Д. Александрович

Безнадёга

Аннотация
А кто нужный, я что ли? Такой же никому не нужный. По большому счёту. Умру, и после лицемерных поминок с травлей анекдотов вспоминать будут лишь при дележе наследства: кому квартиру, кому эту тачку. Ах да, на работе деньги собирать на похороны будут венки нынче в цене.

Что ещё за пробка? Никогда и заторов-то в этом месте не было. Может, авария? Движок не глушу, выхожу поглядеть. Толпа зевак. … Едрёна вошь!…Ой, как херово… Собака в луже кровищи. Живая. Не скулит, а голосит… как баба, когда гроб с сыном в землю опускают. Задние лапы отдавило, расплющило. Лежит на боку. Виден острый осколок белой кости. Даже зализывать не пытается.
 
Десяток мужиков вокруг толпится. Головами качают, а пачкаться в крови никто не решается. Некоторые плюнули – и в объезд по тротуару. Ч-чёрт, на работу опаздываю. Начальнику страшилки про собак будут до…

Собака пытается ползти, оставляя кровавый след. Оп-па, у меня ж в багажнике халат есть, это чтоб не мазаться, когда колесо сменить или там под капот залезть.

Пес крупный, беспородный, рыжий, грязный. Расстилаю рядом халат, прошу фраера в длинном модном пальто, что наклонился над ним, помочь перевернуть. Тот отступает и молча прячется за спины зевак. Тогда зову водилу в телогрейке. Берём за передние лапы и осторожно перетягиваем на халат. Вопли душераздирающие. Потом делаем из халата люльку, собирая концы, и поднимаем. Тяжёлый пес. Несём к тротуару. Толпа расступается, а потом и рассасывается. Покрышки размазывают по гололедице алую собачью кровь широкими смачными полосами.

А дальше что? Блин, уже минут на двадцать опаздываю, а ведь сегодня совещание с утра у директора. Опускаем «гамак» на грязный снег газона. Хрен с ним, с халатом. 

– Мужик, ну ты придумай чё-нить, – сказал я кряхтящему водиле просительно, – а то мне, понимаешь, позарез сегодня надо успеть…

– Ну а мне что, – мужик безразлично пожал плечами и молча пошёл к своей «Газели». 

Поглядел я в последний раз на этого пса. Старый, худющий, бока впалые, рыжая шерсть в колтунах, следы ожога на спине. Видно, помойный, не при магазине столовался, не на рынке тусовался. Всё понимает, такая безысходность в глазах. Ой, мамочки. Уж и не воет, головы не поднимает, дышит глубоко. Понимает, смирился, что это последние вдохи в этой жизни. Короткой собачьей жизни. Последние вдохи загазованного морозного воздуха. Обречённые глаза.

Сигналят – тачка моя последней осталась посреди дороги. Отворачиваюсь: прощай и прости, большего не могу. Сажусь и еду.

Блин, это ж я на красный попёр! Хорошо, если камеры тут нет. Блин, не там свернул! Да что это со мной? Пёс перед глазами, пропади он… А ведь пропадёт. Уже пропадает. А что я мог? В ветеринарку свезти? Да кто им будет там заниматься? А если заплачу? Так ведь совещание – не отмоюсь потом. Хотя всё равно опаздываю безнадёжно. Ну, прооперируют, а дальше что? Домой что ли брать бедолагу? Этого старого, грязного, блохастого, не приученного к удобствам во дворе? Да мне вон щенка мастино предлагали, почти задаром, и то не взял. А этот-то ещё и старый, никому не нужный. Безнадёга.

А кто нужный, я что ли? Такой же никому не нужный. По большому счёту. Умру, и после лицемерных поминок с травлей анекдотов вспоминать будут лишь при дележе наследства: кому квартиру, кому эту тачку. Ах да, на работе деньги собирать на похороны будут – венки нынче в цене. Опоздал на совещание, да ну их!

