Г.Б. Дерягин, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев
Мастурбация: реальный секс с виртуальным партнёром
Мир уединённости человека многообразен, духовно насыщен не только сугубо бытовыми мыслями, но и отвлечёнными от утомительной повседневности мечтами и фантазиями, в том числе на сексуальные темы. Не всегда осознавая свои сексуальные потребности, даже не всегда имея явные сексуальные фантазии, люди в естественном стремлении к получению удовольствия нередко начинают искать способы психосексуальной разрядки, обращаясь к мастурбации. Мастурбация сопутствует человеческой жизни с раннего детства; большинство людей занимается ею на протяжении всей жизни, то чаще, то реже, периодически забрасывая или возобновляя её, часто независимо от доступности или недоступности сексуального партнёра. Статья подробно рассматривает мастурбацию как процесс получения сексуального удовольствия и психологической разрядки.
Мир уединённости человека многообразен, духовно насыщен не только сугубо бытовыми мыслями, но и отвлечёнными от утомительной повседневности мечтами и фантазиями, в том числе на сексуальные темы. Не всегда осознавая свои сексуальные потребности, даже не всегда имея явные сексуальные фантазии, люди в естественном стремлении к получению удовольствия нередко начинают искать способы психосексуальной разрядки, обращаясь к мастурбации. Мастурбация сопутствует человеческой жизни с раннего детства; большинство людей занимается ею на протяжении всей жизни, то чаще, то реже, периодически забрасывая или возобновляя её, часто независимо от доступности или недоступности сексуального партнёра.
На возраст начала мастурбации, её частоту, потребность в этом занятии оказывают большое влияние социальные факторы (воспитание, уровень образования, вероисповедание, этническая принадлежность), обстоятельства жизни. Считается, что юноши мастурбируют в три раза чаще, чем девушки [32]. Есть данные, что чрезмерная мастурбация в раннем детском и препубертатном возрасте порождается и является признаком отсутствия родительской физической ласки, эмоционально-осязательного контакта с близкими, её можно расценивать как условно-сексуальную привычку [33]. Описаны случаи мастурбации у девочек в возрасте от 7 месяцев до 2 лет, которые тёрлись гениталиями о различные предметы, их движения напоминали копулятивные. Сопровождающие мастурбацию звуки и вегетативные реакции воспринимались родителями как признаки брюшной боли, иной патологии, что влекло обращение к врачам, прохождение совершенно ненужных диагностических тестов и лечения [27]. Имеются клинические наблюдения за трёхлетней девочкой, совершавшей быстрые и ритмичные копулятивные движения лёжа на кукле [8]
В настоящее время признано, что заместительная мастурбация взрослых и подростковая мастурбация периода юношеской гиперсексуальности не являются ни полезными, ни вредными относительно биологического и социального качества жизни, а со стороны психоэмоциональной разрядки признан её положительный эффект. Установлено, что препубертатный и подростковый мастурбаторный опыт никак не связан с коммуникативными успехами или неудачами, сексуальным удовлетворением, темпом сексуального созревания и какими-либо сексуальными успехами или неудачами в последующем [32].
На формирование будущих сексуальных дисфункций, например фригидности у женщин, в первую очередь имеет огромное влияние родительское воспитание, а не ранняя мастурбация, о чём говорит сравнительное исследование отношения к мастурбации и различным сексуальным мифам нормально оргазмирующих и аноргастичных 21-40-летних женщин. Оказалось, что никогда не испытывавшие оргазма женщины достоверно более подвержены влиянию мифических заблуждений относительно проявлений сексуальности, отрицательно относятся к мастурбации и испытывают по её поводу выраженное чувство вины, что также достоверно отличало их от группы оргазмирующих женщин [31]. По данным А.М.Свядоща [8], среди женщин, мастурбировавших до начала половой жизни, аноргазмия встречалась в три раза реже, чем среди никогда не занимавшихся ею.
К.Имелинский [2] в мастурбации видел лишь одну отрицательную сторону: закрепление при ней определённых стереотипов может создать своеобразный "код", в соответствие с которым и будет протекать весь цикл сексуальных реакций у человека. Любое отступление от "закодированного" стереотипа сексуальных реакций тормозит эти реакции или искажает их, что чревато партнёрской дисгармонией и невротизацией.
