Элла Невероятная
Свой путь: иудаизм, ислам, буддизм, атеизм...
Аннотация
Об отношении иудаизма, ислама и буддизма к геям - четыре интервью на тему веры и гей-жизни. Беседа с верующими и атеистом. Люди рассказывают о своих убеждениях, о том, что дает каждому их религия, как чувствует себя гей в каждой из них.
Об отношении иудаизма, ислама и буддизма к геям - четыре интервью на тему веры и гей-жизни. Беседа с верующими и атеистом. Люди рассказывают о своих убеждениях, о том, что дает каждому их религия, как чувствует себя гей в каждой из них.
Когда заходит речь о религии, невольно думаешь о христианстве и как раз о православии. По крайней мере, для большинства россиян это так. И гей, размышляя о духовном пути, наверняка тоже первым делом подумает о том, чтобы креститься или пойти в церковь. Но ведь кроме христианства, в России официально признаны также иудаизм, ислам и буддизм. Да и атеизм (не навязанный научно-коммунистический, а выбранный умом) тоже может дать душевные силы.
Думаю, о христианстве, его основных постулатах, отношении к Добру и Злу, а также к гомосексуальности, много сказано прежде и будет сказано потом. Мне было интереснее рассказать о других мировоззрениях. О том, как меняется восприятие гомосексуальности в религиях - можно заметить постепенное склонение к большей толерантности. Но хотелось посмотреть и с другой стороны: как воспринимают эти религии сами геи? Как видят "себя в них", находят ли возможность соединить свою неотъемлемую часть - сексуальную ориентацию - с постулатами конфессий? И конечно же, как живётся без какой-либо веры.
Иудаизм
Хотя в иудаизме существует прямой запрет гомосексуальных действий – «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, ибо мерзость это» (Левит 18:22), и требование наказания (розги, плети или даже смертная казнь) для нарушивших запрет, упоминаний о смертных приговорах в исторических источниках нет. Влечение рассматривается как противоестественное, но наказаний за одно только влечение не предусмотрено - грешником становится тот, кто позволил «противоестественному» влечению возобладать.
Однако более современное толкование заветов, а также знакомство с исследованиями второй половины 20-го века, отражавшими взгляд на гомосексуальность как на естественное явление, позволили некоторым религиозным деятелям выработать более толерантное отношение. Дискуссии, нередкие среди иудейских богословов как по этому, так и по многим другим вопросам, ведутся и в наши дни. Среди ортодоксальных иудеев браки геев или лесбиянок считаются недопустимыми и не заключаются по религиозным канонам. Но гражданские права ЛГБТ признают даже консервативные лидеры, а преступления на почве ненависти по признаку сексуальной ориентации осуждаются.
Владимир, 36 лет
Ты верующий? Атеист? Мистик?
Я эволюционировал от немного верующего (матушка учила, несмотря на социализм) к атеисту. Полному. Основано на.. логических рассуждениях и размышлениях о бытие.
Но об отношении к гомосексуальности и однополым связям в иудаизме знаешь? Вообще, сильно ли в этой религии "вторжение" в частную, даже скажем сильнее, постельную сферу?
Да. Знаю. Об этом черным по белому сказано в Торе. Это один из самых строжайших запретов. И карался ничем иным как смертной казнью. Путем побивания камнями. И иной трактовки нет и искать не нужно. Это однозначно. А Тора, как мы знаем, была записанна Моисеем со слов самого всевышнего.
Кстати, о лесбиянках в Торе нет. Есть в Талмуде (ну это типа то же самое, но "с комментариями"). Это считается просто развратом. Весь ужас состоит в "растрачивании семени")) Ну вот еврейское семя должно приносить плод, и никак иначе.
Вообще вторжение в частную сферу очень жесткое. Суть одна "муж, жена и много-много еврейчиков". Все. Только это имеет смысл. Вдова, вдовец - несчастные люди, развод - преступление. Жениться на нееврейке тоже очень плохо - растрачивание семени. Избранный народ должен быть чист от грязнокровок и извращений. Иудаизм вообще отрицает секс для удовольствия.
Но в этом случае получается, что сочетать иудаизм и гомосексуальность невозможно? Либо отказаться от ориентации, либо отвергнуть религию?
Или есть те, кто находит внутреннюю возможность примирить эти вещи?
И ещё, выходит, что обращаться в иудаизм взрослому гею/лесбиянке, да и любому не еврею - бессмысленно? Или, опять же, есть "прогрессивные" ветви иудаизма?
