Сергей Ильичев
Паша и Ален Делон
Аннотация
Будучи подростком, Паша посмотрел фильм "Рокко и его братья", и это изменило его жизнь. В душе поселилась мечта встретиться с Аленом Делоном. Состоится ли эта встреча? И что она принесет герою?
Будучи подростком, Паша посмотрел фильм "Рокко и его братья", и это изменило его жизнь. В душе поселилась мечта встретиться с Аленом Делоном. Состоится ли эта встреча? И что она принесет герою?
Из окна кафе «Ласточка» в небольшом, но уютном городке на берегу Черного моря звучало танго…
Паша, которому уже перевалило за тридцать, сидел на открытой площадке под тентом. Сегодня на его глазах разворачивалась настоящая сказка: киношники из Москвы приехали снимать детектив. Хлопотали установщики декораций, монтируя небольшую ротонду и эстраду для духового оркестра послевоенных времен.
Еще накануне в поисках подработки Паша сунулся было к делающему разгон своим подчиненным моложавому директору картины, сославшись на то, что в молодости уже работал на картинах великих мэтров отечественного кино… Но тот, лишь окинув его профессиональным взглядом, понял, что толку от этого мужика явно не будет и, даже не отвечая, продолжил материть тех, кого набрал ранее.
И вот сегодня, Паша, глядя на то, как работали члены киногруппы, явно ностальгировал. И если бы только не скотское желание найти водоем, дабы утолить жажду похмелья, он мог бы сказать, что день более-менее удался и что он еще жив…
Паша с раннего детства просто купался в кино. Мама была киноактрисой и часто брала Пашу с собой на съемку, так как оставлять его в доме было не с кем. Вместе с ней он успел пожить в самых разных городках, куда их забрасывал сюжет очередной мелодраматической киноистории, почувствовать привкус маминой славы, увидеть восторженные глаза ее почитателей…
А его папа бы не менее известным кинооператором, и часто колесил уже со своей съемочной группой по городам и весям родного отечества, и даже поработал на двух картинах с мастерами итальянского кино в совместных кинопроектах… Он был востребован даже более, чем мама…
Однажды съемочные графики родителей совпали… И тогда папа, решительно взяв ревущего Павлушу под мышку, почти на целый месяц отвез к своей маме…
Вот там-то все и произошло. Паше к тому времени исполнилось 12 лет… и буквально через неделю он уже освоился в квартире своего родного отца и даже подружился с бабушкой, которую до этого и в глаза никогда не видел по той лишь причине, что та изначально не благоволила браку своего сына с ветреной артисткой…
А началось все с того, что в одной из коробок кладовки Паша нашел запрятанное папой сокровище… один из первых выпусков отечественного видеомагнитофона «Электроника» и набор видеозаписей зарубежной киноклассики, которые папа когда-то привез из-за границы. Это были великие фильмы с участием Чарли Чаплина и Греты Гарбо, Марчелло Мастрояни и Фернанделя, работы Феллини, Бергмана, Антониони и Эйзенштейна… Правда, они все были на итальянском языке, которым его отец владел в совершенстве.
Но все великое, а уж тем более кинематограф, потому и великое, что язык искусства кино способен воздействовать на чувства и сердца зрителей даже в немом варианте.
С разрешения бабушки Павлуша перенес видеомагнитофон в свою комнату… А уже по вечерам бабушка сама приходила к Павлуше, и они вместе смотрели очередной шедевр, причем бабушка, владевшая несколькими языками, еще и переводила для внука диалоги на русский язык…
И все были довольны… Бабушка вспоминала свою молодость, погружаясь в очередной и памятный ей фильм, а Паша обогащал свои знания историей зарубежной кинематографии, до тех пор пока они не наткнулись на фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья», который буквально перевернул все мироощущение подростка.
Он смотрел этот шедевр, затаив дыхание, не отрывая взгляда от экрана телевизора, и лишь вслушиваясь в бабушкин перевод…
Когда на следующий вечер старушка пришла в комнату к внуку, то подумала, что мальчик ошибочно поставил в видеомагнитофон фильм, который они уже смотрели накануне…
- Паша, – сказала она, – мы вчера уже смотрели с тобой этот фильм…
- Бабушка, давай еще раз его посмотрим… Ну, пожалуйста…
И бабушка согласилась, правда обратила внимание на то, как губы ребенка буквально повторяли каждую фразу героев этого в общем-то довольно заурядного фильма. Если бы…
Если бы в числе сыновей Росарии Паронди Паша не увидел стеснительного, наивного и доброжелательного Рокко в исполнении молодого француза Алена Делона. Этакого Алешу Карамазова… с его жертвенной любовью и всепрощающей философией жизни.