Мастурбация встречается и в животном мире, причём у самцов чаще, чем у самок. Она наблюдалась у собак, крыс, кроликов, морских свинок, обезьян, китообразных и других млекопитающих [8].
Исторические и культуральные аспекты.
На отношение к мастурбации в западном обществе огромное влияние оказала Библия, согласно которой (Быт. 38: 8-10) "Онан знал, что семя будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал". О каком зле конкретно идёт речь? О прерванном половом акте (coitus interruptus) или о мастурбации? Из самого текста Библии видно, что излитие семени на землю совершалось не где-либо и когда-либо вне вхождения к женщине, а когда Онан "входил" к невестке, то есть в процессе совершения полового акта с ней, так как благопристойное "входил" является простым эвфемизмом. Следовательно, Онан не мастурбировал, а "изливал на землю" в процессе полового акта, прерывая его. Но "зло было" не в самом факте излития спермы вне влагалища, а в ослушании Онана, в умышленном нарушении закона левирата (обязанность деверя оплодотворять овдовевшую невестку), за что он и понёс наказание смертью.
Термин "онанизм", возникший в 1710 г., - синоним термина "мастурбация" - ввёл в широкий обиход в XVIII веке лозаннский врач S.A.Tissot (Швейцария), который действия Онана интерпретировал как мастурбаторные. В 1760 г. он издал знаменательную, поворотную в истории сексологии книгу под названием "Об онанизме, или докторская диссертация о болезнях, возникающих вследствие мастурбации", где впервые были изложены и наукоподобно обоснованы выводы о чрезвычайном вреде мастурбации (термин "masturbation" был введён в английский язык в 1776 при переводе с французского языка монографии S.A.Tissot) [37]
S.A.Tissot связал необходимость сохранения спермы с древней сакральной теорией немощи и умирания от её изначального недостатка или потери (по этим представлениям, сперма заключает в себе жизненную силу, она является источником здоровья, жизненной активности, физической энергии). Он приписал убытку спермы из организма такие последствия как различные психические заболевания, импотенцию, слепоту, физическое истощение и другие опасные для здоровья явления. Ночную потерю спермы (поллюции) швейцарец определил как болезнь - spermatorrhea, требующую лечения [38].
Надо сказать, что до S.A.Tissot также были медицинские публикации, посвящённые вреду самоудовлетворения. Например, такая работа вышла из под пера N.Grouch в 1741 году (Г.Ф.Келли [3] в своём учебнике сексологии, изданном недавно в России, этот год приписал выходу работы S.A.Tissot). Хотя после издания книги Tissot встречались работы, доказывающие абсолютную безвредность мастурбации (например, в 1786 г. вышла работа J.Hunter) [8], но мысль его упала на плодородную почву пуританства, её подхватили и развили в своих трудах другие врачи. За медицинскими наблюдениями и жёстким рационализмом логических рассуждений автора была скрыта религиозная этика [45].
Для церкви семяизвержение вне полового акта всегда было грехом. В некоторых странах Европы до XI века за непроизвольную поллюцию накладывалась епитимья: семь дней поста; а если имела место мастурбация, пост длился двадцать дней. Монах, мастурбировавший в церкви должен был поститься до 30, а епископ - до 50 дней. С XI века за поллюцию или мастурбацию могла быть наложена епитимья в виде самобичевания для монахов или бичевание приходским священником для мирян. Вместо бичевания при поллюции можно было петь покаянные псалмы. Мужчина, у которого произошла поллюция, должен был немедленно встать с постели и пропеть семь псалмов, а наутро - ещё тридцать [9].
В Европе, пожалуй лишь в античном мире мастурбация была не грехом, а наслаждением. В древнегреческой литературе содержится множество упоминаний о ней. Например, Милет - город на побережье Малой Азии был центром производства и экспорта приспособлений для мастурбации и, самое главное, того, что греки называли олисбосом, то есть искусственного полового члена. Материалы для производства олисбосов были разные: дерево, кожа, набитая войлоком и т.д. Перед применением такой заменитель члена рекомендовалось обильно смазать оливковым маслом [2, 8, 9].
