Дункан Грант
Гомосексуалы в донацистской Германии
Аннотация
Отечественные гомосексуалы бросают всё более сиротливые взгляды в сторону Запада. Кто-то уже настроился уезжать и "пакует чемоданы", кто-то не определился и ждёт, что решение само придёт в результате дальнейшего развития ситуации, кто-то же считает, что беспокоиться не о чем вовсе. Однако, так или иначе, все сходятся на том, что Запад - в частности, страны Европы, - на данный день добился неизмеримо большего пространства для реализации прав и свобод гомосексуалов, нежели "Русь-матушка" с её «советскими» настроениями, сросшимися в паразитическом объятии властью и православной церковью и прочими отечественными «ужасами на ночь для либерала».
Отечественные гомосексуалы бросают всё более сиротливые взгляды в сторону Запада. Кто-то уже настроился уезжать и "пакует чемоданы", кто-то не определился и ждёт, что решение само придёт в результате дальнейшего развития ситуации, кто-то же считает, что беспокоиться не о чем вовсе. Однако, так или иначе, все сходятся на том, что Запад - в частности, страны Европы, - на данный день добился неизмеримо большего пространства для реализации прав и свобод гомосексуалов, нежели "Русь-матушка" с её «советскими» настроениями, сросшимися в паразитическом объятии властью и православной церковью и прочими отечественными «ужасами на ночь для либерала».
Отечественные гомосексуалы бросают всё более сиротливые взгляды в сторону Запада. Кто-то уже настроился уезжать и "пакует чемоданы", кто-то не определился и ждёт, что решение само придёт в результате дальнейшего развития ситуации, кто-то же считает, что беспокоиться не о чем вовсе. Однако, так или иначе, все сходятся на том, что Запад - в частности, страны Европы, - на данный день добился неизмеримо большего пространства для реализации прав и свобод гомосексуалов, нежели "Русь-матушка" с её «советскими» настроениями, сросшимися в паразитическом объятии властью и православной церковью и прочими отечественными «ужасами на ночь для либерала».
Одной из таких стран Европы, в сторону которой взгляд унылого российского гомосексуала, не знающего, чего ждать от будущего, падает довольно часто, является Германия. Многим она представляет чем-то вроде «Страны Мечты»: там тебе и гей-парады, и однополые союзы, защищенные правовым статусом, и усыновление детей, и симпатичный берлинский мэр родственной ориентации. Но мало кто исследует развитие правового сознания германских гомосексуалов и их борьбы за свои права в ретроспективе. Тем не менее, без подобного изучения взгляд останется по определению неполным и необъективным. Пример Германии – это пример всех тех стран, которые прошли долгий и трудный путь от репрессий до принятия гомосексуалов как нормальной и полноценной части общества.
В этом движении в Германии можно условно выделить три этапа – «три кита», на которых основано сегодняшнее положение гомосексуалов в Германии. Интересно, что второй и третий этапы - широкая правозащитная деятельность и демонстрации, а также серьёзное улучшение правового статуса гомосексуалов и образование однополых партнёртств – остаются на виду исследователей, хотя сами по себе, несмотря на свою неоспоримую значимость, являются не стартом гей-движения, а продолжением его первого этапа, который часто остаётся в тени. Погружает его в тень как период Второй Мировой Войны, который и пресёк искусственным образом его дальнейшее развитие, так и просто-напросто куда большая временная удалённость от настоящего дня. Тем не менее, именно первый этап гей-движения в Германии стал тем краеугольный камнем, который заложил основы понимания феномена гомосексуальности и изучения гомосексуальности с различных сторон, без которого дальнейшее движение было бы попросту невозможно. Именно по этой причине хотелось бы отдать должное этому историческому в отношение прав и свобод гомосексуалов периоду, попытавшись рассмотреть его в этой статье.
По-настоящему о гомосексуальности «заговорили», похоже, после деятельности немецкого учёного Карла Генриха Ульрихса (1825-1895), родившегося в королевстве Ганновер. Выдающаяся личность, человек прогрессивных взглядов, этот писатель, юрист и теолог прожил жизнь, в которой нашлось место и общественному остракизму, и арестам, и тюремному заключению. Однако, Ульрихс на протяжении всей жизни отстаивал и распространял взгляды, которые он полагал правильными. Изучая феномен гомосексуальности, Ульрихс пришёл к выводу, что сексуальное влечение к людям собственного пола является не патологией, не распущенностью и не следствием психического расстройства, а врождённым нормальным качеством. Ульрихс считал, что любовь «урнингов» (как он называл гомосексуальных мужчин) является «более возвышенной», нежели любовь между мужчиной и женщиной. Про урнингов он писал, что у них «женских души в мужских телах», что они должны быть ввиду естественности и нормальности своих психосексуальных свойств освобождены от уголовной и административной ответственности. Также он требовал введения «уранического брака».
