Витя Бревис

Клуб Маяк

Аннотация
"Был и я натурал…" (из песни)

У Адмиралтейского завода в Питере был, как и полагалось, свой клуб. Назывался он по-советски непритязательно - Маяк. Клуб Маяк на Красной улице. Клуб заводу достался непростой, винтажный, с интерьерами: мавританский зал, грот, кленовая гостиная, большой театральный зал с шикарным плафоном и ангелочками. Бывший особняк барона фон Дервиза. В 1910 году в театре с ангелочками какое-то время работала труппа Мейерхольда. Станиславский писал о Мейерхольде, что он использует актеров, как глину для красивых мизансцен.
Во флигеле особняка большевики открыли после войны вытрезвитель, с отдельным входом. В части здания какое-то время работал райком партии и даже туберкулезный диспансер, а потом весь особняк, кроме флигеля, подарили Адмиралтейскому заводу.

Я происходил из довольно бедной семьи, не то, что фон Дервиз и даже не то, что Мейерхольд, и подрабатывал в вытрезвителе уборщиком. Встав пораньше, я успевал до школы перестелить в вытрезвителе обоссанные постели и подмести полы.
Алкоголиков ловили на близлежащих улицах накануне вечером, грузили в автозак и вываливали во двор особняка барона фон Дервиза. Сам барон еще до Мейерхольда продал свои дома и заводы и сбежал в Канны, умница. Алкоголики подвергались медицинскому осмотру, буйных привязывали к смирительному стулу, выясняли личность, чтобы сообщить на работу и снять с получки штраф. Ночью алкоголики мирно сопели и ссали под себя, рано утром их отпускали по домам, а потом приходил я. Работа была неприятной, но раз в три дня, и я успевал за пару часов. И смирительный стул протереть. Платили семьдесят рублей, в общем, на эти деньги можно было прожить. На обратном пути я еще подбирал по мусорным бакам пустые бутылки.
Для тех, кто молод: такси в другой конец города стоило рубля три, килограмм мяса - рубля два. В кафе или ресторан ни мне, ни кому-либо из моих школьных друзей не приходило в голову пойти, так что про цены в них в 1981 году ничего сказать не могу.
Как-то я встретил на улице перед уроками своего друга Стасика, и он сказал мне, тихо, пряча глаза и скрывая мерзкую радость, что его папа купил вчера машину, москвич. Я понимал его стеснение, что у них теперь есть машина, а у нас с мамой никогда не будет, и мне стало его немножко жаль за это неудобное чувство. А ему было, наверное, жаль меня. Мы до сих пор дружим.

После школы мы все куда-то поступили. Я перестал работать в вытрезвителе у барона, но связи остались: я начал карьеру гардеробщика в театре с ангелочками. Карьерой гардеробщика я увлек Стасика и еще нескольких новых друзей, из института. После пар мы обыкновенно заезжали отобедать в грузинскую столовую на Литейном проспекте. Хачапури и чанахи сопровождались пивом, бутылок по пять на студента.

В гроте барона фон Дервиза работал кружок танцев, в мавританском зале проходили курсы игры на фортепиано, в кленовой гостиной учили играть на арфе. В театре с ангелочками выступали разные знаменитости, от Майка Науменко до академика Лихачева. Зрители приходили загодя, и мы, как правило, немного припаздывали после хачапури, сгоряча вбегали в наш гардероб, хватали у зрителей шубы, стараясь дышать в сторону; фланируя, развешивали их на крючки, совали в благодарные ладони пластмассовые бирки с номерами и так до тех пор, пока очередь не рассасывалась. Один раз я взял сразу три шубы, у целой компании, и не смог дойти до свободного крючка, упал.
Когда заканчивались последние всклокоченные опоздавшие, мы могли расслабиться. В шубах можно было найти сигаретку - брали только, если пачка почти полная, чтоб незаметно. Курили тут же, в глубине шуб. Деньги мы не брали, ну, очень редко и совсем мелочь.

