Гомосексуальные страхи
Статья рассматривает психологическое состояние гомофобов.
В обычном режиме существования человека динамического бессознательного для него нет, поэтому заглянуть в него он не сможет даже если очень захочет; нельзя заглянуть в то, чего нет. Поэтому не надо бросаться в глубины бессознательного, никаких глубин Вы не обнаружите. Если, прочитав данную статью, вы поймете, что наличие гомосексуальных страхов не означает присутствия гомосексуальной предрасположенности, что гомосексуальными страхами страдает, как раз, нормально ориентированный человек, геи и лесбиянки гомосексуальными страхами не страдают, то этого будет вполне достаточно.
В качестве вступления.
Здесь я хотел бы обратиться к тем, кто, прочитав данный текст, начинает раскопки собственной психики, пытаясь найти в себе следы комплекса Эдипа-Электры. Дело это совершенно бесперспективное, я бы даже сказал - абсурдное. Комплексом Эдипа-Электры называют бессознательную психическую структуру. Абсурдность попытки заглянуть в бессознательное состоит в том, что бессознательное, оно на то и бессознательное, что его для человека нет. Не то, что его потенциально для него нет, потенциально недоступно для человека только его статическое бессознательное, - сама его природа, а динамическое бессознательное, то есть, то, что вытесняется, в данном случае комплекс Эдипа - Электры, может стать доступным для сознания, но только при выполнении ряда условий, важнейшим из которых является руководство психоаналитика. В обычном режиме существования человека динамического бессознательного для него нет, поэтому заглянуть в него он не сможет даже если очень захочет; нельзя заглянуть в то, чего нет. Поэтому не надо бросаться в глубины бессознательного, никаких глубин Вы не обнаружите. Если, прочитав данную статью, вы поймете, что наличие гомосексуальных страхов не означает присутствия гомосексуальной предрасположенности, что гомосексуальными страхами страдает, как раз, нормально ориентированный человек, геи и лесбиянки гомосексуальными страхами не страдают, то этого будет вполне достаточно.
1. Гомосексуальный страх – общие положения
Гомосексуальный страх – страх человека перед тем, что его истинная сексуальность имеет гомосексуальную окраску.
Страдающих гомосексуальными страхами корректно называть гомофобами, что я и буду делать.
Раскрывая понятие «гомофобия» целесообразно идти от этимологии этого слова, которое в буквальном смысле означает «страх перед гомосексуализмом». В данном случае этимология точно отражает суть явления.
Надо отметить, что в общественном сознании у понятия "гомофобия" уже есть свое устойчивое специфическое наполнение: под ним понимается агрессия, направленная на все возможные проявления гомосексуализма. Строго говоря, такое употребление понятия "гомофобия" неверно. В случае, когда гомофобия является в виде агрессии, целесообразно говорить об агрессивной гомофобии и, соответственно, об агрессивном гомофобе.
Гомофобия - это именно гомосексуальный страх, а не агрессия. Агрессия, направленная на гомосексуалистов – это меры защиты от гомосексуального страха, но никак не сам страх. Наблюдая гомосексуальность в социуме, агрессивный гомофоб сталкивается с внутренней проблемой, от которой он пытается избавиться путем уничтожения внешнего стимула.
Изначально, гомофоб испытывает страх перед гомосексуальностью, а уже потом, если он склонен к агрессии, пытается подавить этот страх агрессией. Здесь агрессия выступает в роли уничтожения источника страха. Путаница с понятием "гомофобия" возникает в связи с тем, что агрессия - это наиболее доступная наблюдению реакция гомофоба на появление в его сознании страха перед гомосексуальным стимулом. Доступность неправильно отождествляется с сущностью явления. Агрессия, хотя и относительно эффективная, но далеко не единственная возможность справится со страхом перед гомосексуальным стимулом, и даже не самая распространенная, чаще всего гомофоб старается уйти от возможности столкновения с гомосексуальным стимулом.
Вторым заблуждением, которое хотелось бы развеять в связи с неправильным употреблением понятия «гомофобия», является мнение, что гомофоб, то есть тот, кто мучается гомосексуальными страхами, является скрытым гомосексуалистом. Приверженцы данного мнения предлагают гомофобам бросить "воевать" и начать «трахаться». Данное клише является достаточно распространенным и используется в массовой культуре, как претензия на психологическую глубину образа. Это мнение неверное. Гомофоб не является скрытым гомосексуалистом именно потому, что не хочет быть гомосексуалистом и боится обнаружить в себе предрасположенность к этому.
Гомосексуальные страхи принимают в наше время характер эпидемии, часто становясь непреодолимой проблемой установления внеситуативных отношений конфиденциального характера (приятельские отношения, дружеские отношения и пр.) для людей одного пола.
