Идентификация гей-литературы
Попытка если не исследования, то описания такого явления, как гей-литература, в рамках современного литературного процесса может только на первый взгляд показаться делом нарочитым и необязательным. Нынешний обзор это первое приближение к теме гей-литературы, но за неимением традиции подобных исследований в рамках литературоведения столь «сомнительные» темы не приветствуются, а знания профессионалов по большей части фрагментарны. Есть отдельные исследования об авторах, но о гей-литературе в целом, ее истории и жанрах - нет.
С отменой уголовного преследования геев в разных странах был снят цензурный запрет на тему гомосексуальности, за которым последовал творческий всплеск активности писателей, разрабатывающих гей-тематику, а с развитием интернета, ставшим основным медиатором для молодых талантов, появилось большое количество сетевой литературы. Поэтому не удивительно, что возникает необходимость назвать явление и попытаться дать ему определение.
Среди авторов и читателей, которые пишут об однополой любви, часто используется термин гей-литература. Некоторые предпочитают другое слово - гей-проза, и хотя и те и другие, вкладывают в это понятие один и тот же смысл, объединяя литературные произведения о гомосексуалах, вряд ли между ними следует ставить знак равенства, прежде всего потому что проза означает исключение лирики. Поэтому здесь мы будем употреблять термин гей-литература.
До сих пор нет однозначного определения, что же такое гей-литература. Есть версия, что это литература про геев, есть версия, что это литература, написанная геями, и версия, что это литература, которую читают геи, т.е. для них написанная. Отсюда и возникают упрёки в обособлении, и возражения, что такого термина нет вовсе, а есть «просто литература». Подмена понятий происходит на этапе начала классифицирования, когда сексуальную ориентацию пытаются положить в основу литературоведческого разбора. Но литературоведение не изучает сексуальную ориентацию. Поэтому она не может быть положена в основу жанровых или наджанровых классификаций.
Именно из-за попытки положить сексуальную ориентацию в основу классификации возникла путаница с употреблением такого термина, как слэш, который различные источники пытаются называть жанром, видом или направлением литературы. Между тем, слэш является лишь смысловым маркером, используемый для обозначения однополой тематики в художественном произведении любого жанра. В большинстве случаев это особый ярлык для маркировки части интернет-сайтов, специализирующихся на литературе о гомосексуалах. И если слэшеров можно назвать интернет-субкультурой любителей женского романа о гомосексуалах, то слэш является их фирменным знаком, но никак не литературной категорией. Есть множество других сайтов, которые так себя не маркируют, но так же размещают произведениях о людях иной сексуальной ориентации.
Так неужели гей-литература это тоже фирменный знак геев, которые пишут и читают литературу о самих себе и ничего более? Общелитературный процесс - это совокупность течений, направлений составляющий картину на определенном историческом этапе. Каждое явление имеет собственные границы, позволяющие выделить его в ряду прочих. Гей-литература – такая же совокупность произведений, объединенных общими типологическими признаками и эти произведения отражают определенный мировоззренческий поиск.
Давайте попробуем отойти от попыток классифицировать её с точки зрения сексуальной ориентации и ответим на этот вопрос, под другим углом. Для этого нужно понять какие у гей-литературы существуют отличительные свойства и есть ли они вообще, а так же найти признаки, объединяющие эти произведения в предмете художественного описания, конфликте главного героя, отображении героев протагонистов и антагонистов, и попытаться классифицировать сюжетные линии.
Тут надо сразу заметить, что литература об однополых отношениях не делится на гей и лесби-литературу. С точки зрения сексуальной ориентации главных героев, так говорить можно, но с точки зрения изучения предмета художественного осмысления слово «гей» будет использоваться в качестве своеобразной приставки для обозначения литературы об однополой любви как мужчин, так и женщин.
Начнём с того, что попробуем разделить всю совокупность сюжетных линий в зависимости от вида конфликта главного героя. Под конфликтом мы имеем ввиду то или иное художественное столкновение между персонажами с их характерами, или художественный спор между характером персонажа и обстоятельствами, в которые он попадает, а так же отражение противоречий внутри сознания главного героя.
Мы выявили 7 видов сюжетов, наиболее часто встречающихся в гей-литературе.