Разворачиваюсь. Не смогу я сегодня работать, потом придумаю что-нибудь, отравился, допустим. И плевать, что не поверят. Отвезу всё же пса того в клинику. Может, душа болеть так не будет. Может, у них, ветеринаров, на такой случай выход какой есть.

Вот это место у банка, я запомнил. Но пса нет, и халата нет, только кровавый след тянется во двор. Иду по следу словно пёс. У мусорного контейнера во дворе две бабы-уборщицы как раз поднимают бело-красно-грязный узелок из моего халата, раскачивают и забрасывают внутрь. 

– Что, помер пёс? 

– Околел, недолго мучился. Ой, а может, вам халат нужен, это ж ваш, мы видели… Жалко Рыжика, незлобивый был пёс, его хозяин год как помер. Да, тяжко ему пришлось, с непривычки-то, даж к мусорному баку в очереди последним стоял, голодал, а стеснялся, ну мы тут когда сухарей подкидывали… Да ну что вы, кому он сдался, старый он, безнадёга...

Я побрел к машине в оглушающей тишине и впервые пожалел, что не умею пить. 
Вам понравилось? 49

Рекомендуем:

Метро

Полуиюль

Воспоминание о лете 86-го

Непонятное

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

24 комментария

+
5
Александр Кунц Офлайн 5 сентября 2023 10:20
Может, это какой-то вывих мозга, но собак, и вообще животных, почему-то жальче, чем людей. Из-за их беспомощности, бессловесности и безответности, из-за того, что они вынуждены принимать свою судьбу как есть. Люди, хотя бы теоретически, имеют возможность побороться.
И да, на себя примериваешь невольно.
+
8
Д. Александрович Офлайн 5 сентября 2023 12:48
Цитата: Александр Кунц
Может, это какой-то вывих мозга, но собак, и вообще животных, почему-то жальче, чем людей. Из-за их беспомощности, бессловесности и безответности, из-за того, что они вынуждены принимать свою судьбу как есть. Люди, хотя бы теоретически, имеют возможность побороться.
И да, на себя примериваешь невольно.

Для меня в этом рассказе важна не собака, а персонаж, его метания между голосом разума и зовом сердца. Любой из нас в жизни проходил через подобные рефлексии. Как написал мне один читатель, это рассказ о восприятии чужой боли, чужой судьбы. На место беспородной псины легко вписывается пьющий сосед, твоя учительница математики, собирающая просрочку по помойкам, или однокласник, вернувшийся с фронта... Это рассказ человека, ещё не совсем растерявшего милосердие, не успевшего очерстветь душой.
+
3
Сергей Греков Офлайн 5 сентября 2023 13:13
Цитата: Д. Александрович
Для меня в этом рассказе важна не собака, а персонаж, его метания между голосом разума и зовом сердца.

Как думаешь, Дима, а сам персонаж - перспективный?
+
6
Д. Александрович Офлайн 5 сентября 2023 13:21
Цитата: Сергей Греков
Цитата: Д. Александрович
Для меня в этом рассказе важна не собака, а персонаж, его метания между голосом разума и зовом сердца.

Как думаешь, Дима, а сам персонаж - перспективный?

Думаю, что значимых успехов в социуме, где господствуют обман, лицемерие и жажда наживы, он не достигнет. Рефлексии, совесть, чувство справедливости и милосердие не позволят.
Но может пересилить и конформизм. Наши реалии показывают, что это надёжный путь к успеху.
+
3
Сергей Греков Офлайн 5 сентября 2023 17:16
"Да ну что вы, кому он сдался, старый он, неперспективный..."

Какие-то продвинутые уборщицы, знают слово "неперспективный"... Или они тоже после института скатились от милосердия своего по карьерной лестнице?)
+
4
Д. Александрович Офлайн 5 сентября 2023 18:58
Цитата: Сергей Греков
Какие-то продвинутые уборщицы, знают слово "неперспективный"... Или они тоже после института скатились от милосердия своего по карьерной лестнице?)