Точно не скажу. Но кажется, даже есть раввин - открытый гей. Естественно, скандальный. На данный момент осуждают не влечение, а реализацию. То есть влечение допустимо, секс недопустим.
Есть и терпимые суждения, призывающие относиться к таким членам общины с терпением и пониманием, но.. в то же время помогать исправляться. То есть уже ушли от "самого страшного" и классифицируют как и другие грехи.
Но главная мысль в Торе это "святость". Как бы это на русский перевести.. "Я твой Бог. И ты должен быть праведником, поскольку Я свят для тебя". То есть, если ты искренне веруешь, то все свои стремления устремишь на искоренение греха в себе. И следованию резолюциям Бога, продиктованным Моисею.
В моем понимании (я не люблю умственных вывертов и "договоров с собой") практика гомосексуальности и Тора (а это сердце иудаизма) не совместимы.
А что даёт иудаизм тем, кто его исповедует?
Ну естественно, что правоверный иудей уверен, что только он верует правильно и в правильного Бога))
Поэтому перефразирую: Что дает религия человеку вообще и почему она неискоренима.
Прежде всего. Страх смерти. Каждый нормальный человек смерти боится. Это естественно для любого существа. Неразумные животные боятся инстинктивно, человеку хуже - он понимает, что умирает. Я думаю, что если бы наша психика не защищала нас (естественный механизм - забыть. Мы забываем о смерти. Не помним каждую минуту), то я думаю, что человек вообще бы рехнулся. Поэтому во всех религиях есть концепция либо вечной жизни "там", либо перерождения.
Вообще я думаю, что человек умрет, ничего не будет. Тело сгниет. Но ведь перспектива жуткая? Как с этим жить? Вот разум и извратился.
Люди часто обращаются к богу, столкнувшись со смертью. Стариков много в церкви.
Второе. Протест перед несправедливостью жизни. Жизнь страшно несправедлива. Хороший человек может страдать, негодяй шиковать. При этом шикуют чаще негодяи. Сама понимаешь почему. Много несчастных случаев, несправедливых смертей. Да и вообще человеческая жизнь нелегка. И вот все религии имеют концепцию "воздаяния по заслугам". Некое мистическое всемогущее существо будет судить, и суд будет справедлив.
Третье. Есть много вещей, которым на данный момент нет объяснения. Это не значит, что это мистика. Тысячу лет назад не могли объяснить, что такое гром, теперь мы досконально знаем. Но человек так не мыслит. Ему нужно объяснение тут и сейчас. Поэтому это еще одно из того, что дают религии.
Четвертое. Человек существо социальное. Ему обязательно нужно иметь своих и чужих. И видеть признаки принадлежности. Объединение в рамках религии это дает.
Ты отошёл от религии именно из-за конфликта религия/секс. ориентация, или были другие причины?
Нет. От религии я не поэтому отошел. В принципе, бисексуальная моя природа дает место для маневра. Я вполне мог бы жениться, наплодить Вовчиков и жить согласно военному уставу (евреи это воинство божие. Избранные)). Детей я люблю, женщин тоже.))
Но однажды я поразмыслил и понял, что это все фигня. Чисто..по логике вещей.
Будучи атеистом, свою принадлежность к иудейской/еврейской культуре ты ощущаешь?
Ощущаю. У евреев реально есть вера в себя, в некую "особенность". Но думаю, что это только результат воспитания.
Порадуешься, если кто-то из знакомых, близких, решат стать серьёзными иудеями?
Я не обрадуюсь, если мои родные углубятся в любую религию. Вера учит не рассуждать. Ничего нового она не приносит. Напротив. Сейчас я учу дочку не красть, быть доброй, терпимой, потому что это нормальные отношения между людьми. А религия учит "потому что так хочет бог". Завтра бог решит по-иному. И человек верующий не задумается. Ему думать нельзя. Иначе вера распадается. Я фанатика в своем кругу видеть не хочу и буду этому препятствовать.
Есть ли всё же в иудаизме какие-то моменты, которые были бы полезны и неверующим, или представителям других конфессий? Позитив, способный пригодиться по жизни, или что-то практическое?
Конкретно в иудаизме? Да как и во всех религиях. Это прекрасное средство от депры. Уныние грех везде)) Искренне верующий человек верит прежде всего в светлое будущее. Все равно. Если он будет соблюдать - он будет в шоколаде. Поэтому милостивые боги сейчас в цене. Прощающие.