1. Ситуативные истории с динамичным сюжетом, когда конфликт главного героя заключается в накале страсти, связанной прежде всего с неразрешимой ситуацией, в которую попадает герой. Неразрешимость основывается на безответности чувств или на неприятии гомосексуальности самим главным героем или объектом его любви. Сюда относятся истории о безответной любви гея к натуралу, где главная линия строится на основе любовных терзаний в пустоту, истории любви и одиночества гея к бисексуалу, который уходит к женщине, рассказы о чувствах мужчины в годах к молодому парню, об исключительно платонических переживаниях, заканчивающихся, как правило, печально, истории о первом опыте и первой любви гомосексуала, когда человек начинает осознавать, противиться и пугаться своих влечений, рассказы о влюбленности женщины в гея с точки зрения гея или с точки зрения женщины.
Так в романе Эдварда Форстера «Морис» перед читателями предстаёт 14-ти летний подросток испытывающий эмоциональное и сексуальное пробуждение. Он влюбляется в своего товарища и друга по имени Клайв Дарем, который знакомит его с древнегреческими литературными произведениями о гомосексуальной любви. Их отношения носят платонический характер и не доходят до секса. Став старше, Морис бросает учёбу в университете, и получает работу в качестве биржевого маклера в лондонском Сити, но по-прежнему испытывает сильную привязанность к своему другу. Привязанность, которая не находит ответа выливается в чувственные терзания и меняет жизнь и самого главного героя, который в конце находит счастье с другим молодым человеком.
В повести Гилберта Адэра "Любовь и смерть на Лонг-Айленде" рассказывается история страсти немолодого писателя Джайлса де Ат к малоизвестному молодому актёру Ронни Бостоку, которого он увидел в кино, случайно попав на киносеанс. Эта страсть переворачивает жизнь главного героя. Из степенного английского джентльмена с аристократическими манерами Джайлс превращается в буквально помешанного на объекте своей любви человека. Он забрасывает писательство и все дни проводит за просмотром фильмов со своим кумиром, заодно скупая в магазинах любые журналы, где упоминается Ронни Босток. В конце концов Джайлс решается на совсем уж безумный поступок и едет в Калифорнию, дабы увидеться с объектом своей страсти и объясниться ему в любви. Он не думает о том, что может быть отвергнут тем, кого так боготворит, ведь Ронни просто пока не знает о его существовании.
2. Ролевые конфликты, когда в сюжете основное столкновение строится на разных ролевых моделях главных героев, часто с социальном подтекстом. Служебный роман об отношениях двух мужчин гомосексуалов на работе, когда один занимает более высокое положение по отношению к другому, истории, когда у главных героев разный материальный достаток, что является неразрешимым противоречием к тому чтобы они жили вместе, рассказы где конфликт строится не на материальном достатке, а в зависимости от наделённости главных героев теми или иными характерологическими качествами, например история любви незаметного, некрасивого и нелепого скромняги к избалованному вниманием красавцу, когда основная линия построена на столкновении низкой самооценки главного героя-гомосексуала с окружающей действительностью, которую рисует автор, или другие подобные - умный и глупый, образованный и неуч, «отличник» и хулиган, рассказ о любви здорового гея и вич-инфицированного, рассказ о парне, занимающимся проституцией с другими мужчинами.
Например в повести Дмитрия Бушуева «На кого похож Арлекин». Двадцатидвухлетний поэт Андрей Найтов после окончания университета устраивается на работу в школу учителем русского языка и литературы. Найтов – гей, осознавший себя в 12 лет. Он ведет довольно беспорядочную сексуальную жизнь и имеет многочисленных знакомых среди местной гей-тусовки. Действие происходит в провинциальном приволжском городке постперестроечной России, еще в пору действия печально известной 121-й статьи уголовного кодекса. Найтов сталкивается с открытой неприязнью своей коллеги Алисы Матвеевны, делящейся с другими учителями своими подозрениями относительно его сексуальной ориентации. Алиса Матвеевна ведет дневник, в котором записывает свои суждения об учениках и коллегах. Чтобы усыпить ее бдительность, Найтов решает инсценировать перед Алисой связь со своей давней подругой Гелкой. Но алкоголичка Гелка ведет себя неадекватно, и спектакль проваливается. Алиса Матвеевна скоропостижно умирает в такси по пути домой, и Найтову приходится организовывать ее похороны. Вместе с книгами Алисы в школьную библиотеку попадают и ее архивы. На школьном вечере Найтов замечает восьмиклассника Дениса Белкина, и в его сердце мгновенно вспыхивает любовь к мальчику. Постепенно они сближаются. Выясняется, что Денис сирота: год назад у него умер отец. Найтов приглашает Дениса к себе домой и они впервые занимаются оральным сексом.
