Мария Сабунаева

Внутренняя гомофобия: Боюсь ли я сам себя?

Аннотация
Книга о внутренней гомофобии – то есть о любых негативных переживаниях гомосексуалов и бисексуалов относительно своей сексуальной ориентации и связанных с этим проблемах. Она предназначена в первую очередь для самих лесбиянок, геев, бисексуалов и бисексуалок – тех, кому хочется жить полноценной жизнью в гармонии с собой и своей сексуальной ориентацией и развивать в себе чувство собственного достоинства. Также книга может быть интересна любому человеку, которому небезразлично, как влияет общественная ксенофобия и социальная нетерпимость на живых людей, хотя бы чем-то отличающихся от «общей массы». Отдельно ее хочется порекомендовать для прочтения родителям, другим родственниками и близким друзьям ЛГБ.

 

Проявления внутренней гомофобии. Как ее распознать?
До того как мы приступим к анализу форм проявления внутренней гомофобии, предлагаем вам провести небольшую самодиагностику. Опросник предназначен только для лесбиянок, геев, бисексуалов. Пожалуйста, отметьте свое согласие/несогласие с рядом следующих утверждений. В случае, если вы не полностью согласны/несогласны, постарайтесь все-таки отметить тот полюс, к которому вы склоняетесь чуть больше. В случае, если у вас нет опыта, о котором говорится в том или ином пункте, вы можете представить эту ситуацию в своем воображении или пропустить вопрос.

 

1. Иногда я представляю окружающим свою партнершу/своего партнера как сестру/брата, знакомого/знакомую.

2. Мне не нравится, как звучат слова «гей» и «лесбиянка».
3. Быть лесбиянкой/геем/бисексуалом/бисексуалкой гораздо лучше, чем быть гетеросексуалом/гетеросексуалкой.
4. Я думаю, что воспитание детей в однополой семье неполноценно, ведь ребенку обязательно нужны отец и мать.
5. Я не гей/я не лесбиянка/я не бисексуалка/не бисексуал. Я люблю совершенно конкретного человека, просто он/она оказался/оказалась того же пола, что и я.
6. Иногда я испытываю к гетеросексуалам чувство пренебрежения.
7. Я вообще не понимаю, что тут обсуждать: ведь на самом деле между гомосексуалами/бисексуалами и гетеросексуалами нет никаких различий.
8. Иногда я отказываюсь от ношения какой-либо одежды или прически, из-за того, что окружающие могут «распознать» во мне гея/лесбиянку/бисексуала/бисексуалку.
9. Я считаю, что совершенно незачем афишировать на публике однополые отношения.
10. У ребенка, растущего в однополой семье, будет много проблем, потому что другие люди будут к нему плохо относиться из-за родителей.

11. Я считаю, что быть гетеросексуалом гораздо лучше, чем геем/лесбиянкой/бисексуалом/бисексуалкой.
12. Когда на моей работе/в месте учебы сотрудники/студенты обсуждают свои гетеросексуальные отношения, я просто молча слушаю, не говоря ничего о своих однополых отношениях.
13. Я считаю, что большинству моих родственников совершенно необязательно знать о моей сексуальной ориентации.
14. Когда мне говорят что-нибудь о том, что я выйду замуж/женюсь, я просто улыбаюсь и молчу либо отшучиваюсь.
15. Я сознательно не рассказываю некоторым людям о своей ориентации, потому что хочу уберечь их от стресса и психологической травмы.
16. Мне случалось на людях упоминать о своем/своей партнере/партнерше, называя его/ее безлично – так, чтобы пол было не определить.


Теперь вы можете подсчитать, с каким количеством пунктов вы согласились. Каждый из пунктов представляет собой тот или иной стереотип, содержащий в себе внутреннюю гомофобию. Здесь нет ни одного убеждения, в котором бы ее не содержалось в той или иной степени! Чем большее количество данных убеждений вы разделяете, тем выше ваш уровень внутренней гомофобии.


А теперь давайте рассмотрим наш опросник по пунктам.

