Cyberbond

ШУТКИ ВПРИКУСКУ С ИСТИНОЙ О романе К. Кропоткина "Содом и умора"

(Кропоткин К. Содом и умора: кокетливая проза. — М.: ООО «Квир», 2007. — 244 с. — (Темные аллеи)
 
Это — одна из первых по времени попыток шершавым языком беллетристики рассказать о современной российской гей-семье. Об этой книге, а заодно и о самой теме — мои заметки на полях. 
 
Начну издалека — ненадолго. Тема семьи в российской гей-тусе становится все актуальнее, все заметней. Правда, к программе оздоровления родной демографии это пока не имеет никакого отношения. Просто изменились условия жизни — пускай меня будут бить, но для многих все-таки к лучшему. Для успешного человека снять или иметь жилье сепаратно от любящего ока родителей или бывшей жены — доступная реальность. А шастать в поисках приключений по клубам и плешкам — это искать себе нечто, будем считать, что на голову.
 
Да, господа, миграция, элементы рынка и СПИД делают свое черное дело: всё больше геев остепеняется, и всё раньше и всё чаще заводит семью! Явление это очевидное, хотя и малоисследованное. Вот почему книга Константина Кропоткина достойна внимания уже ради темы своей.
 
Но не в теме одной здесь дело.
 
Сразу оговорюсь. Те, кто хотят получить удовольствие чисто эстетическое, должны раскрыть книгу на главе «Пирр». Для повествования это безущербно: вещь состоит из цикла рассказов, связанных между собой лишь общими героями. И если голодное воображение читателя захочет представить себе книгу Кропоткина в виде чего-то съестного, то это будет вполне экзотический плод с удивительно вкусною сердцевинкой, но и весьма толстой кожурой… корой, — в общем, вы меня поняли.
 
Так вот, сразу о сердцевинке. Это, как уже сказано, безусловно, «Пирр». Новогоднее пати, задуманное с размахом и изыском, выливается в нечто такое… такое… Передать это нельзя — лучше прочесть и смеяться, смеяться, смеяться. Это какое-то «С легким паром», только для геев. Правда, лирики здесь меньше, чем в рязановском шедевре, зато юмора, яда и наблюдательности – хоть пруд пруди. Все точно, узнаваемо и доведено до восхитительного абсурда, кажется, естественным жестом самой жизни, а не потным усилием автора, и все держится на узнаваемых до зуда в ладошках персонажах из раскоряченной в тридцатилетнем прыжке к счастью нашей действительности.
 
Чего только стоит жуткий маньяк и ветеринар Валера, разрубающий вместе с кокосом и табуретку! Или щеголеватый нахал «шляхтич» Адам, салонный хулиган в лиловом цирковом цилиндре и дамской крапчатой шубке…
 
Боюсь, однако, что иным читателям придется повторить Валерин подвиг и в поисках вкуснятинки разрубить книжку вместе с пюпитром! Ибо шкура сего плода все-таки, по мне, толстовата. Порой кажется, многие другие тексты книги написаны как бы в довесок и торопливым, быстрей стиля бегущим пером. Порой и юмор кажется несколько деланным.
 
Хотя и этот недолет, при желании (и внимательном, вдумчивом отношении?) можно истолковать как некий свой субкультурный… стиль. У меня лично было ощущение, что автору просто необходимо было завернуть «толстые обстоятельства» не всегда радостной действительности в полосы именно «своих», прирученных смыслов, переиначить негостеприимный мир под себя, ни в чем ведь перед этим миром не виноватого…
  
Итак, сладкая троица из пузатого менеджера Кирыча, относительно юного дарования Марка с закосом в трансвестизм и самого автора (около 40, журналист), сталкивается со всем тем, с чем неизбежно сталкивается любая гей- и не-гей-семья в большом городе. Взаимоотношения с родственниками и с соседями, с работодателями (которые порой обнаруживают наклонности, прямо противоположные штампу в их паспорте), любовь, ревность и проблемы житейские… Всё, короче, как у людей. А то толстое обстоятельство, что люди в семье подобрались все одного, в общем, пола, лишь вносит приятную горчинку-перчинку и сахарок в этот семейный стакан теплого в целом чая.
 
Наверно, в этом и есть главная ценность книги Кропоткина. Гей-семья в его изображении — просто семья, хоть и гей-; явление нормальное, закономерное и естественное.
 
Между тем, хочется в заключение (по старой интеллигентской привычке) подпустить шептуна правительству и поразмышлять кратко о том, что такое семья в нашем обществе. Увы, нам еще далеко до Запада, где утверждают, что семья есть сообщество двух и более людей, которые ведут совместную жизнь, имеют общее имущество и хотят оформить это обстоятельство юридически. И заметьте: независимо от пола и даже от количества «брачующихся»! Но такой роскошный закон могут себе позволить лишь там, где государство служит человеку, а не человек — государству…
 
Вопрос о признании гей-семьи на Западе тесно увязывают не просто с борьбой за права секс. меньшинств, но и видят в устранении дискриминации по сексуальному признаку эффективное оружие в обуздании коррупции, путь к экономическому и духовному оздоровлению всего общества!..
 
Однако же мы или пока, или уже не Запад — мы все еще не наглядимся в витое, но кривое и мутное византийское зеркальце.
 
Увы, увы!
 
Почему и автор этой книжки, кажется, не в России ищет нынче счастье свое…
Вам понравилось? 4

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх