Серебристый Водолей
Неисчислимые Кощеевы богатства
А если Кощей - не злой колдун, а вполне обычный одинокий человек? А Иван-Царевич не сказочный богатырь, а угрюмый мальчишка, которого послали на смерть? Вот вдруг! И что тогда?
Если бы знал, какие потом пойдут сказки, трижды бы подумал, прежде чем селиться на Руси. Честно говоря, меня это веселит, забавно выслушивать о себе такие факты: бессмертный, ну, правда. Тощий - совсем не правда, конечно, я отличаюсь от этих полных приземистых русских мужичков, лысый - эй, у меня чудесные длинные черные волосы, красные глаза - зеленые, красные только когда колдую. Даже не хочу угадывать, откуда пошло предание, что смерть моя в яйце, хорошо хоть не в тех яйцах. Сколько же нерожденных цыплят передавили в надежде меня убить? Дикарье, одно слово.
Чудесное зимнее утро. Солнце отражается от снега, и падает синим светом в спальню. Мне не спится, я сижу на окне, любуясь игрою солнечных зайчиков на широкой спине моего любовника. Он такой собственник, вот сейчас заметит, что меня нет рядом, и проснется. Так и знал.
- Кощей? Что ты там сидишь - замерзнешь. Иди сюда.
Ему трудно противостоять. Сильные руки русского богатыря обнимают меня за плечи, голова удобно помещается в выемку шеи, он недовольно морщится - мои волосы вечно попадают ему в рот. Под одеялами тепло и уютно, сонное дыхание и жар родного тела погружают в сон…
Много лет назад.
Мальчики зачарованно слушают сказку. В тереме натоплено, за окнами метет вьюга. Старая нянька мотает пряжу и размеренным голосом рассказывает сказку за сказкой. Царевичи сидят на лавках, жуя пряники и тараща голубые глаза на старую женщину. Самому маленькому, шестилетнему мальчику, не хватило места ни на лавке, ни на широких полатях, он сидит прямо на ковре. Пряника ему тоже не хватило, старшие братья расхватали все, да еще и отвесили подзатыльник, чтоб не мешался под ногами. Малыш не плачет и не сердится даже - нелюбимый сын Царя привык к пренебрежительному отношению. Царица-мать умерла родами, подарив царю последнего ребенка - Ванечку. Смерти любимой жены Борис не простил сыну, третируя его и держа в холоде и голоде.
- И поселилось на земле русской чудовище страшное - Кощей Бессмертный, колдун и душегубец. Много богатырей полегло, много девиц красных похищено было, много слез пролили матери и сестры…
Иван-царевич, как и братья, зачарованно слушает сказку. Старая рубашечка почти обтрепалась, лапти худые, а в животе бурчит от голода, но приключения богатырей земли Русской пока заглушают нужду тела.
- Раздавил яйцо - страшным голосом закричал Кощей и исчез. Освободилась земля: солнце засияло, птицы запели…
Несколько лет спустя.
Некрасивый мальчик прячется по углам, жмется к стенам. На дворе весна, цветут яблони, старшие царевичи гуляют с девицами. Иван сидит в тереме, боится наружу нос высунуть, сам царь-батюшка недавно выразил отвращение при виде младшенького. Низенький, лицо страсть как прыщавое, пальцы кривые, тощий, глаза блеклые как тающий лед. Одна красота - густая белокурая шапка волос, не потемневших со временем, да ресницы длинные, темные. Смотрит на себя царевич в медный таз - сам пугается, живого места на лице нет: и нос, и лоб, и щеки, и подбородок - все сизые. Больно ему, обидно, челядь смеется, братья издеваются, отец презирает, ну, зачем он такой уродился?
***
- Пора тебе, Иван, доказать, что ты царского рода. Появился в наших землях Кощей, людей пугает. Езжай - убей колдуна.
Хмурый некрасивый подросток покорно кивает головою. Все он понимает - хочет отец его со свету сжить, чтоб не позорил царский двор, не пугал заезжих сватов лицом своим. Да и самому царевичу жизнь опостылела: ни одного ласкового слова отродясь не слышал, нежности и заботы не ведает, не нужен никому.
