Мария Сабунаева

Внутренняя гомофобия: Боюсь ли я сам себя?

Аннотация
Книга о внутренней гомофобии – то есть о любых негативных переживаниях гомосексуалов и бисексуалов относительно своей сексуальной ориентации и связанных с этим проблемах. Она предназначена в первую очередь для самих лесбиянок, геев, бисексуалов и бисексуалок – тех, кому хочется жить полноценной жизнью в гармонии с собой и своей сексуальной ориентацией и развивать в себе чувство собственного достоинства. Также книга может быть интересна любому человеку, которому небезразлично, как влияет общественная ксенофобия и социальная нетерпимость на живых людей, хотя бы чем-то отличающихся от «общей массы». Отдельно ее хочется порекомендовать для прочтения родителям, другим родственниками и близким друзьям ЛГБ.

Что МЫ можем делать с внутренней гомофобией?
МЫ – это ЛГБ, уже собравшиеся в какие-либо группы, даже самые небольшие, но объединенные небезразличием к жизни лесбиянок, геев, бисексуалок и бисексуалов. Любое МЫ обладает значительным преобразующим потенциалом. С небольших шагов начинается значительное движение. Так, например, на сайте Российской ЛГБТ-сети1 написано, что Сеть образована в 2006 году, а к настоящему моменту представляет собой разветвленную структуру с тринадцатью региональными отделениями. Ряд акций, организованных Сетью, проводился более чем в 30 городах России: например, «Радужный флешмоб-2009» и «Радужный флешмоб-2010» – жизнерадостные акции с выпусканием в небо разноцветных воздушных шаров, приуроченные к 17 мая – Международному дню противостояния гомофобии и трансфобии. Например, в Санкт-Петербурге в 2009 году под руководством ЛГБТ организации «Выход» свыше двухсот (!) ЛГБТ-активистов с воздушными шарами прошли по Невскому проспекту и выпустили их в небо в историческом месте – на стрелке Васильевского острова. Флешмоб прошел под девизом: «Мы больше не делаем вид, что нас нет». А ведь ЛГБТ организация «Выход» начала свою жизнь только в 2008 году, когда вместе собралось буквально несколько активных и небезразличных людей. Такая серьезная и весомая информационная кампания как «Неделя против гомофобии» (ведущая свою историю в России с 2007 года, когда в нее было включено 6 городов) в 2010 году проводилась уже в 16 городах России (Архангельск, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Калининград, Кемерово, Москва, Омск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень, Челябинск). А ведь это не одно мероприятие, а целая неделя информационной работы!
 

Интересны и важны такие общие для ЛГБТ мероприятия, поддерживаемые в том числе Российской ЛГБТ-сетью, как: День молчания, проходящий с 2008 года в России каждую весну под девизом: «Мы молчим, чтобы нас услышали!» (впервые проведен в нашей стране ЛГБТ организацией «Выход»). Это акция, привлекающая внимание к проблеме замалчивания дискриминации и гомофобии, с которыми сталкиваются ЛГБТ; День памяти жертв трансфобии, отмечаемый 20 ноября и посвященный убитым на почве ксенофобии трансгендерным людям; День памяти геев и лесбиянок – жертв политических репрессий, отмечаемый 17 декабря (это день, в который в 1933 году было опубликовано Постановление ВЦИК, согласно которому добровольные сексуальные отношения между совершеннолетними мужчинами объявлялись уголовным преступлением. На основе этого Постановления была создана 121 статья УК РСФСР, по которой за годы ее действия с 1934 по 1993 было осуждено по неполным данным не менее 250 000 человек).

 

Значительными событиями в жизни ЛГБТ в России за последнее время являются также еще два больших проекта. Во-первых, это Международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок», ведущий свою историю с 2008 года и имеющий целью создание открытого культурного пространства для обсуждения проблематики гомосексуальности, бисексуальности, трансгендерности, гомофобии и трансфобии, дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. На кинофестиваль приглашаются широкие слои населения, что дает возможность наладить диалог между ЛГБТ-сообществом и обществом в целом. Начав свою историю в Санкт-Петербурге, «Бок о Бок» продолжает движение по другим городам России. Может быть, вам захочется, чтобы он прошел и в вашем городе? Тогда загляните на сайт кинофестиваля.

 

Во-вторых, это Международный фестиваль квир-культуры, который проводится в Санкт-Петербурге с 2009 года под эгидой ЛГБТ организации «Выход» и имеет своей миссией создание общественного пространства, свободного от ксенофобии, расизма, сексизма и гомофобии. Фестиваль объединяет множество самых разных мероприятий: от красочных шоу до научных семинаров, от рок-концертов до фотовыставок и др. Эта идея словно ожидает быть подхваченной другими городами России! Как видите, многие из названных мероприятий включают преодоление гомофобии в свои цели. Но ведь речь идет о внешней гомофобии, разве не так? При чем же тут преодоление внутренней гомофобии?

 

Для начала, на этих мероприятиях собирается вместе много геев, лесбиянок, бисексуалов/бисексуалок и трансгендеров. Просто общаясь друг с другом, обсуждая насущные проблемы, что-то организуя и планируя, они уже помогают друг другу снизить уровень внутренней гомофобии. Ведь включившись в эту деятельность, вы увидите, как много вокруг интересных, привлекательных людей – с той же сексуальной ориентацией/гендерной идентичностью, что и ваша – а может быть, и с другой, но это оказывается совершенно не самым важным! Так развенчиваются мифы и стереотипы о геях, лесбиянках, бисексуалках и бисексуалах в головах самих ЛГБ. Кроме того, многие из этих мероприятий позволяют получить качественную информацию по вопросам сексуальной ориентации и не только (например, после кинопросмотров на кинофестивале организуются дискуссии с приглашением экспертов).
Также эти мероприятия помогают ЛГБТ повышать их «внутреннюю смелость» – ведь некоторым даже бывает трудно решиться прийти на концерт или кинопросмотр; но если уж вы на это решились – значит, ваша внутренняя гомофобия вынужденно «отступает».