Атеисту как? Всю жизнь работать, бороться за жизнь и потом скопызиться и сгнить. А верующие, они в рай попадут. Вера также помогает смириться и уменьшить боль. Например, от потери близких, или просто жизненных лишений.
Но тут же и минус. Атеиста обещаниями не накормишь. Ему нужно тут и сейчас. Поэтому атеизм современной России не подходит. Это изначально бунтующая масса.
Поэтому мне лично сложно оценить.. Плюс религия или минус. В конце концов, счастие это только чувство, иллюзия.
Кто счастливее? Атеист, потом и кровью создающий себе достойную жизнь на земле? Или верующий, который хлебушка с водичкой поточит и верит, что на том свете будет меды пить?
Ислам
В исламе взгляд на гомосексуальность довольно строг:
Кто поцеловал мальчика с возбуждением, тот подобен совершившему прелюбодеяние со своей матерью семьдесят раз. Совершивший прелюбодеяние со своей матерью один раз подобен совершившему прелюбодеяние с семьюдесятью девственницами. А совершивший прелюбодеяние с девственницей единожды подобен тому, кто совершил прелюбодеяние с семьюдесятью женщинами.
Однако во внимание обычно принималось не влечение, а поведение. Анальный контакт не одобрялся, независимо от того, происходил ли он между двумя мужчинами или мужчиной и женщиной. Существовали также «градации» неправильности, в зависимости от того, являлись ли партнёры свободными людьми или один из них приходился другому рабом (рабыней); были ли это взрослый мужчина и мальчик или двое взрослых; активную или пассивную роль они избирали.
Тем не менее, в ранний период какого-то конкретного наказания для однополых партнёров предусмотрено не было – такая связь осуждалась, но судья выносил приговор по своему усмотрению. В средние века платонические отношения мужчины и мальчика также воспринимались терпимо, однако затем на исламские общества начала оказывать влияние «завезённая» туда викторианская мораль.
Сегодня ситуация противоположна той, что была прежде, когда ислам наказывал за гомосексуальность менее сурово, чем христианство или иудаизм. В большинстве стран с мусульманским населением предусмотрены тюремные сроки или даже смертная казнь (Афганистан) за однополые связи. Ни ЛГБТ-организаций, ни законов против дискриминации по признаку сексуальной ориентации там нет.
При этом для законного осуждения по шариату требуются четыре свидетеля гомосексуального акта, видевшие всё своими глазами. Предъявляют ли суды такое требование на практике, сказать трудно.
Однако существуют международные мусульманские организации, отстаивающие право геев и лесбиянок исповедовать ислам, отказ от взгляда на гомосексуальность как на грех и от преследования гомосексуалов. Эти организации призывают к более современному прочтению Корана, а Мусульманский Канадский Конгресс выступал за легализацию однополых браков в Канаде.
Камиль, 37 лет.
Я так понимаю, что из моих героев вы наиболее тесно связаны с религией. По профессии - преподаватель основ ислама. А приходилось преподавать?
Да, приходилось. Преподавал в мечети.
"Как пришли в ислам" - вопрос, наверное, риторический? Воспитывались в мусульманской семье и традициях?
Нет, родители не особо веровали, такое время было коммунистическое. А религию искал долго и упорно. И нашел некоторое успокоение в исламе. Даже не задумывался, когда поступал в медресе, о собственной гомосексуальности. А когда пришел работать в мечеть, то напрочь забыл о своих пристрастиях на много лет. Когда меня познакомили с одной девушкой с целью женитьбы, во мне прямо-таки все восстало против.
А что даёт вам религия?
Внутреннее успокоение.
Но насколько я знаю, в исламе гомосексуальность считается грехом. Это так? Каково вообще официальное отношение к геям?
И каков общий взгляд на грех/добродетель, добро/зло?
В Коране говорится о народе Лута (Лота), который погиб от Божьего наказание, за грехи мужеложства: "И пошел Лат, и сказал людям: "Не предаетесь ли вы разврату невиданному? Утоляете страсть свою с мужчинами, а не с женщинами". (Коран 7:80-81)
"Неслыханно! Пред всеми созданиями земными вы предпочитаете мужчин, а жен, данных вам Господом, покидаете?". (Коран 26:165)
Официальное отношение к геям очень напряженное. Во многих странах, где исповедуется Ислам, существует реальное наказание за гомосексуальные отношения. Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия, и некоторые другие.
