Мария Сабунаева
Внутренняя гомофобия: Боюсь ли я сам себя?
Книга о внутренней гомофобии – то есть о любых негативных переживаниях гомосексуалов и бисексуалов относительно своей сексуальной ориентации и связанных с этим проблемах. Она предназначена в первую очередь для самих лесбиянок, геев, бисексуалов и бисексуалок – тех, кому хочется жить полноценной жизнью в гармонии с собой и своей сексуальной ориентацией и развивать в себе чувство собственного достоинства. Также книга может быть интересна любому человеку, которому небезразлично, как влияет общественная ксенофобия и социальная нетерпимость на живых людей, хотя бы чем-то отличающихся от «общей массы». Отдельно ее хочется порекомендовать для прочтения родителям, другим родственниками и близким друзьям ЛГБ.
Внутренняя гомофобия: Боюсь ли я сам себя?
Внешняя и внутренняя гомофобия
Знаете ли вы, что мы живем в матрице? Нет, не в той, которая из фильма. Мы живем в социокультурной матрице, созданной из различных общественных представлений о том, как «нужно» и «не нужно» жить, как «правильно» и «неправильно» себя вести, кем быть «хорошо», а кем «плохо». Например, «хорошо» получить высшее образование и «плохо» бросать институт; «хорошо» быть вежливым со старшими и «плохо» грубить в школе учителю; «хорошо» быть стройным – и «плохо» быть толстым; наконец, «хорошо» быть гетеросексуальным – и «плохо» быть гомосексуальным.
Эта матрица существует не только вокруг нас, но и в наших головах, внутри сознания каждого человека. Откуда она там берется? У психологов есть специальный термин: социализация – формирование из человека члена данного конкретного общества, «социальной единицы». Т.е. нужно научить ребенка всему тому, что считается нормальным и правильным именно в данном обществе. Если нормально есть ножом и вилкой – значит, научить детей ими пользоваться. Если нормально есть палочками – значит, обучить этому. Если в данном обществе принято уничижительное обращение с представителями какой-либо расы, национальности, пола, возраста, сексуальной ориентации, то и этому будут обучать детей. Причем если некоторые знания взрослые закладывают в головы подрастающих поколений сознательно, то другие – как бы случайно, сами того не подозревая. Например, большая часть взрослых людей в курсе, что нельзя обращаться плохо с другими людьми только из-за их расы, пола или возраста. Но в повседневной жизни родители могут даже не замечать, что они сами употребляют по отношению к этим людям презрительные наименования, что они охраняют детей от контакта с какими-то людьми именно по этим признакам и т.д. Результат очевиден – ведь это все равно что читать ребенку лекцию о вреде курения, затягиваясь при этом сигаретой!
Итог – мы живем в системе социальных норм, словно в выстроенных декорациях, и вынуждены проявлять себя определенным образом. К чему, впрочем, мы довольно быстро привыкаем и перестаем это замечать. Например, многие даже не замечают, что в обществе существует и поддерживается феномен «внешней» гомофобии (в научной терминологии ее называют «институционализированная», а в обычной речи часто называют просто «гомофобия»). Институционализированная, «внешняя» гомофобия – это понятие, обозначающее ситуацию, «когда социальные институты* проявляют дискриминацию в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов»**. Это осуществляется многими путями и способами. Так, чаще всего в обществе:
а) о гомосексуальности и бисексуальности умалчивают (как, например, детям в общеобразовательной школе и даже студентам в высшем учебном заведении вряд ли расскажут об отношениях Марины Цветаевой и Софии Парнок – а ведь понять некоторые их произведения без этого чрезвычайно трудно);
б) все гомосексуальное и бисексуальное обозначают как плохое и неправильное, определяют грубыми словами («педики», «гомики»); эти уничижительные наименования начинают использоваться также в других контекстах, не связанных непосредственно с сексуальной ориентацией;
в) факты о гомосексуальности и бисексуальности искажают и гипертрофируют, т.е. преувеличивают (например, на политической арене гомосексуалов могут обвинять в негативном влиянии на демографическую политику);
г) гомосексуалов и бисексуалов дискриминируют (отказывают/ограничивают в каких-либо правах), заставляют молчать и «таиться» (сюда попадают отказы в согласовании публичных ЛГБТ-мероприятий***, запрет на легализацию однополых союзов и любые ограничения возможности адекватно представить вопросы гомосексуальности в публичном пространстве, введение понятия «пропаганда гомосексуализма» и др.);
д) в самом худшем случае – к ним применяют физическое насилиеи уничтожают (так, в ряде стран мира за гомосексуальность все еще предусмотрена кара в виде смертной казни: в Иране, Йемене, Мавритании, Нигерии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Судане). Некоторые ученые предпочитают использовать вместо термина «институционализированная (внешняя) гомофобия» термины «гетеросексизм» и «гетероцентризм». Гетеросексизм – это такая система общественной идеологии, при которой единственно «нормальной», естественной, «здоровой» оказывается только гетеросексуальность, а иные формы сексуальности оказываются отрицаемыми, преуменьшенными, дискриминируемыми, преследуемыми (Дейвис Д.2, Кон И.С.)****.
