Kazaj
В горах Заилийского Алатау
Аннотация
Один — страшно стеснительный и закомплексованный ботаник, другой — страдающий от неразделённой любви к натуралу. На первый взгляд у них нет ничего общего. Они даже и встретиться-то не были должны. Однако, судьбе было угодно сделать так, чтобы они познакомились и отправились на пять дней в поход. На первый взгляд всё просто и прозаично, но... Вершины Заилийского Алатау хранят грустную тайну одного из парней, а второй до последнего скрывает истинную цель своего похода в горы.
Когда мой друг Нуртас однажды пришёл ко мне в гости со своим двоюродным братом, тот мне совсем не понравился. Нет, меня, конечно, привлекают казахские парни, но не все. Вот сам Нуртас или Нур, как я его иногда называю, это да, в моих глазах он настоящий красавец. Блеск его чёрных глаз уже давно сводит меня с ума, а его чуть хрипловатый голос, звучащий с лёгким акцентом затрагивает самые сокровенные струны моего сердца.
С тех пор, как мы познакомились, я несколько раз пытался завести с ним разговор на тему однополой любви, намекал, что между нами могло бы быть нечто большее, чем просто дружба, но он всегда сразу переводил разговор на другую тему, а в последний раз, после моей пошлой шутки о сексе между двумя парнями, он разозлился и сказал:
- Ден, хорош уже! Я давно понял, что тебе нравятся парни, но прости меня, я не такой. Если хочешь, мы с тобой будем общаться, как и раньше, но только обещай, что больше никогда не станешь говорить на эту тему.
- А если я пристану к тебе? - решил я пойти ва-банк, чтобы, как говорится, расставить все точки над пресловутой буквой.
- Тогда ты меня больше не увидишь. - серьёзно сказал он и злобно сверкнул своими восточными глазами.
Эх, Нуртас, ну, зачем ты так со мной? Я ведь люблю тебя уже почти два года и ради тебя готов чуть ли не на всё, а ты...
Итак, его кузен с интересным именем Бекжан. Высокий, худой, как щепка, прыщавый и носящий очки с толстыми стёклами. Типичный ботаник, самозабвенно изучающий историю на третьем курсе университета. Скромный и страшно стеснительный, вежливо покашливающий, прежде чем задать вопрос и никогда не перебивающий собеседника. Он переступил порог моего дома вместе с двоюродным братом и скромно опустил глаза, пока Нуртас рассказывал мне о цели их визита.
- Ден, у него интернет дома не работает, а я в этом месяце уже весь трафик потратил. Беке кое-что посмотреть надо, ты же не против?
- Пожалуйста. - отвечаю я и провожаю парней в комнату.
Бекжан садится за мой комп, а мы с Нуртасом устраиваемся на диване и болтаем о всякой ерунде. Я бросаю взгляд на монитор, буду уверенным, что ботаник ищет какой-нибудь реферат по истории. Каково же моё удивление, когда на экране я вижу один из сайтов по альпинизму и подробный план восхождения на какой-то пик. Ничего себе! Никогда бы не подумал, что у него такие интересы! Только, зачем это ему?
Словно прочитав мои мысли, Нуртас говорит:
- Пошли на балкон покурим, поговорим заодно.
Мы вышли на лоджию и прикрыв дверь, задымили.
- Брат, я у тебя попросить кое-что хотел. Не знаю даже, как начать...
- Для тебя всё, что угодно! - с улыбкой говорю я.
- Тут дело такое... Ты же когда-то в походы ходил, вроде как по горам лазил...
- Ну да, было дело. - осторожно отвечаю я, и не скрываю удивления, так как не могу понять, почему это он вдруг вспомнил о моём давно забытым увлечении, которым я перестал заниматься ещё до знакомства с ним.
- Так вот, не мог бы ты помочь брату?
Я закашлялся, чтобы подавить приступ смеха, но у меня ничего не получилось и Нуртас недовольно посмотрев на меня, сказал:
- Что тут смешного?
- Нур, ты меня конечно, извини. - всё ещё смеясь, ответил я. - Но я никак не могу понять, что за помощь ему нужна? Ты же не хочешь сказать, что...?
- Вот именно. Он хочет, чтобы вы с ним вместе сходили в горы. Ну, там на Большое Алматинское Озеро, или ещё куда-нибудь. Можно и повыше.