Авиценна высказывал двойственное отношение к мастурбации, считая вредной лишь обильную потерю семени: "Сношения с мальчиками мерзки, по мнению большинства, и запрещены шариатом... с другой стороны, семя извергается при этом не столь обильно, как при совокуплении с женщиной, и это менее вредно"[1]. Относительно поллюций у него имелось следующее наблюдение: "если люди избегают совокуплений (и не мастурбируют), то чувствуют тоску и тяжесть в теле и в голове, раздражаются и часто у них бывает непроизвольное истечение семени". Указывая, что причиной поллюций бывает переполнение "семенных сосудов", Авиценна, тем не менее, предлагал лечить сперматорею.
Представления Авиценны исходили из античности и соответствовали европейским взглядам его времени: "Согласно Галену и другим врачам, у мужчины и женщины имеется семя... Гиппократ о семени говорит, что большая часть материи семени исходит из мозга; оно спускается по двум кровеносным сосудам, проходящим за ушами, а потому кровопускание из них прекращает произведение потомства... кровь, образующая семя, - молочно-белая" (лимфа) [1]. Уже из сказанного становится понятно, почему результатом потери семени древние и средневековые врачи считали развитие тяжёлых болезней, в том числе психических расстройств. Следует оговориться, что, судя по представлениям Авиценны, за потерю семени могли приниматься любые выделения из уретры, кроме мочи, например, гнойные.
В XIX столетии кампания против masturbation стала медицинской манией. Медицинские учебники, иные издания пестрели сообщениями об ужасных последствиях мастурбации, поллюций и "чрезмерных" сексуальных отношений. Например, Р.Крафт-Эбинг [4] однозначно считал мастурбацию явлением нездоровым, ведущим к импотенции, гомосексуализму, безнравственности, нарушению этических и эстетических норм и чувств; явлением, сопутствующим психическим расстройствам, либо вызывающим их, и, несомненно, отягощающим наследственность. Примечательно, однако, обращение автором внимания на склонность к мастурбации практически у всех обладателей парафилий.
Для снижения сексуальной и мастурбаторной активности рекомендовались: кастрация, электрошок, прижигания клитора, в уретре и т.п. Так, Р.Крафт-Эбинг [4] сообщает о лечении мастурбации у девочек прикладыванием раскалённого железа к клитору, что, впрочем, не всегда удерживало детей от "порочной привычки". В XIX веке, благодаря усилиям врачей, многим стало "понятно", что лучше кастрировать неоднократно уличённого в мастурбации ребёнка, чем подвергать его жизнь опасности мастурбаторных последствий [5]. Эти викторианские представления дошли и до нас; благодаря им часть людей, преимущественно мужчин, в той или иной степени проявляют онанофобию. Однако, исследованиями конца ХХ века установлено, что даже мастурбаторные эксцессы не ведут к изменению качества сперматозоидов, снижая лишь их количество в последующих эякулятах, но это снижение никак не влияет на оплодотворяющую способность спермы и здоровье потомства [39].
Мастурбация мало распространена лишь в так называемых примитивных культурах, где период между началом биологического созревания и сексуальной инициацией очень короткий и нет проблем в установлении сексуальных контактов, но здесь необходимо считаться с существующими в таких обществах взглядами о недопустимости излишней потери спермы как жизненной силы. По представлениям, распространённым в Южной и особенно в Юго-Восточной Азии, с потерей спермы теряется и часть жизни, развиваются заболевания, импотенция, нарушение функции мочеиспускательного канала и другие неприятности. В Китае подобный комплекс страха, связанного с потерей семени, получил название "Шен-Куэй" [5]. Например, при изучении синдрома "страха потери спермы" (The Spermatorrhoea Syndrome), было установлено, что в Шри-Ланка в течение одного месяца в психиатрическую клинику обратилось до 35 совершенно здоровых людей с различными ипохондрическими жалобами, вызванными ночными поллюциями, в то время, как в Японии этот синдром встречается редко [25].