А ты уверен, что слово "неперспективный" посильно для простых выпускников вузов? Может, лишь для академиков? Молодец, нашёл юмористический рассказ, чтобы поёрничать.
+
2
Александр Кунц Офлайн 5 сентября 2023 19:39
Цитата: Д. Александрович

Это рассказ человека, ещё не совсем растерявшего милосердие, не успевшего очерстветь душой.

Ну, этот смысл совсем на поверхности, мне кажется. Да и с чего главный герой должен был обязательно очерстветь, от плохих времён? Эти-то все вон какие, а этот, смотрите, вон какой? "Что ни век, то век железный".

Мне более значимым в этом рассказе показалось сопоставление людей и животных - о чем вы как раз и упомянули сейчас. Животных - и людей - с их "неперспективностью", неприкаянностью, одиночеством в смерти.

В общем, каждый видит что-то своё, в том числе и автор.
+
5
Д. Александрович Офлайн 5 сентября 2023 20:14
Цитата: Александр Кунц
Цитата: Д. Александрович

Это рассказ человека, ещё не совсем растерявшего милосердие, не успевшего очерстветь душой.

Ну, этот смысл совсем на поверхности, мне кажется. Да и с чего главный герой должен был обязательно очерстветь, от плохих времён?

А вы обратили внимание, что толпа зевак быстро рассосалась? Пачкаться в крови никто не решился. Им не до рефлексий, не до милосердия. Значит, толпа всё-таки очерствела. Поэтому из толпы я выделил лишь моего героя.
+
3
ЧитательК Офлайн 5 сентября 2023 21:18
Цитата: Д. Александрович
слово "неперспективный"

Да, иронизировать тут не над чем, но Греков прав в том, что слово "неперспективный" или даже "бесперспективный", не годится для частого "народного" употребления и, тем более, вынесения в заглавие рассказа. Мне кажется, подошло бы что-то попроще, например, "безнадежный", что не отвлекало бы искусственностью подстройки от простого и честного смысла.
+
5
Д. Александрович Офлайн 5 сентября 2023 22:35
Цитата: ЧитательК
Цитата: Д. Александрович
слово "неперспективный"

Да, иронизировать тут не над чем, но Греков прав в том, что слово "неперспективный" или даже "бесперспективный", не годится для частого "народного" употребления и, тем более, вынесения в заглавие рассказа. Мне кажется, подошло бы что-то попроще, например, "безнадежный", что не отвлекало бы искусственностью подстройки от простого и честного смысла.

Вариант "безнадёжный" мне нравится, но только в отношении собаки. Человека безнадёжным язык назвать не поворачивается. Спасибо за мнение.
+
1
Александр Кунц Офлайн 6 сентября 2023 06:26
Цитата: Д. Александрович

А вы обратили внимание, что толпа зевак быстро рассосалась? Пачкаться в крови никто не решился. Им не до рефлексий, не до милосердия. Значит, толпа всё-таки очерствела. Поэтому из толпы я выделил лишь моего героя.

Если вы имеете в виду, что "людишки испортились", то нет. Толпа - она всегда такая, черствая по определению, в любые времена. Но периодически находится кто-то, кто не такой.
Этого маловато для рассказа, я увидел, конечно, и это, и больше, но спорить с вами, как с автором, не буду.
+
5
Vadim P. Офлайн 6 сентября 2023 11:19
Цитата: Александр Кунц
Цитата: Д. Александрович

А вы обратили внимание, что толпа зевак быстро рассосалась? Пачкаться в крови никто не решился. Им не до рефлексий, не до милосердия. Значит, толпа всё-таки очерствела. Поэтому из толпы я выделил лишь моего героя.

Если вы имеете в виду, что "людишки испортились", то нет. Толпа - она всегда такая, черствая по определению, в любые времена. Но периодически находится кто-то, кто не такой.
Этого маловато для рассказа, я увидел, конечно, и это, и больше, но спорить с вами, как с автором, не буду.