Дали лошадку ему, какую похуже, чтоб понапрасну добро не пропадало. Меч кузнец подарил, плохенький меч, бракованный, да все - равно, на смерть царевич едет. Не оглядываясь, выехал из дворца, сопровождаемый насмешками, остановился у ворот, плюнул и пришпорил лошадь. Два месяца искал замок Кощеев, наслушался по пути о себе, лошади своей дохлой и мече кривеньком.
Замок у Кощея странный, на Кремль Русский совсем не похож. Окна большие, под самой крышей почти, крыша шпилем, без маковки, без креста православного, ворота тяжеленные дубовые, железом покрытые - никаким тараном не снесешь.
- Вот и окончилось мое путешествие, жизнь моя тоже тут закончилась. Ну и, слава Богу, наконец-то.
Постучался в ворота, а они сами - то и открылись. Оробел Иван - что за чертовщина! Похлопал лошадь по морде, ободрил животинку, вытащил меч свой недолугий и зашел осторожно. А внутри так солнечно, красиво, чисто. Только людей нет - ни слуг, ни Кощея самого. Оставил Ваня клячу во дворе, пошел хозяина искать. Диво: все двери перед ним открываются, везде роскошь, светло, а никого. Вышел во внутренний дворик, а там, у бассейна, человек сидит, книгу читает. Поднял голову - обомлел царевич - такой красавец: глаза зеленые, как камни драгоценные светятся, волосы длинные густые, черные, как воронье крыло, смугловатая кожа, скулы высокие, чистое лицо - ни усов, ни бороды.
Поднялся незнакомец - высокий, стройный, а плечи широкие, ладони большие. Улыбнулся, тут-то Ивана пот пробил - сам Кощей перед ним: глаза на миг сверкнули красным, как кровь, зубы белые, с клыками острыми.
- Ты что здесь делаешь, мальчик?
Царевич слова вымолвить не может, краснеет, белеет, схватил меч свой, трясется. А проклятый давай смеяться:
- Это что ж, против меня детей посылают с мечом бракованным, ха-ха. - Посерьезнел. - Ты зачем, юноша, сюда сунулся, знал же, что живой не выйдешь?
На Ваню такая усталость вдруг напала, бросил он меч, сел прямо на землю, смерти ждет. Ждал-ждал - молчит Кощей, удивленно царевича рассматривает.
- Убивай уже, раз собирался, чего медлишь?
Колдун аж растерялся, подошел ближе.
- В первый раз таких богатырей вижу, чтоб сами смерти просили.
- Да какой я богатырь, так, насмешка природы.
Хмыкнул Кощей, щелкнул пальцами, Иван тут же уснул.
Очнулся в покое роскошном, светильники ярко горят, рядом вода в чаше, а сам хозяин сидит на диване мягком, рассматривает своего гостя.
- Ну и кто ты такой?
- Царевич Иван я, младший сын Царя .
- Ну и зачем ты сюда явился, царевич, кривым мечом драться? Неужели действительно думал, что одолеешь? Чего молчишь, отвечай, когда спрашивают.
Тишина в ответ.
- Ладно, что же мне с тобою делать - то, юнец? Убить - да не убиваю я беззащитных детей, отпустить - тоже не могу, никто еще не уходил из моего замка… оставлю-ка я тебя здесь, за компанию.
- Как здесь?!!
- Я человек одинокий, - хищный оскал белых зубов, - будешь у меня жить, развлекать меня.
- Не хочу!!!
- Да кто тебя спрашивал, цыпленок. Я хозяин - мое слово главное.
- Лучше убей!
- Что тебе все время смерти хочется, молод ты еще, чтоб умирать.