Гетероцентризм – это отношение к любым не-гетеросексуальным практикам и идентичностям***** как к периферийным, вторичным по сравнению с доминирующей гетеросексуальностью (Клейн Л.С.). Итак, в основе этих феноменов лежат представления о том, что все люди должны быть гетеросексуальны (а если у них иная сексуальная ориентация, то это просто не учитывается, как будто этих людей нет).
Приведем «живые» примеры таких ситуаций. Например, в РФ любая женщина имеет право прибегнуть к услугам анонимного донора, забеременеть с помощью новых репродуктивных технологий и родить ребенка. Для этого ей нет необходимости состоять в браке, она может родить ребенка и воспитывать его как мать одиночка. При оформлении медицинской карты незамужней женщины, пришедшей в репродуктивный центр, ставится отметка «одинокая женщина». Можно видеть, что наша медицинская система исключает возможность какой-либо альтернативы гетеросексуальному браку, и женщина-лесбиянка, прожившая много лет в партнерских отношениях с другой женщиной, будет учтена медицинской статистикой как «одинокая»! А все потому, что, согласно гетероцентристской модели семьи, женщина не может составлять семью с другой женщиной. Сюда же можно добавить многие другие примеры: когда в некоторых службах знакомств отсутствуют варианты для поиска партнера того же пола; когда состоящие в однополых отношениях гомо/бисексуалы обязаны при заполнении каких-либо биографических анкет отмечать пункты «незамужем/холост»; когда в учебниках, учебных программах и материалах все люди по умолчанию представлены как гетеросексуальные (начиная от учебников биологии и психологии, заканчивая учебниками литературы и истории); когда в СМИ обсуждаются различные детали взаимоотношений с противоположным полом, а иные формы партнерств представлены преимущественно в неадекватном свете. Внешняя гомофобия и гетероцентризм приводят к тому, что общество не видит и не замечает гомосексуалов и бисексуалов, а также к «разрешению» на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Приводит она и к еще одному последствию…
Вернемся к идее социокультурной матрицы, существующей в общественном пространстве и воспроизводящейся в сознании каждого индивида. Эта матрица является единой для всего общества, и в головы тех, кто «отклоняется от правил матрицы», все равно будут заложены теже самые правила! Каков итог? Человек, осознавая свое отличие, чаще всего серьезно страдает и стремится «вписаться обратно». Ведь в его голове есть четкая установка: отклоняться от правил – нехорошо. Так рождается внутренняя гомофобия – вторичное явление по отношению к внешней (общественной) гомофобии.
Внутренняя гомофобия (она же «интернализированная», т.е. «усвоенная»)– негативное отношение гомосексуалов к собственной сексуальности и своему Я, усвоенное в процессе социализации. Фактически, гомосексуалы с момента осознания своей «инаковости» осознают так-же, что она «плоха», так как общество не одобряет подобных форм сексуальности. Негативное самоотношение не обязательно заключается в том, что гомосексуалу совершенно не нравится его сексуальность – это крайний вариант; обычно подразумеваются любые негативные чувства, эмоции, мысли относительно своей «иной» сексуальности – тревога, беспокойство, неполное принятие и т.д
————————————————————
* Социальные институты – форма организации совместной деятельности людей. К социальным институтам обычно относят семью, систему образования, систему здравоохранения, религию и т.п. Поддержание в их рамках гомофобии обусловливает именно такой термин – «институционализированная гомофобия», т.е. закрепленная в социальных институтах.
** Дейвис Д. Гомофобия и гетеросексизм // «Розовая психотерапия»: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / Под ред. Д. Дейвиса, Ч. Нила. — СПб.: Питер, 2001. С.88
*** ЛГБТ – аббревиатура, означающая: лесбиянки, геи, бисексуалы/бисексуалки, трансгендеры. В данном тексте также будет использоваться аббревиатура ЛГБ – лесбиянки, геи, бисексуалы/
бисексуалки. Дело в том, что понятие «внутренняя гомофобия», как будет видно далее, относится только к лесбиянкам, геям, бисексуалкам и бисексуалам. Но организации и инициативные группы обычно включают в себя также трансгендеров, поэтому называются чаще всего именно ЛГБТ-организациями.
**** Дейвис Д. Создание модели аффирмативной гей-психотерапии // «Розовая психотерапия»: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / Под ред. Д. Дейвиса, Ч. Нила. — СПб.: Питер, 2001.
Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. — М.: Астрель: АСТ, 2006.
***** Идентичность – свойство человека, связанное с ощущением его принадлежности к определенной группе (национальная идентичность, профессиональная идентичность и др.). Идентичность позволяет человеку определять самого себя путем обозначения своих значимых характеристик. В нашем тексте будут встречаться термины «гендерная идентичность» – внутреннее самоощущение как представителя мужского, женского или других вариантов пола; и «сексуальная идентичность» – внутреннее самоощущение как носителя какой-либо сексуальной ориентации.
1 комментарий