Грех и добродетель: "Жены ваши - нивы ваши", ходите когда пожелаете. В Исламе разрешены любые отношения между мужем и женой, кроме сексуальных отношений во время месячных и анального секса. Он под запретом, потому как он не имеет функции продления рода. С этой точки зрения и формировались основы шариатских законов, в том, что мужчина завоеватель, и не должен уподобляться женщинам.
Вопросы гомосексуальности особо не рассматриваются в мусульманской среде, потому как тема слишком интимная и многие мусульмане робеют перед ней. Когда есть аудитория, у некоторых фанатично настроенных ребят появляется возможность высказаться по этому поводу и показать свою значиость и весомость в обществе. Представьте среду, в которой вы работаете. Думаю, и вы так же на рабочем месте не горите желанием обсуждать эту тему. Скорее, она упоминается вскользь, двумя-тремя фразами-усмешками. Точно так же и среди мусульман тема геев не является главной проблемой. Жаль лишь, что многие не видят разницы между геями и педофилами. Желание защитить детей - это инстинкт любого родителя, но при неправильной подаче информации из тех же СМИ, границы гомосексуальности и педофилии размыты.
А что помогает всё-таки соединять в себе гомосексуальность и принадлежность к религии, считающей это грехом?
Представьте, что с вами заговорит гей, желающий найти то самое внутреннее спокойствие. Спросит - стоит ли ему стать мусульманином, что вы ответите? Ведь он, возможно, спросит и других мусульман, а они наверняка отнесутся к гомосексуальности негативно.
Гомосексуальность - это мое личное дело и личное дело каждого человека, нефанатично настроенного. Именно жесткий подход к этому вопросу может свести человека в психиатрическую больницу. Мусульманин выскажет, что гомосексуальность - величайший грех, только где же вы видели такого гея, который так открыто спросит об этом? В том-то и проблема нынешней молодежи, что свои проблемы они решают самостоятельно. И вообще, гомосексуалы умеют приспосабливаться, загоняя внутрь все свои наклонности. Стать мусульманином - это осознанный шаг в жизни. А быть гомосексуалом – то, от чего почти невозможно отказаться. Противоборства не возникает, просто сексуальность - это глубоко личное. То, что эти вопросы так муссируются, показатель нездорового общества. Опять-таки, и сексуальность и выбор религии - это глубоко личные вещи. Религия учит быть человеком, у каждого верующего происходит некий диалог с Богом. И каждый надеется в душе на снисхождение. Вот почему количество верующих (не священников, а людей исповедующих различные религии) среди гомосексуалов не уменьшается.
Но если представить, что кто-то на этом форуме спросит вас. И учитывать, что спросит не только вас, но и других мусульман где-то в другом месте.
Конечно, нужно говорить, что Ислам - это религия добра и терепимости. И я бы посоветовал не особо доверять форумам, потому как люди там в большинстве своем высказывают свое мнение в зависимости от настроения. И все совершенно разные. Точно так же, как на священника гетеросексуала напали геи на нашем форуме, так же может произойти с геем, который придет на мусульманский форум. Кто стоит за этими людьми, неизвестно. Конечно, для тесного общения необходим визуальный контакт. Часто ли мы ложимся на неудобную кровать или одеваем некрасивую одежду? Точно так же и человек делает так, как ему удобно. И религию он выберет такую, какая ему по душе, просто необходимо увидеть многие ее положительные стороны.
Важно ли для вас ощущать свою принадлежность, как мусульманина, к исламской культуре? Сможет ли ощутить такую принадлежность новообращённый человек, что это ему даст?
С мусульманами приходилось общаться, и, как во многих случаях, побеждает гомофобия. Это то понятие, когда гей должен исправиться, либо не выставлять свои наклонности напоказ. Одно из имен Аллаха - Скрывающий, и как сказал мне один имам, человек не должен открыто говорить, что у него внутри.
Ваши родные, близкие - верующие? Если мусульманин при вас станет осуждать гомосексуальность с позиций религии, вы возразите?
Да, у меня родные верующие, но знакомые стали как-то отдаляться в последнее время. Что касается исламской культуры, то это, так скажем, культурная в рамках религии тусовка, потому сам будучи не тусовшиком, не бываю в тех местах, где происходят многие мероприятия. А если есть у человека желание приобщиться к этой культуре, пожалуйста. Мы часто ходим отдохнуть душой и насладиться музыкой на концерты, точно так же, наверное, обстоит дело и у новоиспеченного человека, по поводу культуры.