Помимо карьеры гардеробщика меня манила профессия вахтера: спишь в кленовой гостиной и получаешь за это деньги. Раз в три дня.
Чаще всего я не спал: с наступлением темноты, когда вместо шуб на каждом крючке висело по пластмассовой полупрозрачной бирке, когда арфа отдыхала от неумелых детских рук, и фортепиано думало, что вот сейчас вздохнет спокойно, я открывал дверь особняка барона фон Дервиза на условленный стук. Приходил Стасик и все остальные, барон соединил моих школьных и институтских друзей. Несли колбасу, сыр, овсяное печенье, вино Изабелла, водку и шампанское. Пришел Димка, папа которого заведовал кафедрой физики в моем институте. Димка рассказал печальную историю о том, что папа шел вчера пьяненький домой по Красной улице и его нечаянно загребли в наш вытрезвитель, теперь будут неприятности, на кафедру собщат. Папа не был особо пьяный, просто им там надо план выполнять по вытрезвлению. Андрюха, папа которого заведовал кафедрой истории в гидромете, перепробовал все принесенные напитки и заблевал уставшее фортепияно в мавританской гостиной. Мне пришлось вспомнить о печальной карьере уборщика. Потом играли в буриме, курили трубку, сочиняли сценарий для фильма - Андрюхин папа обещал купить сыну любительскую кинокамеру.

Мой одногруппник Серега предложил выйти на набережную Невы и найти там девчонок, потом притащить их в особняк и е..ать. Серега был не из Питера и, вообще, парень попроще. Для нас, принадлежавших в классе к группировке умных еврейских мальчиков, его предложение явилось некоторым шоком, но мы не подали виду. Знакомиться с девочками прямо на улице было для нас событием из кино, чем-то чрезвычайно рискованным, ведь вдруг они не захотят с нами знакомиться, это ж стыд-то какой. Стоял июнь с белыми ночами, и Сереге, как иногороднему, хотелось разводных мостов и дешевой романтики.
От Андрюхи пахло блевотиной и он брел отдельно от группы.
Серега, перетрахавший половину общежития, был нашим фюрером.
Первая стайка девушек скучала у парапета напротив Медного Всадника.
-Девчонки, пошли е...аться! -проорал Серега так, что слышно было даже финнам, выходящим из автобуса поодаль.
-Фу, идиот, -заволновались девушки.
-Ну и ...уй с ними, -приказал нам Серега. -Пошли дальше.
На финском автобусе крупно значилось: Matka oy (путешествия). Я решил, что это добрый знак.
У дворцового моста девушек и, вообще, народу был так много, что Серега поменял тактику. Он велел нам рассредоточиться. Каждому из нас он указал на вероятный объект добычи: вон, видишь, с краю на скамейке сидит пухлая? Эта тебе даст.

Мой объект долизывала эскимо близ каменного льва.
-Привет, -произнес я хрипло. Я был заражен Серегиной удалью, но пребывал еще в инкубационном периоде.
-Привеет.
Широкое лицо девушки смотрело на меня с некоторой надеждой.
-Тебя как зовут?
-Наастя.
-Учишься?
Я не очень знал, о чем нужно спрашивать девушку с эскимо. У нее была довольно простая одежда и большая грудь.
-Ага.
-А на кого?
-На маляра. А че?
И тут я понял, что она-то, может, и даст, но мне уже сейчас дальше неинтересно.
-Погоди, -сказал я девушке. -Я сейчас вернусь.

Серега разговаривал у причала для экскурсионных пароходов сразу с тремя.
-А хотите, мы с друзьями покажем вам дворец с интерьерами восемнадцатого века?
-Че, серьезно?
Интерьеры в особняке были переделанные, в стиле модерн. Я, конечно, не стал ничего говорить, чтобы не портить девушкам впечатление от Сереги. Он заметил меня и по его взгляду я понял, что от нас он, кроме буриме, ничего достойного и не ждал с самого начала, однако, друзья есть друзья, так что Серега, как волжский бурлак с картины Репина, притянет для нас на своих лямках целую баржу б...ядей. Серегино отношение к нам было, в общем, бережным, как к детям.

Назад по Красной улице мы двигались похоронной процессией: впереди шагал Серега с девушкой (ее подруги разбежались, разочарованные нашей несмелостью), дальше мы, делающие вид, что все хорошо и мы же просто ходили проветриться, ну а сзади брел все еще пахнущий блевотиной Андрюха.
В особняке друзья заскучали и скоро разошлись по домам.
Мы остались втроем: Серега драл свою кралю в кленовой гостиной, а я бродил по грустному, как пустая церковь, гардеробу в некоторой печали. Наверняка, барон фон Дервиз здесь тоже кого-нибудь драл; возможно, спальня его была в вытрезвителе или, вобще, в туберкулезном диспансере. А Мейерхольд, может, драл какую-нибудь актрису в театре с ангелочками, прямо за кулисами. Им можно, а нам че нельзя.
По отношению к Дервизу с Мейерхольдом мы с Серегой были, как бы, вместе, и вместе драли кралю с Дворцового моста.
Это немного утешало.

 

Вам понравилось? 14

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

18 комментариев

+
6
Vadim P. Офлайн 10 июля 2023 23:49
Если кратко, разочарован. У Бревиса читал вещи гораздо более увлекательные.
Язык, как обычно, живенький, не без иронии. Но истории как таковой не получилось, если не считать краткую историю особняка фон Дервиза. Какие-то слабо связанные между собой пассажи, будто автор напряженно вспоминает, о чем это он еще не писал, и наскребает по сусекам забавные для него воспоминания из туманной юности и фрагментарный общекультурный ликбез. Какое-то растекание мыслию по древу. При чем здесь Станиславский, который «писал о Мейерхольде, что он использует актеров, как глину для красивых мизансцен», и как это связано с пьяными похождениями с девушками, не понял.
Еще придирка: «Как-то я встретил на улице перед уроками своего друга Стасика». Так можно сказать лишь от 3-го лица.
Финал по степени выразительности и бессмысленности оказался даже слабее основного текста. Извините, автор, но на сей раз мое вам «увы».
+
2
ЧитательК Офлайн 11 июля 2023 16:33
Цитата: Vadim P.
Еще придирка: «Как-то я встретил на улице перед уроками своего друга Стасика». Так можно сказать лишь от 3-го лица.

Это только придирка, правила такого нет. Я подошел к своей машине, я встретил своего друга. Притяжательное местоимение "мой" переходит в возвратно-притяжательное "свой", если субъект действия и обладатель предмета совпадают. Но дело, конечно, не в этой мелочи. Просто вам текст не понравился. И мне тоже не особо.
+
2
Vadim P. Офлайн 11 июля 2023 17:22
Цитата: ЧитательК
Притяжательное местоимение "мой" переходит в возвратно-притяжательное "свой", если субъект действия и обладатель предмета совпадают.

Хорошо, верю вам на слово и придирку снимаю. Пусть будут оба варианта.
+
1
Александр Кунц Офлайн 11 июля 2023 19:48
Цитата: Vadim P.
Если кратко, разочарован. У Бревиса читал вещи гораздо более увлекательные.
Язык, как обычно, живенький, не без иронии. Но истории как таковой не получилось, если не считать краткую историю особняка фон Дервиза. Какие-то слабо связанные между собой пассажи, будто автор напряженно вспоминает, о чем это он еще не писал, и наскребает по сусекам забавные для него воспоминания из туманной юности и фрагментарный общекультурный ликбез. Какое-то растекание мыслию по древу. При чем здесь Станиславский, который «писал о Мейерхольде, что он использует актеров, как глину для красивых мизансцен», и как это связано с пьяными похождениями с девушками, не понял.
Еще придирка: «Как-то я встретил на улице перед уроками своего друга Стасика». Так можно сказать лишь от 3-го лица.
Финал по степени выразительности и бессмысленности оказался даже слабее основного текста. Извините, автор, но на сей раз мое вам «увы».