После возвращения из Москвы, куда он ездил на литературный семинар, Найтов обнаруживает, что гомофобы исписали дверь в квартиру и зверски убили кота Мура. С этого момента жизнь Андрея начинает меняться. В один из весенних дней его вызывает директор. Он сообщает Андрею, что вместе с книгами в школьную библиотеку попал и личный дневник Алисы Матвеевны. Оказывается, Алиса не просто догадывалась, а точно знала, что Андрей Найтов – гей: она знала подругу матери Андрея, которая делилась с ней своими переживаниями. Алиса собиралась дождаться скандала и устроить Найтову феерические «проводы». Андрея вынуждают уйти из школы. Он принимает решение об эмиграции и сообщает об этом Денису. Денис крайне опечален предстоящей разлукой. Они устраивают прощальную встречу друзей, которая переходит в пьяную потасовку, во время, которой Дениса убивает автоматной пулей. Всю свою жизнь Андрей Найтов воспринимает как нелепое представление. Днем и ночью его окружают арлекины – его мысли, желания, образы, ангелы-хранители. Они танцуют в иллюминированных фонтанах, разбрасывают конфетти в ночном городе, гоняют на мотоциклах, плавают с полицейскими мигалками, задергивают полог и звонят в колокольчики... Любовь к Денису целиком поглощает Андрея, накрывая его как девятый вал. Но гомофобное общество не признает такую любовь и может жестоко расправиться с Андреем. В дневнике Алисы содержится призыв к запрету на профессию для педагогов-геев. В гомофобном обществе вопрос «Допустимо ли, чтобы гей преподавал детям и молодежи?» остается чисто риторическим.
3. Истории знакомств – основная идея конфликта таких историй строится на сложности попыток идентификации одного гомосексуала другим. Чаще всего это малые жанровые формы – рассказы или новеллы, построенные в виде повествований о знакомствах, начинающихся с того, что однажды в поле зрения главного героя появляется неожиданно приехавший мужчина, либо наоборот, сам главный герой становится таким мужчиной, или истории о знакомстве по интернету с последующим чувственным томлением от ожиданий и неожиданным финалом. Сюда же относятся «путевые заметки», когда случайная встреча в пути и короткие отношения без обязательств, могли бы перерасти в нечто большее или же, наоборот, эта встреча действительно становится началом новых отношений. Если же здесь ещё примешивается линия профессиональной значимости одного из героев: доктор, учитель, шеф, пожарный, кинорежиссёр, журналист и т.п., то в этом случае конфликт будет заключаться в столкновении восприятия человеком типичной или не типичной гейской профессии.
Одним из таких рассказов стал рассказ «Ирония близости», написанный Урса Илав. Эдуард Равильевич беззаветно и безответно влюблён в менеджера по продажам в своей фирме, привлекательного парня по имени Дима. Дима же, кажется, совершенно не замечает страданий своего босса. В бурной переписке по интернету со своими визави, герои делятся переживаниями на этот счёт. Развязка наступает, когда коллеги по работе узнают, что они ещё и коллеги по интернет-переписке…
4. Любовные многогранники – истории в которых конфликт главного героя заключается в наличии третьей стороны: любовь трёх парней, один из которых оказывается в силу обстоятельств «слабым звеном», в зависимости от замысла автора, любовь между двумя парнями и девушкой, когда один из парней бисексуал и когда женщина позволяет бисексуалу иметь отношения с другим парнем, истории про измену партнёра, его встречу с новой любовью и неожиданные сложности в связи с появлением на горизонте бывшего...