Это рассказ о рефлексиях человека и его выборе. Для такого маленького объема это совсем не "маловато", тем более, что довольно отчетливо читается подтекст.
+
7
Д. Александрович Офлайн 6 сентября 2023 11:24
То, что текст, далёкий от ЛГБТ-тематики, вызвал такой интерес и дискуссию, - для меня приятная неожиданность. Критику признаю в целом конструктивной и благодарю всех комментаторов.
+
7
Сергей Греков Офлайн 6 сентября 2023 13:14
Цитата: Д. Александрович
Цитата: Сергей Греков
Какие-то продвинутые уборщицы, знают слово "неперспективный"... Или они тоже после института скатились от милосердия своего по карьерной лестнице?)

А ты уверен, что слово "неперспективный" посильно для простых выпускников вузов? Может, лишь для академиков? Молодец, нашёл юмористический рассказ, чтобы поёрничать.

Маленькая недостоверность рождает большое сомнение. Или для агрессивной сентиментальности все средства хороши?
+
6
Д. Александрович Офлайн 6 сентября 2023 20:58
Цитата: Сергей Греков
Маленькая недостоверность рождает большое сомнение. Или для агрессивной сентиментальности все средства хороши?

Агрессивная сентиментальность - новый для меня термин в литературоведении. Ну да спецам и докам виднее. Пусть же сентиментальность будет красной тряпкой для циников, в упоеньи поймавших блоху (не очевидную) и мятущихся в своём большом сомнении))
+
1
Александр Кунц Офлайн 8 сентября 2023 01:10
Цитата: Vadim P.

Это рассказ о рефлексиях человека и его выборе. Для такого маленького объема это совсем не "маловато", тем более, что довольно отчетливо читается подтекст.

Вадим, по-моему, мы говорим о разном. Все есть, все читается, может быть, даже вопреки авторской однозначности.
+
6
Аделоида Кондратьевна Офлайн 11 сентября 2023 00:04
А я критиковать не буду, просто спасибо скажу, огромное. Рассказ живой, пульсирующий эмоциями, меня всё устроило, и «неперспективный» в том числе.
Чужая беда, кто бы в ней не оказался, человек или животинка, если требует усилий для помощи, редко находит отклик. Это всегда тест на эмпатию, который проходят далеко не все.
+
5
Метелин Офлайн 11 сентября 2023 01:21
Рассказ трогает. Такие рассказы всегда трогают – о животных, которых всегда жаль, часто даже более жаль, чем людей. Звучит нехорошо, наверное, даже ужасно, но это так. Помню, как много лет назад какая-то международная организация выделила средства по чипированию бездомных собак. Несколько таких жили в окрестностях супермаркета неподалеку от моего дома. Они были добрые, никогда не лаяли, ни к кому не приставали, не говоря уже о том, чтобы нападать. Пережили зиму, а весной все исчезли. Говорят, кто-то пожаловался городскому начальству, и всех переловили. Судьба их неизвестна, но понятна. Таких же собак я видел в центре Стамбула. Пять огромных псов. Но никто их не боялся, и, судя по всему они чувствовали себя в полной безопасности. А кошки? Огромный мегаполис – настоящий кошачий рай. Они там везде. Все их кормят, никто не обижает. Повсеместно построены домики для них. Отношение к ним – наверное, как к коровам в Индии. Я это к чему все написал. Описанное в рассказе бесчувственное и равнодушное отношение со стороны многих к умирающему псу, как я уверен, в том же Стамбуле было бы совсем другим. По отношению к животным можно многое сказать не только об отдельном человеке, но и об обществе в целом. В государстве, которому глубоко плевать на своих граждан, для которого они всего лишь средство, расходный материал, в воспитанном этим государством озлобленном обществе и отношение к животным будет соответствующим.