Не, не согласен. Хотя, может, я просто предвзят)
Во-первых, у любого автора есть вещи сильнее и вещи слабее, это еще не повод разочаровываться. Во-вторых, фирменный бревисовский стиль и атмосфера здесь присутствуют в полном объеме, "чего ж тебе еще надо, собака?")) В-третьих, это не сюжетный рассказ, чтобы придираться к финалу, это, скорее, зарисовка, и в ее рамках все ок.
+
3
Vadim P. Офлайн 11 июля 2023 20:01
Цитата: Александр Кунц
Не, не согласен. Хотя, может, я просто предвзят)
Во-первых, у любого автора есть вещи сильнее и вещи слабее, это еще не повод разочаровываться. Во-вторых, фирменный бревисовский стиль и атмосфера здесь присутствуют в полном объеме, "чего ж тебе еще надо, собака?")) В-третьих, это не сюжетный рассказ, чтобы придираться к финалу, это, скорее, зарисовка, и в ее рамках все ок.

А разве я сказал, что разочаровался в авторе? Разочарован я лишь данной зарисовкой (с таким определением согласен), потому что сюжет рассказа как бы намечался, но размылся, расползся и не состоялся. Хотя, может, я просто предвзят)(с)
+
0
Александр Кунц Офлайн 11 июля 2023 22:42
Цитата: Vadim P.

А разве я сказал, что разочаровался в авторе? Разочарован я лишь данной зарисовкой (с таким определением согласен), потому что сюжет рассказа как бы намечался, но размылся, расползся и не состоялся. Хотя, может, я просто предвзят)(с)

Ну, мне почудилось разочарование как раз и в авторе, например, в такой фразе: "Какие-то слабо связанные между собой пассажи, будто автор напряженно вспоминает, о чем это он еще не писал, и наскребает по сусекам забавные для него воспоминания из туманной юности и фрагментарный общекультурный ликбез".
То, что я с вами не согласен, не означает, что я отказываю вам в праве на ваше мнение, в т. ч. и об авторе. Мы тут, кажется, и собираемся для того, чтобы потрясти пальцем у оппонента перед носом, и сказать "н-не согласен!")
+
1
Витя Бревис Офлайн 11 июля 2023 22:52
Да, это чистой воды байка, не совсем литература. Жаль что мой вайб вам не передался и спасибо за честные комменты!
Такое бывает, когда писателю веселее писать, чем читателю читать).
--------------------
Витя Бревис
+
6
Д. Александрович Офлайн 11 июля 2023 23:51
Цитата: Витя Бревис
Да, это чистой воды байка, не совсем литература. Жаль что мой вайб вам не передался и спасибо за честные комменты!
Такое бывает, когда писателю веселее писать, чем читателю читать).

А мне понравилась зарисовка - не как алкашная байка с финальным трахом крали с Дворцового моста, а именно как зарисовка застойного Питера, с мясом по 2 рэ/кг, с овсяным печеньем, с до сих пор любимой Изабеллой и прочими приметами времени. Наверно, это поколенческое. Понравилось описание вытрезвителя в остаточной роскоши баронского особняка. Это хорошо, с ненавязчивым юмором. Сюда бы сюжетец покрепче, чтоб увязать все эти воспоминания в тугой узел рассказа, и можно будет выдвигать на премию "Писатель года" по версии Проза.ру))).
+
1
Сергей Греков Офлайн 14 июля 2023 15:14
Зарисовка как зарисовка, страничка из дневника, набросок будущей повести...
Меня несколько удивило только то, что Витя не вспомнил о профильном периоде - о располагавшемся в особняке гей-клубе (в конце прошлого века) - я как раз это хорошо помню... Видимо, это было еще до Вити или уже совсем после.
И то, что в этом роскошном здании открыто резвились по ночам представители нетрадиционных отношений, было что-то от первых лет Революции, сулившей всем Свободу, Равенство и Братство с последующим наебаловом.
+
3
Витя Бревис Офлайн 14 июля 2023 21:32
Цитата: Сергей Греков
Зарисовка как зарисовка, страничка из дневника, набросок будущей повести...
Меня несколько удивило только то, что Витя не вспомнил о профильном периоде - о располагавшемся в особняке гей-клубе (в конце прошлого века) - я как раз это хорошо помню... Видимо, это было еще до Вити или уже совсем после.
И то, что в этом роскошном здании открыто резвились по ночам представители нетрадиционных отношений, было что-то от первых лет Революции, сулившей всем Свободу, Равенство и Братство с последующим наебаловом.