К сказанному здесь будут уместны и интересны следующие исторические сведения. В Имперском Китае сексуальное поведение рассматривалось как необходимое действие для достижения гармонии со вселенной через единство взаимодействия двух противостоящих сил - женского и мужского начал: Инь и Ян. Различие полов при сексуальном общении, как и сама сексуальная ориентация индивидуума не имели особого значения, гомосексуальность была допустима, так как интимная связь между двумя элементами Ян не обладала разрушительной силой; например, при взаимной фелляции нет потери мужского начала Ян (потеря Ян сокращает силы и жизнь). Лесбийские отношения также воспринимались безразлично, считались естественными, в то же время мастурбация осуждалась, потому что имелась непроизводительная и безвозвратная потеря начала Ян без достижения разумной цели. Начиная с политики экономических реформ 1980-х годов, отношения к различию полов и сексуальности в Китае изменились, возросла терпимость к сексуальным девиациям и к мастурбации [9, 54].
Гиппократ придерживался мнения (скорее всего, идущего из древних обрядов инициации), что мужественность и положительные мужские качества через сперму взрослого могут передаваться подросткам [2]. По представлению членов некоторых современных племён, например Sambia и Kimam в Папуа Новой Гвинее, мальчик никогда не вырастет, не станет мужчиной, здоровым, плодовитым и сильным человеком, если не будет наполнять себя спермой от тех, кто её уже продуцирует; кроме того, в племени Kimam при обряде инициации сперма, получаемая мастурбаторным путём от взрослых, играет символическую роль "эликсира жизни": её втирание в специально нанесённые раны "воскрешает" символически "убитого" мальчика, позволяет ему стать взрослым [7, 13, 28, 29, 47].
Так как сперма содержит в себе плодотворные начала, а действия, направленные на её получение, с древности символизировали стимуляцию плодородия, во многих обществах были приняты не только ритуальные совокупления людей на полях, но и символические совокупления мужчин с растениями с излитием спермы на землю [10]. Таким образом, в приведённых выше случаях мы столкнулись с ритуальной, культовой мастурбацией.
Мало кто знает о мастурбации, обусловленной наличием комплекса Коро. Комплекс Коро берёт своё название из малайского языка, а истоки - из влияния даосизма; он распространён среди китайцев, живущих в Юго-Восточной Азии, а также среди жителей Малайзии и Индонезии, чаще встречается у мужчин. Суть синдрома заключается в остром чувстве страха, паники, вытекающего из ощущения, что половые органы (молочные железы у женщин) втягиваются внутрь тела, в брюшную полость. Считается, что за втягиванием половых органов последует смерть [29]. Люди руками (даже палочками для еды) и при помощи мастурбации пытаются противодействовать этому. Состояние панического страха сопровождается обычными для него симптомами: сознание сужается, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушённость, не понимают до конца, что происходит; учащается дыхание, сердцебиение, усиливается перистальтика кишечника, может наблюдаться тошнота, головокружение, непроизвольные или мало контролируемые мочеиспускание, дефекация, обморочное состояние [5].
Комплекс Коро может быть одним из симптомов некоторых психических заболеваний, но встречается и самостоятельно, изредка даже у европейцев, которые никогда не слышали об этом комплексе и о даосизме. Так, в Польше наблюдали 6 случаев проявления комплекса Коро, 3 случая описали даже у евреев - жителей Израиля, в двух - это были эмигранты: один из Йемена, другой из Грузии [5, 30, 36].
Впрочем, давно известно, что иногда мастурбация может быть проявлением каких-либо психиатрических проблем. Например, З.Лев-Старович [6] наблюдал семинариста, у которого мастурбация пробуждала сильное чувство греха и вины, поэтому он старался воздерживаться от неё. Но воздержание от рукоблудия порождало навязчивые сексуальные и вульгарные ругательства, богохульные мысли, произносимые мысленно в ходе церковной службы. Акт мастурбации избавлял его от богохульства.