 

Утверждение 1. Иногда я представляю окружающим свою партнершу/своего партнера как сестру/брата, знакомую/знакомого.
Действительно, многие гомосексуалы/бисексуалы поступают именно таким образом, а аргументируют свою позицию примерно так:
«Ну зачем я буду говорить людям правду, чтобы они тыкали в нас пальцами?», или так: «А зачем им знать правду, какая им разница?», или даже
так: «Просто так легче, можно ничего не объяснять». Объяснить, почему в этой ситуации за вас говорит ваша гомофобия, довольно легко: большинству гетеросексуалов даже в голову не придет представлять своих партнеров как братьев/сестер или приятелей, если только это не требуется для решения каких-то специальных задач. Гомосексуалы/бисексуалы, умалчивая о реальном положении вещей, делают это потому, что внутренне не до конца уверены в «нормальности» своих отношений. При этом объяснения могут касаться окружающего мира: мы-то правильные, это они не готовы воспринять нас как нормальных. И тут важно пояснить некоторые взаимосвязи. Если вы помните, внутренняя гомофобия является следствием внешней гомофобии. А внешняя гомофобия держится в первую очередь на том, что люди плохо знают, кто такие на самом деле гомосексуалы/бисексуалы и что такое гомосексуальность/бисексуальность. Отказываясь представлять им картину в адекватном свете, мы вкладываем свою долю в повышение уровня гомофобии в обществе. Не говоря уже о том, что во лжи можно просто запутаться!

 

Утверждение 2. Мне не нравится, как звучат слова «гей» и «лесбиянка».
Утверждение 5. Я не гей/я не лесбиянка/я не бисексуалка/не бисексуал. Я люблю совершенно конкретного человека, просто он/она оказался/оказалась того же пола, что и я.

 

Как-то одна из участниц психологического семинара по проблеме внутренней гомофобии сказала: «Ну ладно, слово «гей» звучит нормально. Но «лесбиянка» звучит просто уничижительно!» Часть ЛГБ-аудитории, как ни странно, согласно кивнула, зато другая часть задала удивленный вопрос: «Что же здесь уничижительного?» «Ну, звучит прямо как «обезьянка»», – ответила девушка*.

 

На самом деле слово «лесбиянка» ведет свое происхождение от названия греческого острова Лесбос. И хотя ничто не говорит о том, что все жительницы данного острова предпочитали когда-либо однополую любовь (более-менее точно мы можем говорить только об одной жительнице острова – поэтессе Сапфо), наименование «лесбиянка» образовано по принципу: «кореянка» – жительница Кореи, «итальянка» – жительница Италии, «китаянка» – жительница Китая, «лесбиянка» – жительница острова Лесбос. Список можно продолжить, так как это достаточно распространенный вариант оформления названия представительниц каких-либо народов или жительниц какой-либо местности. Но итальянки и китаянки почему-то не ассоциируются с обезьянками! Что же происходит со словом «лесбиянка»?


Дело в том, что назвать себя геем, лесбиянкой, бисексуалкой или бисексуалом – это больше, чем просто произнести одно слово. Это значит сделать важный шаг к определению своей сексуальной идентичности, т.е. начать обозначать себя как человека с той или иной сексуальной ориентацией и жить в соответствии с этим. Все эти слова являются названиями представителей целых групп, выделяемых на основании их сексуальных/эротических/психологических предпочтений. Сказать, например, «Я – гей» – значит определить себя как человека, которого в сексуально-эротическом плане привлекают мужчины, который хочет и собирается строить свою жизнь с мужчиной-партнером, который видит свои жизненные перспективы определенным образом. Это значит назвать себя и стиль своей жизни. Но это может быть страшно – как будто в результате «не будет хода назад». Поэтому некоторые ЛГБ боятся назвать себя прямо, выбирая иносказательные описания: «я все равно не гей/не лесбиянка/не бисексуал/не  бисексуалка, мне просто понравился конкретный человек». Но в таком случае можно подумать, что другим лесбиянкам, геям, бисексуалам/бисексуалкам нравятся все женщины/мужчины поголовно! Ведь им тоже нравятся только некоторые из мужчин и женщин. На другом семинаре по этой же теме участница сказала: «А какая разница, как называть? Суть от этого не меняется. Если людей раздражает, то можно отказаться от этих слов!» Ответить на это можно так: в языке разные феномены, предметы и явления называются определенными словами. Это помогает людям понимать друг друга, передавать и получать информацию и быть уверенными, что они говорят об одном и том же в каждой конкретной ситуации. Если мы решим называть стул столом, стол – кроватью, кровать – шкафом, а шкаф – тумбочкой, то нам будет очень трудно общаться с другими людьми. Определение явлений словами имеет большое значение для формирования представлений о них. Как мы можем ждать, что ЛГБ станут в обществе видимы и будут иметь какие-либо права, если мы откажемся от слов, обозначающих этих людей и само явление?

 

Утверждение 3. Быть лесбиянкой/геем/бисексуалом/бисексуалкой гораздо лучше, чем быть гетеросексуалом/гетеросексуалкой, 
Утверждение 6. Иногда я испытываю к гетеросексуалам чувство пренебрежения,
Утверждение 11. Я считаю, что быть гетеросексуалом гораздо лучше, чем геем/лесбиянкой/бисексуалом/бисексуалкой.