Я был там до. О том, что там творилось после меня, прекрасно описано у Фролова. Тут на сайте наверняка есть, надо поискать. Вроде бы даже Шура снимал там свои первые самые успешные клипы.

Спасибо всем за отзывы!
--------------------
Витя Бревис
+
1
Александр Кунц Офлайн 15 июля 2023 21:21
Витя, а можно вам вопрос задать? Что за песня-то про бывшего натурала?))
Какая-то перепевка "Бричмуллы"?)
+
2
Витя Бревис Офлайн 16 июля 2023 07:44
Саша, да, конечно
Был и я натурал и в те годы не раз
Про семью и детей слушал мамин рассказ
Если б кто мне сказал: Витя, ты пид…рас
Я б ему запиздюрил в скворешник…

Дальше я еще не придумал и не буду пытаться, зачем позориться в присутствии Дины и Сережи))
--------------------
Витя Бревис
+
1
Александр Кунц Офлайн 18 июля 2023 00:44
Цитата: Витя Бревис
Саша, да, конечно
Был и я натурал и в те годы не раз
Про семью и детей слушал мамин рассказ
Если б кто мне сказал: Витя, ты пид…рас
Я б ему запиздюрил в скворешник…

Дальше я еще не придумал и не буду пытаться, зачем позориться в присутствии Дины и Сережи))

Понятно) Сижу ржу))
Не думаю, что Дина и Сергей не смогли бы оценить ваше "народное творчество")
+
2
Дина Березовская Офлайн 18 июля 2023 10:03
Цитата: Витя Бревис
Был и я натурал и в те годы не раз
Про семью и детей слушал мамин рассказ
Если б кто мне сказал: Витя, ты пид…рас
Я б ему запиздюрил в скворешник…

Ну вот так всегда - на самом интересном месте!..))
+
1
Витя Бревис Офлайн 18 июля 2023 16:36
Ваше слово, товарищ Маузер!
Блин если мы и дальше будем пережевывать наши старые мемы, то запустеет весь этот огородик непосредственно после нашего отжития)
--------------------
Витя Бревис
+
1
Александр Кунц Офлайн 18 июля 2023 18:29
Цитата: Витя Бревис
Ваше слово, товарищ Маузер!
Блин если мы и дальше будем пережевывать наши старые мемы, то запустеет весь этот огородик непосредственно после нашего отжития)

Немножко ничего не понял, ну да ладно)
+
1
Ярополк Офлайн 21 апреля 2024 00:43
Вино, водка, пиво, пять бутылок пива на каждого, бухло, бухло, бухло, бухло.... Как же такое надоело. Извините, это литература, конечно, но кому от такой литературы тепло или холодно? Зачем писать такое? Присоединяюсь к мнению, что это неудача. Потому что не зачем написано. Выблевал автор на читателя свои воспоминания... и что? мы за это должны сказать спасибо?
+
2
Витя Бревис Офлайн 21 апреля 2024 21:30
Цитата: Ярополк
Вино, водка, пиво, пять бутылок пива на каждого, бухло, бухло, бухло, бухло.... Как же такое надоело. Извините, это литература, конечно, но кому от такой литературы тепло или холодно? Зачем писать такое? Присоединяюсь к мнению, что это неудача. Потому что не зачем написано. Выблевал автор на читателя свои воспоминания... и что? мы за это должны сказать спасибо?



Спасибо, но как же вы не увидели здесь легкую интеллигентскую драму, зависть хорошего мальчика плохому мальчику? Нет тут особой глубины, зато коротко и, по-моему, ясно.
А бухло -оно реалия той жизни, куда ж было студентам без него.
--------------------
Витя Бревис
Наверх