Например в повести Антона Ромина "Осы" представлен любовный треугольник. Игорь любит Димса, точнее Дмитрия Сергеевича Белашова, под началом которого работает в одной крупной компании. Отношения с Димсом складываются непросто. У него есть семья, из которой Димс не собирается уходить. К тому же он боится огласки, поэтому тщательно скрывает свои чувства к Игорю при посторонних. Инга любит Игоря. Она ничего не требует, просто всегда рядом в качестве друга и "жилетки". Инга терпеливо ждёт и верит, что однажды судьба предоставит ей шанс быть вместе с Игорем. И фортуна действительно улыбается Инге. Димс разрывает отношения с Игорем. А сам Игорь, устав от роли "тайной любовницы", доходит до мыслей о самоубийстве. И снова рядом с ним добрая и любящая Инга, с которой Игорь забывает об одиночестве. Он решает, что у них с Ингой может получиться хорошая семья и собирается вместе с ней в Москву. Однако выясняется, что Димс вовсе не намерен отпускать от себя бывшего любовника. Конфликт складывается из запутанных взаимоотношений героев повести. Эгоизм Димса, жертвенная любовь Инги и душевный раздрай Игоря сплетаются в невероятный клубок и приводят в финале к практически неразрешимой ситуации.
Вышеприведённые сюжетные линии наталкивают на мысль о том, что гей-литература является вариантом любовного романа, его узкой и пикантной разновидностью, но это не совсем так. Действительно, существуют произведения где сюжет сосредоточен вокруг двух главных героев - гомосексуалов, между которыми зарождаются романтические отношения. Это и есть вариант любовного романа. Обозначим его цифрой пять.
5. В любовном романе конфликт главных героев представлен трудностями построения отношений между друг другом, а финал оптимистичен. Здесь как бы исподволь происходит сравнение с гетеросексуальными отношениями. Но в любовном романе развязка как правило оптимистична, это является основообразующей чертой любовного романа. В гей-литературе оптимистичность финала не так обязательна и не редко противоположна.
Например повести Олега Месмера "Наука любви" присущи черты классического любовного романа, поскольку проблемы главных героев - отсутствие взаимопонимания и неумение объясняться друг с другом - часто сопровождают любовные отношения. Главные герои: Иван и Андрей - однокурсники. Взаимные чувства возникают между ними буквально сразу после знакомства. Парни делят комнату в общежитии, а по окончании института снимают квартиру. Иван - светлая голова, отличник-краснодипломник, но совершенно неорганизованный человек, поэтому всеми бытовыми вопросами занимается более практичный Андрей, что устраивает обоих. Андрей - тусовщик, Иван - домосед, но и здесь ребята находят компромисс. Иван закрывает глаза на то, что Андрей иногда развлекается на стороне. Кажется, что у них полное взаимопонимание, вполне себе счастливая семья, даже с собакой. Но однажды с Андреем происходит несчастье, и выясняется, что эти двое не в состоянии решить возникшие в их отношениях проблемы. Череда недомолвок приводит сначала к непониманию, а затем к расставанию. Обоим героям повести понадобится немало лет, чтобы переосмыслить произошедшее, понять и простить друг друга.
И существуют ещё два направления сюжетообразования.
6. Сказочные истории или авторские сказки, когда действия и сами главные герои-геи вымышлены, а повествование обладает нравоучительным, сатирическим или иносказательным смыслом. Чаще всего конфликт сюжета строится на ошибке главного героя, из которой проистекает нравоучение. Представлены в виде сказок или притч.
Так в авторской сказке Amadeo Aldegaski «Сказка о принце, белом коне и драконе», мир предстаёт из вымышленных персонажей мужского пола гомосексуальной ориентации. Главный герой отчаянно влюбляется в красавца Годфруа и с этого момента все его действия основаны на том, чтобы облагодетельствовать своего избранника, которого по странной иронии забыли спросить об ответных чувствах. Хорошо замаскированная ошибка главного героя в том, что он идеализирует и боготворит человека, которого в сущности не знает и считает, что любит, при этом, не замечая, настоящую любовь рядом, которая в конце с озорным юмором автора превращается в «абсолютно голого матерящегося детину».
7. Истории, в которых основной конфликт главного героя освещается с позиции адаптации к условиям гомофобного мира. Это рассказы когда главный герой совершает каминг-аут или подвергается аутингу, истории о родителях или родственниках геев, которые проходят путь принятия своих близких как гомосексуалов, рассказы, когда смерть одного героя становится ценой жизни другого, а между ними была та самая пропасть гомосексуальности, которая делала их непримиримыми антагонистами, это так же истории о скрытой любви в гомофобном окружении - тюрьме или армии.