Мастурбация может принимать характер навязчивого влечения, причём не обязательно в уединении. Общеизвестна мастурбация эксгибиционистов при совершении ими акта эксгибиционизма. R.McNally & B.Lukach [34] описали случай зоофильного эксгибиционизма у дебильного мужчины, который мастурбировал перед большими собаками обоих полов. В отличие от большинства эксгибиционистов, он не демонстрировал себя ни женщинам, ни детям, а в отличие от большинства зоофилов, он никогда не хотел прямого сексуального контакта с животными.
Стоит упомянуть о меркантильной мастурбации, которая встречается не только при проституировании: в последнее время она приобрела значение как обязательный элемент донорства спермы, но каких-либо конкретных данных относительно её распространённости мы не встретили. Пожалуй, лишь одна Протестантская церковь допускает подобного рода мастурбацию, имея в виду её социальную роль, остальные христианские церкви и секты, иудаизм, ислам такие действия, хотя очевидна богоугодность цели - деторождение, абсолютно запрещают.
У некоторых людей мастурбация сопровождается определённым ритуалом, включающим соответствующее убранство комнаты, сценарий процесса самовозбуждения, применение специальных приспособлений. Ритуалы порой достигают такой сложности, что моменту эякуляции могут предшествовать несколько часов всевозможных манипуляций. Усложнённо-ритуальная мастурбаторная практика с использованием всевозможных атрибутов обычно присуща лицам с садомазохистскими тенденциями [2]. Пожалуй, самые красноречивые и непревзойдённо обширные описания подобного рода практики содержатся в философских романах маркиза де Сада.
В литературе упоминается мастурбация путём выставления гениталий на ветер [6]. В полевых наблюдениях за нудистами мы встретили подобные случаи редкой и весьма утончённой мастурбации путём выставления гениталий на тёплый ветер или в тёплую, лёгкую, набегающую и отступающую волну. При такой мастурбации всё внимание мастурбирующего природным явлением сосредотачивалось на получаемых ощущениях от движения волосков, температурных влияний, изменений упругости и напора потоков ветра, воды, движений гениталий под воздействием набегающих и отступающих волн, напряжений и расслаблений мышц живота, тазового дна, видимого изменения объёмов полового члена или вульвы. Здесь нельзя игнорировать и фактор эксгибиционистского удовлетворения в комплексе с визионизмом.
Кроме того, нам в практике встретился интересный случай лечебной мастурбации при анально-копчиковом болевом синдроме у мужчины средних лет. Острые приступы боли изредка будили его по ночам, нарастали, становились нестерпимыми и проходили только после мастурбации с эякуляцией, особо хороший эффект больной отмечал при вовлечении в мастурбаторный акт прямой кишки (если рассматривать боль при указанном синдроме как отражённую при проблемах с половыми органами, то воздействие на предстательную железу и семенные пузырьки вполне разумно).
Распространённость мастурбации.
Данных о распространённости мастурбации в современных мировых культурах мало, но все они свидетельствуют о большей встречаемости мастурбации среди лиц мужского пола и достаточно высоких уровнях онанофобии. Так, в Польше в подростковый период мастурбируют 90-92% мальчиков и 30-45% девочек. Соответственно классическим данным (1940-х годов) А. Kinsey, когда-либо мастурбировали 93% мужчин и 62% женщин [6]. Среди 19-27-летних военнослужащих в Южной Корее занимались мастурбацией 98,1%. Средний возраст начала мастурбаторной активности был 14,2 лет. 10,9% солдат проявляли онанофобию и чувство вины после мастурбаторной разрядки [21].
В Пакистане факт мастурбации признали 80% 18-30-летних жителей Карачи, 94% молодых людей имели когда-либо поллюции. До 62,8% респондентов ассоциировали мастурбацию и до 42,6% - поллюции с развитием различных заболеваний, почти 2/3 после мастурбации испытывали чувство вины [41]. На севере Индии из 1000 пациентов, посетивших психосексолога, 33,4% испытывали чувство вины по поводу мастурбации [52].