Важна ли для вас обрядовая сторона религии - молитвы, пост, жертвоприношения, паломничество?
Как у любого верующего, обрядовость является одной из составляющих. Отношение к паломничеству немного сложное, понимаю, что это один из обязательных (фарыз) столпов ислама, но боюсь такого скопления народа. Да и стоимость хаджа - 80 тысяч, для меня многовато, если честно.
Есть ли в исламе какие-то моменты, которые могли бы пригодиться в жизни и неверующим, либо представителям других конфессий? Практические понятия, некий позитив?
А вот на этот вопрос труднее всего ответить. Каждый ищет и находит свой путь сам. Общая формула, скорее всего, в доброте и понимании тех, с кем ты идешь по жизни. Будь это любимый человек, наши близкие, да и вообще все те, кому наше участие просто жизненно необходимо.
Буддизм
Буддизм различает поведение монахов и монахинь и поведение остальных верующих. Сексуальная активность монахов под запретом, однако для других важнее избегать сексуального насилия и измен.
Единого взгляда на гомосексуальность нет: учения Будды не содержат прямого запрета гомосексуального поведения, тем не менее, в традиционных обществах Азии однополые связи осуждаются, поскольку считается, что некоторые виды секса отрицательно влияют на энергетические системы тела. Далай Лама, выступая за предоставление гомосексуалам равных прав, о совместимости буддизма и гомосексуальности однозначного мнения не высказывал.
Денис, 33 года.
Как ты пришёл к буддизму?
Я всегда интересовался, скажем так, трансцендентными вещами. В результате остановился на буддизме. То есть, это осознанный выбор.
Каково официальное отношение буддизма к гомосексуальности?
Официальную позицию буддизма озвучивают главы соответствующих ветвей: в Келуг это Далай Лама, например, в Кагъю (к которой я принадлежу) – Кармапа. По этому поводу они высказывались неоднократно. Основной лейтмотив - при условии добровольности обеих партнеров гомосексуальность не несет отрицательной кармы, а значит, и не может осуждаться буддизмом. Лама Оле Нидал даже заявил, что у геев есть свой собственный будда), но это, я думаю, он пошутил)
Коротко так - это для мирян. Соответственно, у тех, кто принимает монашеские обеты, все по-другому, что и естественно).
Вообще, с точки зрения циркуляции чакры и бодхичитты, анальный секс не гуд, конечно, как и оральный, причем пол партнера не важен. Сам факт орального, например, секса, с мужчиной, женщиной ли, не одобряется, однако и не осуждается особенно.
Как вообще буддизм смотрит на добро и зло, грех и добродетель?
С точки зрение кармы. Все, что увеличивает отрицательную карму, приносит страданя – плохо; все, что наоборот – хорошо. Тут надо понимать, как работает карма.
Упрощенный варант для вычислений кармических последствий существует, я рекомендую пользоваться разъяснениями Тинлея (все другие такие же по сути, но там много терминов, малопонятных широкому кругу лиц).
Так карма слагается:
1. объект
2. мотивация
3. действие
4. Завершение
Например, объект -человек
мотивация - ну гнев, скажем
действие - убийство
завершение –удовлетворение.
Человек - весомый объект
мотивация – отрицательная, так как гнев негативное состояние ума
действе тоже негативное
и завершение заканчивает формирование кармы, так как есть удовлетворение.
Вот в этом случае имеем образцово-показательную негативную карму.
Если, например, вместо человека будет комар, карма тоже будет негативной, но в гораздо меньшей степени)) А если мы после убийства комара не будем радоваться, а пожалеем его и пожелаем будущих хороших перерождений, то карма станет неопределенной хДД.
Если мы убьем его не в гневе, то совсем хорошо)
Рассматривая поступки таким образом, можно посчитать, какая карма образуется.
Сколько времени ты исповедуешь буддизм?
Давно уже, лет 12 точно.
Важна ли в нём обрядовая сторона - молитвы, пост? Важна ли эта сторона для тебя?
В буддизме есть практики, например, нёндро - они настраивают тело и ум соответствующим образом. Когда делаешь нёндро, лучше не пить, конечно, и в мясе ограничиться - поскольку в мясе много лишней информации. Практики помогают очистить ум от различных омрачений. Буддизм рассматривает их как инструменты, призванные помочь человеку практиковать дхарму.
Поэтому важна, конечно.
Что даёт тебе буддизм?