И если вначале Паша искренне хотел непременно иметь его своим старшим братом, то с возрастом влечение к экранному образу стало постепенно заполнять все его помыслы и даже саму жизнь.
Как сказал один из советских поэтов в своем стихотворении о девушке из соседнего подъезда:
«Он с именем этим ложился,
Он с именем этим вставал…»
Более того, как я знаю, Паша даже искренне просил Бога, о котором ему поведала бабушка, чтобы тот помог Паше встретиться с полюбившимся ему актером.
Да я и сам, услышав историю, рассказанную мне Пашей, посмотрел в Интернете фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья».
Напомню, что этот фильм был снят еще в 60-х годах прошлого столетия и повествовал о типичной бедной итальянской семье, когда овдовевшая вдова и четверо ее сыновей в поисках лучшей доли покидают Сицилию и приезжают в Милан, где уже нашел работу и живет ее пятый сын и их старший брат… Казалось бы, банальная история, если бы… не музыка Нино Ротто и не молодой Ален Делон с огромными глазами, этакий образец живой, удивительно редкой человеческой особи, чудом сохранившейся в целомудренной семье, проживающей вдали от больших городов, а сейчас привезенной не иначе как лукавым на потеху богатой знати…
И вот я уже сам перебираю в памяти первое появление в кадре Рокко на пустом перроне Миланского железнодорожного вокзала… с апельсинами в платке матери, его робкие, стеснительные глотки обжигающего губы кофе, которым его где-то угостили, и даже его первое появление полуобнаженным в душевой спортзала, где они вместе с братом случайно оказались…
И еще… первый крупный план… Боже ты мой... Какие же у него оказались глаза. Этакий молодой грациозный олень с глазами, полными слез, уже предчувствующий гибель своей любимой…
Или его пальцы, нежно касающиеся лица любимой матушки…
Воистину «спящий красавец…», именно так, с улыбкой, называют его молодые девушки из химчистки, в которую он устраивается работать…
Просмотрев лишь часть фильма, я и сам понял, почему Паша просто боготворил этого юношу и именно этого актера.
Вместе с тем, вновь и вновь возвращаясь к перипетиям этого фильма, я понял еще одну важную и даже существенную вещь, которая помогла мне понять и нечто, связанное уже с самим Пашей, а именно…
Наличие в фильме Нади… девушки легкого поведения, которая сначала влюбляет в себя брата Рокко – Симоне, а затем и самого Рокко…
Для Рокко это была первая и чистая любовь. Но он жертвует своими чувствами ради брата, понимая, что без Нади тот просто погибнет.
Нади же не понимает и не принимает жертвенности Рокко. С этого момента она начинает ненавидеть обоих братьев… и мстить, причиняя боль им обоим, продолжая уже в открытую продавать свою любовь.
Ради нее Симоне начинает воровать, а изрядно напившись, даже торговать уже красотой своего тела, опускаясь до животного состояния в соитии с мужчиной.
История этой семьи заканчивается плачевно. Симоне в приступе жестокой ревности убивает Нади.
Пытаясь его спасти Рокко, в принципе ненавидящий жестокость, вынужден подписать многолетний контракт на участие в боксерских поединках.
Уходит из дома и третий брат Рокко, не соглашающийся со всепрощением матери и Рокко… по отношению к брату-убийце…
Таким образом, с появлением в их семье Нади… семья, некогда единая и трудолюбивая, неожиданно оказалась на грани гибели…
Естественно, что это не могло не быть замеченным Пашей, который уже был без памяти влюблен в Рокко. И который также посчитал Нади виновницей уже его, Рокко, трагедии, так как мечтой этого очаровательного юноши было возвращение в родные края, строительство своего дома и работа на земле в кругу детей…
К тому же на глазах Павла во время его взросления происходили часто грубые выяснения отношений уже между его собственным отцом и матерью…
И Паша вскоре понял, что он просто ненавидит весь род женский. За исключением лишь бабушки… Грустно, но факт.