В Мексике из 304 студенток университета к 20-летнему возрасту мастурбировали 63,5%, в основном, 1-2 раза в неделю; 51,8% студенток стали мастурбировать до наступления 14 лет [48]. В Манизалесе (государство Колумбия) мастурбировали 68,1% университетских студенток [12]. При опросе в 1989 году 16-18-летних жителей Праги установлено, что в этом возрасте занимались мастурбацией 90% юношей [42]. R.Clifford [23] методом интервьюирования получил данные о мастурбации 74% студенток североамериканского колледжа.
При опросе 15-18-летних респондентов обоих полов из сельских местностей Австралии установлено, что девушки начинали мастурбировать несколько раньше мальчиков, но мальчики посвящали этому занятию гораздо больше времени. Всего в мастурбации призналось 58,5% мальчиков и 42,7% девушек, преимущественно из семей с менее консервативными взглядами [46].
В результате отсутствия элементарных сексуальных знаний и наличия неверной информации 12,5% юношей на Тайване, окончивших школу, придерживались архаичных, сакральных восточных взглядов на мастурбацию и ночные поллюции, выраженных в XVIII веке для западной мысли S.A.Tissot [22]. Несомненно, что онанофобные взгляды более присущи выходцам из малообразованной, сексуально непросвещённой среды с пуританскими воззрениями. Так, 60% мальчиков и 50% девушек - старших школьников в одной из беднейших общин Сантьяго (Чили) усматривали в мастурбации опасность для своего здоровья [35].
Сексуальность детей с Down's синдромом также порождает существенные проблемы, в первую очередь - проблему сексуального образования детей и их родителей. Так, больше половины лиц с Down's синдромом в Исландии интересовались представителями противоположного пола и посещали места молодёжных сборов (тусовок), но лишь единицы их понимали суть сексуального общения, при этом заметно для окружающих мастурбировали 40% юношей и 22% больных девушек. Только редкие подростки имели какое-либо сексуальное образование, и редкие родители могли его обеспечить [40].
Мастурбация пожилых мало исследована даже в развитых западных странах, а в России - вовсе не изучена, несмотря на очевидные выгоды, которые могут быть связаны с этой формой сексуального выражения. Склонность к мастурбации в пожилом возрасте зависит от отношения к сексу и уровня сексологических знаний [7], кроме того, огромную роль в сексуально активной старости играет уровень материального благосостояния: чем выше достаток, тем активнее пожилой человек, тем чаще (из-за эректильной дисфункции) он прибегает к взаимной мастурбации и оральному сексу [24]. Физиологическая, заместительная мастурбация в пожилом возрасте - также явление распространённое, вполне здоровое и естественное. Около 50% мужчин и более 30% женщин старше 80 лет предаются ей [15, 20, 53].
Интересны данные изучения сексуальности стариков в Мюнхене путём интервьюирования 91 женщины в возрасте от 50 до 90 лет. 53% женщин были сексуально активными; 34% из них мастурбировали, 30% проявляли ту или иную гетеросексуальную активность, 1% приходился на лесбиянок; 58% женщин испытали сексуальные мечты, 43% имели яркие сексуальные фантазии [50]
Мастурбаторные фантазии в той или иной мере выражают внутренние сексуальные потребности индивида, иногда полностью или частично не осознанные им. Обзор сексуального поведения лиц с аутизмом показал, что мастурбация даже у взрослых аутистов является обязательной и общей их чертой [51]. Ничто не проходит бесследно: параллельный реальности мир сексуальных грёз генерирует сексуальные образы и действия, которые при появлении соответствующих условий находят выход в реальность; при отсутствии таких условий, самосозданные и выкристаллизовавшиеся мысленные образы заставляют обладателей девиаций мастурбировать и мастурбировать вновь.
Подобное касается и сексуальных фантазий (их количества, качества) жертв чрезвычайно распространённого в нашем обществе полового насилия. Briere J. et all. [16] установили, что жертвы сексуального насилия имели больше разнообразия в сексуальных фантазиях, чем остальные их сверстники. Это может свидетельствовать о том, что виктимное поведение некоторой части жертв сексуального насилия является реальным, неосознанным отображением их виртуального фантазийно-мастурбаторного мира с преобладанием плюралистских и мазохистских тенденций.