Понимание, прежде всего. А также дисциплину ума - это очень важно. Ведь и к гибели и к спасению нас движут только собственные мысли. Поэтому важно уметь с ними обращаться. А то ведь у большинства людей все наоборот: не они командуют мыслями, а мысли ими))
Кроме всего прочего, авторитетно утверждаю, что буддийские практики очень хорошо работают. Ну, наверное, это везде так - обращение к трансцендентному не остается без последствий в этом мире.
Какая из культур для тебя "более своя": буддийская или русская православная? Или, при том что ты буддист, эта культура тебе чужда?
Я не вполне представляю себе, что есть "русская православная культура". В чем она выражается? В музыке? Я слушаю металл. Ария - русская православня группа? Вряд ли.
В литературе? Я читаю Пелевина, Полякова, Крапивина, Стругацких, Лукьяненко, Лазарева, Перумова, Успенского, (из русских авторов). Если кто-то из них отображает русскую православную традицию, значит, и я там.
В чем еще эта культура может появляться? В наших законах, которые все суть калька с западных систем?)
Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку я не владею терминами)
Про русскую православную культуру и буддийскую я для того и спросила, чтобы узнать - есть ли, по-твоему, таковые? Особенно буддийская. И ощущаешь ли ты себя её частью.
Да есть, наверное, и те и те. Я буддизм практикую, а"буддийская культура" это культура народов, практикующих буддизм. Она мне интересна постольку поскольку. Я не ощущаю себя частью тибетской или там вьетнамской культуры, если вопрос об этом)
Если ты узнаешь, что кто-то из твоих знакомых, родных, или кто-то здесь на форуме решил стать буддистом, ты будешь рад за этого человека?
Что значит рад? Человек сделал выбор. Я всегда рад, если человек делает выбор, который не навредит ни ему, ни окружающим. А в том, что кто-то стал буддистом, ничего плохого нет.
Есть ли какие-то полезные практики буддизма, которые можно применять и светским людям?
Есть, конечно, и достаточно много. Не надо думать, что все буддисты - это монахи). Наоборот, таких как раз не очень много.
А какие моменты есть в буддизме, которые пригодились бы неверующим? И даже, возможно, верующим других конфессий?
Да их много достаточно. Например, практика дисциплины ума - вещь полезная всем без исключения, по моему глубокому убеждению. Но все же лучше не подходить с таким потребительским подходом, поскольку "каждому больному - свое лекарство". Буддизм это же не школа психоаналитики, а религия, и достаточно отличная от привычных семитских систем, распространенных на Западе. Поэтому в целях избежания когнитивного диссонанса практики не делать, поскольку они реально работают, а заниматься болтовней, ибо болтовня о дхарме тоже создает положительную карму)
(созданную этим текстом заслугу посвящаю благу всех живых существ)
Атеизм
"Официального атеистического" взгляда на гомосексуальность не существует. Мораль не догматизирована, личная жизнь не является предметом рассмотрения со стороны. Ни одно объединение атеистов не может признать или отвергнуть гея – атеизм не задаётся общим центром. Каждый сам вырабатывает взгляд на сексуальность и её проявления.
Ник Kaylush (Кэйлаш), 27 лет
Как ты стал атеистом?
Причина в разочаровании, которое пришлось испытать. В моей душе имелась некая система, каркас верований. И, несмотря на различные вещи, имелось объяснение тем или иным процессам в мире с этой точки зрения.
Но в определенный момент жизнь такие объяснения исчезли. Больше нельзя было найти в них ни утешения, ни объяснить с их помощью происходящее...
Что давала тебе вера? И что даёт атеизм?
Ну... по своему душевному складу я - тип довольно интуитивный. Я живу не только логикой, но во многом эмоциями, я прислушиваюсь к своим внутренним ощущениям при принятии тех или иных важных решений. И даже, может, я мистик по своему складу, в некоторой степени...Верования давали возможность подняться над обыденностью, удовлетворить в той или иной степени эту тягу. К тому же, это гармонизировало меня, приносило ощущение большего душевного покоя... Сейчас я иногда тоскую по тем временам из-за утраты именно этой "гавани"...
Атеизм - тут и проще, и сложнее. Проще - потому, что я даю себе бОльшие возможности для реализации тех или иных желаний, более свободное поведение разрешаю себе. Сложнее - того ошущения покоя, которое посещали меня тогда, у меня нет. Однако, я говорю себе, что приобретаю в обмен иное: способность смотреть на мир более беспристрастно, видеть его в большей степени таким, каков он есть. Это тоже помогает, в свою очередь. Хотя, нельзя ведь сказать, что это приносит душевный покой...