 

На первый взгляд может показаться, что первое из этих утверждений не гомофобно вообще – ведь человек, говорящий так, уверен, что быть ЛГБ не то что не плохо, а как-то особенно хорошо. Второе из утверждений тоже ставит ЛГБ на позиции, позволяющие оценивать гетеросексуальность свысока. Но на самом деле это лишь «отзеркаливание» традиционного взгляда, гласящего, что гораздо лучше (и вообще единственно нормально) быть гетеросексуальным. В ответ мы «выдвигаем щиты» и говорим, фактически, то же самое, только перевернув: нет, быть ЛГБ – лучше! Это может звучать, например, так: «Вам, натуралам**, не понять, что такое настоящая любовь!» 

 

Третье из утверждений выражает внутреннюю гомофобию в наиболее явном виде. Обычно это утверждение обрастает рядом вполне рациональных аргументов: «Им не надо совершать камин-аутов», «Они могут спокойно заключать браки», «Их никто не обзывает из-за сексуальной ориентации» и т.п. Однако это совершенно не аргументы относительно того, кем лучше быть. Это аргументы относительно того, кому легче живется, – то есть скорее об окружающей ситуации, а не об обладании той или иной сексуальной ориентацией. Быть гомосексуальным/гомосексуальной или бисексуальным/бисексуальной – это больше, чем просто какие-то действия. Это и внутренние стремления, потребности, ценности – а они никак не могут быть «лучше» или «хуже» – они просто другие.

 

Кем же быть лучше? Объективный же факт состоит в том, что… никем не лучше. С точки зрения психологического благополучия и психического здоровья лучше всего быть самим/самой собой и принимать себя таким/такой, какой/какая ты есть. А для этого совершенно необязательно себя с кем-то сравнивать вообще. К слову, тяжелые случаи анорексии у женщин (расстройства, заключающегося в отказе от приема пищи или его жестком ограничении) начинаются с того, что девушки начинают сравнивать себя с картинками в журналах – а в результате в погоне за «фигурой куклы Барби» истощают себя до скелетообразного состояния. Но ведь принять себя можно и без этих сравнений. Даже так: только без сравнений и возможно принять и любить саму/самого себя полностью!

 

Форма же внутренней гомофобии, когда ЛГБ ставят свою сексуальную ориентацию выше гетеросексуальной, иначе называется гетерофобией – это любые формы негативного отношения к гетеросексуалам и гетеросексуальности. Нам с вами не нравится гомофобия, существующая в обществе. Хо-
тим ли мы брать с этого пример и развивать формы гетерофобии?

 

Утверждение 4. Я думаю, что воспитание детей в однополой семье неполноценно, ведь ребенку обязательно нужны отец и мать.

 

Эта идея является, к сожалению, очень стойкой и проявляется у многих ЛГБ. Она основана на идеях разделения социальных ролей в соответствии с полом и может быть объяснена с помощью гендерной*** психологии. Для начала определим важную вещь: общество, в котором мы в данный момент живем, является патриархатным. Патриархат – это система общественного устройства, в которой доминируют мужчины.
Власть, ресурсы, возможности контроля и управления находятся в первую очередь в руках мужчин. Для поддержания патриархатного порядка требуется, в частности, жесткое разделение мужчин и женщин. Достичь этого можно с помощью закрепления гендерных ролей: «мужчина – добытчик», «мужчина – охотник», «женщина – хранительница очага», «женщина – в первую очередь мать» и т.п. Эти утверждения закладываются в сознание в процессе все той же социализации – в данном случае это гендерная социализация, т.е. процесс усвоения норм и правил поведения, в соответствии с которыми мужчины и женщины должны вести себя в данном обществе. В результате трех-четырехлетние дети легко разделяют картинки на «мамины» и «папины», относя к первым кастрюлю и швабру, а ко вторым телевизор, газету и диван. Выглядит печально…

 