- Он? В горы?! - я вытаращил глаза. - Да ты смеёшься что ли? Это шутка такая, да?
- Ден, хватит уже, а! Я с тобой серьёзно говорю! Ты лучше послушай меня и не перебивай.
То, что рассказал мне друг, показалось невероятным. Я слушал его, открыв от удивления рот и даже забыв стряхнуть пепел с сигареты.
- Короче, Бека уже полгода ходит к одному психологу, ну, чтобы там застенчивость свою побороть и скромность, сам же видишь, какой он. Никуда не ходит, только на учёбу, ни с кем толком не общается, ни девушки у него нет, никого. Он из-за этого очень переживает, страдает прямо. Вот психолог и посоветовал ему сделать что-то такое, ну, типа там прыгнуть с парашюта или подняться на какой-нибудь пик... Словом сделать что-то, после чего всё остальное уже будет казаться ерундой и он сможет преодолеть свои комплексы.
- Бред какой-то! - воскликнул я. - Гнать в шею надо таких психологов! Да, ему самому помощь нужна больше, чем твоему брату!
- Я тоже вначале так подумал... Но Беку эта мысль зацепила, а когда я ему сказал, что у меня есть друг, который раньше увлекался походами в горы и хорошо знает местность, он стал уговаривать меня, чтобы я познакомил вас и чтобы ты с ним...
- Ты меня извини, конечно, но по-моему, горы — это не для него. Там же подготовка какая-никакая нужна... и надо быть в хорошей физической форме, а он выглядит таким слабым и беспомощным... Да его там просто ветром сдует! И потом, это большая ответственность! Вдруг с ним что-то случится, горная болезнь начнётся, или ещё что-нибудь, ты же с меня потом три шкуры спустишь, да и я сам буду чувствовать себя виноватым всю оставшуюся. Он вообще когда-нибудь был в горах?
- Нет, ни разу. С кем бы он туда пошёл? Я не любитель таких походов, ты же знаешь, а друзей у него нет.
- Слушай, ну о чём мы тогда говорим, если он даже до озера ни разу не доходил, а ты хочешь, чтобы мы ещё выше полезли! Нет! Вот тебе мой ответ!
- Ден, если ты не согласишься, то мы с тобой больше не друзья.
Хватит меня шантажировать! Ты ведь прекрасно знаешь, что...
- Ну, давай, говори, что я знаю? Ты вот об этом, да? - и он вдруг повернулся ко мне и поцеловал меня в щёку.
***
Через неделю, в первый же день моего отпуска Нуртас с утра пораньше позвонил мне.
- Денис, ну что? Помнишь, что ты обещал?
- Да помню, как тут забудешь, ты же мне об этом и так каждый день напоминаешь Только, может, всё же не стоит? Я как-то опасаюсь за него. Если ему там станет плохо и мы не сможем быстро спуститься, ты знаешь, чем это грозит?
- Да знаю я всё, читал в инете сто раз, да и ты сам рассказывал! Но я уверен, что всё будет нормально. Вы хотя бы до озера дойдите, там-то уж точно ничего не будет, сколько народу туда ездит и ничего! Я даже не слышал, чтобы кому-то плохо было. Ну а выше можете не подниматься, смотри там сам по обстоятельствам. И вообще, ты помнишь наш уговор? Если ты отказываешься, то мы с тобой враги, до конца жизни.
Шантажист хренов! Знает ведь, что я к нему неравнодушен и пользуется этим по наглой. Знает, как надавить на меня и заставить делать то, чего мне совсем не хочется. В тот раз вон что учудил, взял и поцеловал меня! Я после этого неделю целую в себя приходил! Кстати, в тот день, когда даже после его неожиданного поцелуя я продолжал отказываться, он сказал, что если свожу брата в горы, то меня ждёт подарок.
- Сейчас не скажу, что это, даже и не проси, но для тебя это будет самый лучший подарок в жизни.
- Ты уверен?
- На все сто. - ответил он и подмигнул мне.
