Александр Голенко
Полёт Икара
Аннотация
Цирк…цирк…цирк… Звучит твоя музыка, и ты уже не ты. Ты артист. Ты образ.
Цирк…цирк…цирк… Звучит твоя музыка, и ты уже не ты. Ты артист. Ты образ.
На волоске у жизни, на весу
Весь в напряжении жестоком, беспредельном
Еще чуть - чуть, вот-вот и камнем вниз
Держись, не оборви её паденьем.
Тихий южный городок был очень уютным. Чистые, прямые улицы, белые домики. Когда в такие провинциальные городки приезжает цирк, это всегда праздник.
В то лето цирк приехал неожиданно - видно проездом и за одну ночь весь городишко был оклеен пестрыми афишами. И несмотря на жару, народ уже с утра толпился у билетной кассы цирка-шапито. Ещё не завершилась сборка шатра и купола цирка, а ватага мальчишек крутилась на площади, всячески стараясь помочь рабочим, тем самым зарабатывая контрамарки на первое представление.
В номере гостиницы, где остановился директор цирка, было душно и открытый балкон не спасал от полуденной жары. Он принял прохладный душ и решил прогуляться по городу. Перекусив и нехотя побродив по магазинам, директор направился в городской парк.
Вековые дубы и корявый орешник манили к себе отдыхающих. За кустами барбариса послышались детские голоса и смех. Фёдор Иванович, раздвинув
ветки, увидел двух подростков увлечённых странным занятием. Высоко в кроне дерева был привязан канат-тарзанка, по которому старший из мальчиков умело взбирался вверх. На дереве были укреплены две доски, на которых можно было стоять. Там он привязывал себя верёвкой к ремню и с криком:
- Парад алле!- прыгал вниз головой, широко расставив руки. Не долетев до земли
нескольких сантиметров, болтался вниз головой, чем вызывал восторг своего приятеля.
В этот самый момент Фёдор Иванович вышел из кустов к подросткам.
- Здравствуйте, ребята.
- Здравствуйте,- ответили удивлённо мальчики.
- А ты смелый парень, как тебя зовут?- обратился к старшему мальчику Фёдор Иванович.
- Мишка, а его Костя,- сказал мальчик, вися вниз головой.
Фёдор Иванович принялся помогать Мишке отвязываться. Когда Мишка стоял на ногах, он сказал:
- Ребята, а вы не хотите пойти на представление сегодня вечером?
- Конечно хотим, но у нас нет денег,- сказали они хором.
- Вот вам записка, покажете при входе и вас пропустят.
Федор Иванович вырвал страницу из блокнота и что-то написал.
Когда записка оказалась в руках у мальчиков, они радостные убежали прочь.
* * *
За час до начала представления возле цирка собралась масса народа. Касса была
закрыта, т. к. билеты были проданы ещё днём. Многие, желающие попасть в цирк,
спрашивали лишний билетик. Миша и Костик стояли в очереди на входе в цирк. Когда мальчики предъявили контролёру записку, он велел им пройти в первый ряд и указал места. Фёдор Иванович, рассаживая градоначальника с его семьёй в первом ряду, увидел ребят.
- Ребята, после представления я жду вас у себя за кулисами.
* * *
Всё представление ребята находились в неописуемом восторге. Особенно им понравился рыжий клоун с собачкой Кнопкой. Миша с замиранием сердца следил за акробатами на трапеции под куполом цирка. Каждый номер объявлял Фёдор Иванович. Он был одет в чёрный фрак и белое жабо.
Представление закончилось и мальчики поспешили за кулисы. Здесь они нос к носу столкнулись с клоуном и спросили, как им пройти к директору цирка. Клоун потрепал Мишку по голове и повёл к ярко раскрашенному вагончику, где находился походный кабинет директора.
Фёдор Иванович сидел за рабочим столом. На столе стоял стакан с чаем, тарелка с
баранками и розетка с сахаром. Он пригласил всех за стол, взял с полочки ещё три стакана и из электрического чайника разлил всем чай.
- Ребята, пейте , не стесняйтесь,- сказал Фёдор Иванович.
- А вас, Павел Петрович, я хочу попросить взять шефство над Мишей. Хочу попробовать с ним новый номер. Я видел его в парке и думаю, что всё получится.
- А кто твои родители?- обратился он к Мише.
- У меня нет родителей, они погибли на войне.Я живу у тёти Клавы. Она разыскала меня после войны в одном из детдомов Оренбурга.
- Ну хорошо, с тётей Клавой я поговорю, а ты сам хочешь работать в цирке?
- Конечно,- на лице мальчика сиял восторг и счастье.
Костя посмотрел на Мишку, хлопнул его по спине и сказал:
- Давай, Мишук.
* * *
Мишка целыми днями пропадал в цирке. Костик время от времени приходил посмотреть на репетиции. Дядя Паша так полюбил Мишу, что называл его не как иначе, как сынок. Мишка интуитивно понимал, что попал в новую семью артистов. Все артисты приняли его как сына полка. Но особенной любовью и заботой опекал Мишку дядя Паша.