В фильме «Манговый поцелуй» («Mango Kiss») из уст главной героини-лесбиянки отпускается комментарий по поводу молодой гетеросексуальной пары: «Они могли бы быть моими родителями… гармоничными, организованными – и пойманными в ловушку жестких ролей, которых я отчаянно пробовала избежать». На экране в этот момент демонстрируется кадр, где жена в розовом халате и бигудях усиленно пылесосит ковер, а ее муж, сидя на диване, щелкает телевизионным пультом и пытается выбрать удобную позу, так как жена в результате заслоняет ему экран телевизора. Очень иллюстративная сцена! От жесткого закрепления стереотипных наборов гендерных ролей страдают многие мужчины и женщины, вне зависимости от
сексуальной ориентации. Например, описываемая в предыдущем абзаце пара совсем не выглядела в этой сцене счастливо. Но геям, лесбиянкам, бисексуалкам и бисексуалам приходится еще труднее. Ведь сам факт наличия у них сексуального влечения к партнерам того же пола и проявлений соответствующего поведения (например, когда один мужчина дарит другому цветы) лежит вне представлений о гендерных нормах: «Какие-то они не такие!». Особенно сильно давление гендерной системы на мужчин-геев. В патриархатном обществе мужчина для сохранения доминирующей позиции вынужден жестко придерживаться «канона маскулинности» – т.е. стремиться быть «настоящим мужчиной» в той форме, в какой это представляется в его обществе. Одним из условий обладания доминирующей маскулинностью является обязательная гетеросексуальность: «Ты ни в коем случае не должен быть геем!» Поскольку в патриархате место женщины изначально вторично, то женщины-лесбиянки обычно вызывают в общественном сознании меньшую панику и вообще приковывают меньше внимания: «Кому интересно, чем занимаются два второстепенных персонажа?»

 

Какое отношение все это имеет к воспитанию детей? Самое прямое: вам нужно решить, как именно вы хотите их воспитывать. Вы стремитесь поддержать традиционный гендерный порядок? Вам страшно представить, что мужчина сможет сварить суп, а женщина забить гвоздь? Тогда имейте в виду: гетеросексуальные семьи на данном этапе развития общества тоже страдают от жесткости такого порядка, и многие семьи от него отказываются. «Традиционная модель семьи» с женщиной-хозяйкой и мужчиной-добытчиком дает сбои, и высокий процент разводов объясним с этих позиций. Хотим ли мы перенимать у гетеросексуального общества те формы организации жизни, которые теряют эффективность? Не лучше ли воспитывать у детей гибкий подход к гендерным нормам? Кстати, заметим, что, по данным западных исследований (отечественных исследований этого вопроса еще просто нет), в однополых семьях гомосексуальная ориентация у ребенка встречается не чаще, чем в гетеросексуальных семьях. Зато у детей из однополых семей выявляется более гибкий подход к гендерной системе – иначе говоря, они менее озабочены вопросом, кто и что должен или не должен делать только изза своего пола.

 

Полноценность же воспитания определяется в первую очередь тем, насколько в данной семье ребенка любят и принимают. И если ваша семья не намерена жить на необитаемом острове в отрыве от цивилизации, то будьте уверены, ваш ребенок увидит и мужчин, и женщин, и представленность гендерной системы. Ведь семья является не единственной дорогой, ведущей к гендерной социализации. Еще существуют группы сверстников, детская и взрослая литература, фильмы и мультфильмы, другие взрослые рядом… Честно говоря, скорее трудно себе представить, как можно воспитать ребенка, чтобы он НЕ узнал о гендерных ролях!


К слову, если вам захочется понять, как оградить ребенка от ограничивающих влияний гендерной системы, будет полезно познакомиться с основами феминистской педагогики – например, о ней рассказано в книгах С.Бем или М.Киммела****.

 

————————————————————  

* На самом деле я хочу выразить благодарность этой участнице семинара за открыто высказанные чувства. Это помогло нам ярко проиллюстрировать те сложные переживания, которые могут испытывать и другие лесбиянки.

** «Натурал» – сленговое обозначение гетеросексуалов в ЛГБ-сообществе. Иногда носит пренебрежительный оттенок, но не всегда. 

 *** В этом разделе многократно будет использоваться термин «гендер» и его производные. Гендер – это социокультурный конструкт пола. В гендер входят все те характеристики, которые прививаются и развиваются у человека в процессе социализации, чтобы привести его поведение и мышление в соответствие с принятыми в данной культуре нормами, установками, представлениями о поведении мужчин и женщин и других мужских и женских характеристиках. Эти выработанные обществом нормы, установки, представления, а также роли мужчин и женщин называются гендерными. Гендерная психология изучает психологические аспекты проявления и функционирования всех этих и других феноменов, связанных с полом.  

**** Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОС-
СПЭН, 2004. Киммел М. Гендерное общество. – М.: РОССПЭН, 2006.

Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8
Вам понравилось? 21

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

1 комментарий

+
0
Главный распорядитель Офлайн 10 августа 2012 10:33
Одна из самых лучших работ по внутренней гомофобии. Очень хорошо написаны разъяснения, что именно это такое. Я даже думаю, что на основе этой книги составлю небольшую анкету и попрошу ответить на неё участников форума. Крайне любопытно будет оценить общий уровень.
Наверх