У юристов предложения Ульрихса не встретили понимания. Этот факт не представляется чем-то из ряда вон выходящим: Ульрихс, несмотря на архаичность части своих взглядов, во многих своих идеях относительно правового регулирования статуса гомосексуалов серьёзно опередил время. В конце концов учёному пришлось уехать в Италию по причине оказываемого на него давления.
Ограничение прав гомосексуалов и наказания продолжались. 15 мая 1871 года на территории Кайзеровской Германии был введён в действие печально известный «Параграф 175», который гласил: «Противоестественное прелюбодеяние между лицами мужского пола или человека с животным наказывается тюремным заключением с возможным лишением гражданских прав» (в будущем, в период правления нацистов параграф был ужесточён). Иными словами, гомосексуальность была приравнена к зоофилии (как тут не вспомнить наш отечественный свеженький «закон», также уравнивающий гомосексуальность с сексуальной перверсией – педофилией) и вновь попала в поле действия уголовного кодекса.
Однако, несмотря на все преграды, либерализация шла своим чередом, и находила себя в лице людей, которые ставили целью устранение этой позорной статьи. И один из этих людей оставил по себе столь яркий след и заложил такие прочные основы для развития гей-движения, что о нём также стоит упомянуть отдельно.
Этим человеком был Магнус Хиршфельд (1868-1935), талантливый врач и гей-активист. Магнус был социалистом по политическим убеждениям. Евреем – по национальности. И ещё: он был гомосексуалом. В 1896 году он опубликовал своё знаменитое эссе «Сафо и Сократ», посвящённое вопросам гомосексуальности. Сейчас можно сказать, что на научные взгляды Хиршфельда, полагавшего гомосекуалов обладателями «женских душ в мужских телах», повлияла позиция Ульрихса, как нам уже известно, придерживавшегося аналогичных воззрений. 15 мая 1887 года, совместно с Максом Шпором, Эдуардом Обергом и Францом-Йозефом фон Бюловом , Магнус Хиршфельд основал Научно-Гуманитарный Комитет. Комитет стал первой организацией, нацеленной на защиту прав гомосексуалов. Осуществлялась широкая научно-провестительская деятельность. Под крылом этой организации выходили в свет издания для геев и лесбианок. И, разумеется, одной из своих главных задач Комитет полагал работу, направленную на отмену статьи 175.
В 1919 году Хиршфельдом был основан Институт Сексуальных Наук (Научно –Гуманитарный Комитет прекратил своё существование в 1908 году). Гомосексуалы продолжали рассматриваться как лица с определённым врождённым свойством, не связанным с психическими отклонениями. Продолжалась борьба за отмену 175 статьи. Реализм позиции Магнуса Хиршфельда нельзя не отметить, если вспомнить его слова: «Гомосексуалы, справедливого отношения к себе вы можете добиться только сами, в собственной борьбе за свои права».
Вспоминая Магнуса Хиршфельда, нельзя не вспомнить и одну картину, которая была создана в 1919 году и связана с его именем. Речь идёт о фильме «Не такой как все», который был снят Хиршфельдом совместно с режиссёром Рихардом Освальдом. Это был первый фильм, который затрагивал проблему защиты прав гомосексуалов. В центре сюжета – история музыканта Пауля, которого гомофобные настроения и клевета привели к самоубийству. В этом фильме одну из ролей – фактически, самого себя, врача-психиатра, - сыграл сам Магнус Хиршфельд. На премьере картины он произнес глубокие слова, которые произвели впечатление на публику: «То, что вы увидите сегодня, относится к одной из крайне важных и серьёзных тем… Наша задача – приблизить наступление тех времён, когда будут побеждены старые предрассудки и место ненависти займёт любовь…». После премьеры фильм вызвал скандал был запрещён к широкому показу. Однако, уже само появление подобной картины ясно говорило о стремлении к либерализации общества и законодательства.
К сожалению, в последующем нацисты пытались уничтожить фильм, потому до нас он дошёл лишь во фрагментарном виде. Тем не менее, ознакомиться с картиной можно и сейчас.
После прихода к власти Адольфа Гитлера Магнусу Хиршфельду удалось переехать во Францию. Однако, вскоре, в 1935 году, он скончался вследствие подорванного здоровья.
Несмотря на все заслуги Хиршфельда, нельзя не сказать о существовании и других общественных деятелей, которые внесли свой вклад в гей-движение тех лет. Одним из таких подвижников стал немецкий писатель Курт Хиллер (1885-1972). Философ, создатель литературного кружка «Неопатетическое кабарэ», он в 1922 году опубликовал острую статью «Параграф 175: позор столетия», в которой подверг уничтожающей критике существование печально известного положения в немецком законодательстве.