Клоун дядя Паша прошёл всю войну с концертной бригадой. Добрейшей души человек. Тридцать лет прожил с женой без детей и когда Мишка появился в цирке, он как никто другой проявил к мальчику внимание и любовь. То яблоко даст, то апельсин, а иногда и шоколадку. В голодные, послевоенные годы, это всегда было лучшим подарком.
Мишка, выросший без отца, сильно привязался к дяде Паше и всегда встречал его за кулисами. А дядя Паша, в свою очередь, всегда напутствовал юного акробата перед выходом на арену и радовался, когда у мальчика хорошо всё получалось. В труппе их все так и называли-родственные души.
* * *
Ежедневные репетиции дисциплинировали Мишку. Он никогда не опаздывал на
репетиции, а уходил всегда последним. У Мишки была изношена обувь и однажды
дядя Паша принёс ему новенькие туфли, которые пришлись как раз впору, а директор выдал ему 20 рублей авансом. Мишка замечательно работал под куполом на трапеции и уже несколько раз прыгал вниз головой, подвешенный за ноги.
Штрабат - это верёвка длиной до самого манежа, которую специально складывают,
собирая в узел, затем натягивают на узел бархатный чехол и закрепляют под куполом цирка, оставляя свободной только петлю.
Перелетев с трапеции на трапецию и вдев незаметно в петлю ногу, артист с криком "Ап!" бросается из под купола цирка в манеж. Специально сложенный штрабат быстро разматывается и акробат в свободном падении стремительно несётся навстречу манежу.
Барабанная дробь. Тишина. Оглушительный выстрел вмонтированной в штрабат
хлопушки. Фонтан падающих из под купола цирка искр. Не долетев 10-15см до манежа, штрабат натягивается. Ликующие возгласы зрителей и буря оваций - вот лучшая награда молодому артисту.
Однажды, после очередного прыжка, Фёдор Иванович спросил у Мишки:
- Миша, что именно тебе нравится в твоём номере?
- Лететь вниз. Я не могу объяснить, что я чувствую, но очень много! Если бы это
кончалось не так быстро, то я наверное смог бы объяснить.
- Миша, завтра фотограф будет снимать твой полёт на новую афишу. Как тебе
нравится название номера "Полёт Икара"?
- По моему здорово,- и он улыбнулся своей очаровательной улыбкой с ямочками на щеках, а глаза сияли небесной голубизной.
- Костюм тебе уже сшит. Я позвоню и ты сможешь примерить. А сейчас отдыхай.
Когда есть минута отдыха, Мишка бежит к дяде Паше, поделиться своими успехами и ошибками. Дядя Паша всегда его слушает и делает замечания. Потом идёт выгуливать Кнопку клоуна.
* * *
С началом сентября цирк уехал на гастроли, а афиши, расклеенные по городу, всё ещё напоминали о полёте Икара. В школе начались занятия. Костик каждую неделю получал письмо от друга. Мишка писал о своих успешных выступлениях и о том, что уже получает зарплату. Вот и сейчас он распечатал очередное письмо друга. В глаза бросился знакомый почерк:
“Здравствуй, Костик. У нас уже ночь. Пишу тебе очередное письмо. У меня всё замечательно. Скучаю по тебе. Помнишь, как ты потянул меня с ночевкой на рыбалку.
Клёв начинался на утренней зорьке, мы ещё посидели у костра, ты первым полез в шалаш.
“ Давай спать, - сказал ты в темноту, сладко зевая. - Завтра с утра нужно клёв не проморгать.”
Я ещё несколько минут посидел на берегу и тоже полез вслед за тобой. В шалаше было темно и уютно, спать не хотелось. Ты наклонился и поцеловал меня в губы. Это было так неожиданно и приятно. А, когда твоя рука нежно коснулась моего бугорка в трусах, я был на седьмом небе. Ты самое светлое моё воспоминание. Не могу дождаться, когда тебя снова обниму. Твой любящий друг, Мишук.”
В комнате у Кости над письменным столом висела афиша с портретом друга в полёте. На афише Мишка в серебристом костюме, шлеме и с раскинутыми руками, к которым пристёгнуты крылья. Вверху надпись "Полёт Икара", а внизу Миша Донцев.
* * *
Клоун дядя Паша, отработавший с Кнопкой свой номер, стоял за кулисами. И вдруг в бой барабанов ворвался страшный тупой удар. Наступила тишина... Пауза казалась вечной! На манеже лежало безжизненное тело Мишки. В сознание он так и не пришёл.
Что же произошло? Штрабат оказался длиннее на двадцать сантиметров. Это
длина штрабата для высоты цирка, в котором они работали перед этим. Видимо
техники забыли об этом и не переплели штрабат.
Тётя Клава приезжала на похороны. После похорон Миши дядя Паша ушёл из цирка. Он стал много пить и пропускал выступления.
Его видели по утрам, когда он выгуливая Кнопку, заходил на кладбище.
1 комментарий