Было ли разочарование связано с гомосексуальностью, с какими-то другими важными причинами?
Разочарование не было связано напрямую с гомосексуальностью. Просто мной было утрачено на тот момент то главное, что составляло основу моей жизни - любовь. А что имеем - не храним, как известно... Ранее мне казалось, что эта любовь, при всей ее важности в моей жизни, все же имеет не столь великое значение. А оказалось, что с потерей её не нужно было и ничего остального. Был тяжелейший период. Человек, которого я люблю, повел себя со мной очень жёстко, он просто закрыл от меня все двери своей жизни... Всё рушилось, и в этом было и ощущение сиротства богооставленности... Я больше не видел стройную систему, я не мог объяснить тех или иных действий другого человека или тех или иных событий. Всё рушилось вокруг меня...
Тогда - возвращаясь к теме интуиции, - мне и открылся хаос. Мне стало понятно - не только на логическом уровне, но и на уровне ощущений, - что в основе жизни лежит некий бурлящий хаос, который может быть беспощаден, неумолим... Который уничтожал мою жизнь, потому что я, образно выражаясь, попал на уровни этого хаоса. В этом хаосе не было Бога, некого было просить ни о чем... Можно было только ждать и тосковать о потерянном... Если бы меня попросили найти художественный образ, который наиболее подходит для того периода, я бы выбрал разрушенный храм...
Так, наверное, я и увидел всё это. Так и была утрачена та система верований, которая ранее занимала значительное место в моей жизни.
Влияет ли атеизм на принятие своей гомосексуальности? Упрощает, усложняет?
(Вопрос может показаться риторическим - кажется, что верующим сложнее, для них же это "грех" - но человек может, наоборот, считать, что гомосексуальность ему дал Бог и, так сказать, не париться).
Вообще, как воспринимает атеист базовые добро/зло, грех/добродетель?
Тут индивидуально, конечно. Но я всё же думаю, что в большинстве случаев - упрощает принятие омосексуальности. Всё-таки многие влиятельные религиозные направления с негативом воспринимают гомосексуальность...
В моем случае скорее было так, что в принципе принятие собственной сексуальности во всех ее аспектах атеизм упрощал. Те верования, о которых шла речь в моем случае, не говорят специально о гомосексуальности, но они говорят об очищении от разного рода страстей - в том числе и от сексуальных страстей...
Я полагаю, для атеиста базовые ценности, о которых ты говоришь, по сути не отличаются, но не имеют такого мистического, овеянного чем-то внеземным значения. Дьявол для атеиста - это не чудище с рогами, который портит твою жизнь, но и не более утонченные метафизические объяснения присутствия зла... Например, в христианской традиции зло персонифицировано, вот, в образе дьявола. Для атеиста же, зло - это в первую очередь неразбериха в умах людей, их некрасивые поступки, войны, эпидемии, религиозное мракобесие... Атеист не имеет четкого ответа, почему в мире существует зло, но так или иначе, он связывает его скорее не с метафизическим, а с земным, человеческим.
Что до греха, то это слово тоже лучше оставить людям религиозным. Для атеиста есть скорее плохой поступок. То бишь, опять-таки в чисто человеческом его понимании... И я не думаю, что при этом страдает то, что принято с лёгкой руки именовать моралью. Само по себе запретительство и различные строгие кодексы поведения, которые навязываются некоторыми религиозными течениями, едва ли способны сделать человека более "моральным" - вот так, извне... Если понимание хорошего и дурного не идёт изнутри, не осознано пока самим индивидом, то никакое внешнее предписание его не научит... Что мы видим нередко по некоторым представителям христианской традиции: могут строго соблюдать пост, но клеймить на чём свет стоит и даже бросаться с кулаками на тех, кто по их канонам является "грешником" или даже просто не разделяет их религиозных представлений.
Есть культуры, которые можно отнести к различным конфессиям. Христианская, исламская, иудейская, индуистская; или русская православная, западная протестантская... Люди религиозные могут относить себя к какой-либо из них (или "относить культуру к себе").
А как быть атеистам? Они считают себя частью некой "атеистической культуры"?