Помимо соответствующей психической дисфункции, устойчивость гомосексуальным страхам придает противоречие между желанием человека самостоятельно разобраться со своими сексуальными проблемами и отсутствием таковой возможности. Внутренняя самоидентификация (ответ на вопрос «Кто я?» самому себе), это практически сплошное сомнение и неуверенность, а если дело касается такой тонкой и часто запретной темы как собственная сексуальность, то здесь опереться на что-то определенное еще труднее. Если бы гомофоб смог сам корректно разобраться со своей сексуальностью, грамотно расставить акценты, то он непременно смог бы, если не решить, то, по крайней мере, стабилизировать проблему своих гомосексуальных страхов.
Предположение о наличии в себе некой скрытой гомосексуальной натуры является реакцией на следующие внутренние стимулы:
- Сексуальное возбуждение, вызванное различными гомосексуальными стимулами - Само наличие гомосексуальных фантазий и снов.
- Переживание человеком эстетической привлекательности лица одного с ним пола.
- Переживание неуверенности, робости в ситуациях требующих «мужского» поведения, неспособность противостоять физической агрессии.
Сталкиваясь с перечисленными фактами душевной жизни, обычно их обнаруживают сразу несколько, и не в силах объяснить их наличие правильным образом, молодой человек предполагает, с ужасом, конечно, что он скрытый гомосексуалист.
Гомосексуальные страхи значительно усиливаются в следствие эмоционального шока, вызванного неспособностью убедительно ответить себе на вопрос «А не гомосексуалист ли я».
Пережив шок от такого предположения, он начинает проверять свою сексуальную природу на гомосексуальность, стараясь найти в себе негативные реакции на гомосексуальные стимулы. Рано или поздно такие реакции находятся, но страх перед своей спонтанной сексуальной природой остается, заставляя снова и снова проверять себя на склонность к гомосексуальным реакциям.
Измученный подобными навязчивостями, человек старается оградить себя от каких-либо стимулов, способных вызвать гомосексуальные реакции (не видеть, не слышать, не притрагиваться, не читать, не знать). Исключает из употребления все, что может как-то ассоциироваться у окружающих с гомосексуализмом; избегает оставаться наедине с мужчиной без какого-либо точно обозначенного контекста, например, деловой встречи, и прочее. Агрессивный гомофоб тактике "ухода" предпочитает тактику "уничтожения" гомосексуального стимула, для чего создает в своей психике механизмы, позволяющие ему принимать гомосексуальный стимул на уже готовую агрессивную "подушку". Агрессия, в данном случае блокирует возможность развития у гомофоба гомосексуального возбуждения. Способ эффективный, но очень затратный: агрессивному гомофобу приходится перманентно таскать в сознании гомосексуальный стимул и также перманентно ненавидеть его. Кроме всего прочего, культивирование в себе ненависти к другому человеку никак не способствует душевному здоровью.
Справится с гомосексуальными страхами человеку, безусловно, проще, если в его жизни присутствуют полноценные сексуальные отношения с женщинами, и он чувствует в себе желание их поддерживать. В этом случае ему легко получить доказательства своей сексуальной нормальности и гомосексуальные страхи сами собой теряют свою интенсивность.
Если же отношения с женщинами у человека не складываются, то, в этом случае, справится с гомосексуальными страхами ему сложнее, так как, сексуальная ориентация не доопределена (естественная ориентация является проблемой, а гомосексуальную ориентацию иметь не хочется).
Неразрешимость вопросов по теме «а вдруг я скрытый гомосексуалист», таких как, например, «а не хочется ли мне потрогать этого парня за пенис», значительно осложняют борьбу с предположением о наличии в себе некой скрытой гомосексуальной натуры. Носитель гомосексуальных страхов, по сути, не хочет быть гомосексуалистом, поэтому, он не хочет иметь гомосексуальный опыт. Вопросы типа «а вдруг я хочу…» должны быть разрешены вне плоскости непосредственного гомосексуального опыта. Но как это сделать здесь и сейчас?
Проблема гомосексуальных страхов тем серьезней, чем более дезорганизована нормальная сексуальная жизнь индивида к моменту появления сомнений в своей сексуальной ориентации. И наоборот, чем устойчивее сексуальные отношения с противоположным полом, чем сильнее сексуальное возбуждение на гетеросексуальные стимулы, тем легче человеку справится со своими гомосексуальными страхами.
Ситуация осложняется, когда помимо сексуальной дезорганизации психики, вызванной независимыми от индивида причинами, собственная сексуальность специально дезорганизуется индивидом в поиске альтернативного канала реализации либидо (см. вопрос «Может ли нормальный мужчина возбудиться от гомосексуальной порнографии» и продолжение данного вопроса). Экспериментируя со своей сексуальностью человек потенциально открывается и для рисковых сексуальных экспериментов, в том числе и гомосексуальных. А чем, собственно, гомосексуальность хуже любого другого альтернативного варианта, если это всего лишь ничего не значащий эксперимент. В этом случае человеку особенно сложно сопротивляться наплыву гомосексуальных стимулов.