Например в романе Геннадия Трифонова "Сетка. Тюремный роман", действие которого разворачивается в 1977 году в СССР, рассказывается история любви 18-летнего Сашка, впервые попавшего в тюрьму, и более опытного, уже отсидевшего на малолетке, Серёги. Сашок - наивный и чистый пацан, совершенно беззащитный в мире лагерных "волков". Он глубоко привязывается к Серёге, который отвечает ему нежностью. Вся зоновская чернуха вынесена за скобки. Когда Серёга уходит на волю, Сашок не может при расставании скрыть горе, и это видит вся зона. Это роман о чувствах, которые развиваются в условиях заключения, где свои правила и нормы, заставляющие людей адаптироваться к условиям той действительности.
Понятно, что в более или менее крупных произведениях некоторые сюжетные линии могут переплетаться между собой, в том порядке событий, в котором автор задумал фабулу своего повествования. И конфликты основного персонажа могут быть не только внешними между действующими лицами, но и внутренними, происходящими в сознании героя, а так же и в виде статичной картины мира, когда нет сколько-нибудь четко выраженных начал и концов, когда конфликт заключается, например, в подавленной гомосексуальности, которая неизменно и постоянно окрашивает жизнь героя, создавая фон и своего рода аккомпанемент изображаемого действия. Если подходить совсем формально все конфликты гей-литературы относятся к двум типам: конфликт с обществом и конфликт с собой, представленный в виде внутренних метаний. И это достаточно условное деление, чаще всего в произведениях присутствует и тот и другой тип конфликта.
Таким образом, исходя из описанного сюжетного набора вырисовывается определение главного героя гей-литературы.
Главный герой гей-литературы – это человек находящийся в конфликте с самим собой, окружающими людьми или обществом из-за собственной гомосексуальности или гомосексуальности близких людей, способный или не способный адаптироваться в мире, в котором живёт.
Говоря об адаптации нужно сказать, что авторы не всегда затрагивают эту тему и часто она проходит в виде того самого статического или субстанционального фона, или исчезает вовсе, поэтому её наличие является скорее дополнительным признаком, чем обязательным. Однако, здесь это стоит упомянуть в качестве признака помогающего в дефиниции гей-литературы как вида художественной литературы.
Итак, гей-литература отличается главным героем с обрисованным конфликтом из-за гомосексуальности и достаточно чётким набором сюжетных композиций. И мы подошли к главному вопросу - идентификации. Нельзя сказать, что гей-литература это жанр. Жанры подразделяются по форме (рассказ, роман, повесть и т.п.), содержанию (комедия, трагедия, драма) и по родам (лирические, эпические, драматические). В этом смысле гей-литература использует практически все жанры и не является чем-то одним из этого. Она так же не литературное направление, поскольку не придерживается строгого канона принципов классицизма, сентиментализма, романтизма или реализма. Так что же она такое?
В последние годы рядом литературоведов выделяются наджанровые историко-типологические группы, появление которых связывают с особенностями литературного процесса XX века, характеризующегося кризисом традиционных жанровых форм и многочисленными литературными экспериментами. Одной из них называют мегажанр. К мегажанрам относят фантастику, детектив, блокбастер, ремейк и другие. Есть искушение поставить в этом ряду гей-литературу на следующее за ними место. Однако, мегажанры используют один какой-то присущий только им метод отображения действительности и склонны к мирообразованию. Так детектив использует метод описания расследования, а фантастика метод фантастического допущения. Гей-литература не имеет какого-то единого художественного метода и у неё нет склонности к мирообразованию, она сама может явиться читателю в одной из этих форм.
Согласно той же теории выделяют другую историко-типологическую группу – метажанр, которая характеризуется крупной формой, существующей над обычными жанрами и объединяющей их по какому-то общему признаку. Одни литературоведы указывают на общий предмет художественного описания, другие на единый принцип построения художественного мира, а кто-то подчёркивает неразрывность с культурой времени.
Выше уже было сказано, что гей-литература и в самом деле существует над жанрами и у неё есть общность в выделении главного героя. Кроме того, общим предметом художественного изображения здесь является конфликт главного героя, возникающий из-за гомосексуальности, а принципиальной направленностью содержательной формы восприятие реальности через опыт связанный с сексуальной ориентацией.