После прихода к власти нацистов Курт Хиллер – еврей, пацифист, гомосексуал и коммунист, - подвергся гонениям. Позже Хиллеру удалось уехать в Англию. В Германию он вернулся не ранее 1955 года.
С 1896 года в Германии начинается выпуск гей-журнала «Der eigene», впоследствии прекращённый нацистами. Журнал был посвящён мужской красоте, мужскому телу и освещал различные социально-культурные вопросы, связанные с мужской гомосексуальностью. Также – в 1920-1930 годы – выходит журнал для лесбианок «Подруга». Его основатель, Фридрих Радсцувайт, в 1923 году основывает посвященный гей-движению «Союз за права человека». Эта организация пользовалась широкой популярностью, её деятельность вызывала общественные симпатии.
Говоря о подъёме гей-движения и гей-культуре в Германии с конца 19 века до начала 1930 годов, нельзя обойти вниманием то, что ещё в 1910-е годы в районе Шёнеберг в Берлине существовали ночные клубы и бары для гомосексуалов, и это существование имело вполне легальную основу. Особую известность имел бар «Эльдорадо». А в 1920 годы Берлин вообще приобрёл репутацию фактической гей-столицы мира и наиболее дружественного к геям и лесбианкам города Европы. Сотни гомосексуалов приезжали сюда, чтобы окунуться в декаданскую, уточнённую атмосферу баров и кабарэ Шёнеберга, послушать выступления гей-активистов и почитать самые модные гей-издания. «Всё это было так необычно – тогда, после Первой Мировой, - делится своими воспоминаниями о Берлине тех времён один из героев фильма «Параграф 175». – Были гомосексуальные танцы: мужчины танцевали с мужчинами, женщины – с женщинами… Однажды кто-то, решив разыграть лесбианок, крикнул: «Полиция!».. Множество женщин тут же подхватили полы своих длинных платьев и бросились наутёк!.. Но на самом деле, полиция никогда не приезжала в эти клубы».
«Я отправился в Берлин потому, что для меня он ассоциировался со словом: «Парень» – вспоминает Кристофер Ишервуд в своём автобиографическом произведении, где описывается отъезд писателя в Берлин в самом начале 1930 годов. В этом «раю для гомосексуалов», где параграф 175 находился в «замороженном» состоянии и реально не значил уже ничего, веял одуряющий ветер перемен, ветер либерализации и новых времён, в которых более не будет основанных на предрассудках преград и душащих естественное поведение установок…
… Однако, судьба горазда на злые шутки. Набиравшие силу нацисты становились всё активнее, заполняли собой зрительное пространство. Видимо, поначалу кто мало кто осознавал угрозу в полной мере. Тем не менее, с приходом к власти Гитлера положение резко ухудшилось. Была сожжена библиотека Института Сексуальных Наук. Выпуск гей-журналов был прекращён, некоторые издатели оказались под арестом. Лозунг мифического «возврата к чистоте арийской расы и её ценностям» набирал силу очень быстро. Уже в 1935 году вступил в силу исправленный вариант Параграфа 175, в котором наказанию подлежали даже прикосновения и нежные взгляды между мужчинами. Начиная с этого момент, тысячи и тысячи лиц, подозреваемых в гомосексуальности, были арестованы. Здесь расположена первая страница кровавой книги, рассказывающей о тюрьмах, лагерях и пытках, которым подверглись гомосексуалы как «недостойные представители арийской расы»…
После войны власти не спешили исправить ситуацию и декриминализировать гомосексуальные отношения. Лишь в 1970 годах, в связи с ростом гей-движения, ситуация была исправлена. Здесь берёт начало новый этап гей-движения Германии, который привёл к сегодняшней правовой ситуации немецких гомосексуалов.
Но именно довоенное гей-движение и его представители представляются «светочем во тьме», которые пытались опередить время, создав лучшие условия для реализации гомосексуалами своей природы без опасений. Самое удивительное и самое большое их достижение состоит в том, что им это удалось – пусть и на относительно короткий промежуток времени, до тех пор, пока нацизм не смёл их труды. Они смогли создать декаденский оазис, балансирующий на тонкой грани. Как экранная Марлен Дитрих с холодной улыбкой, одетая в смокинг и цилиндр, Берлин 1920-начала 1930 годов звал погрузиться в атмосферу свободомыслия, манил богемным духом, и сиял в своей притягательности ярко и маняще накануне неминуемой катастрофы.
4 комментария