 

И наконец, с помощью этих мероприятий можно показать другим ЛГБТ: а) что мы существуем; б) что нас много; в) что среди нас много интересных людей; г) что многие из нас не боятся открытости; д) что у ЛГБТ есть своя культура и свои ценности, а не только «сексуальное поведение»; е) что ЛГБТ разделяют общечеловеческие гуманистические ценности толерантности, ненасилия, признания человеческого достоинства и Прав человека. Это может помочь другим геям, лесбиянкам, бисексуалкам/бисексуалам, в свою очередь, преодолеть их собственную внутреннюю гомофобию и уважать свое человеческое достоинство – а также постичь искусство быть собой*!

 

***


 В окончание этой главы приведем известнейшее высказывание американской ученой-антрополога, специалистки по изучению человеческих сообществ Маргарет Мид: «Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа небезразличных людей может изменить мир. Собственно говоря, это единственное, что его когда-то изменяло»**.

 

Заключение
 Быть собой и проявлять свою идентичность – это большая радость для человека. Многие лесбиянки, геи, бисексуалки и бисексуалы словно бы сами лишают себя этой радости, страшась ее последствий. Но очень важно подчеркнуть, что сила вашего Я возрастает с каждым разом, когда вы позволяете ему проявляться и быть собой. И, может быть, уже скоро в вашей жизни настанет такой день, когда вы сможете просто и спокойно сказать другому человеку «Я лесбиянка/Я гей/Я бисексуал/Я бисексуалка», не ощутив при этом никакого напряжения, словно вы говорите о том, что любите яблочный пирог или раз в неделю ходите в бассейн. А пока – помогайте себе и тем, кто рядом с вами, освобождаться от рамок, придуманных не вами и давно утерявших свою функцию. Как ни странно, гомофобию уже сейчас можно обозначить как явление устаревающее и начинающее отмирать. Очень многие люди сегодня и сами не способны понять, какие претензии у них есть к ЛГБТ! А гомофобное поведение они просто продолжают проявлять автоматически, не осознавая его стереотипности. Совсем как герои следующей притчи:
 «В одной семье было фирменное блюдо: особые мясные рулетики. Однажды молодая девушка заметила, что хозяйки разрезают мясо на две части, из-за чего сок вытекает и мясо становится менее сочным. Она спросила у своей мамы, которая обучала ее готовить мясные рулетики:
– Мама, почему ты разрезаешь мясо, перед тем, как класть в кастрюльку, оно ведь получается менее сочным?
– Так учила меня готовить моя мама.
Тогда девушка пошла к своей бабушке и спросила:
– Бабушка, когда ты готовишь мясные рулетики, ты разрезаешь мясо, оно ведь получается менее сочным?
– Так учила меня готовить моя мама.
Девушка пошла к матери своей бабушки, и там услышала тот же ответ. Она дошла до самой старой бабушки и спросила ее:
– Уважаемая бабушка, почему ты разрезала мясо перед тем, как класть в кастрюльку, ведь так оно получается менее сочным?
И самая старая бабушка ответила ей:
– А у меня кастрюлька была маленькая, и мясо не помещалось»***.
Идея этой притчи совершенно ясна: многие люди продолжают совершать какие-то действия, просто потому, что «все так делают» – но сами действия могут при этом совершенно утерять смысл. Если бы хозяйки из притчи сообразили, что их кастрюльки гораздо больше, чем у самой старой бабушки, то они могли бы значительно улучшить качество своих блюд! Но для этого нужно было обнаружить бессмысленность тех действий, которые в этой семье считали традиционными.

 

Если вернуться в контекст ЛГБТ, то гомофобия сегодня тоже не имеет под собой смысловой основы (все-таки мы очень далеко ушли от крыс, чтобы кто-либо, немного отличающийся от других, был так страшно опасен для всего общества). Основная задача гомофобии – поддерживать патриархатную модель функционирования общества. А сама патриархатная модель тоже является устаревающей! Но чтобы все это понимать, нужно учиться смотреть «поверх рамок» и видеть мир без искажающих линз. Поэтому важно осознавать, что как индивидуальная открытость, так и любые открытые ЛГБТ-мероприятия помогают обществу увидеть ситуацию адекватнее, снизить уровень страха и повысить уровень понимания. Так, начав с преодоления внутренней гомофобии, лесбиянки, геи, бисексуалы и бисексуалки способствуют повышению уровня толерантности и улучшению психологической атмосферы во всем обществе.

——————————————————

* Слоган «Искусство быть собой» являлся лозунгом Международного фестиваля квир-культуры-2010.
** Цит. по: Бадхен А.А. Духовное измерение и принципы психологической практики 

***Тупицына И.А. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека // Практикум по гендерной психологии. – СПб.: Питер, 2003. С.149.

Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8
Вам понравилось? 21

Не проходите мимо, ваш комментарий важен

нам интересно узнать ваше мнение

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

1 комментарий

+
0
Главный распорядитель Офлайн 10 августа 2012 10:33
Одна из самых лучших работ по внутренней гомофобии. Очень хорошо написаны разъяснения, что именно это такое. Я даже думаю, что на основе этой книги составлю небольшую анкету и попрошу ответить на неё участников форума. Крайне любопытно будет оценить общий уровень.
Наверх