В финале фильма звучит притча, рассказанная Рокко, о том, как в начале строительства дома старший мастер обязательно бросает камень в тень человека, первым прошедшего мимо… Это своего рода необходимая жертва, чтобы дом получил крепкое основание и в нем поселилась любовь…
Заметьте, что камень бросали не в человека, а лишь в его тень…
Но те целомудренные времена уже прошли.
Паша был в деревне у бабушки, когда он узнал о трагедии в их семье. Отец вернулся из съемочной командировки на два дня раньше и застал жену в постели с каким-то молоденьким артистом из массовки…
И убил обоих. За что получил десять лет тюремного заключения.
Паше в тот год исполнилось 16. Гормоны уже напоминали о себе все более неистово, но Паша, это еще в чем-то наивное дитя, берег себя для Алена Делона…
Он знал, он чувствовал, что они обязательно встретятся.
А потом однажды, немного выпив, он увидел молодого мужчину в чем-то, пусть отдаленно – да и выпивка сделала свое дело – напоминающего ему вожделенного Рокко.
И Паша ему отдался… Он, претерпевая жуткую боль, все равно верил, что человек, который так жестко и требовательно истязал его молодое тело, был именно его любимый Делон.
Шли годы… И вскоре Паша понял, что он уже перестал искать схожесть своих очередных любовников с Рокко. И напивался от этого еще больше, подставляясь уже под кого угодно…
А когда ему перевалило за двадцать, он узнал о смерти в тюрьме своего отца… И понял, что на всем белом свете уже вообще никому не нужен.
Тогда он продал свою московскую квартиру и перебрался в небольшую каморку на берегу Черного моря. Шли годы. Пока были деньги, он зазывал к себе молоденьких моряков, вернувшихся с рейса или из похода, щедро их поил и кормил… иногда за сомнительные предложения он получал-таки по морде, но чаще всего его все же трахали… и тропинка к его квартире была уже в городке хорошо известна.
Но… все имеет конец. Пришел конец и Пашиным сбережениям. Точнее, его самого вскоре напоили водкой с клофелином и, найдя загашник, просто обчистили по полной.
И вот теперь, в поисках заработка, он сидел на набережной с больной головой.
За соседний столик кто-то подсел. Им мгновенно принесли кофе.
Один из незнакомцев, оглядывая кафе, повернулся лицом к Паше и увидел, как тот мучительно пересчитывает, лежавшую на столе мелочь.
Он что-то сказал человеку, сидевшему с ним рядом, а тот прошел к официанту.
И вдруг Паша увидел, как перед ним, словно по мановению волшебной палочки, на столике появилась чашечка кофе, эклер, небольшое овальное блюдо с мясным ассорти и графинчик с запотевшей водкой…
Он хотел что-то объяснить официанту, искренне полагая, что тот ошибся… Но официант сказал, что это передали от господина с соседнего столика.
Паша понял этот презент по-своему, решив, что расплачиваться за угощение ему сегодня придется своей задницей, а потому и не торопился увидеть того, кто ее себе купил…
Он уже выпил почти всю водку… И быстро окосел…
Незнакомец еще какое-то время бросал взгляд на Пашу, на следы его былой красоты. Что он при этом вспоминал, мы не ведаем.
Но вот кто-то пошел к его столику, и мы услышали слова, обращенные к нему.
- Господин Делон, вас просят пройти на съемочную площадку.
Ален Делон встал и еще раз бросил взгляд на Пашу. Было такое впечатление, что популярный французский киноактер мучительно вспоминает, где именно он мог видеть этого русского мужчину…
И если бы их взгляды в это мгновение пересеклись, еще неизвестно, чем бы закончилась эта история.
Но… Паша, уже заглотнув эклер, теперь вытирал пальцы о край скатерти…
Будучи сытым, он даже не вспомнил, как некогда попросил Боженьку о встрече с самим Аленом Делоном.
А Боженька помнил!
И такую встречу, которая, возможно, могла бы круто изменить всю последующую Пашину жизнь, устроил.
Правда, Паше все это было уже, как говорится, по барабану.