Ушел колдун, а Иван слез с постели - отродясь у него не было такого ложа: широкое, мягкое, подушек навалено.…Осмотрел комнату: стены светлые, стол, окна огромные, шторами завешенные, а в углу зеркало. Настоящее, серебряное, медью окантованное. Подошел пленник поближе - посмотреть на диковинку, о которой столько слыхал, и ахнул: отразился красивый юноша. Белые волосы растрепаны, глаза пронзительной голубизны сияют, на чистом гладком лице румянец играет, ни следа от прыщей не осталось.
***
Так и зажили они. Боялся поначалу царевич хозяина, но потом прошел страх. Живет по человечески, пищу ест людскую, кровью не питается, девиц в подвалах нет - Кощей разрешил мальчику по всему замку ходить, так что царевич облазил все, что только мог. Не кричал, не бил, не заколдовывал. А потом и учить начал. Сперва грамоте, потом военному делу. У колдуна не было детей, поэтому юный царевич заменил ему сына. Он с удовольствием наблюдал, как мальчишка выходит к обеду, обвешанный паутиной, и взахлеб рассказывает о комнате, которую обнаружил в одном из крыльев старого замка. Укрощение дикого озлобленного зверька стало лучшим развлечением для бессмертного мага. Сначала добиться кивка в ответ, потом слова, потом целой фразы, потом улыбки…а потом как-нибудь отвязаться от юного пленника-гостя. Преодолев вбитую отцом и братьями застенчивость и робость, из алых губ посыпались вопросы, просьбы, требования, Кощей уже жалел, что занялся воспитанием.
- Почему ель вечно зеленая, почему в замке так тихо, можно мне завтра в конюшню, а купите мне настоящий меч, научите меня колдовать, утром свет синий, правда.…И так до бесконечности.
Потом воспитанник угомонился. После освоения грамоты все дни проводил в библиотеке, выходя лишь пообедать. Библиотека у Кощея была знатная, со всего мира собранная. Голубые глаза подернулись задумчивой дымкой. Некоторые книги колдуну приходилось переводить…или обучать мальчишку языку, иначе белокурый мерзавец не отставал, преследуя учителя и канюча.
Иван совершенно освоился в замке, считая его своим домом. И это радовало хозяина.
Худой низкий мальчишка на глазах превращался в высокого статного юношу. Книги оказались заброшены, начались занятия с мечом, луком, булавою. Целыми днями во дворе звенели мечи, а черноволосый мужчина кружился, уходя от ударов. Развевались черные волосы, вспыхивали искры на клинках, свистели в воздухе стрелы.
Одно только условие поставил Кощей своему ученику - бриться, ибо бородатые русские мужики весьма раздражали колдуна.
Вечерами, они вели беседы за чашкой дымящегося свежего чая, совсем не похожего по вкусу на ту бурду, которую Ивану приходилось пить в отцовском тереме.
- Кощей, а как тебя на самом деле зовут?
- Не зовут меня, сам прихожу.
- И все-таки?
- Кастиэль.
- Красиво.
- Ваня, почему ты так хотел умереть?
- Никому я был не нужен, сам себя стыдился.
- Кощей, почему ты не женат до сих пор, женщины у тебя нет?
- Много будешь знать - скоро состаришься.
Зимою пальцы царевича особенно болели, он молчал, не желая признаваться учителю в слабости. Перо выскальзывало из пальцев, дрожащие руки не могли удержать меч, стрелы выпадали из судорожно скрюченных суставов. Колдун поначалу ругался, но, заметив, как болезненно морщится ученик, растирая руки, серьезно забеспокоился.
- Что с пальцами?
- Ничего, все в порядке.
- Иван! - Грозно. - Я ведь вижу, что не все в порядке.
- Пальцы болят, - признался царевич, покорно дозволяя колдуну ощупать распухшие суставы.
- Давно болят?
- Давно. Лет с двенадцати.
- С чего началось?
Светлое лицо побледнело.
- Само по себе.
- Не лги мне!
Румянец залил щеки, парень опустил голову.
- Братья побили и…и по рукам топтались.
Колдун на мгновение замер, рывком прижал к себе смущенного юношу.
- Бедный ты мой, что ж ты раньше-то не сказал.
3 комментария