А что до названия… Если бы речь шла о породистом щенке с каким-то дефектом, например, окраса, не позволяющим ему принимать участие в выставках, то для этого он да, неперспективный. А тут старый пес, потерявший хозяина и изгнанный на улицу, где долго не проживешь. Какая тут перспектива? Нет ее. Бесперспективный он и, увы, безнадёжный.
+
5
Д. Александрович Офлайн 11 сентября 2023 02:10
Цитата: Метелин
По отношению к животным можно многое сказать не только об отдельном человеке, но и об обществе в целом. В государстве, которому глубоко плевать на своих граждан, для которого они всего лишь средство, расходный материал, в воспитанном этим государством озлобленном обществе и отношение к животным будет соответствующим.

Очень хорошо вы это сформулировали. Спасибо.
А что до названия, ваш аргумент принимаю, тем более, что подобное мнение уже высказывалось . Собственно и выложен рассказ перед редактированием, в надежде на именно конструктивную критику.

Цитата: Аделоида Кондратьевна
А я критиковать не буду, просто спасибо скажу, огромное. Рассказ живой, пульсирующий эмоциями, меня всё устроило, и «неперспективный» в том числе.
Чужая беда, кто бы в ней не оказался, человек или животинка, если требует усилий для помощи, редко находит отклик. Это всегда тест на эмпатию, который проходят далеко не все.

Вы правы, это тест на эмпатию. А описанный случай для героя - триггер, который имеет шанс привести его к переоценке ценностей.
+
5
Метелин Офлайн 11 сентября 2023 13:47
Цитата: Д. Александрович
тем более, что подобное мнение уже высказывалось

Да, сейчас прочитал предыдущие посты. А насчет критики. Не сочтите за лесть, но это не тот рассказ, который мне хотелось бы критиковать.

Пришло на ум еще одно название: "Ненужный". Хотя оно напрямую относится к собаке, но, косвенно, как мне кажется, и к рассказчику. Системе нужны бездумные винтики и гаечки, а совестливые, эмпаты и иже с ними у нее не в чести - не нужны они ей. "Человек человеку - друг и проч." - это лживый лозунг со старого плаката, это не про нее.
(мои последние посты объединились)
+
4
Д. Александрович Офлайн 11 сентября 2023 14:24
Цитата: Метелин
Цитата: Д. Александрович
тем более, что подобное мнение уже высказывалось

Да, сейчас прочитал предыдущие посты. А насчет критики. Не сочтите за лесть, но это не тот рассказ, который мне хотелось бы критиковать.

Пришло на ум еще одно название: "Ненужный". Хотя оно напрямую относится к собаке, но, косвенно, как мне кажется, и к рассказчику. Системе нужны бездумные винтики и гаечки, а совестливые, эмпаты и иже с ними у нее не в чести - не нужны они ей. "Человек человеку - друг и проч." - это лживый лозунг со старого плаката, это не про нее.

Ну вот, своим "ненужным" вы лишили меня дальнейшеей возможности думать над названием)). А я уж было остановился на "безнадёге". Ещё раз благодарю.
+
2
Дина Березовская Офлайн 19 сентября 2023 21:46
Цитата: Д. Александрович
Ну вот, своим "ненужным" вы лишили меня дальнейшеей возможности думать над названием)).

А не замахнуться ли нам на Александра нашего Пушкина и не назвать ли героя "лишним" заодно с Онегиным!?
+
3
Д. Александрович Офлайн 19 сентября 2023 22:26
Цитата: Дина Березовская
Цитата: Д. Александрович
Ну вот, своим "ненужным" вы лишили меня дальнейшеей возможности думать над названием)).

А не замахнуться ли нам на Александра нашего Пушкина и не назвать ли героя "лишним" заодно с Онегиным!?

Онегин, Печорин, Чацкий, Рудин... Чувствуется в тебе заслуженный учитель языка и литературы). Только я ж троечник, замахалкой не вышел))
+
2
Дина Березовская Офлайн 19 сентября 2023 22:49
Цитата: Д. Александрович
Только я ж троечник, замахалкой не вышел))

"Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь"))
Наверх