Скорее, нет... Точнее, атеизм мне в таком ключе представляется куда более раздробленным, не образующим какой-то цельной картины. Есть люди, которые относят себя к атеистом со всеми признаками идеологии. Этот подход заслуживает своей доли уважения, но мой подход - иной. Для меня атеизм - скорее, определенное мироощущение, к которому меня привела дорога жизни, и у меня каких-то четких критериев и лозунгов, которые бы мне хотелось навязывать другим, распространять... Более того, у меня нет уверенности, что это мироощущение со мной навсегда. Не исключен такой момент, когда я приду вновь к вере в Бога. И если я почувствую в себе такое, я не стану бороться с этой верой.
Общей "атеистической культуры" нет. Но ты ощущаешь себя частью некой общности, объединённых по признаку атеизма людей?
Нет. Скорее, я ощущаю себя частью некоей общности людей, наделенных здравым смыслом. Среди таковых людей есть как атеисты, так и агностики, и верующие. Наличие или отсутствие здравого смысла, как мне кажется, напрямую не зависит от принадлежности к той или иной религии. В конце концов, в каждой религии есть как "простые" верующие, так и мистики, и последние довольно интересны и оставили после себя интересные труды...
Будешь ли ты рад, узнав, что кто-то из знакомых, родных, или любимый человек, стал атеистом?
Я, наверное, не буду радоваться, узнав, что кто-либо из моих близких стал атеистом. Особенно, если он станет атеистом таким путем, как я - упаси Бог. Потому что цена этого опыта слишком высока... К тому же, труднее жить, когда "нет вестей от Бога". Да, возможно, честнее, без самообмана. Но и труднее - некуда спрятаться умом, когда жизнь наваливается на тебя всем своим весом... Нужно быть сильным человеком, чтобы не убежать в новые иллюзии.
Как ты относишься к тому, что среди атеистов есть гомофобы, ксенофобы, враги знаний и гуманизма? Им ведь не скажешь, что они "опоены опиумом для народа".
Такое только лишний раз показывает, что дело не только в религиозности как таковой или в её отсутствии. Проблема эта куда глубже, она в человеческих комплексах, ненависти друг к другу, агрессии... Потому, становление атеистом еще не делает человека более терпимым или адекватным само по себе. Это - проблемы личности... Часто может быть так, что религия не сделает такого узколобого и агрессивного человека более терпимым, человечным, напротив, для такой личности она может стать катализатором всего негативного в нём, что мы и наблюдаем по религиозным мракобесам. Но и становление атеистом едва ли поможет в этом смысле, не может оно стать панацеей для решения таких проблем. Разве что у атеистов, которые не имеют собственной склонности к гомофобии и т.п. вещам, нет рычагов, которые бы тащили их назад, от прогресса. Если какая-то религия говорила человеку, что гомосексуалы заслуживают худшей участи, но внутри него при этом не было изначального, собственного протеста в отношение гомосексуальности, то избавление от религиозных пут, думаю, способно избавить такого человека от нужды следовать таким омертвелым догмам, способно помочь ему более непредвзято выражать свои мысли.
Есть ли в атеизме полезные моменты, которые пригодятся и верующим людям?
Этот вопрос связан с тем, о чем мы уже упоминали: для меня атеизм не является чем-то однородной, а атеисты - это тоже не гомогенная группа, а разные люди, с разными представлениями, которые объединяет одно - отсутствие веры в Бога. Потому, я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Во многих вещах есть то, что может пригодится верующим людям. Для некоторых верующих может быть полезен более открытый взгляд на вещи, менее выраженный догматизм, который присущ в большей степени атеистам, как мне кажется. Но разве не могут они обрести такой взгляд и избавиться от каких-то омертвелых догм как-то иначе, чем стать атеистами самим?
Вот такие разные взгляды, разный жизненный опыт. У каждого из моих героев своё отношение к религии, своё обоснование этой позиции. Стоит ли делать выводы из этих коротких интервью, а тем более переносить их на свою жизнь – каждый может решить для себя. Я же завершу это объединённое интервью словами одного из участников.
Всем бы хотелось пожелать быть более открытыми, более гибкими - умом и сердцем. Не замыкаться в рамках какой-либо религиозной системы (или же воинствующего атеизма), не строить башню из песка... Может наступить такой момент, когда ваши представления о Боге или его отсутствии обрушатся, ваше мировоззрение может сильно поменяться. Истина не находится в каком-то золотом ларце, спрятанном на острове, куда все пытаются добраться. Полной истины нет, небольших "истин" - много. Я думаю, и в атеизме, и в религиозных системах есть зёрна, которые каждый из нас мог бы использовать для себя с пользой, не уходя в догматизм и не озлобляясь на тех, кто придерживается иных воззрений.
2 комментария