на рельсы римской государственной машины привела к её окостенению и к репрессиям в отношение представителей других религиозных течений. Не понимая разделения между основными понятиями, мы можем зайти в тупик относительно всей обсуждаемой проблемы и вместе с водой выплеснуть и ребёнка. А, как известно из истории нашей страны, такой подход никогда не приводил ни к чему хорошему.
Потому гомосексуалы, которые на данный день подвергаются нападкам со стороны официальным представителей РПЦ и - кто в одиночку, а кто с помощью создания организаций, - призывают к успокоению злобы, к терпимости к ближнему и не перестают указывать на двойную мораль церкви, представляются, как это ни покажется на первый взгляд странным, более близкими как к исконной христианской морали, так и к первым, ещё не поглощённым государством историческим христианам.
5 комментариев