Я и сам не знаю, как согласился на эту безумную авантюру. Любовь, это конечно, великая вещь и поцелуи его делают меня чуть ли не самым счастливым человеком на свете, но всё же... Глупо всё это, ой как глупо! И психолог этот, мать его, явно с головой не дружит, раз такие вещи своим пациентам советует. Его за такое вообще надо диплома лишить и отправить на рынок Сапар картошкой торговать. Как он мог предложить это такому парню как Бекжан? Смех, да и только. И вообще, уже больше полгода с парнем занимается, а толку никакого, тот как был молчаливый, скромный и застенчивый до дуроты, так и остался. Видимо, доктору не хочется расписываться в своём профессиональном бессилии, вот он и придумал эту хрень, иначе не назовёшь. Ну, доберёмся мы до озера, полюбуемся окрестностями, в палатке пару ночей поспим, потом, может чуть выше поднимемся — а что это даст? Да никогда я не поверю, что он после этого другим станет! Вот с парашютом прыгнуть, это да, говорят, на некоторых оказывает очень даже сильный эффект, и то, не на всех.
Если честно, мне совсем не хотелось идти в горы с Бекжаном, который совершенно не нравился мне, ни внешне, ни как человек. Мало того, что некрасивый, так ещё и молчит всё время. И даже смущается, если на него смотришь. О чём я буду с ним там разговаривать? Понятия не имею. Да ведь нам ещё и в одной палатке придётся спать! Вдруг у него носки воняют или он храпит по ночам?
Понедельник
Начало недели выдалось жарким — столбик термометра уже с утра показывал 26, а к обеду, согласно прогнозу синоптиков, должен был пересечь отметку в 35. Я прохаживался по перекрёстку улиц Аль-Фараби и Навои, откуда начинался наш поход и с нескрываемым волнением посматривал вдаль, на вершины гор, упиравшиеся в низкие кучевые облака. Сколько я уже не был там, наверху? Ну да, ровно три года, с тех пор, как...
Чтобы отвлечься от грустных мыслей, я достал маленькую карту Иле-Алатауского национального парка и стал прикидывать в уме наш маршрут.
- О, ты уже на месте! Салам! - подняв глаза, я увидел парней, только что вышедших из автобуса. Улыбнувшись своей ослепительной улыбкой, Нуртас протянул мне руку. Как всегда, я залюбовался им и вначале даже не заметил Бекжана, скромно стоявшего чуть в стороне с огромным рюкзаком за плечами.
- Привет. - пробормотал он. Его рукопожатие было каким-то вялым и неуверенным, а ладонь такой влажной и холодной, что мне стало буквально физически неприятно и я в очередной раз спросил себя, как это я мог согласиться потратить драгоценные дни своего короткого отпуска на бесцельную, не представлявшую для меня никакого интереса прогулку по горам в обществе такого парня. Блин, ну, был бы он хоть чуточку покрасивее!
- Денис, отсюда же вроде как автобус ходит? - вдруг спросил меня Нуртас.
- Ну, да. Двадцать восьмой. Он до развилки идёт, ну, до поворота на Алма-Арасан, мы как раз туда доедем, а оттуда уже пешком.
- Слушай, мы вот тут с Бекой решили, что лучше пешком прямо от сюда. Ну, типа, так прикольней. Тогда если вы даже высоко не полезете, поход покажется долгим. Ты же не против?
- Против. - тут же отозвался я. - Ты с дубу рухнул, что ли? По такой жаре в гору тащиться, да ещё и с тяжестью! И вообще, как это без меня можно что-то решать? Ты-то ведь с нами не идёшь, а решаешь!
Бекжан виновато кашлянул и пробормотал, что будет лучше, если мы всё же поедем на автобусе, но Нуртас был непреклонен. Отозвав меня в сторонку, он закурил и выдал:
- Бека хочет, чтобы вы пешком пошли. Так ему правда будет интересней.
Мне стало смешно.
- Если он хочет, то почему сам этого не говорит? - ехидно спросил я, хотя уже заранее знал ответ.
- Он стеснятся. - вздохнув, ответил Нуртас и тут же добавил. - А ты не вредничай, ты же добрый пацан на самом деле. И не хмурься так, тебе это не идёт!
- Спасибо, конечно, что считаешь меня добрым, но я всё же не согласен. Мы поедем на автобусе и точка.
- Денис. - в его голосе зазвучали стальные нотки. - На автобусе сейчас поеду я, на работу. А вы пойдёте пешком. И не спорь. У тебя ведь всё равно нет выбора.