Алкоголь и некоторые психотропные вещества облегчают появление и развитие фантазий, способствуя мастурбации как форме самоудовлетворения и самоуспокоения при отсутствии другой возможности для этого. Таким образом формируется и закрепляется цепочка получения удовольствия и удовлетворения: употребление вещества - нарастание сексуальных и иных положительных фантазий и ассоциаций - мастурбация - пик удовлетворения - релаксация. Матрицей для мастурбаторных генераций могут быть элементы из собственных сексуальных опытов прошлого или подсказанные визуальными и слуховыми накоплениями чужого опыта. Сгенерированные в процессе мастурбации сексуальные образы жизнеспособны и требуют, но не всегда находят их воплощения в действительной жизни.
Мастурбаторные повреждения.
Миру с древности известно множество мастурбаторных способов и используемых при этом предметов, а клинической, следственной и судебно-медицинской практике известны несчастные мастурбаторные случаи, вплоть до смертельных, которые могут возникать при использовании с целью самостимуляции электричества, введении инородных тел в различные отверстия тела (влагалище, анус, уретру), приводить к ампутации полового органа или асфиксии как случайности [17, 18, 19, 49]. Многообразие мастурбаторных способов обуславливают и широкий спектр повреждений половых органов, кишечника. Опасность заключается в том, что большинство людей с мастурбаторными травмами из-за стыда обращаются за помощью к врачу не сразу, а спустя некоторое время, после развития осложнений [11]; кроме того, они не всегда верно информируют врача и представителей правоохранительных органов по поводу обстоятельств травмирования.
Крайним вариантом сексуальной деструктивности с использованием мастурбаторной активности является аутоасфиксиофилия с применением удавки или в замкнутом пространстве, с самосвязыванием, трансвестизмом, завязыванием рта, затыканием его кляпом, ущемлением сосков, половых органов, иных частей тела и т.п. В случаях самосъёмки сексуальной активности асфиксиофила на видеокамеру анализ отснятого материала позволяет отличить несчастный случай от преднамеренного самоубийства или убийства. Случаи подобных анализов видеоматериала уже имели место и доказали неспособность асфиксиофилов к самостоятельному освобождению после аварийного зависания в петле и потерю ими сознания в течение нескольких секунд [14, 26, 43].
Кроме того, в литературе описаны случаи самокастрации и повреждений полового члена под влиянием сильного чувства вины из-за влечения к мастурбации. Подобные явления характерны лишь для членов сексуально репрессивных обществ и выходцев из семей с выраженными пуританскими установками [44].
Учитывая описанные медико-социальные особенности изучаемого явления, мы предлагаем классификацию мастурбации, основанную на мотивациях субъектов и условиях мастурбаторных проявлений:
I. Физиологическая мастурбация (подростковая и заместительная взрослых):
а) без аноректальной вовлечённости,
б) с аноректальной вовлечённостью;
А. простая,
Б. усложнённо-травматогенная.
II. Мастурбация при партнёрских сексуальных взаимодействиях (как элемент гетеро- или гомосексуальных взаимодействий партнёров).
III. Заместительно-перверсионная мастурбация (при парафильных фантазиях или как ритуал при парафильных действиях)
IV. Ритуально-культовая мастурбация (подражательная у детей; ритуальная в религиозно-сексуальных сектах; как обрядовый элемент в развивающихся малых обществах, например, при обрядах инициации; редкие разновидности культовой мастурбации).
V. Симптоматическая мастурбация (как симптом заболеваний или пограничных состояний, в том числе и как условно-сексуальная привычка у детей допубертатного возраста).
VI. Эксгибиционистская мастурбация (в процессе акта эксгибиционизма).
VII. Аутоасфиксиофильная мастурбация.
VIII. Медицинская мастурбация (донорство спермы, диагностические исследования спермы, урологические, судебно-медицинские исследования).
На основании вышеизложенного понятие "мастурбация", по нашему мнению, можно определить как процесс получения сексуального удовольствия и психосексуальной разрядки путём намеренного, чаще мануального само- или взаимного стимулирования эрогенных зон и (или) сексуального самостимулирования психики.
Г.Б. Дерягин, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев