Александр Хоц
Секс как наказание
В Международный день секса, который отмечался 30 ноября, уместно вспомнить, что сексуальность может переживаться по-разному, в том числе и как наказание..
В своей первой полнометражной картине “Мальчик” (“Boy”) датский режиссер Сёрен Грин (Søren Green) рассказал историю 16-летнего подростка, который наносит себе раны, вытесняя чувства покинутости и одиночества. Это яркий и аутентичный фильм о взрослении в Дании, - говорится в анонсе. Исполнитель главной роли Ноа Виктор Рисбро Хьеррилд убедительно сыграл сложного подростка, который постепенно учится принимать помощь и взаимодействовать с другими людьми.
16-летний Тобиас проводит лето с бабушкой и дедушкой за городом, потому что у матери нет на него времени. Тобиас знакомится с молодым художником Ароном и между ними развиваются осторожные отношения. Но затем подросток возвращается к старым привычкам, - он винит себя в том, что всё идет наперекосяк и ищет утешения в боли, которую причиняет себе сам. Во время блужданий по деревне он встречает секс-работника Джонаса, ждущего клиентов возле общественного туалета и получает первый сексуальный опыт.
В фильмах о молодых скейтерах - «Детки» (1995), «Короли Догтауна» (2005) или «Параноид парк» (2007) - спорт обычно подаётся как групповой опыт, формирующий коллективную идентичность. Это то, что придаёт уверенности в себе и повышает самооценку. Но Тобиас со скейтом остаётся в одиночестве. Он катается по пустынным улицам датского пригорода с музыкой в наушниках, отчуждённый и замкнутый в собственном мире.
Когда он сидит за обеденным столом с матерью, то диалога не получается. Мать просит сына не злиться на неё и говорит, что “это только на несколько дней”. В следующей сцене Тобиас подбирает осколки битого стекла с кухонного пола. Мы не слышали, что мать сказала сыну и не знаем, что произошло. Но видим результаты разговора: печальное лицо Тобиаса и опасные осколки у него в руках - образ его состояния.
Бабушка и дедушка забирают внука на отдаленный остров Лангеланд в Балтийском море. «Я позабочусь о тебе», — обещает бабушка Астрид, но её оптимизм кажется сомнительным, потому что бабушка страдает слабоумием. Когда она дарит внуку свитер сына, который, вероятно, рано умер, ей трудно отличить Тобиаса от покойного ребёнка. Попытка подростка найти какую-то точку опоры в этой среде кажется обреченной на провал.
Но иногда мелькает луч надежды. Тобиас помогает своему деду-стекольщику с профессиональным заданием и во время случайной встречи пишет шариковой ручкой номер своего мобильного телефона на руке 25-летнего художника Арона. Так начинаются их отношения. Но дискомфорт не отступает и судьба идёт по следу, “как сумасшедший с бритвою в руке”. Когда дедушка просит снять толстовку, чтобы подстричь вьющиеся локоны внука, нам становится понятно, что герой пытается скрыть шрамы от порезов на руке, которые наносит себе сам..
Существует ли выход из тупика? Ведь даже отношения с Ароном, к которому так влечёт героя, основаны на лжи: Тобиас соврал, что ему уже 19.. В шаблонном фильме вся эта тревога была бы упакована в серые, дождливые тона. Но режиссер Сёрен Грин и операторка Стефани Столь Аксельгорд не следуют клише, а используют контраст внутреннего мрака с ярким светом летнего пейзажа, который мог бы послужить фоном для жизнеутверждающей истории. Природа намекает на возможный позитив. Сам остров показан как микрокосм, в котором туристический магазинчик на пляже или удаленный туалет в доках становятся поворотными точками для развития сюжета.
Из-за стремительно ухудшающегося здоровья бабушки Тобиасу приходится временно переехать к нелюбимому отцу, живущему в шикарном летнем доме с новой партнершей и младшей сводной сестрой Тобиаса. Здесь выясняется, что с матерью практически невозможно связаться по телефону, а новый друг Арон раздраженно реагирует на непостоянное поведение. Чувствуя себя совершенно одиноким и покинутым, Тобиас присоединяется к секс-работнику Джонасу, чуть старше себя, который ждёт своих клиентов в туалетном блоке.
Сценарий, который Грин написал вместе с Томасом Лагерманом Лундме, не стремится демонизировать секс-работу как таковую или показать ее как низшую точку падения на жизненном пути. Скорее, эпизоды, в которых Тобиас занимается сексом с другими мужчинами, говорят о том, что у него ещё не было возможности развить здоровые отношения с собственным телом и своей сексуальностью. Секс представляется ему своеобразной формой наказания, основанной на унижении и насилии. Нечто вроде порезов, которые он наносит себе сам.
22-летний актер Ноа Виктор Рисбро Хьеррилд (Noa Viktor Risbro Hjerrild) не новичок в кино, он уже играл в короткометражке Грина «Октябрьский мальчик» (“October boy”) 2018 года. В новом фильме он играет своего персонажа, выразительно подчёркивая немыми жестами внутренние вспышки эмоций.
Однако сюжет не дает герою свалиться в пропасть. Доверие можно выстроить, люди могут извиняться и прощать друг друга. Боль, печаль и гнев можно преодолевать и прорабатывать в себе. Даже если были сказаны фатальные слова, если что-то сломалось в отношениях, то не всё потеряно.
Преодолевая множество препятствий, которые, конечно, не исчезнут волшебным образом, к концу истории Тобиас покидает путь саморазрушения, чтобы начать осторожно смотреть вперед. Шрамы и травмы останутся на месте, но их не нужно прятать, чтобы двигаться дальше.