Вконец разозлившись на него, я сказал, что в таком случае вообще никуда не пойду.
- Только попробуй. - пригрозил мне Нуртас. - Тогда ты меня больше никогда не увидишь, я тебе это обещаю. - глянув на часы, он добавил. - Ладно, мне уже на работу пора, я и так всё время опаздываю. И смотри, не обижай там Беку!
Наверное, у меня было слишком недовольное лицо, потому что стоило мне подойти к парню, как он снова сказал, что если я хочу, то мы можем поехать на автобусе.
- Ладно уж, пошли пешком. Только устанешь ты быстро, это я тебе прямо обещаю. Чтобы в такую жару по горам лазить, надо хоть немного подготовленным быть. - выдал я ему, не скрывая насмешки и развернувшись, зашагал в сторону выезда из города.
Наш путь лежал вверх по улице Дулати вдоль узкой полоски Большой Алматинки, несущей свои воды с гор. До этого я никогда не поднимался в ущелье отсюда, с самого низа, и сейчас, делая это не по своей воле, страшно злился и потому большей частью молчал — где-то первые пять километров мы преодолели вообще не проронив ни слова, и лишь подойдя к плотине, я повернулся к Бекжану, который всё время шёл сзади и удосужился спросить его, не устал ли он.
- Немножко. - ответил он, тяжело вздыхая.
- Ну, терпи, боец, ты сам этого захотел.
- Да, конечно, ничего страшного. А ты устал?
- Сам как думаешь? Что же я, не человек что ли, чтобы без устали в гору переться с таким тяжёлым рюкзаком?
- Может, тогда на автобус сядем? - снова робко предложил он.
- Да чего уж садится, отсюда до конечной километра три осталось, не больше. Там, кстати, скоро кафе нормальное будет, можем зайти поесть. Ты проголодался, наверное?
- Да.
После экологического поста, где все, кто едут на машине, платят символическую плату — двести тенге с человека, мы свернули налево и зашагали к тому самому кафе, в котором я обедал первый и последний раз тогда, три года назад. С ним. Да, наверное, не стоило мне соглашаться на это — если уже здесь я начинаю жить воспоминаниями, то что будет наверху? Надо же, я снова страдаю из-за Нуртаса, ведь если бы не он, я бы никогда не пошёл в эти места, так связанные с тем, что называется красивым словосочетанием «первая любовь». Только, была ли она красивой для меня?
Я вздохнул, и чтобы занять себя чем-то, снова заговорил с Бекжаном.
- Что, тебе здесь нравится?
- Да, очень. Красиво здесь. Я ведь раньше никогда в горах не был.
- Я знаю, Нуртас мне говорил. Только это ещё не горы. - со смехом ответил я. - Вот когда выше поднимемся... Надеюсь, мы всё же дойдём хотя бы до озера.
- Сегодня?
- Да ты что! Завтра, наверное, если конечно, ты совсем не устанешь и не захочешь обратно вернуться.
- Я не устану, за меня можешь не беспокоиться. - заверил он меня.
- Ты только не объедайся, а то тяжело подниматься будет. - предупредил я парня, когда он с жадностью накинулся на еду.
- Хорошо. Я просто сегодня позавтракать даже не успел... Торопился, и волновался очень.
- Ба, а что волноваться-то? Мы же не в космос летим! - засмеялся я.
Мы долго просидели в кафе. Выйдя, чуть побродили по окрестностям, сделали несколько фоток, точнее, это я сфоткал Бекжана после того, как он смущённо попросил меня об этом и снова тронулись в путь.
Дойдя до развилки, мы свернули направо и зашагали по трассе в сторону урочища Алма-Арасан, знаменитого своими термальными источниками, где когда-то про преданию лечились воины самого Тамерлана во время одного из своих походов. Вначале я собирался дойти до конца трассы, упиравшейся в одноимённый санаторий и подняться чуть выше, до Алёшкиного Моста, где уже бывал прежде, однако вскоре Бекжан сказал, что страшно устал и что больше не может идти.
- Вот не надо было командовать и решать там что-то без меня. - довольно грубо ответил я. - Если бы поехали на автобусе, ты бы так не устал и мы бы сейчас дошли, куда собирались. Ладно, тогда остановимся здесь. - решил я и мы устроили привал прямо на берегу речки Проходная.
- Интересное название. - пробормотал Бекжан, посмотрев карту. - И почему она так называется?
- Ущелье, в котором мы находимся, тоже называется Проходное, потому что здесь проходит самый короткий путь в Кыргызстан, к Иссык-Кулю. - выдал я ему, раскладывая палатку.
- Ого, сколько всего ты знаешь! - поразился он.
- Я вообще-то раньше увлекался пешим туризмом и всё тут излазил. - напомнил я раздражённо.
- Ой, ну да, я забыл совсем.
Он убрал карту и снова достал фотоаппарат. Я отказался фоткаться, во-первых, потому что не особо любил это, а во-вторых... Эти места ассоциируются у меня совсем с другим человеком, который несколько лет назад вот также стоял на берегу этой самой речки, только чуть выше и задорно улыбался, наставив на меня фотоаппарат... Я в очередной раз пожалел, что отправился в этот глупый поход, который, как уже понятно, не принесёт мне ничего, кроме боли и разочарования. И за что мне все эти муки?
Поставив палатку, я сказал ему, что хочу немного прогуляться.
- Ты далеко? - почему-то испуганно спросил Бекжан. - Я бы не хотел оставаться здесь один.
- Ба, да кто тебя здесь тронет! - мне также захотелось добавить «Да кому ты нужен!», но я вовремя сдержался и вместо этого сказал. - Да я не надолго, так, чуть выше просто поднимусь.
Правда, я так и не решился подойти к тому самому крутому повороту реки, рядом с которым тогда стояла палатка, где я провёл самую счастливую ночь в своей жизни. Я, тогда ещё совсем молодой и наивный восемнадцатилетний парень, так веривший в любовь и во всё, что ему говорят. Веривший настолько, что во имя этой самой любви не колеблясь, поставил на карту всё. И проиграл.
Я долго бродил по окрестностям, злясь на самого себя за то, что мне никак не хватает смелости хотя бы приблизится к тому месту. Хотя, к чему это? Зачем бередить старые раны, практически уже совсем зажившие за последнее время, отчасти благодаря Нуртасу, в которого я влюбился до беспамятства, стоило нам познакомиться? И не приди я сюда, я бы возможно, никогда и не вспомнил всего этого. По крайней мере, это не было бы так ярко, живо и болезненно, как сейчас. « Нуртас, я ведь люблю его. И похоже, что сильно, если ради него согласился пойти сюда с этим чудиком. Только, что толку от этой любви, если она обречена остаться безответной?.» - с грустью подумал я, возвращаясь к палатке.
Мы легли рано, правда, уснули не сразу — Бекжан долго что-то читал в планшете, а я всё думал о своей жизни и о том, что всё в ней далеко не так, как хотелось бы. Вот если бы мне нравились девушки... Или если бы Нуртас мог ответить мне взаимностью...
Проснулся я оттого, что почувствовал какое-то движение рядом с собой. Вначале я подумал, что Бекжан просто перевернулся на другой бок или встал, чтобы выйти в туалет и даже не стал открывать глаза. Но через несколько секунд справа от меня снова что-то зашевелилось.
- Ты спишь? - спросил он меня жарким шёпотом.
- Спал, пока ты не разбудил. - несколько грубо ответил я, представив, как теперь буду мучиться бессонницей, что частенько происходило со мной, когда я просыпался среди ночи. -Чего тебе?
- Да нет, ничего... Просто мне как-то страшно...
- Чего страшно-то?
- Не знаю, жутко как-то и всё... Вот как представлю, что мы так далеко от города, тут, в горах, совсем одни и прямо жуть берёт.
- Да хватит тебе ерунду говорить! Что тут с нами может случиться? Ничего. И вообще, не стоило нам всё это затевать! Если тебе уже здесь как-то не по себе, то что дальше будет? Короче, завтра возвращаемся домой!
- Нет, ты что! Я домой не вернусь, пока в горах не побываю! - неожиданно решительным голосом отозвался он. - И ты прости меня, что разбудил. Я больше так не буду! Ты ведь не сердишься на меня?
- Давай уже спать. - буркнул я, поворачиваясь на другой бок и чувствуя, что потихоньку начинаю ненавидеть этого очкарика.
2 комментария