По нашему мнению гей-литература это метажанр, в рамках которого сюжетообразующую роль играют различные моменты бытовых, романтических, сексуальных отношений между однополыми партнерами или взаимодействие героя-гомосексуала с обществом, которые призваны осветить или проблематизировать модель окружающего мира. Художественное исследование и осмысление реальности представляется через призму сексуальной ориентации, в связи с чем гомосексуальной тематике отдается ведущая роль в раскрытии психологических аспектов поступков и действий героев. В сюжетах моделируются жизненные ситуации, проблемы и способы их разрешения, которые интерпретируются с гендерно-сексуальной точки зрения автора.
Исходя из приведённых определений мы должны подчеркнуть, что далеко не любое произведение с упоминанием гомосексуалов будет относится к гей-литературе. Существует довольно большой пласт романов, в которых есть гей-линия, но отсутствует типичный конфликт и нет никакого художественного моделирования через чувственный опыт иной сексуальности.
Дополнительными особенностями метажанра является межродовое жанровое смешение, в этом смысле гей-литература преодолевает привязанность к конкретному литературному роду и может быть представлена не только в привычном прозаическом виде, но и например в драматургическом. Как метажанр гей-литература выходит так же за литературно-формальные границы традиционного жанра и в качестве гей-темы существует в разных сферах культуры, например кино или живописи. К сожалению, из-за недостаточной изученности и чёткости определений наджанровых конструкций приходится оговориться о возможности допущения ошибки в наших изысканиях. Так, например, важнейшим признаком метажанра называется связь с культурой времени. Не совсем понятно должна ли она проявляться как-то конкретно или просто иметь место. С нашей точки зрения борьба за гражданские права, начавшаяся в XX веке и продолжившаяся так же в борьбе за права сексуальных меньшинств, является отражением этой связи. Гей-литература, приобрела дополнительное значение преобразовавшись в элемент современной гей-культуры. Так опосредованно используя литературные методы и приёмы она выражает интересы и ценности гей-сообщества, помогает самоидентификации и адаптации ЛГБТ-людей, способствует гуманизации общества, акцентируя внимание на ценности человека независимо от его ориентации и легитимизирует гомосексуалов в социальной среде.
Таким образом метажанровость гей-литературы позволяет ей существовать в различных жанрах, сохраняя специфику на содержательном уровне и иметь отличительные типологические черты. Как мы уже сказали, на сегодняшний день, в поле зрения литературоведов попадает творчество отдельных авторов, а не явление в целом. Есть мнение будто гей-литература порождена исключительно внешней гомофобией общества, мол уберите гомофобию и тут же исчезнет гей-литература. Однако, гей-литература пока не исследована, это дело времени. Чем больше будет серьезных произведений, тем больший интерес будет возникать у академической науки к изучению. Конечно, с течением времени некоторые аспекты гомосексуального дискурса и темы гей-литературы утратят свою актуальность, но, в целом, произведения, в которых будут исследоваться гомосексуальные отношения не исчезнут. Сексуальность и переживания связанные с ней это то, что присуще человеку независимо от развития науки, техники, на любом этапе развития общества и культуры. Так, например, исчезли рыцарские романы, но их элементы в том или ином виде присутствуют в современных произведениях, некогда популярный готический роман тоже трансформировался и адаптировался в текущих реалиях. Но рыцарство было обусловлено характером развития общественных отношений на определенном этапе развития общества, в отличие от сексуальных предпочтений. Так же и с гей-литературой, с каждым шагом будет расширяться и углубляться рассматриваемая тематика, возникать новые сюжеты, проявляться в различных жанрах, но эстетические и философско-этические, социально-психологические черты, определяющие ее своеобразие сохранятся в том или ином виде. Поэтому мы уверены, нас еще ждут открытия в области человека и человеческих отношений, в том числе порождённые сексуальностью, о которых сейчас никто и не подозревает, и которые породят новые дискуссии и темы.
Мы хотим выразить благодарность тем, кто своими дополнениями и возражениями помогал в создании этой статьи: Сергею Грекову, Андрею Туманову, Данилу Аверину, Ольге Морозовой, Жене Мелифаро, Leto и многим другим.
7 комментариев